Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1038

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ответ на первый вопрос ученики знают, как получить, такие задачи решались  ими  на  прошлых  занятиях.  Количество  изготовленных  изделий в первую, вторую и т. д. недели можно обозначить а1а2,… ап, …, причем (ап) – арифметическая прогрессия с разностью d = 5 и первым членом а1 = 15. За восьмую неделю ученик изготовил гончарных изделий:

а8 = 15 + 5 (8 – 1) = 50.

Для ответа на второй вопрос ученики могут предложить только такой способ  решения:  подсчитать  количество  изделий,  выполненных за 2-ю, 3-ю, …, 10-ю неделю, и сложить. Это очень долго. А если в задаче нужно будет найти сумму ста членов арифметической прогрессии, тысячи? Возникает проблема – нужна общая формула.

2. Пример из истории математики.

С формулой суммы п первых членов арифметической прогрессии связан эпизод из жизни немецкого математика Карла Гаусса (1777–1855). Маленькому Карлу было 9 лет, когда учитель, занятый проверкой работ учеников, предложил классу сложить все натуральные числа от 1 до 100, рассчитывая надолго занять детей. Каково же было удивление преподавателя, когда через несколько минут Гаусс подошел к нему с верным ответом! Он подошел к решению творчески, заметив, что можно складывать числа не подряд, а парами: 1 + 100, 2 + 99, 3 + 98 … и т. д. Легко увидеть, что сумма чисел в каждой паре равна 101, а таких пар 50, значит общая сумма равна 101 · 50 = 5050.

А можно ли с помощью рассуждений, аналогичных тем, что проводил маленький Гаусс, найти сумму первых п членов любой арифметической прогрессии?

3. Вывод формулы.

Пусть (ап) – арифметическая прогрессия.

Обозначим Sn сумму п первых членов арифметической прогрессии.

Sn = а1 + а2 + а3 + а4 + … + ап – 1 + ап                       (1)

Sn = ап + ап – 1 + ап – 2 + ап – 3 + … + а2 + а1                           (2)

Докажем, что сумма каждой пары членов прогрессии, расположенных друг под другом, равна а1 + ап.

a2 + an – 1 = (a1 + d) + (an – d
) = a1 + an;

a3 + an – 2 = (a2 + d) + (an – 1 – d) = a2 + an – 1 = a1 + an;

a4 + an – 3 = (a3 + d) + (an – 2 – d) = a3 + an – 2 = a1 + an   и т. д.

Число таких пар равно п. Складываем почленно (1) и (2) и получаем

2Sn = (a1 + an) · n.

 

– формула суммы п первых членов

   арифметической прогрессии.

Обычно арифметическая прогрессия задается первым членом и разностью, поэтому удобно иметь еще формулу суммы п первых членов, выраженную через а1 и d арифметической прогрессии.

Sn =   · nапа1 + d (п – 1);

Sn =   · n;

 

– формула суммы п первых членов

   арифметической прогрессии.

4. Пример.

Вернемся к задаче про ученика мастера. В течение 10 недель ученик мастера изготовил

S10 =   · 10 = 375 изделий.

IV. Формирование умений и навыков.

Так как формул суммы п первых членов арифметической прогрессии две, то необходимо сперва выяснить, в заданиях какого вида лучше использовать каждую из них, а затем при решении упражнений анализировать условие и выбирать формулу.

Упражнения:

1) Найти сумму первых тридцати членов арифметической прогрессии 4; 5,5; …

Р е ш е н и е

а1 = 4, d = 1,5, значит, по формуле II:

а30

 =   · 30 = 772,5.

2) Найти сумму первых сорока членов последовательности (ап), заданной формулой ап = 5 · п – 4.

Последовательность  (ап)  задана  формулой  вида  ап = kn + b, где k = 5 и b = –4, значит, (ап) – арифметическая прогрессия. Если применять формулу II, то для этого сперва надо найти а1а2 , затем d как разность а1 – а2. Это неудобно, проще сразу найти а1а40 и подставить в формулу I.

