Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1046

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) Вычисление  п-го  члена  геометрической  прогрессии  по  формуле
(«прямое» применение).

2) Нахождение  знаменателя  и  первого  члена  прогрессии по формуле п-го члена геометрической прогрессии («не прямое» применение).

3) Использование характеристического свойства геометрической прогрессии для нахождения членов и знаменателя геометрической прогрессии.

4) Комбинированные задания.

Кроме того, в некоторых заданиях не указана явно геометрическая прогрессия – ее необходимо «увидеть», задать, обосновать и только затем решать, используя соответствующие формулы.

Упражнения:

625 (а, б), № 626 (а). «Прямое» применение формулы п-го члена геометрической прогрессии.

630, № 631. «Не прямое» применение формулы п-го члена геометрической прогрессии, либо на использование характеристического свойства геометрической прогрессии.

631 (а).

Р е ш е н и е

(сп) – геометрическая прогрессия;

с5 = –6, с7 = –54.

I  с п о с о б.         с5 = с1 · q4

                              с7 = с1 · q6



q2 =  , q2 = 9, q = 3 или q = –3.

II  с п о с о б. | с6 | =   = 18; значит,

с6 = 18 или с6 = –18, тогда

q =  ;  q =   = –3 или q =   = 3.

О т в е т: 3; –3.

Обычно удобнее решать первым способом, но можно и вторым, способы равносильны.

632 (а), № 633 (б).

629. В  этой  задаче  используются  межпредметные  связи  с  геометрией.

А1ВС1 подобен АВС, и коэффициент подобия равен  .

Площади этих треугольников относятся как квадраты их соответствующих линейных размеров, значит,  , то есть  .

Аналогично докажем, что 
.  И т. д.

Значения площадей треугольников образуют геометрическую прогрессию (хп), где х1 = 768 и q =  . Площадь А9ВС9 равна десятому члену этой прогрессии. Вычислим его:



О т в е т:   см2.

638. Задача аналогична той, которую решали перед введением понятия геометрической прогрессии.

643. Задание повышенной сложности можно прорешать с учащимися, чтобы закрепить не только навыки применения свойств арифметической и геометрической прогрессии, но и умение действовать по аналогии.

Р е ш е н и е

Пусть abc – арифметическая прогрессия.

По условию  a + b + c = 21 (*) и a;  (b – 1);  (c + 1) – геометрическая прогрессия. По свойству арифметической прогрессии 2b = а + с, значит, из (*) 3b = 21, b = 7.

а + с = 21 – 7 = 14;

с = 14 – а.

По свойству геометрической прогрессии

(b – 1)2 = a · (с + 1);

36 = а (15 – а);

а2 – 15а + 36 = 0;

а = 3 или а = 12, тогда

с = 14 – 3 = 11 или с = 14 – 12 = 2.

О т в е т: 3; 7; 11 или 12; 7; 2.


V. Итоги урока.

Домашнее задание: № 625 (в, г), № 626 (б), № 634, № 639.

 

У р о к  67                                                                   Дата:
НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ ПЕРВЫХ пЧЛЕНОВ
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ


Цели: вывести формулу суммы первых п членов геометрической прогрессии; формировать умение применять эту формулу при решении задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверочная работа.

В а р и а н т  1

1) Выпишите формулу п члена геометрической прогрессии.

2) В геометрической прогрессии (bп) известны b1 = 1,6 и q = 2. Найдите b5bk.

3) Найдите  первый  член  геометрической  прогрессии (bп),  в которой b6 =  , q =  .

4) Найдите знаменатель геометрической прогрессии, если известно, что b4 = 25, b6 = 16.

 

В а р и а н т  2

1) Выпишите характеристическое свойство геометрической прогрессии.

2) В геометрической прогрессии (ап) известны а1 = 3,2 и q =  . Найдите а4аk + 1.

3) Найдите  первый  член  геометрической  прогрессии (ап),  в которой а5 =  , q =  .

4) Найдите  знаменатель  геометрической  прогрессии  (bn),  в  которой b6 = 100, b8 = 9.

О т в е т ы:

Задание

Вариант 1

Вариант 2

1

2

3

1

bnb1 · qn – 1

bn2 = bn – 1 · bn + 1

1

2

3

2

25,6; 0,8 · 2k

0,4; 1,6 · 

3

9



4

 или –

0,3 или –0,3

                                                                      

III. Объяснение нового материала.


1. У с т н а я   р а б о т а  (актуализация знаний).

Упростить выражение:

а)  ;            б)  ;            в) 3п + 1 – 3п – 1.

2. Привести легенду об индийском принце и изобретателе шахмат, который в награду за изобретение попросил столько пшеничных зерен, сколько их получится, если на 1-ю клетку положить одно зерно, на вторую – в два раза больше, на третью – в два раза больше, чем на вторую, и т. д. до 64-й клетки.

Количество зерен в клетках составляет геометрическую прогрессию 1; 2; 22; 23; … 263. Если мы сумму обозначим через S, то

S = 1 + 2 + 22 + 23 + … + 263. Домножим обе части на знаменатель геометрической прогрессии:

2S = 2 + 22 + 23 + … + 263 + 264;

2S – S = (2 + 22 + 23 + … + 263 + 264) – (1 + 2 + 22 + 23 + … + 263);

S = 264 – 1.

Если подсчитать это число и перевести на килограммы, то масса превысит триллион тонн.

3. Решая предыдущую задачу, мы уже определим принцип вывода формулы суммы первых п членов геометрической прогрессии.

Повторим эти рассуждения для произвольных b1 и q.

Sп = b1 + b2 + b3 + … bп – 1 + bп;                       (1)

, так как b1q = b2,

, получаем

.               (2)

Вычитаем почленно из (2) равенство (1) и получаем



Sn (q – 1) = bnq – b1, тогда

 

– формула суммы  первых

   п членов геометрической

   прогрессии.


Задать учащимся вопрос: а как быть в случае, когда q =1?

4. Также можно дать задание самостоятельно преобразовать формулу, чтобы выражать сумму только через b1q и п.

 

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

648, № 649 (а, г). Самостоятельное решение упражнений на «прямое» применение формулы II.

651 (а, б), № 653. Решение у доски с комментариями.

654.

Р е ш е н и е

а) (хп) – геометрическая прогрессия; х5 = 1  =  ; q =  .

х5 = х1 · q4;     = х1 ·  ;     =   · х1;   х1 = 90.

S5 =  ;     S5 =   = 134 .

О т в е т: 134 .

При решении этого примера можно использовать обе формулы нахождения суммы первых п членов геометрической прогрессии, и учащиеся должны уметь выбирать формулу в зависимости от задачной ситуации.

655. Это задание повышенной трудности, для решения которого следует не только подставлять значения в формулу, но и оценивать результат, исключать посторонние решения.

Р е ш е н и е

а1 > 0, a3 > 0, a5 > 0 

а2 < 0, а4 < 0            

q < 0

а1 = 2, a5 = 162;

a5 = а1 · q4;      162 = 2 · q4;

                        q4 = 81;

                        q = –3, так как q < 0.

S6 =  ;     S6 =