ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.05.2021
Просмотров: 1976
Скачиваний: 1
Россия, обладающая столь большими территорией и природными богатствами, не может обойтись без современных наукоемких технологий, без мощного ВПК, иначе она не сможет сохранить свою территорию и свои природные богатства, следовательно, не сможет сохранить и себя.
Малые и средние, не обладающие исключительными природными богатствами страны, могут позволить себе явное преобладание рыночно-капиталистического механизма хозяйствования, а также импортировать чужие наукоемкие технологии и готовить наиболее квалифицированные национальные кадры за рубежом. При этом уровень жизни народа такой страны может быть высоким, правда, далеко не всегда. Россия с ее территорией и природными богатствами останется великой державой только в том случае, если сумеет их сохранить и защитить. А это предполагает собственное развитие науки, образования, наукоемких технологий, мощного ВПК, следовательно, государственное финансирование народного хозяйства, масштабные бюджетные инвестиции.
Развитие инвестиционного процесса в России возможно только в контексте общего социально-экономического курса развития страны. В рамках этого курса назрела необходимость коррекции проводимых реформ, в том числе и проведенной приватизации, что принципиально важно для инвестиционного процесса.
Подытожив вышеизложенное можно констатировать, что в настоящее время все очевиднее становится необходимость сочетания принципов экономического либерализма и методов государственно-правой регламентации в сфере инвестиционной деятельности. Это актуализирует проблему построения комбинированной теоретической модели инвестиционной деятельности, в рамках которой определяется место и роль государства в управлении капитало-оборотом, осуществляется разграничение предметов ведения и распределение полномочий между государственными и негосударственными субъектами инвестиционных правоотношений, устанавливаются пределы государственного вмешательства в сферу инвестиционной деятельности негосударственных субъектов. При этом инвестиционные отношения между государственными и негосударственными субъектами должны рассматриваться в качестве специфического социально-экономического процесса, отражающего экономическую структуру, как общества, так и государства, и выполняющего коммуникативную функцию правового регулирования.
В условиях формирования в России правового государства и гражданского общества коммуникация государственных и негосударственных институтов задействованных в инвестиционных правоотношениях обеспечивает достижение оптимального баланса в данной сфере и, в конечном счете, выступает в качестве гаранта социальной стабильности и условия экономического роста. Участие в инвестиционных процессах субъектов с разноуровневыми (публичными, корпоративными и частными) интересами является фактором, способствующим усилению эффективности деятельности инвестиционной системы в целом. Государство, допуская к участию в инвестиционной деятельности негосударственные структуры, выступающие в качестве «субъектов-инвесторов» и «субъектов-координаторов», получает возможность сосредоточить силы и средства на решении задач определяемых инвестиционной политикой в качестве приоритетных. В свою очередь негосударственные субъекты инвестиционных отношений могут реализовать свои корпоративные и частные интересы, направленные на извлечение прибыли. Причем, создавая экономическую базу и являясь финансовой опорой государства, негосударственные субъекты инвестиционной деятельности одновременно выступают в качестве конкурентов, стимулирующих развитие соответствующих государственных институтов.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
2.1. Механизм правового регулирования в инвестиционной сфере: понятие, структура, теоретические модели
В современной юридической науке, право чаще всего рассматривается как особый социальный регулятор, как специфический инструмент социального управления, посредством которого через установление дозволений и запретов, стимулов и наказаний происходит регулирование общественных отношений.
В этой связи отмечается, что особое значение для современного государства приобретает проблема правового регулирования экономических отношений, выступающих в качестве базисных и потому во многом определяющих нормальное функционирование самого государства. Важнейшей составляющей экономических отношений являются инвестиционные отношения, под которыми следует понимать социальные связи, возникающие между уполномоченными на то субъектами по поводу вложения в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности денежных средств, ценных бумаг, иного имущества в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Правовое регулирование этого вида общественных отношений представляет собой совокупность взаимосвязанных средств и методов, оказывающих правовое воздействие на поведение субъектов инвестиционной деятельности. В свою очередь систему, включающую средства и методы правового регулирования, юридические процедуры, в рамках которых осуществляются регулятивные воздействия, субъекты и объекты этих воздействий следует рассматривать в качестве механизма правового регулирования инвестиционных отношений.
