ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 1031
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Окончание табл.
1 | 2 |
3. Биквадратное ах4 + bх2 + с = 0, а ≠ 0 | Метод введения новой переменной. Пусть х2 = t, t ≥ 0, тогда решаем аt2 + bt + c = 0относительно переменной t,а затем из уравнения х2 = t находим значение х |
4. Дробно-рациональное. Обе части уравнения являются рациональными выражениями, причем хотя бы одно из них – дробное | А л г о р и т м р е ш е н и я: 1) найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение; 2) умножить обе части уравнения на общий знаме- натель; 3) решить получившееся целое уравнение; 4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель дробей |
IV. Формирование умений и навыков.
Все упражнения, решаемые на этом занятии, можно разбить на
г р у п п ы:
– решение уравнений, сводящихся к линейным;
– решение квадратных уравнений;
– решение биквадратных уравнений;
– решение дробно-рациональных уравнений;
– решение уравнений комбинированными методами.
Упражнения:
№ 925 (а, г).
Р е ш е н и е
а) 3х (х – 1) – 17 = х (1 + 3х) + 1;
3х2 – 3х – 17 = х + 3х2 + 1;
–4х = 16;
х = –4.
г) ; · 6
х – 3 + 6х = 4х – 2 – 12 + 3х;
0 = –11 – неверное, значит, нет корней.
О т в е т: а) –4; г) нет корней.
№ 931 (б, г).
Р е ш е н и е
б) 6у2 – 0,24 = 0;
у2 = ;
у2 = 0,04; у = ± ; у = ±0,2.
г)
; · 3;
10и2 + 9и – 9 = 0;
D = 92 – 4 · 10 · (–9) = 81 + 360 = 441;
и1 = = 0,6;
и2 = = –1,5.
О т в е т: б) ±0,2; г) 0,6; –1,5.
№ 951 (а).
Р е ш е н и е
4х4 – 17х2 + 4 = 0.
Пусть х2 = t, t ≥ 0, тогда 4t2 – 17t + 4 = 0.
D = (–17)2 – 4 · 4 · 4 = 289 – 64 = 225;
t1 = = 4;
t2 = ;
х2 = 4 или | х2 = ; |
х1, 2 = ±2; | х3, 4 = ± . |
О т в е т: ±2; ± .
№ 940 (б).
Р е ш е н и е
;
;
;
х ≠ 4, х ≠ –4; 70 – 17х – 68 – 3х2 + 12х = 0;
3х2 + 5х – 2 = 0;
D = 52 – 4 · 3 · (–2) = 25 + 24 = 49;
х1 = ;
х2 = = –2.
О т в е т: ; –2.
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Что называется уравнением? Что означает «решить уравнение»?
– Какие виды уравнений с одной переменной вы знаете?
– Назовите основные методы решения квадратных уравнений.
– Сформулируйте алгоритм решения дробно-рационального уравнения.
Домашнее задание: № 925 (б, в), № 935 (а, в, е), № 940 (д, ж), № 951 (в).
У р о к 7 (91).
РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
Цель: актуализировать умения и навыки решения текстовых задач алгебраическим методом: составлять уравнение по условию задачи и решать его.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Решите уравнение:
а) х2 – 4 = 0; б) 2t – 4t = 0; в) z2 + 5z + 6 = 0.
2. Составьте уравнение для решения задачи:
а) Одно число больше другого на 5, а их произведение равно 126. Найдите эти числа.
б) Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 10 см. Найдите катеты треугольника, если один из них на 2 см меньше другого.
в) Какую часть числа составляют 3 %, 10 %, 15 %, 26 %, 50 %, 98 %, а % этого числа?
III. Формирование умений и навыков.
1. А к т у а л и з а ц и я з н а н и й.
При решении текстовых задач алгебраическим методом основное внимание следует уделять процессу перевода условия задачи на математический язык. Напомним еще раз учащимся основные этапы решения текстовой задачи алгебраическим методом:
1-й э т а п. Анализ условия задачи и введение переменной.
2-й э т а п. Перевод условия задачи на математический язык (составление уравнения).
