Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1024

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

III. Повторение учебного материала.

Неравенства вида ах2 + bx + > 0 и ах2 + bx + < 0, где х – переменная, аbc – некоторые числа и а ≠ 0, называют неравенствами второй степени с одной переменной.

А л г о р и т м   р е ш е н и я:

1. Найти дискриминант трехчлена ах2 + bx + c и определить, имеет ли трехчлен корни.

2. Схематически изобразить параболу в зависимости от знака коэффициента при х2 и наличия корней.

3. Найти на оси х промежутки, для которых точки параболы расположены выше оси х или ниже оси х, в зависимости от знака решаемого уравнения.

Данный материал целесообразно представить в виде опорного конспекта или таблицы. Следует заполнить только «шапку» таблицы, содержимое заполнить либо при устном фронтальном опросе, либо организовав работу по вариантам.

 

а > 0

a < 0

1

2

3

> 0





ах2 + bx + > 0

(–∞; х1)  (х1; +∞)

(х1х2)

ах2 + bx + ≥ 0

(–∞; х1]  [х1; +∞)

[х1х2]

ах2 + bx + < 0

(х1х2)

(–∞; х1)  (х2; +∞)

ах2 + bx + ≤ 0

[х1х2]

(–∞; х1]  [х2; +∞)

D = 0





ах2 + bx + > 0

(–∞; х0)  (х0; +∞)

нет решений

ах2 + bx + ≥ 0

х – любое

{х0}

ах2 + bx + < 0

нет решений

(–∞; х0)  (х0; +∞)

ах2 + bx + ≤ 0

{х0}

х – любое






Окончание табл.    

1

2

3

< 0





ах2 + bx + > 0

х – любое

нет решений

ах2 + bx + ≥ 0

х – любое

нет решений

ах2 + bx + < 0

нет решений

х – любое

ах2 + bx + ≤ 0

нет решений

х – любое

IV. Формирование умений и навыков.

При решении упражнений следует побуждать учащихся иллюстрировать  полученные  решения  на  числовой  оси.  Если корни квадратного трехчлена не удовлетворяют неравенству, изображаем их «выколотыми» точками.

Упражнения:

1011 (а, в).

Р е ш е н и е

а) х2 + 2х – 15 < 0;

    х2 + 2х – 15 = 0.

По теореме Виета, х1 · х2 = –15, х1 + х2 = –2, значит, х1 = 3; х2 = –5. Ветви параболы направлены вверх.



(–5; 3).

в) 10 – 3х2 ≤ 5х – 2;

    – 3х2 – 5х + 12 ≤ 0;

    3х2 + 5х – 12 ≥ 0;

    3х2 + 5х – 12 = 0;

D = 52 – 4 · 3 · (–12) = 25 + 144 = 169 = (13)2;

х1 =  ;

х2 =   = –3. Ветви параболы направлены вверх.



(–∞; –3]  [ ; +∞).

О т в е т: а) (–5; 3); в) (–∞; –3]  .

1012 (б, г).

Р е ш е н и е

б) (3х – 2)2 – 4х

 (2х – 3) > 0;

    9х2 – 12х + 4 – 8х2 + 12х > 0;

    х2 + 4 > 0;    х2 ≥ 0.

                        х2 + 4 > 4, значит, х2 + 4 > 0 для любых х.

    (–∞;+∞).

г) (5х + 2) (х – 1) – (2х + 1) (2х – 1) < 27;

    5х2 – 5х + 2х – 2 – 4х2 + 1 – 27 < 0;

    х2 – 3х – 28 < 0;

    х2 – 3х – 28 = 0.

По теореме Виета, х1 · х2 = –28, х1 + х2 = 3, значит, х1 = –4; х2 = 7. Ветви параболы направлены вверх.



(–4; 7).

О т в е т: б) (–∞; +∞); г) (–4; 7).

1013 (а).

Р е ш е н и е

Докажем, что х2 – 3х + 200 > 0 для любых х.

х2 – 3х + 200 = 0;

D = (–3)2 – 4 · 1 · 200 = –791.

D < 0, значит, корней нет. Так как ветви параболы направлены вверх, то парабола расположена выше оси х на всей числовой прямой, то есть трехчлен х2 – 3х + 200 принимает только положительные значения.

1014 (а, г).

Р е ш е н и е

а) 

х2 – 2х – 3 = 0, по теореме Виета, х1 · х2 = –3, х1 + х2 = 2, значит, х1 = –1;
х2 = 3. Ветви параболы направлены вверх.



