Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1026

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В а р и а н т  2

1. Изобразите на координатной плоскости множество решений неравенства:

а) у ≤ 1 – х;               б) (х – 1)2 + у2 > 4.

2. Задайте неравенством с двумя переменными множество точек заштрихованной области, изображенной на рисунке.



III. Объяснение нового материала.

На этом уроке следует изучить только решение систем линейных неравенств с двумя переменными, поскольку данная тема зачастую оказывается трудна для восприятия учащихся.

1. Рассмотреть несколько различных систем неравенств:



Взять  пару  чисел  (1; 2)  и  проверить,  является  ли  она  решением этих систем.

2. Ввести понятие решения системы неравенств с двумя переменными.

3. Рассмотреть второй и третий примеры из учебника.

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. № 496.

2. № 497 (а, в).

3. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:

а)              б)              в) 

4. № 499 (а).

Сильным в учебе учащимся можно предложить дополнительно выполнить № 558.

Р е ш е н и е



Сначала изобразим множество решений первого неравенства системы:



Чтобы система неравенств задавала на координатной плоскости полосу, необходимо выполнение двух условий:

1) прямая у =  + b должна быть параллельна прямой у = 2х + 3, то есть k = 2;

2) прямая у =  + b должна располагаться ниже прямой у = 2х + 3, то есть коэффициент b должен быть меньше 3, например: b = 0 или b = –2.


          

Чтобы  данная  система  неравенств  задавала  на  координатной  плоскости угол, достаточно, чтобы прямая у =  + b была непараллельна прямой у = 2х + 3, то есть k ≠ 2.

          

V. Итоги урока.

– Что  называется  решением  системы  неравенств  с  двумя  переменными?

– Как решаются системы линейных неравенств с двумя переменными?

Домашнее задание: № 497 (б, г), № 498, № 499 (б).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  54                                               Дата:
РЕШЕНИЕ СИСТЕМ НЕРАВЕНСТВ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ
С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ


Цель: формировать умение решать системы неравенств второй степени с двумя переменными.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Является ли решением системы неравенств   пара чисел:

а) (5; –3);         б) (3; 1);         в) (–1; 2)?

III. Объяснение нового материала.

Сначала необходимо актуализировать знания учащихся о решении систем линейных неравенств с двумя переменными, а затем разобрать пример 1 из учебника.

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. Изобразите  на  координатной  плоскости  множество  решений  системы:

а)                             в) 

б)                            г) 

Р е ш е н и е

а)              б)  



в)           г)  

2. № 501 (а).

Р е ш е н и е



Изобразим на координатной плоскости множество решений этой системы, предварительно преобразовав ее:



 

 

 



Таким образом, множество решений этой системы неравенств задает треугольник ОАВ. Для нахождения его площади нужно знать высоту ВН, то  есть  абсциссу  точки В.  Точка В является точкой пересечения прямых у = х и у = 5 – х. Решим уравнение:

х = 5 – х;

2х = 5;

х = 2,5.

Значит, в треугольнике ОАВ АО = 5 и ВН = 2,5.

S =   ∙  AO ∙  BH;

S =   ∙  5 ∙  2,5 = 6,25.

О т в е т: 6,25 ед2.

3. № 502 (б).

4. № 503.

Р е ш е н и е

Построим искомый угол:



Получим систему неравенств: 

Сильным в учебе учащимся можно предложить дополнительно выполнить несколько номеров.

1. № 577 (а).

Р е ш е н и е



Неравенство х2 + у2 ≤ 25 задает круг с центром в начале координат  и  радиусом  5. Неравенство ху ≤ 0 задает вторую и четвертую координатные четверти.

На рисунке показано множество решений этой системы неравенств:

 



2. № 559 (б).

Р е ш е н и е

х (х2 – у) ≤ 0.

Произведение двух выражений будет отрицательным, если эти выражения имеют разные знаки. То есть это неравенство равносильно совокупности двух систем:




Изобразим на координатной плоскости множества решений каждой из систем:



V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что называется решением неравенства с двумя переменными?

– Что называется решением системы неравенств с двумя переменными?

– Как решаются неравенства с двумя переменными?

– Как решаются системы неравенств с двумя переменными?

Домашнее задание: № 500 (б, г), № 501 (б), № 502 (а).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  55                                                                        Дата:
ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «УРАВНЕНИЯ
И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ»


Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; закрепить умения решать уравнения, неравенства и их системы с двумя переменными.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Какие из пар чисел (0; 3), (1; –2), (–1; 1) являются решениями данных систем?

а)                     в) 

б)                     г) 

III. Формирование умений и навыков.

Предложить учащимся карточки-задания разного уровня сложности. Учащиеся выполняют решения самостоятельно, а учитель осуществляет контроль и в случае необходимости дает им консультации.

К а р т о ч к а  № 1

1. Докажите, что пара чисел (–5; 2) не является решением системы уравнений 

2. Решите систему уравнений:

а)                 б) 


3. Сумма двух чисел равна 25, а их произведение равно 144. Найдите эти числа.

4. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:

а)                           б)