ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 1038
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ на первый вопрос ученики знают, как получить, такие задачи решались ими на прошлых занятиях. Количество изготовленных изделий в первую, вторую и т. д. недели можно обозначить а1, а2,… ап, …, причем (ап) – арифметическая прогрессия с разностью d = 5 и первым членом а1 = 15. За восьмую неделю ученик изготовил гончарных изделий:
а8 = 15 + 5 (8 – 1) = 50.
Для ответа на второй вопрос ученики могут предложить только такой способ решения: подсчитать количество изделий, выполненных за 2-ю, 3-ю, …, 10-ю неделю, и сложить. Это очень долго. А если в задаче нужно будет найти сумму ста членов арифметической прогрессии, тысячи? Возникает проблема – нужна общая формула.
2. Пример из истории математики.
С формулой суммы п первых членов арифметической прогрессии связан эпизод из жизни немецкого математика Карла Гаусса (1777–1855). Маленькому Карлу было 9 лет, когда учитель, занятый проверкой работ учеников, предложил классу сложить все натуральные числа от 1 до 100, рассчитывая надолго занять детей. Каково же было удивление преподавателя, когда через несколько минут Гаусс подошел к нему с верным ответом! Он подошел к решению творчески, заметив, что можно складывать числа не подряд, а парами: 1 + 100, 2 + 99, 3 + 98 … и т. д. Легко увидеть, что сумма чисел в каждой паре равна 101, а таких пар 50, значит общая сумма равна 101 · 50 = 5050.
А можно ли с помощью рассуждений, аналогичных тем, что проводил маленький Гаусс, найти сумму первых п членов любой арифметической прогрессии?
3. Вывод формулы.
Пусть (ап) – арифметическая прогрессия.
Обозначим Sn сумму п первых членов арифметической прогрессии.
Sn = а1 + а2 + а3 + а4 + … + ап – 1 + ап (1)
Sn = ап + ап – 1 + ап – 2 + ап – 3 + … + а2 + а1 (2)
Докажем, что сумма каждой пары членов прогрессии, расположенных друг под другом, равна а1 + ап.
a2 + an – 1 = (a1 + d) + (an – d
) = a1 + an;
a3 + an – 2 = (a2 + d) + (an – 1 – d) = a2 + an – 1 = a1 + an;
a4 + an – 3 = (a3 + d) + (an – 2 – d) = a3 + an – 2 = a1 + an и т. д.
Число таких пар равно п. Складываем почленно (1) и (2) и получаем
2Sn = (a1 + an) · n.
| – формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. |
Обычно арифметическая прогрессия задается первым членом и разностью, поэтому удобно иметь еще формулу суммы п первых членов, выраженную через а1 и d арифметической прогрессии.
Sn = · n, ап= а1 + d (п – 1);
Sn = · n;
| – формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. |
4. Пример.
Вернемся к задаче про ученика мастера. В течение 10 недель ученик мастера изготовил
S10 = · 10 = 375 изделий.
IV. Формирование умений и навыков.
Так как формул суммы п первых членов арифметической прогрессии две, то необходимо сперва выяснить, в заданиях какого вида лучше использовать каждую из них, а затем при решении упражнений анализировать условие и выбирать формулу.
Упражнения:
1) Найти сумму первых тридцати членов арифметической прогрессии 4; 5,5; …
Р е ш е н и е
а1 = 4, d = 1,5, значит, по формуле II:
а30
= · 30 = 772,5.
2) Найти сумму первых сорока членов последовательности (ап), заданной формулой ап = 5 · п – 4.
Последовательность (ап) задана формулой вида ап = kn + b, где k = 5 и b = –4, значит, (ап) – арифметическая прогрессия. Если применять формулу II, то для этого сперва надо найти а1, а2 , затем d как разность а1 – а2. Это неудобно, проще сразу найти а1, а40 и подставить в формулу I.
а1 = 5 · 1 – 4 = 1; а4 = 5 · 40 – 4 = 196;
S40 = = 3940.