Термин «регулирование» произошел от лат. «regulo» — «правило» и обозначает подчинение определенному порядку, упорядочение, приведение в порядок72. Таким образом, само смысловое содержание термина «регулирование», подталкивает на мысль о том, что особую роль в системе социальной регуляции призвано играть право. Именно оно, с рядом его уникальных свойств, выраженных главным образом во всеобщности, возможности строгой определенности по содержанию и высокой обеспеченности максимально соответствует запросам общества в наличии объективных нормативных начал, призванных обеспечивать надлежащий уровень организованности и упорядоченности общественных отношений, реальное претворение в жизнь заложенной в человеческом обществе устремленности человека к высокому совершенству его личности, реализации его индивидуальности.
Понимание права как регулятора общественных отношений в правовой науке является традиционным. Еще Ф. Савиньи в своей работе «Система современного римского права» писал: «Если мы отвлечем право от всякого особенного содержания то получим как общее существо всякого права нормирование определенным образом совместной жизни многих»73. В начале 20 века знаменитый русский правовед И. А. Покровский отмечал, что право «имеет своей общей целью регулирование междучеловеческих отношений»74. И по сей день принято считать, «основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований»75.
В этом качестве право как крупный элемент, блок (подсистема) общества представляет собой нормативно-ценностный регулятор76:
- нормативный, ибо право, состоящее из нормативно-унифицированных средств и механизмов регулирования общественных отношений, нацелено на то, чтобы ввести в жизнь людей начала всеобщей «нормальности», единой упорядоченности, общепризнанности;
- ценностный, ибо право, вводя в жизнь нормативные начала, определяет оценку жизненным явлениям и процессам и потому является основой для того, чтобы действовать «по праву» и признавать те или иные поступки в качестве таких, которые совершены «не по праву».
Регулятивное назначение права решающим образом выражено в том, чтобы в соответствии с указанной объективной потребностью внести в общественную жизнь определенную упорядоченность, оптимальную нормативность в том ее высоком значении, которое сообразуется с нормальным существованием и развитием сообщества людей, что, помимо всего прочего, объясняет многозначность слова «норма», обозначающего и общее правило, и естественное, «здоровое», вполне удовлетворительное положение дел в людском сообществе.
В связи с необходимостью обеспечения упорядоченности и нормативных начал в жизни общества, и само право предстает в виде нормативно регулирующей системы.
Но здесь следует отметить, что регулирование является более узким понятием по отношению к понятию «воздействие». Воздействие права на общественные отношения в целях их упорядочения, осуществляемое всей системой юридических средств, называется правовым регулированием77. Комплексную же систему, включающую юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, в юридической науке принято называть механизмом правового регулирования78.
Идею механизма правового регулирования выдвинул С. С. Алексеев, который в своей монографии «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве»79 сформулировал положение о связи всех правовых средств в единый «механизм» и обосновал выработку в теории права термина «механизм правового регулирования». Под категорией «механизм» понимают способ функционирования, систему средств воздействия: механизм (от греч. μηχανισμός — орудие, машина) — это устройство для передачи и преобразования движений, представляющее собой систему тел (звеньев, элементов), в котором движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает вполне определенное движение остальных тел системы80. С помощью этого понятия легче разобраться, как требования правовых норм переходят в правомерное поведение и правопорядок. Понятие механизма правового регулирования позволяет отобрать и систематизировать юридические средства, оказывающие правовое воздействие на общественные отношения, определить их место и роль в правовой жизни общества.
Механизм правового регулирования предполагает уяснения природы взаимодействия элементов правовой системы, поиск ответа на вопрос, каким образом они связаны между собой и какие специфические функции выполняют в системе. Правовая система содержит юридические компоненты (право, законодательство, правоотношение), в виде согласованного сбалансированного, целостного образования. Механизм же правового регулирования раскрывает динамику этого понятия, то есть механизм правового регулирования характеризует эффективность, действенность, результативность права. Он охватывает те элементы, посредством которых осуществляется специфическое нормативное воздействие права на общественные отношения, иными словами сам процесс правового регулирования.
