ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1851
Скачиваний: 3
ИНСИ′ГНИИ (лат.) – знаки высшей власти (в Древнем Риме – скипетр, золотая диадема, кресло из слоновой кости). В произведениях искусства часто являются атрибутами правителей.
ИНСТАЛЯ′ЦИЯ (англ. installation – установка) – в современном искусстве пространственная композиция, созданная из различных элементов. Основоположник – дадаист Марсель Дюшан.
ИНТА′ЛИЯ (лат. intaglio – резьба) – резной камень (гемма) с углублённым изображением. Инталии были, как правило, печатями. Появились в 4 тыс. до н.э. в странах Востока, широко распространены в античности.
ИНТА′РСИЯ (лат. intarsio – инкрустация) – инкрустация деревом по дереву. Наиболее распространена в Италии 15 в.
ИНТЕРЬЕ′Р (франц.intérieur – внутренний) – 1)внутреннее пространство здания; 2)жанр изобразительного искусства, изображающий церковные и домашние интерьеры; характерен для голландской, фламандской живописи 17 в. и русских художников венециановской школы (19 в.).
ИО′НИК (от лат. ovum – яйцо) – орнаментальный мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамлённых валиками на ионических и коринфских капителях и карнизах.
ИОНИ′ЧЕСКИЙ О′РДЕР – один из трёх главных древнегреческих архитектурных ордеров (дорический, ионический, коринфский). Имеет стройную колонну с базой и стволом. Колонна прорезана вертикальными желобками-каннелюрами. Капитель состоит из двух крупных завитков-волют, архитрав – из трёх горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрыт рельефом. Ионический ордер сложился в ионических областях Древней Греции в 560-500 гг. до н.э.; отличается от дорического большей лёгкостью и более богатым декором. Наиболее распространён в эпоху эллинизма.
ИСТОРИ′ЧЕСКИЙ ЖАНР – жанр изобразительного искусства, посвящённый людям и событиям в истории. Часто переплетается с жанрами портрета, батальным, бытовым. Представлен в творчестве Ж.Л.Давида (Франция), Рембрандта (Голландия), Н.Ге, В.Сурикова, В.Верещагина, М.Грекова (Россия) и др.
К
КАМЕ′Я (итал. cameo) – резной драгоценный камень с выпуклым изображением. Камеи известны с 4 в. до н.э. Обычно режутся из многослойных камней (фон – одного цвета, изображение – другого).
КАМПАНИ′ЛА (итал. campanile) –отдельно стоящая башня-колокольня (многоярусная, 4-гранная или круглая) при итальянской церкви; характерна для архитектуры Средних веков и Возрождения.
КАННЕЛЮ′РЫ (франц. cannelure – желобок) – желоба; вертикальные каннелюры – на стволе колонны, горизонтальные – на базе колонны ионического ордера. В дорическом ордере каннелюры делаются вплотную одна к другой, в ионическом ордере – с небольшими промежутками.
КАНО′Н (греч. «правило») – совокупность твёрдо установленных правил. Как эстетический термин впервые был употреблён в 5 в. до н.э. греческим скульптором Поликлетом в его трактате «Канон». Каноничность свойственна многим древним культурам. Тенденция к разрушению канона возникает в период Возрождения.
КАПЕ′ЛЛА (итал. cappella – часовня) – в католической и английской архитектуре небольшое помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, для размещения певчих и т.д. Капеллы находились в храмах в боковых нефах или вокруг хора («венок капелл» в готическом храме), а также в замках и дворцах. Иногда капелла – отдельно стоящее здание (Сикстинская капелла).
КАПИТЕ′ЛЬ (лат. capitellum – головка) – верхняя (венчающая) часть столба или колонны. В античности сложились три основных классических типа капителей: дорическая, ионическая, коринфская.
