Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1027

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
х + у). Зная, что абсолютная масса меди в новом сплаве составляет 0,67х + 0,87у, составим уравнение с двумя неизвестными:

0,79 (х + у) = 0,67х + 0,87у;

0,79х – 0,67х = 0,87у – 0,79у;

0,12х = 0,08у;

;

.

О т в е т: 2 : 3.

П р и м е ч а н и е. При решении этой задачи система уравнений не составляется, так как требуется установить только соотношение сплавов. Можно предложить учащимся самостоятельно дополнить условие задачи, чтобы она сводилась к решению системы уравнений, имеющей единственное решение.

982.

Р е ш е н и е

Пусть х и у (см) – катеты прямоугольного треугольника, тогда его площадь равна   · х · у (см2) и составляет 44 (см2). Если один из катетов уменьшить на 1 см, а другой увеличить на 2 см, то его площадь будет равна  (х – 1)(у + 2). Зная, что эта площадь равна 50 см2, составим систему уравнений:







О т в е т: 11; 8.

989.

Р е ш е н и е

А н а л и з:      (ап) – арифметическая прогрессия.

                        

                        а25 – ?

Пусть а – первый член арифметической прогрессии, d – ее разность, тогда а6 = а + 5dа10 = а + 9d и а6 + а10 = 2а + 14dа12 = а + 11dа4 = а +
+ 3d и а12 – а4 = 8d. Зная, что а6 + а10 = 5,9 и а12 – а4 = 2, составим систему уравнений:



а25 = а + 24dа25 = 1,2 + 24 · 0,25 = 7,2.

О т в е т: 7,2.

996.

А н а л и з:      (bn
) – геометрическая прогрессия.

                            

                        S7 – ?

Пусть b1 > 0 – первый член геометрической прогрессии, q > 0 – ее знаменатель, тогда b3 = b1 · q2 и b5 = b1 · q4. Зная, что b3 = 20 и b5 = 80, составим систему уравнений:

П р и м е ч а н и е. Решение q = –2 – не удовлетворяет условию задачи.



О т в е т: 635.

IV. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Каковы этапы решения задач на составление систем уравнений?

– В чем состоит способ сложения и способ подстановки при решении систем уравнений?

Домашнее задание: № 967, № 980, № 984, № 997.

У р о к  10 (94).
ЛИНЕЙНЫЕ НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
И СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ НЕРАВЕНСТВ
С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ


Цели: систематизировать знания учащихся по теме; актуализировать умения и навыки решения неравенств и систем неравенств с одной переменной.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение учебного материала.

1. Свойства числовых неравенств.

2. Неравенство первой степени kx + > 0, где х – переменная, kb – числа, k ≠ 0.

3. Решение  неравенства  с  одной  переменной, число  х0 – такое,  что   · x0 + > 0 – верное.

4. Решить неравенство – найти все его решения или доказать, что их нет.

5. Два неравенства называются равносильными, если любое решение первого неравенства является решением второго и наоборот.

6. Свойства неравенств с одной переменной:

– Члены неравенства можно переносить с противоположными знаками из одной части неравенства в другую.

– В неравенстве можно приводить подобные члены.

– При умножении (или делении) неравенства на положительное число знак неравенства сохраняется.

– При умножении (или делении) неравенства на отрицательное число знак неравенства меняется на противоположный.



III. Математический диктант.

В а р и а н т  1  [В а р и а н т  2]

1. Запишите числовой промежуток, служащий множеством решений неравенства х ≤ 3 [у > –8].

2. Запишите неравенство, множеством решений которого служит промежуток (–3; +∞) [(–∞; 7)].

3. Изобразите на координатной прямой промежуток (–2; 3] [[–1; 4)] и запишите неравенство, множеством решений которого он служит.

4. Решите неравенство: 2х – 1 ≤ 2 (х – 1) [3(х – 1) ≥ 3х + 1].

5. Решите неравенство: 5у – 10 > 10у – 5 [3x – 6 < 6x – 3].

6. Решите неравенство:  .

О т в е т ы:

В а р и а н т  1  [В а р и а н т  2]

1. (–∞; 3] [(–8; +∞)].

2. х > –3 [x < 7].

3. –2 < х ≤ 3 [–1 ≤ х < 4].

4. Нет решений [х – любое].

5. (–∞; –1) [(–1; +∞)].

6. х – любое [нет решений].

