Файл: Сборник эффективных моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая
программа «Развитие эмоционально-личностной и коммуникативной
сфер подростков, обучающихся в интернациональной
образовательной среде, «Калейдоскоп успеха»
Московская область,
апробация
2018
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Образовательная организация,
ППМС-центр
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети с ОВЗ 5–9 классов
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Психолого-педагогическая
ЦЕЛЬ:
формирование у учащихся представлений о межнациональном и бесконфликтном взаимодействии, коррекция индивидуальных особенностей эмоционально-волевой сферы и развитие навыков эффективной коммуникации с партнерами по общению с позиций межнационального общения.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МБОУ Образовательный центр «Созвездие»
Сюрин С.Н., Макарова Н.И.,
Дмитриев Т.И., Тимофеева Е.И.
ОПИСАНИЕ:
Данная программа рассчитана на обучающихся многонациональных классов с нарушениями интеллекта,
задержками психического и речевого развития, а также подростков, имеющих трудности в установлении эффективных коммуникативных взаимоотношений со сверстниками, недостаточность представлений о межнациональном и бесконфликтном взаимодействии. Главными направлениями являются: познание и принятие себя, принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье; определение и принятие культуры малой родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры, понимание мультикультурного пространства России; постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.
Каждое занятие рассчитано на 2 академических часа. Предпочтительная форма занятий – групповая
(6
–8 чел.). Общая аудиторная нагрузка составляет 44 академических часа. При этом 4 часа отводится на первичную и динамическую диагностику уровня сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер личности, коммуникативных навыков у участников программы, а 40 часов – на изучение основного учебного материала.
В рамках реализации данной программы используются такие приемы, как метод личностной перспективы,
анализ конфликтных ситуаций, в которые часто попадает ребенок; личный пример специалиста; формирование учебной мотивации через использование позитивного стимулирования, подчеркивание достижений ребенка,
комментируемое управление, опора на жизненный опыт детей. С учётом особенностей развития детей с ОВЗ
предусмотрена щадящая нагрузка.
43
СБОРНИК 2022 01 02
03
04


Программа по профилактике употребления психоактивных
веществ «НЕзависимость»
Мурманская область,
апробация
2020
44
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация или организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Подростки 14–16 лет группы риска употребления ПАВ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, вторичная
ЦЕЛЬ:
создание условий для развития внутренних ресурсов несовершеннолетнего, способствующих его успешной социальной адаптации, направленной на снижение случаев употребления ПАВ.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГОБУ МО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Мурманск
Колесник С.А., Огородникова Н.Е.,
Шмуйлович Е.В.
ОПИСАНИЕ:
Целевой группой при разработке программы являлись подростки, воспитывающиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых уже отмечены эпизоды употребления психоактивных веществ либо имеющие признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии.
Реализация программы способствует:
– повышению уровня информированности о последствиях употребления ПАВ;
– развитию критического отношения к своим действиям и поступкам через осознанное принятие решений;
– включению подростка в социально-приемлемое окружение и проявление социально одобряемой активности.
Реализация программы рассчитана на 2 месяца, периодичность встреч – 1 раз в неделю,
продолжительность встречи – 1 час 30 минут.
В рамках программы используются следующие методы и приемы работы: ролевые игры, мини-лекции,
дискуссии, релаксационные методы, разминки, арт-терапевтические упражнения.
В содержание программы входят диагностический инструментарий, конспекты занятий с перечнем широко известных игротерапевтических и психогимнастических приемов, психологических игр на развитие коммуникативных навыков и командообразования.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04

Программа по профилактике безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ ЗАТО
г. Североморск «СОШ № 12»
Мурманская область,
апробация
2018
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: учителя, ученики, родители
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, вторичная
ЦЕЛЬ:
создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МБОУ ЗАТО г. Североморск
«СОШ № 12».
АВТОР:
МБОУ ЗАТО г. Североморск
«СОШ № 12»
Тригубенко Е.В.
ОПИСАНИЕ:
Основной концептуальной идеей программы является создание в образовательном пространстве школы благоприятной среды, позволяющей успешно адаптироваться и социализироваться детям с проблемами в поведении и обучении.
Программа обеспечивает взаимодействие администрации, педагогов школы, социального педагога, педагога-психолога,
Совета профилактики, Совета школы, родительской общественности школы со службами профилактики.
Реализация программы способствует:
– снижению количества правонарушений, совершенных учащимися;
– повышению правовой культуры всех участников образовательного процесса;
– выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также непосещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятию мер по получению ими общего образования;
– выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей;
– оказанию социальной и психологической поддержки семьям различных категорий;
– формированию морально-волевых качеств обучающихся;
– обучению детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации и формированию стрессоустойчивости личности;
– созданию условий, способствующих раскрытию потенциала личности ребёнка;
– организации совместной деятельности участников воспитательной системы школы.
Направления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: работа с семьёй,
работа с социумом, правовое просвещение, социально-психологическая деятельность, организация досуговой деятельности.
Методы, применяемые для реализации программы: исследовательский метод, дискуссионный метод, метод проектов, метод
«Школьная медиация», кейс-метод, интерактивный плакат.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04 45


