ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 911

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для современной дипломатии ФРГ характерна также четкая ориентированность на поддержку, продвижение и защиту герман­ских экономических интересов за рубежом. Это объявлено одним из главных приоритетов. Правительство ФРГ и деловые круги внима­тельно следят за тем, чтобы посольства и консульства оказывали самую активную поддержку реализации немецких экономических проектов. Для этого широко используются и контакты на высоком и высшем уровне.

Еще одним важным направлением деятельности германской дипломатической службы является культурная политика за рубе­жом. МИД ФРГ координирует работу всех организаций, занимаю­щихся сотрудничеством в культурной сфере и продвижением не­мецких интересов в этой области. Бюджетное финансирование Институтов Гете и других организаций-популяризаторов немецкой культуры также осуществляется через МИД ФРГ. Самостоятельно в организационном плане работают за границей «Фонд Конрада Аденауэра», «Фонд Фридриха Эберта» и другие партийные фонды, а также фонды, созданные крупными промышленными корпора­циями. Однако и они согласовывают свою деятельность с МИД ФРГ.

Дипломатия ФРГ не стоит в стороне и от информационной по­литики за рубежом. Корреспондентские пункты информационных агентств, электронных и печатных СМИ, при всей их независи­мости, поддерживают контакты с пресс-службами своих посольств, обмениваются с ними информацией, а в необходимых случаях со­гласовывают с ними и свои публикации.

Современная дипломатия и дипломатические служащие ФРГ активно используют также приемы и методы, характерные для со­временной политики Запада в целом. В том числе а) использова­ние темы прав человека для оправдания политического, диплома­тического, экономического и военного давления на государства, политика которого по тем или иным причинам не устраивает Запад; б) демонтаж принципа невмешательства во внутренние дела государств; в) пропаганда теории «гуманитарного вмешательства»; г) применение двойных стандартов в отношениях с иностранными государствами; д) использование новых информационных техноло­гий для взлома внутренней стабильности и внутреннего устройства государств.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ФРАНЦИИ


На протяжении столетий французы зарекомендовали себя мас­терами дипломатического искусства, умелого использования воз­можностей дипломатии для увеличения веса и влияния своей стра­ны на международной арене. В XVIIXVIII столетиях французы в дипломатии «дали пример, которому последовали все другие евро­пейские государства». Французская дипломатическая служба была самой разветвленной, французский язык, заменив латынь, стал об­щепринятым языком дипломатического общения. Особое внима­ние уделялось совершенствованию организации и шлифовке дип­ломатического искусства.


Французскую дипломатию формировала целая плеяда выдаю­щихся государственных и политических деятелей, видных ученых, писателей, поэтов. Со свойственной французскому складу ума критичностью они решительно отбрасывали устаревшие схемы и штампы дипломатической деятельности, выдвигали взамен новые, более совершенные. Не раз французская дипломатия показывала пример высокой маневренности, неоднократно она оказывалась способной круто менять курс, мобилизуя максимум своих ресурсов для минимизации ущерба от неудач внешней политики или для развития успеха.

«Французская дипломатия — основоположник современной мировой дипломатии, и ныне оказывает огромное влияние на дип­ломатию сегодняшнего дня». В наши дни Франция располагает второй после США сетью загранпредставительств. Со времен кардинала Ришелье дипломатия для Франции является предметом «по­стоянной государственной деятельности в русле государственных ин­тересов», которые «не должны приноситься в жертву сентимен­тальным, идеологическим или доктринальным предрассудкам и при­вычкам».

Ришелье считал, что никакая политика не может увенчаться успехом, если ее не поддерживает национальное общественное мнение. В связи с этим он ввел отвечающую тем временам систе­му пропагандистского сопровождения своих политических меро­приятий.

Из всех компонентов серьезной дипломатии наиболее сущест­венным Ришелье считал элементы определенности и ответствен­ности. Он исходил из того, что международный договор является весьма серьезным делом. Заключать договоры, отмечал он, следует при соблюдении крайней осторожности, а после заключения — соблюдать договоренности «с религиозной скрупулезностью». Ришелье также был убежден, что дипломатия не принесет успеха, если руководство внешней политикой не будет сосредоточено в одном ведомстве. Всю ответственность за ведение внешних дел он возложил на министерство иностранных дел, а само это министер­ство никогда не выпускал из своего поля зрения.

Со времен Ришелье французская дипломатическая служба, ди­намично развиваясь, приобрела стройную системность, по струк­туре стала представлять собой единство двух составляющих: цент­рального аппарата в виде департамента внешних сношений и за­граничного аппарата — сети постоянных дипломатических пред­ставительств за рубежом.