3) № 603, № 604. На «прямое» применение формул I и II. Самостоятельное решение с последующей проверкой.
№ 606.
№ 608 (а). У доски с объяснением. Здесь необходимо «увидеть», что последовательность слагаемых – арифметическая прогрессия, где а1 = 2, d = 2 и количество слагаемых равно п, можно применить формулу II. А можно задать эту прогрессию формулой ап = 2п и применить формулу I.
V. Итоги урока.
– Назовите формулу суммы первых п членов арифметической прогрессии (2 вида).
– В каких случаях удобнее применять формулу I, II?
Домашнее задание: № 605, № 607, № 608 (б), № 621 (а).
У р о к 63 Дата:
ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМУЛЫ СУММЫ ПЕРВЫХ п ЧЛЕНОВ
АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ
Цели: закреплять умения и навыки применения формулы суммы первых п членов арифметической прогрессии при решении задач; провести подготовку к контрольной работе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Является ли арифметической прогрессией последовательность, заданная формулой:
а) хп = 2п + 1;
б) уп = п2 – п;
в) zn = –64?
2. Найдите разность арифметической прогрессии:
г) 17; 13; 9; …
д) (хп), если х10 = 4, х12 = 14;
е) (уп), если уп = 3п – 0,5.
3. (ап) – арифметическая прогрессия, вычислите:
ж) а7, если а1 = 1, d = –2;
з) а10, если ап = 17 · п – 100;
и) а12, если а1 = 0, а2 = 3.
III. Проверочная работа.
Работа проводится по вариантом, задания на «прямое» применение формулы суммы п первых членов арифметической прогрессии.
В а р и а н т 1
1) Найдите сумму первых двенадцати членов арифметической прогрессии, если а1 = 16,5; d = –1,5.
2) Найдите сумму первых сорока членов последовательности, заданной формулой ап = 3п + 2.
3) Найдите сумму десяти первых членов арифметической прогрессии (а
п), если а1 = 8, а7 = 26.
В а р и а н т 2
1) Найдите сумму первых десяти членов арифметической прогрессии, если а1 = 18,5; d = –2,5.
2) Найдите сумму первых двадцати членов последовательности, заданной формулой хп = 4п + 5.
3) Найдите сумму двенадцати первых членов арифметической прогрессии (ап), если а1 = 6, а11 = 46.
О т в е т ы:
Задание | I вариант | II вариант |
1 | 99 | 72,5 |
2 | 2540 | 940 |
3 | 215 | 336 |
IV. Формирование умений и навыков.
Все упражнения, решаемые на этом уроке, можно условно разделить на следующие виды:
1) На вычисление суммы первых п членов арифметической прогрессии по двум формулам (требует выбора формулы в зависимости от условия задачи).
2) На вычисление отдельных членов, числа членов, разности арифметической прогрессии по формулам суммы первых п членов.
3) На нахождение вышеперечисленных величин при наличии дополнительных условий и ограничений, сводящиеся к решению систем уравнений, неравенств.
Задания первого вида были выполнены в ходе проверочной работы.
Упражнения:
№ 609 (в), № 610, № 612, № 614, № 616. Решение у доски с комментариями.
Р е ш е н и е
№ 609 (в).
(ап) – арифметическая прогрессия;
ап = 4п, ап ≤ 300;
4п ≤ 300;
п ≤ 75, значит, п = 75 – количество таких чисел.
а1 = 4; а75 = 4 · 75 = 300;
S75 = · 75 = 11400.
О т в е т: 11400.
№ 610.
В этом упражнении задана арифметическая прогрессия (ап), где
а1 = 10; d = 3. Наши формулы позволяют находить сумму с первого по п-й член включительно, а требуется найти с 15-го по 30-й включительно. Заметим, что мы можем найти суммы членов арифметической прогрессии с 1-го по 30-й и с 1-го по 14-й включительно, их разность и даст искомый результат.