Как отмечает В. М. Горшенев «категория правового регулирования в отличие от права, представляющего собственную юридическую настройку в статике, как никакое другое правовое явление, полнее выражает так называемую динамическую сущность всей юридической настройки»81. Надо отметить, что активность юридической настройки в данном аспекте позволяет понять содержание тенденций, развитию которых подчинено правовое регулирование на современном этапе, когда идет становление рыночных отношений и процесс демократических преобразований. Эффективность правового опосредования данного способа производства достигается лишь с помощью всех звеньев правовой системы. Только взаимодействуя друг с другом, оказывая непосредственное влияние, друг на друга, они в состоянии привести в действие весь механизм правового регулирования и обеспечить его нормальное позитивное функционирование. Правовая система может быть результативной только тогда, когда все ее элементы работают и тесно взаимодействуют. В этом смысле правовая система в единстве всех ее составных частей оказывает организующее и стабилизирующее воздействие на общественную жизнь, на общественные отношения. Однако в непосредственной прямой регламентации поведения субъектов (через права и обязанности) участвуют, конечно же, не все элементы правовой системы, например, акты толкования, применения и другие документы ненормативного характера не содержат в себе общих правил поведения, но без них не могут работать нормативные акты.
В качестве основных структурных элементов механизма правового регулирования инвестиционных отношений диссертант считает целесообразным рассматривать: инвестиционно-правовые нормы, инвестиционные правоотношения, правоприменительные акты, правосознание и правовую культуру.
1) Инвестиционно-правовые нормы, устанавливают дозволения и запреты, стимулы и наказания в инвестиционной сфере. Нормы права в данном случае содержат в себе фиксированные, относительно устойчивые варианты поведения участников регулируемых инвестиционных отношений. Следует отметить, что правовые нормы это то, с чего начинается действие механизма правового регулирования. Значение юридических норм в механизме правового регулирования заключается в регламентации деятельности субъектов.
Появление нормативного регулирования — первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования — упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.
Обладая свойством императивности, юридические нормы определяют круг общественных отношений, на которые их действия распространяются, виды регулируемых отношений, их субъектов. Таким образом, они фактически позволяют говорить об инвестиционно-правовых отношениях, о субъектах инвестиционного права и т.д.
Центральным и главным звеном механизма правового регулирования в инвестиционной сфере является право и возникающее на его основе инвестиционное правоотношение.
Инвестиционные правоотношения выполняют функцию воплощения инвестиционно-правовых норм в жизнь, то есть представляют собой главные правовые средства, при помощи которых происходит реализация вариантов поведения, заложенных соответствующих в нормах. Если правоотношения в целом выступают в качестве конкретизированного предписания юридических норм, то отдельные элементы содержания правоотношений в механизме правового регулирования специфические функции, свойственные только им. Но в целом они, конечно, тесно взаимосвязаны. Содержание правоотношения складывается из субъективных прав и юридических обязанностей, которые предполагают наличие у субъекта соответственно возможной и должной меры поведения. Если субъективное право предоставляет субъекту известную свободу и самостоятельность, то юридическая обязанность предъявляет к нему определенные требования.
Правоприменительные акты, выступают в качестве юридических фактов, и, следовательно, обеспечивают реализацию субъективных прав и обязанностей субъектов инвестиционных отношений. Правоприменительные акты выполняют такие функции как: регламентация инвестиционных отношений, обеспечение осуществления субъективных прав и обязанностей субъектов инвестиционной деятельности, предусматривают меры государственного принуждения и т.д.
Правосознание и правовая культура так же следует рассматривать в качестве важнейших структурных элементов механизма правового регулирования инвестиционных отношений82. Они пронизывают всю его структуру, все составляющие, а на стадии реализации прав и обязанностей — выступают гарантами соблюдения инвестиционно-правовых норм. При этом существенное значение приобретает ориентация правосознания субъектов на идею гармоничного сочетания частных экономических интересов и интересов государства в сфере экономики. Вместе с тем следует отметить, что «правосознание не относится к разряду правовых средств. Однако с его помощью происходит процесс осознания правовых средств и включение их в структуру юридической деятельности, что в конечном счете приводит к достижению определенного социального результата»83. Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает область общественного сознания, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе — это масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.