3-й э т а п. Решение полученного уравнения.
4-й э т а п. Интерпретация полученного результата.
Самым важным и сложным для учащихся являются первые два этапа. Чтобы преодолеть эти трудности, необходима наглядность в представлении условия. С этой целью напоминаем, что данные условия можно заносить в таблицы, составлять схемы, графы.
Также следует уделить внимание 4-му этапу. Учащиеся должны понимать, какие результаты удовлетворяют условию задачи, а какие нет (определение правдоподобности).
2. Т е к с т о в ы е з а д а ч и можно условно разбить на группы по типу уравнения:
а) сводящиеся к линейному уравнению;
б) сводящиеся к квадратному уравнению;
в) сводящиеся к дробно-рациональному уравнению.
Также задачи можно классифицировать по фабуле:
а) задачи «на движение»;
б) задачи «на работу»;
в) задачи «на проценты и концентрацию».
Упражнения:
№ 928.
Р е ш е н и е
А н а л и з:
| V (км/ч) | t (ч) | S (км) |
Пешеход | х | 1,5 + 0,5 | 26 |
Велосипедист | х + 8 | 1,5 |
Пусть х км/ч – скорость пешехода, тогда (х + 8) км/ч – скорость велосипедиста. Велосипедист ехал 1,5 ч, а пешеход шел 2 ч, так как вышел на 0,5 ч раньше велосипедиста. Зная, что суммарно до встречи они преодолели 26 км, составим уравнение:
2 · х + 1,5 (х + 8) = 26;
2х + 1,5х + 12 = 26;
3,5х = 14;
х = 4.
4 (км/ч) – скорость пешехода, следовательно, скорость велосипедиста равна 4 + 8 = 12 (км/ч).
О т в е т: 4 км/ч; 12 км/ч.
№ 930.
Р е ш е н и е
А н а л и з:
Раствор | Соль (г) | Вода (г) | Всего (г) |
20 % | 60 | 240 | 300 |
8 % | 60 | 240 + х | 300 + х |
В 300 г 20 %-го раствора соли содержится 0,2 · 300 = 60 г соли.
Пусть в раствор добавили х г воды, тогда общая масса раствора стала (300 + х) г. Абсолютное содержание соли в растворе не изменилось и составляет 60 г. Зная, что относительное содержание соли в растворе составило теперь 8 %, получим уравнение:
0,08 · (300 + х) = 60;
24 + 0,08х = 60;
0,08х = 36;
х = 450.
О т в е т: 450 г.
№ 936.
Р е ш е н и е
А н а л и з:
(х + 15) м | |
| х м |
Пусть х м – ширина участка, тогда (х + 15) м – его длина. Зная, что площадь участка составляет 700 м2, получаем уравнение:
х (х + 15) = 700;
х2 + 15х – 700 = 0;
D = (15)2 – 4 · 1 · (–700) = 225 + 2800 = 3025;
x1 = = 20;
x1 = = –35 – не имеет смысла.
И м е е м: 20 м – ширина участка, 35 м – его длина.
Длина изгороди равна 2 · (35 + 20) м, что составляет 110 м.
О т в е т: 110 м.
№ 937.
Р е ш е н и е
Пусть в классе п учеников. Так как каждый раздал свое фото оставшимся (п – 1) ученикам, то всего было роздано фотографий п(п – 1). Зная, что всего передано 600 фотокарточек, составим уравнение:
п(п – 1) = 600;
п2 – п – 600 = 0;
D = (–1)2 – 4 · 1 · (–600) = 2401;
n1 = = 25;
n1 = = –24 – не имеет смысла.
О т в е т: 25 учеников.
№ 941.
Р е ш е н и е
А н а л и з:
Бригады | p | t | A | |
I, II | p1 + p2 | 6 | 1 | |
I | p1 | | > на 5 | 1 |
II | p2 | | 1 |
Пусть х – производительность первой бригады, тогда – производительность второй бригады. Первая бригада выполнит всю работу за ч, а вторая бригада – за ч, что составляет ч. Зная, что первая бригада затратит на 5 ч больше, составим уравнение:
+ 5;