КАРАВА′Н-САРА′Й (перс. «дом караванов») – постоялый двор в городах и на торговых путях в Иране, Турции, Закавказье и др. Караван-сараи строились в 9-11 вв. в пунктах караванной торговли. Наиболее распространён тип караван-сарая с внутренним двором, окружённым 1-2-этажными помещениями
КА′РГОПОЛЬСКАЯ ИГРУ′ШКА – традиционный русский художественный народный промысел. Центр – город Каргополь Архангельской области. Каргопольские игрушки очень разнообразны: кони, бараны, олени, медведи, гармонисты, барыни и др. Делаются из глины; фигурки приземистые, сдержанные по раскраске, наделены индивидуальными чертами.
КАРИАТИ′ДА (греч. «жрица в Кариях») – опора в виде женской фигуры. Кариатиды обычно прислонены к стене или выступают из неё. Широко распространены в античной архитектуре (знаменитый портик кариатид – в храме Эрехтейон в Афинах, 421-406 гг. до н.э.).
КАРИКАТУ′РА (от итал. caricare – нагружать, преувеличивать) – жанр изобразительного искусства, основными средствами выразительности которого являются гипербола, юмор, сатира, фантастика. Используется чаще всего в газетах, журналах, плакатах. В широком смысле карикатурой называют всякое художественное изображение, в котором есть юмористический эффект. Выдающиеся карикатуристы: У.Хогарт (Англия), О.Домье, И.Гранвиль (Франция), Д.Моор, Б.Ефимов, Кукрыниксы (Россия).
КАРНИ′З (греч. «конец», «завершение») – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания; имеет также декоративное значение.
КАРТО′Н – крупноформатный рисунок, который выполнен в размере будущего произведения фресковой живописи, витража, шпалеры, мозаики. При переносе композиции на стену контуры картона прокалывались. Широко распространён в искусстве Возрождения и 17-18 вв.
КАРТУ′Ш (франц. – свёрток, кулёчек) – украшение в виде щита или не до конца развёрнутого свитка, на котором помещается эмблема или герб, надпись. Лепные и резные картуши украшали входы во дворцы, изображались на старинных документах, географических картах, надгробных плитах. Особенно распространены в 16-18 вв.
КАСКА′Д (от итал. cascare – низвергаться, стремительно падать вниз) – естественный или искусственный водопад, падающий уступами. Каскады применяются в парковой архитектуре, как правило, в сочетании с фонтанами (знаменитые каскады итальянских вилл; каскады в парке Петродворца).
КАТАКО′МБЫ (итал. catacumba – подземелье) – подземные помещения для убежища и захоронения у древних иудеев и христиан. Известны в Риме (2-4 вв.), в Северной Африке, Керчи, Киеве и др. Катакомбы, выкопанные под землёй, состоят из лабиринта узких коридоров-галерей, расположенных в несколько этажей и связывающихся лестницами. В стенах коридоров одна над другой расположены ниши-могилы (locus), которые герметически закрывались сразу после захоронения мраморными или черепичными плитами. На плитах вырезали или писали имя, возраст, день смерти усопшего и символические знаки (пальмовая ветвь, голубь с оливковой ветвью, якорь, монограмма Христа и др.). Кроме коридоров в катакомбах есть особые комнаты – кубикулы (cubicula), которые служили семейными усыпальницами или местом религиозных служб. В кубикулах располагаются особые могилы, крышка которых служила алтарём, на котором совершались таинства (этот обычай объясняет происхождение престолов в церквах). В потолках кубикул встречаются отверстия (луминарии), через которые катакомбы отчасти освещались. Потолки и стены катакомб украшались живописью.
КА′ФЕДРА (греч. «стул», «скамья», «сиденье») – в христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди; кафедры украшались статуями, рельефами, резьбой.
КВАДРИ′ГА (лат. quadriga – четвёрка) – античная боевая или беговая двухколёсная колесница, запряжённая четвёркой лошадей в один ряд.
КВАТРОЧЕ′НТО (итал. quattrocento – четыреста) – наименование 15 в.; в искусствознании обозначает период Раннего Возрождение в Италии.