а1 = 5 · 1 – 4 = 1; а4 = 5 · 40 – 4 = 196;

S40 =   = 3940.

3) № 603, № 604. На «прямое» применение формул I и II. Самостоятельное решение с последующей проверкой.

№ 606.

№ 608 (а). У доски с объяснением. Здесь необходимо «увидеть», что последовательность  слагаемых – арифметическая  прогрессия, где а1 = 2, d = 2 и количество слагаемых равно п, можно применить формулу II. А можно задать эту прогрессию формулой ап = 2п и применить формулу I.


V. Итоги урока.

– Назовите формулу суммы первых п членов арифметической прогрессии (2 вида).

– В каких случаях удобнее применять формулу I, II?

Домашнее задание: № 605, № 607, № 608 (б), № 621 (а).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  63                                                                    Дата:
ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМУЛЫ СУММЫ ПЕРВЫХ п ЧЛЕНОВ
АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ


Цели: закреплять умения и навыки применения формулы суммы первых п членов арифметической прогрессии при решении задач; провести подготовку к контрольной работе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Является ли арифметической прогрессией последовательность, заданная формулой:

а) хп = 2п + 1;

б) уп = п2 – п;

в) zn = –64?

2. Найдите разность арифметической прогрессии:

г) 17; 13; 9; …

д) (хп), если х10 = 4, х12 = 14;

е) (уп), если уп = 3п – 0,5.

3. (ап) – арифметическая прогрессия, вычислите:

ж) а7, если а1 = 1, d = –2;

з) а10, если ап = 17 · п – 100;

и) а12, если а1 = 0, а2 = 3.

III. Проверочная работа.

Работа проводится по вариантом, задания на «прямое» применение формулы суммы п первых членов арифметической прогрессии.

В а р и а н т  1

1) Найдите сумму первых двенадцати членов арифметической прогрессии, если а1 = 16,5; d = –1,5.

2) Найдите сумму первых сорока членов последовательности, заданной формулой ап = 3п + 2.

3) Найдите  сумму  десяти  первых  членов  арифметической  прогрессии (а
п), если а1 = 8, а7 = 26.

В а р и а н т  2

1) Найдите сумму первых десяти членов арифметической прогрессии, если а1 = 18,5; d = –2,5.

2) Найдите сумму первых двадцати членов последовательности, заданной формулой хп = 4п + 5.

3) Найдите сумму двенадцати первых членов арифметической прогрессии (ап), если а1 = 6, а11 = 46.

О т в е т ы:

Задание

I вариант

II вариант

1

99

72,5

2

2540

940

3

215

336

IV. Формирование умений и навыков.

Все упражнения, решаемые на этом уроке, можно условно разделить на следующие виды:

1) На вычисление суммы первых п членов арифметической прогрессии по двум формулам (требует выбора формулы в зависимости от условия задачи).

2) На вычисление отдельных членов, числа членов, разности арифметической прогрессии по формулам суммы первых п членов.

3) На нахождение вышеперечисленных величин при наличии дополнительных условий и ограничений, сводящиеся к решению систем уравнений, неравенств.

Задания первого вида были выполнены в ходе проверочной работы.

Упражнения:

№ 609 (в), № 610, № 612, № 614, № 616. Решение у доски с комментариями.

Р е ш е н и е

609 (в).

(ап) – арифметическая прогрессия;

ап = 4пап ≤ 300;

4п ≤ 300;

п ≤ 75, значит, п = 75 – количество таких чисел.

а1 = 4; а75 = 4 · 75 = 300;

S75 =   · 75 = 11400.

О т в е т: 11400.

610.

В  этом  упражнении  задана  арифметическая  прогрессия  (ап),  где
а1 = 10; d = 3. Наши формулы позволяют находить сумму с первого по п-й член включительно, а требуется найти с 15-го по 30-й включительно. Заметим, что  мы  можем  найти  суммы членов арифметической прогрессии с 1-го по 30-й и с 1-го по 14-й включительно, их разность и даст искомый результат.