[–1; 2,5].

г) 

[0; +∞).

О т в е т: а) [–1; 2,5]; г) [0; +∞).

1015 (а).

Р е ш е н и е



х2 – 7х + 6 = 0,  по  теореме  Виета,  х1 · х2 = 6, х1 + х2 = 7,  значит, х1 = 1;
х2 = 6. Ветви параболы направлены вверх.



1 ≤ х ≤ 6.

х2 – 8х + 15 = 0, по теореме Виета, х1 · х2 = 15, х1 + х2 = 8, значит, х1 = 3;
х2 = 5. Ветви параболы направлены вверх.




х ≤ 3 или х ≥ 5.

И м е е м: 



[1; 3]  [5; 6].

Объединению  данных  отрезков  принадлежат  целые  решения 1; 2; 3; 5; 6.

О т в е т: 1; 2; 3; 5; 6.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Какое неравенство называется неравенством второй степени с одной переменной?

– Сформулируйте алгоритм решения неравенства второй степени с одной переменной.

– Охарактеризуйте способ решения системы неравенств с одной переменной.

Домашнее задание:  № 1012 (а, в),  № 1014 (б, в),  № 1015 (б),  № 1016 (г, е).

У р о к  12 (96).
РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ

Цель: актуализировать умения и навыки решения рациональных неравенств и систем рациональных неравенств методом интервалов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Решите неравенство:

а) х2 > 9;          б) х2 + 10х + 25 > 0;       в) (х – 3) (х + 2) < 0.

2. При каких значениях х имеет смысл выражение:

а)  ;          б)  ;            в)  ?

III. Повторение учебного материала.

На примере неравенства (х – 6) (х + 5) (х + 8) < 0 повторяем, как решаются неравенства методом интервалов.



(–∞; –8)  (–5; 6).

Также необходимо вспомнить влияние кратности корня на смену знака неравенства при переходе через него.

П р и м е р.     (х + 1) (х – 2) (х2 – 6х + 9) ≤ 0;

                        (х + 1) (х – 2) (х – 3) (х – 3) ≤ 0.



[–1; 2]  {3}.

На этом примере учащиеся видят, что при нестрогом неравенстве можно случайно «потерять» отдельно стоящие корни неравенства, в нашем случае это 3.

IV. Формирование умений и навыков.

Предлагаем для решения рациональные и дробно-рациональные неравенства. Задания разбиты на группы по уровню сложности.

Упражнения:

I  г р у п п а.

1. (х – 3) (х2 – 3х + 2) > 0.

Р е ш е н и е

х2 – 3х + 2 = 0,  по  теореме  Виета,  
х1 · х2 = 2, х1 + х2 = 3,  значит,  х1 = 2; х2 = 1.

(х – 3) (х – 2) (х – 1) > 0.



О т в е т: (0; 2)  (2; 3).

2. (х2 – 1) (х – 2) (х + 3) ≤ 0.

Р е ш е н и е

(х – 1) (х + 1) (х – 2) (х + 3) ≤ 0.



О т в е т: [–3; –1]  [1; 2].

3. (х2 – 3х – 4) (х2 + х – 2) < 0.

Р е ш е н и е

(х – 4) (х + 1) (х + 2) (х – 1) < 0.



О т в е т: (–2; –1)  (1; 4).

II  г р у п п а.

1. (х – 1)2 + х2 – 4х + 3 ≥ 0.

Р е ш е н и е

(х – 1)2 + (х – 1) (х – 3) ≥ 0;

(х – 1) (х – 1 + х – 3) ≥ 0;

(х – 1) (2х – 4) ≥ 0;

2 (х – 1) (х – 2) ≥ 0;

(х – 1) (х – 2) ≥ 0.



О т в е т: (–∞; 1]  [2; +∞).

2. х2 + 5х – 24 – (х – 3) (2 – х2 + 6х) ≤ 0.

Р е ш е н и е

(х – 3) (х + 8) + (х – 3) (х2 – 6х – 2) ≤ 0;

(х – 3) (х + 8 + х2 – 6х – 2) ≤ 0;

(х – 3) (х2 – 5х + 6) ≤ 0;

(х – 3) (х – 3) (х – 2) ≤ 0;



О т в е т: (–∞; 2]  {3}.

III  г р у п п а.

1.   < 0.

Р е ш е н и е

 > 0;    < 0.



О т в е т: (–∞; –1)  (2; 4).

2.   ≥ 0.

Р е ш е н и е

 ≤ 0;