КЕНОТА′Ф (греч. «пустая могила») – памятник, который сооружён не на месте захоронения.
КЕРА′МИКА (греч. «глина») – изделия из глины, закреплённой обжигом. Слово происходит от названия предместья Афин в Древней Греции, где работали гончары. Основные виды керамики: фаянс, фарфор, майолика, терракота и др. Выдающиеся образцы керамики: античные вазы; китайский фаянс и фарфор 4-7 вв.; итальянская майолика Возрождения; русские изразцы 16-17 вв. и др.
КЕРОПЛА′СТИКА (греч. «воск» и «ваяние») – лепка и скульптурные произведения из воска.
КЕССО′НЫ (франц. caisson, от лат. capsa – ящик)– углубления на потолке или на внутренней поверхности арки, свода (на плоских потолках – кассеты). Играют конструктивную и декоративную роль, улучшают акустику помещения.
КИВО′РИЙ (греч.) – первоначально сосуд для питья; в христианском храме – дарохранительница, которая находилась под алтарной сенью; позже – богато украшенная алтарная сень на колоннах.
КИЛИ′М (тюркс.-перс.) – шерстяной безворсовый 2-сторонний ковёр ручной работы. Производство килимов с геометрическими и цветочными орнаментами распространено на Украине, в Молдавии, Польше, Болгарии.
КЛУА′ТР (лат. claustrum – закрытое место, позднее – монастырь) – крытая аркадная галерея, обрамляющая двор монастыря; характерное сооружение романской и готической архитектуры.
КОВЁР – художественное текстильное изделие; предмет народного декоративно-прикладного искусства. Имеет многовековую традицию. Различают ворсовые и безворсовые ковры (паласы, шпалеры) ручной и машинной выработки. По качеству исполнения и сложности рисунка ручные ковры считаются наиболее совершенными. Ковры могут быть вышитыми, вязаными, сшитыми из меховых шкур и т.п. Наиболее древние ковры – ворсовые ковры Горного Алтая (сер. 1 тыс. до н.э.). Простейшие ковровые изделия: циновка и войлочная валяная кошма. Безворсовые сюжетные ковры: шпалеры, гобелены.
КО′ВКА – способ художественной обработки металла в холодном или горячем состоянии давлением (молот или пресс), произведения декоративно-прикладного искусства, исполненные этим способом. Ковка известна с древнейших времён (4-3 тыс. до н.э.). В 19 в. ручная ковка была вытеснена литьём и штамповкой. Интерес в ковке возрождается в 20 в.
КОЛЛА′Ж (франц. collage – приклеивание, наклейка) – техника и жанр изобразительного искусства; произведение, созданное наклеиванием на какую-либо поверхность (основу) различных плоских материалов или объёмных кусков (обои, газеты, ткань, дерево, металл и др.). Коллаж введён в искусство П.Пикассо. В дальнейшем получил широчайшее распространение.
КОЛО′ННА (лат. columna – столб) – вертикальная опора любого вида (чаще всего – круглая). Обрела классическую форму в архитектуре Древнего Египта и Древней Греции.
КОЛОННА′ДА (франц.colonnade) – ряд или ряды колонн, объединённых общим перекрытием. Обычно применяется в виде портиков или галерей в наружной композиции зданий; в интерьере колоннады обрамляют парадные залы. Иногда колоннада является самостоятельным сооружением (в садово-парковом искусстве).
КОЛОРИ′Т (лат. color – краска, цвет) – система цветовых тонов, одно из важнейших средств выразительности в живописи, цветной графике. Колорит может быть спокойным, напряжённым, холодным (синие, фиолетовые, зелёные цвета), тёплым (красные, оранжевые, жёлтые цвета), ярким, сдержанным и т.д. В архитектуре и скульптуре систему цветовых соотношений обычно называют полихромией.
КОМПЛЮ′ВИЙ (от лат. compluere – стекаться) – прямоугольное отверстие в крыше древнеримского жилого дома, предназначенное для стока дождевой воды в бассейн (имплювий).
