Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1039

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 – 1 + хп + 1,

хп – хп – 1 = хп + 1 – хп, то есть разность между последующим и предыдущим членами последовательности (хп) остается постоянной. Значит, (хп) – арифметическая прогрессия  .


IV. Формирование умений и навыков.

Задачи, решаемые на этом уроке, более разнообразны по сравнению с предыдущим уроком. Теперь мы можем использовать определение арифметической прогрессии, ее свойство и признак, формулу п-го члена.

Кроме того, появляются задачи, в тексте которых не задана арифметическая прогрессия в явном виде. Нужно «перевести» условие на математический язык, «увидеть» арифметическую прогрессию, решить задачу и формулировку ответа опять «перевести» на язык условия.

Упражнения:

1. № 580, № 585. Самостоятельное решение заданий на «прямое» применение формулы п-го члена и нахождения разности.

№ 582. Решение у доски с объяснениями. Необходимо самостоятельно задать арифметическую прогрессию (хп), где

х1 = 50 (м/мин) – скорость поезда в конце первой минуты;

d = 50 (м/мин) – увеличение скорости;

х20 –?

х20 = х1 + d (20 – 1);

х20 = 50 + 50 · 19 = 50 · 20 = 1000 (м/мин).

Обращаем внимание, что скорость принято выражать в км/ч, значит, ответ   · 60 = 60 (км/ч).

№ 587.

2. № 589, № 593. Эти упражнения на неоднократное применение формулы п-го члена арифметической прогрессии, сводящиеся к решению системы уравнений либо неравенства.

Особое внимание следует уделить анализу условия. Решение полученной системы уравнений и неравенства ученики могут осуществить самостоятельно.

3. Упражнение на применение свойства арифметической прогрессии носит развивающий характер.

Первый член арифметической прогрессии равен 7. Найдите второй и третий ее члены, если известно, что они являются квадратами двух последовательных натуральных чисел.

Р е ш е н и е

Пусть (ап) – арифметическая прогрессия, где

а1 = 7;

а2 = п2;

а3 = (п + 1)2п  N.

По свойству арифметической прогрессии:

а2 =  ;

а1 + а3 = 2а2;

7 + (п + 1)2 = 2п2;

п2 – 2п – 8 = 0;

п = 4 или п = –2. Так как п  N, то –2 – не удовлетворяет условию.

а2 = 42 = 16;

а3

 = 52 = 25.

V. Итоги урока.

– Сформулируйте свойство арифметической прогрессии.

– Сформулируйте признак арифметической прогрессии.

Домашнее задание: № 581, № 588, № 591; 594

У р о к  61                                                                          Дата:
ФОРМУЛА п-го ЧЛЕНА АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ
(аналитическая)

Цели: вывести аналитическую формулу п-го члена арифметической прогрессии; формировать умения задавать арифметическую прогрессию аналитической и рекуррентной формулами; закрепить умения и навыки применения формул п-го члена и свойства арифметической прогрессии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней работы.

1. № 594. У доски – решение с комментариями ученика.

Р е ш е н и е

d = –18,7 – (–20,3) = 1,6;

ап = –20,3 + 1,6 (п – 1);

ап = –21,9 + 1,6п.

Пусть ап > 0, тогда –21,9 + 1,6п > 0;

п >  ;

п > 13,6875.

Значит, п = 14 – порядковый номер первого положительного члена арифметической прогрессии.

а14 = –21,9 + 1,6 · 14 = 0,5.

2. Ответы учащихся на вопросы  по домашней работе.

III. Объяснение нового материала.

1. ап = а1 + d (п – 1) – формула п-го члена арифметической прогрессии. Запишем ее в виде ап = d · п + (а1 – d), так как (а1 – d) – некоторое число, то обозначим его b = а1 – d и k = d, тогда получаем, что любая арифметическая прогрессия может быть задана формулой вида  , где k и b – некоторые числа. Такие формулы мы встречали при изучении последовательностей. Делаем вывод, что арифметическую прогрессию можно задать не только рекуррентной
, но и аналитической формулой.