IV. Формирование умений и навыков.

Особое внимание обращаем на верное использование свойств неравенства, а также на возможность графической интерпретации полученных решений.

Упражнения:

1000.

Р е ш е н и е

а) 2,6 <   < 2,7;

    2,2 <   < 2,3;

    4,8 <  +   < 5.

б) 2,2 <   < 2,3;

    –2,3 < –  < –2,2;

    2,6 <  < 2,7;

    0,3 <  –   < 0,5.

в) 2,6 <   < 2,7;

    2,2 <   < 2,3;

    5,72 <   < 6,21.

1001 (а, в, з).

Р е ш е н и е

а) 0,3 (2т – 3) < 3 (0,6т + 1,3);

    0,6т – 0,9 < 1,8т + 3,9;

    –1,2т < 4,8;

    т > –4.

    (–4; +∞).

в) 10 – 5 (0,3а – 0,2) ≥ 5 – 10 (0,1а + 0,2);

    10 – 1,5а + 1 ≥ 5 – а – 2;

    –0,5а ≥ –8;

    а ≤ 16.

(–∞; 16].

з) (1 –3,6а) (0,2а+ 3) + (4+ 0,9а) (0,8а + 10) ≤ 42,2;

    0,2а + 3 – 0,72а2 – 10,8а + 3,2а + 40 + 0,72а2 + 9а ≤ 42,2;

    1,6а ≤ –0,8;

    а ≤ –0,5.

    (–∞; –0,5].

О т в е т: а) (–4; +∞); в) (–∞; 16]; з) (–∞; –0,5].

1002 (в, е).

Р е ш е н и е

в)  ;

    2 (0,5 – 5у) ≥ 3 (0,6 – 5у);

    1 – 10у ≥ 1,8 – 15у;

    5у ≥ 0,8;

    у ≥ 0,16.

е) 
 < –4,05у;

    5 (1,6 – 0,3у) + 2 (4,4 + 1,5у) + 10 · 4,05 · у < 0;

    8 – 1,5у + 8,8 + 3у + 40,5у < 0;

    42у < –16,8;

    у < –0,4.

О т в е т: в) у ≥ 0,16; е) у < –0,4.

1004 (а, в).

Р е ш е н и е

а) (5 – 2х) (  – 3) < 0;

    2,4 <   < 2,5;

    –0,6 <   – 3 < –0,5, значит,   – 3 < 0.

Разделим обе части неравенства на (  – 3), получим:

5 – 2х > 0; –2х > –5; х < 2,5.

в)   < 0;                1,4 <   < 1,5;

                                          –1,5< –  < 1,4;

                                          1,7 <   < 1,8;

                                          0,2 <   –   < 0,4, значит,   –   > 0.

Разделим обе части неравенства на (  –  ):   < 0. Дробь меньше нуля, если знаменатель меньше нуля:

2 + 7х < 0;

7х < –2;

х < – .

О т в е т: а) (–∞; 2,5); в) (–∞; – ).

1005 (в, г).

Р е ш е н и е

в) 

г) 

О т в е т: в) (–∞;  ); г) нет решений.

1008 (б).

Р е ш е н и е







В этот интервал входят целые числа 2; 3; 4; 5; 6; 7.

О т в е т: 2; 3; 4; 5; 6; 7.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что называется линейным неравенством с одним неизвестным?

– Какие есть утверждения о равносильности неравенств?

– Каким способом можно решить систему линейных неравенств?

Домашнее задание: № 1001 (б, г, е), № 1003, № 1004 (б), № 1007 (б).

У р о к  11 (95).
НЕРАВЕНСТВА И СИСТЕМЫ НЕРАВЕНСТВ
С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ


Цели: систематизировать знания учащихся по теме; актуализировать умения и навыки решения неравенств и систем неравенств с одной переменной второй степени.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Математический диктант.

В а р и а н т  1  [В а р и а н т  2]


1. Является ли число –3 решением системы неравенств?

            

2. Запишите решение системы неравенств:

                  

3. Запишите решение системы неравенств:

                      

4. Запишите решение системы неравенств:

                  

5. Решите систему неравенств:

            

О т в е т ы:

В а р и а н т  1  [В а р и а н т  2]

1. Нет [нет].

2. (5; 6] [(5;9]].

3. (20;+∞) [{2}].

4. Нет решений [(–∞;1)].

5. [2;+∞) [[7;+∞)].