КОМПОЗИ′ЦИЯ (лат. compositio – составление, связывание) – построение художественного произведения; смысловое, пространственное и декоративное размещение фигур, предметов, пейзажных мотивов и т.п. («компоновка»).
КОНЁК (КОНЬ, КНЯЗЬ) – в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение бревна, венчающего крышу, которое делалось в виде коня или птицы; в более широком смысле – верхний гребень крыши.
КОНСО′ЛЬ (франц. console) – выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон.
КОНТРФО′РС (франц. contreforce – противодействующая сила) – вертикальная выступающая часть стены, которая увеличивает её устойчивость. В готической архитектуре контрфорс – отдельно стоящая опора, соединённая со стеной собора аркбутаном.
КО′РА (греч. «девушка) – статуя прямо стоящей девушки в длинной одежде. Коры характерны для искусства греческой архаики; впервые появились в ионийской пластике в 6 в. до н.э. В облике кор архаическая «застылость» и обобщённость форм сочетаются с тонкой декоративной обработкой поверхности мрамора (причёска, складки одежды). Глаза и одежда кор часто раскрашивались.
КОРИ′НФСКИЙ ОРДЕР – один из трёх основных архитектурных ордеров (дорический, ионический, коринфский). Имеет высокую колонну с базой и стволом, прорезанным каннелюрами; капитель очень нарядная, пышная: разворачивающийся бутон акантовых листьев, окаймлённый небольшими волютами. Сложился в 5 в. до н.э., наиболее распространён в архитектуре эллинизма.
КОРОПЛА′СТИКА (от греч. «девушка» и «ваяние») – изготовление женских фигурок из обожжённой глины, воска, гипса и др.
КОШМА′ (староузбек.) – войлочный ковёр из овечьей или верблюжьей шерсти. Характерен для скотоводческой культуры народов Азии (казахи, киргизы, туркмены и др.). Снаружи дом накрывают простой кошмой, внутри – украшают кошмой с орнаментом.
КРАББ (нем. Krabbe) – деталь в виде стилизованных листьев, элемент архитектурного декора; краббы характерны для искусства готики.
КРАКЕЛЮ′Р (франц. craquelure) – трещинка красочного слоя в произведении живописи.
КРАКЛЕ′ (франц. craquelé) – тонкие трещинки на глазурованной поверхности керамических изделий; создаются для декоративного эффекта.
КРЕМЛЬ – центральная укреплённая часть русского средневекового города (в Москве, Новгороде, Смоленске и др.). Кремль обычно размещался на высоких местах вблизи реки или озера, окружался стенами и рвами. В кремле находился дворец князя, соборы, дворцы бояр и знатных духовных лиц. Кремль имел колокольни и оборонительные башни. Московский Кремль особенно знаменит кирпичными стенами (длина 2,25 км), 20 башнями, колокольней Ивана Великого (высота 81 м), каменными соборами 15-16 вв. и др. постройками.
КРЕСТОЦВЕ′Т (ФЛЕРО′Н) – декоративная деталь, завершающая башни в архитектуре готики: стилизованный цветок с крестообразным расположением «лепестков»; применяется также в декоративно-прикладном искусстве.
КРИ′ПТА (от греч. «тайник) – в Древнем Риме сводчатое подземное помещение; в архитектуре западноевропейского Средневековья – часовня под алтарной частью храма для почётных погребений.
КРОКИ′ (франц. croquis – набросок) – быстро сделанный рисунок (обычно карандашный), схватывающий наиболее характерные черты натуры.
КРО′МЛЕХ (от бретонского «круг» и «камень») – один из видов мегалитических построек неолита и бронзового века. Состоит из огромных (высотой 6-7 м) отдельно стоящих камней (иногда – с перекрытием) и образующих концентрическую окружность (одну или несколько). Кромлехи являлись, вероятно, ритуальными сооружениями. Кромлехи встречаются в Азии, Америке, Европе.