Станционная профилактическая игра
«Хозяин судьбы»
Мурманская область,
апробация
2010
46
ФОРМА
Игра
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся 9–11 классов
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
активизация осознания подростками важности здорового образа жизни и активной жизненной позиции.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МБОУ СОШ №1 г. Мончегорск
Погудина О.В., Кузькова Т.А.
ОПИСАНИЕ:
Станционная игра «Хозяин судьбы» является интересной, привлекательной, эффективной формой организации профилактической работы с обучающимися 9–11 классов, способствует возможности воздействовать на их убеждения и позиции, соответствует возрастным особенностям и потребностям старшеклассников в самореализации и социализации.
Данная игра способствует:
– осознанию обучающимся ответственности за свою жизнь и свое будущее;
– изучению типичных заблуждений и реальной опасности употребления ПАВ;
– развитию навыков принятия решения и активного сопротивления вовлечению в потребление ПАВ;
– созданию условий для взаимодействия и общения учащихся школы (школ города);
– популяризации деятельности молодежной общественной организации, органов ученического самоуправления школы.
Игра состоит из 8 тематических станций, каждая из которых содержит утверждение, смысловой посыл, важный и актуальный для участника игры. Игра основана на деятельностном подходе: проводят игру на станциях обучающиеся 10–11 классов из числа лидеров ученического самоуправления,
волонтеры. Обучающиеся-волонтеры готовят материалы для проведения игры, активно участвуют в поиске материала для составления заданий тематических станций игры.
Длительность проведения игры: 2 урока – 70 минут.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04

Программа по профилактике употребления
психоактивных веществ «Мой выбор»
Ненецкий автономный округ,
апробация
2018
47
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Подростки (11–14 лет)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.
АВТОР:
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР», г. Нарьян-Мар
Солонович Е.А.
ОПИСАНИЕ:
Программа основана на системном подходе, ориентированном на личность и потребности человека, внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации. В процессе прохождения программы подросток учится знакомиться, выбирать друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные, положительные решения; уверенно вести себя в конфликтных и стрессовых ситуациях; строить взаимоотношения с родителями.
Реализация программы позволяет:
– формировать социальные навыки, необходимые для здорового образа жизни;
– знакомиться с объективной, соответствующей возрасту информацией о психоактивных веществах;
– формировать адекватную самооценку, навыки принятия решения; определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Программа состоит из 8 тем, которые изучаются последовательно. Темы позволяют глубже узнать свои особенности, чувства, знакомят с такими понятиями, как стресс, самоуважение, ценности.
Последняя тема содержит фактическую информацию о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
В программу включено примерное содержание занятий.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04


Программа социальной адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, проживающих
в школе-интернате
Ненецкий автономный округ,
апробация
2020
48
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Школа-интернат
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подросткового возраста
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
подготовка детей-сирот к интеграции в общество.
АВТОР:
ГКОУ НАО «Ненецкая средняя школа- интернат имени А. П. Пырерки»
Смышляева С.О.
ОПИСАНИЕ:
Особенностью данной программы является то, что готовность молодого человека к решению социально- экономических задач рассматривается как психологическая готовность. Важным психолого-педагогическим средством формирования психологической составляющей готовности ребенка к решению социальных задач является использование тренингов.
Реализация программы способствует:
– формированию психологической составляющей готовности ребенка к решению социальных задач;
– знакомству ребенка с системой знаний в социально-бытовой области, способствующей его социальной адаптации;
– формированию навыков, умений решать различные социально-бытовые задачи; освоению различных социальных ролей.
Психолого-педагогическим средством формирования теоретической готовности к решению социальных задач являются уроки-лекции, практические и семинарские занятия, занятия-практикумы, экскурсии;
воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабые стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проходят 4 раза в месяц по 40 минут в кабинете психолога,
игровой и учебной комнате, библиотеке (1 занятие в месяц со специалистами, 2 занятия в месяц с воспитателями). В ходе реализации программы предусматривается посещение средних специальных учебных заведений, отдела социальной защиты населения, магазина, почты, банка. Занятия проводятся со всеми детьми одновременно.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04

Рабочая программа педагога-психолога по профилактике
девиантного поведения среди несовершеннолетних
Ненецкий автономный округ,
апробация
2020
49
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети и подростки группы риска, педагоги
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних, а именно, помощь в осознании форм собственного поведения; развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды и изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
АВТОР:
ГБОУ НАО «Средняя школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нарьян-Мара»
Зенина О.С.
ОПИСАНИЕ:
Целевой группой программы являются социально и педагогически запущенные дети, подростки с девиантным поведением и непсихотическими видами дезадаптационных реакций. Для участия в программе привлекаются работающие с указанной группой обучающихся педагоги школы (учителя-предметники,
классные руководители, организаторы внеклассного досуга).
Программа позволяет решить следующие задачи:
– формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие,
социально-поддерживающее поведение, изменение дезадаптивных форм поведения;
– развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у школьников;
– формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков и других психоактивных веществ у детей, родителей и учителей;
– изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные;
– формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых;
– поощрение стремления подростков к прекращению употребления психоактивных веществ и минимизация вреда от такого употребления.
Срок реализации программы – 12 месяцев. Программа рассчитана на 78 часов внеурочного времени.
Занятия проводятся 2 раза в неделю группами по 12–15 человек. Программа состоит из блоков. Блок 1
«Компас эмоций» – представляет систему психолого-педагогических практикумов с педагогами. Блок 2 «Коды доступа к успеху» – направлен на освоение подростками активных копинг-стратегий путем обучения социальным навыкам, способам преодоления стресса. Блок 3 «Встречи с самим собой» – в котором успешно используются методы сказко- и музыкотерапии, основная психологическая работа происходит с обучающимся на ценностном уровне.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04