Более того, верно и обратное утверждение: последовательность (ап), заданная формулой вида апk · п + b, где k и b – некоторые числа, является арифметической прогрессией.

 Найдем разность (п + 1)-го и п-го членов последовательности (ап):

ап + 1– ап = k (п + 1) + b – (kп + b) = kп + k + b – kп – b = k. Значит, при любом п справедливо ап + 1 = апk и по определению (ап) – арифметическая прогрессия с разностью k.  

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

№ 597. Можно решать устно.

№ 583. При решении этой задачи необходимо использовать сведения из курса геометрии (подобие треугольников). Обозначив А1В1 = х, получим А2В2 = 2хА3В3 = 3х; … АпВп = п · х, где х = 1,5 (см), получим последовательность, заданную формулой АпВп = 1,5 · п, то есть формула имеет вид апkп + b, где k = 1,5; b = 0. Дальнейшие вычисления проводим, используя формулу п-го члена арифметической прогрессии.

V. Самостоятельная работа.

В а р и а н т  1

1. Зная первые два члена арифметической прогрессии 3,4; –0,2; …, найдите следующие за ними четыре ее члена.

2. В арифметической прогрессии (bп) известны b1 = –0,8, d = 4. Найдите b3b24.

3. В арифметической прогрессии (хп) известны х1 = 14 и d = 0,5. Найдите номер члена прогрессии, равного 34.

4.* Мастерская изготовила в январе 106 изделий, а в каждый следующий месяц изготовляла на 12 изделий больше, чем в предыдущий. Сколько изделий изготовила мастерская в июне?

В а р и а н т  2

1. Зная первые два члена арифметической прогрессии 2,8; –0,4; …, найдите следующие за ними четыре ее члена.

2. В арифметической прогрессии (ап) известны а1 = –1,2, d = 3. Найдите а4а21.

3. В арифметической прогрессии (
bп) известны b1 = 12 и d = 3. Найдите номер члена прогрессии, равного 27.

4.* Бригада стеклодувов изготовила в январе 80 изделий, а в каждый следующий месяц изготовляла на 17 изделий больше, чем в предыдущий. Сколько изделий изготовила мастерская в августе?

Упражнения под звездочкой не обязательны для выполнения.

О т в е т ы:

Задание

I вариант

II вариант

1

–3,8; –7,4; –11; –14,6

–3,6; –6,8; –10; –13,2

2

b3 = 7,2; b24 = 71,2

а4 = 7,8; а21 = 58,8

3

п = 41

п = 6

4

166

199

Так как самостоятельная работа носит обучающий характер, то целесообразно проверить ее на этом уроке.

VI. Итоги урока.

Анализ результатов самостоятельной работы.

Домашнее задание: № 590, № 592, № 594; № 598.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  62                                                Дата:
НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ ПЕРВЫХ пЧЛЕНОВ
АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ


Цели: вывести формулу суммы первых п членов арифметической прогрессии; формировать умение применять эту формулу при решении задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

У с т н о:

1. Сформулируйте определение арифметической прогрессии.

2. Приведите пример арифметической прогрессии.

3. Сформулируйте определение разности арифметической прогрессии.

4. Назовите формулу п-го члена арифметической прогрессии.

П и с ь м е н н о:

В а р и а н т  1.

№ 578 (а).

В а р и а н т  2.

№ 578 (б).

III. Объяснение нового материала.

1. Создание проблемной ситуации.

З а д а ч а. Ученик мастера изготовил в первую неделю работы 15 гончарных изделий, а в каждую следующую неделю изготовлял на 5 изделий больше, чем в предыдущую. Сколько изделий ученик изготовил за восьмую неделю? Сколько изделий ученик изготовил всего в течение десяти недель?