Крупнейший французский дипломат XVII в. Ф.Кальер в своем труде «Способы ведения переговоров с государями» провозгласил, что «ложь, ниже достоинства посла». «На практике она приносит больше вреда, чем пользы. Даже если ложь сулит успех сегодня, то завтра она создает атмосферу подозрительности, которая сделает невозможными дальнейшие успехи». Серьезная дипломатия осно­вывается на доверии, а доверие в свою очередь может явиться только результатом доброй воли. «Успех, достигнутый при помощи силы или обмана, покоится на шатком основании, и наоборот, — успех, основанный на взаимной выгоде, открывает путь к еще большим успехам в будущем. Посол должен добиваться успеха прямыми и честными путями. Если он пытается одерживать верх хитростью или высокомерием, то он обманывает сам себя».


Всем вышеперечисленным определяются личные качества на­стоящего дипломата: наблюдательный ум, дар прилежания, чуж­дость забавам и фривольным развлечениям, трезвость рассудка, способность видеть действительную сущность вещей и идти к цели кратчайшим и наиболее правильным путем, не путаясь в малозначимых тонкостях и хитростях. Работник дипломатического ведом­ства должен иметь достаточное самообладание, терпение и сме­лость — робкий и несвободный от предвзятых представлений че­ловек никогда не сумеет добиться успеха на секретных перегово­рах.

Ф.Кальер советовал подбирать молодых дипломатических ра­ботников не по фамильным связям, а по их достоинствам. И по­мнить, что залогом успеха дипломата является, во-первых, доверие собственного правительства, во-вторых, расположение и доверие в стране пребывания и, в-третьих, строгое исполнение инструкций, получаемых от его суверена или министра.

Рассуждения Ф.Кальера о сущности и принципах дипломатии не утратили своей теоретической и практической значимости по сей день. Многие из них получили дальнейшее развитие. По мне­нию профессора В.И.Попова, с появлением трудов Ф.Кальера «дипломатия стала рассматриваться как наука и искусство, осно­ванные на теоретическом подходе и высоких моральных принци­пах».

Ш.Талейран, рассуждая о качествах, необходимых для обеспе­чения успеха в дипломатической деятельности, сгруппировал их в две категории:

Первая: осмотрительность; скромность; бескорыстие; возвы­шенность чувств, которая заставляет ощущать все величие обязан­ности представлять нацию вовне и следить внутри страны за со­хранением ее политических прав.

Вторая: склонность к изучению политических отношений; спо­собность хорошо и быстро схватывать существо вопросов, ибо ни одно занятие не требует более срочной и зачастую мгновенной ре­акции; известная широта мысли, ибо в данной области все детали должны обобщаться в единое целое.

Сформулировал он и требования к качествам, которые должны быть присущи министру иностранных дел: своеобразный ин­стинкт, быстро подсказывающий, как вести себя, и не дающий подвергнуться компрометации до начала каких бы то ни было переговоров; способность выглядеть чистосердечным, оставаясь непроницаемым; сдержанность с видом небрежности и осторож­ности даже в выборе своих развлечений; естественность и кажу­щаяся наивность.

Эти качества, взятые вместе и развитые путем практики, делал вывод Ш.Талейран, составляют основу, дух, честь дипломатичес­кой карьеры. Хотя следует оговориться, что сам Талейран, отли­чавшийся невероятной жадностью и занимавшийся вымогательст­вом, был далек от соответствия перечисленным критериям. Это, однако, не лишает интереса к его суждениям о дипломатах и дип­ломатической карьере.

По конституции Франции (принята в 1958 г.) решающая роль в определении и проведении в жизнь внешней политики государ­ства принадлежит президенту. Он является не только главой госу­дарства, но и председательствует на заседаниях правительства. Его полномочия достаточно обширны. Он не обязан получать «совет и согласие» у представительных органов власти на назначение по­слов и других высших должностных лиц дипломатической службы; вправе не только ратифицировать договоры (на это, однако, требу­ется согласие парламента), но и вести переговоры по их заключе­нию; президента должны информировать о всех переговорах, имеющих целью заключение любого международного соглашения; он имеет право передавать на референдум любой законопроект, «имеющий целью разрешить ратификацию договора, который, не противореча конституции, может оказать влияние на деятельность институтов».


Именно президент республики ведет переговоры и беседы с ру­ководителями иностранных государств, посещающими Францию, сам наносит визиты в наиболее важные для Франции страны. Президент получает дипломатическую переписку Министерства иностранных дел и все требуемые ему от этого и других ведомств материалы.

На премьер-министра возложена обязанность, информировать парламент о внешнеполитической деятельности правительства, а также осуществлять определенную координацию деятельности раз­личных министерств в этой области. В его распоряжение также поступает переписка министерства иностранных дел.

За Национальным собранием сохранен контроль за деятель­ностью правительства, в том числе и по проблемам международно­го характера. Однако его реальное значение невелико, поскольку речь идет о контроле за органом исполнительным, каковым явля­ется Министерство иностранных дел, а не руководящем. К тому же этот контроль не подкрепляется возможностью действенных санкций в отношении правительства, так как принятие резолюции порицания правительству обставлено крайне сложной процедурой. К тому же в случае вынесения порицания правительству Прези­дент страны имеет право, оставив правительство у власти, распус­тить Национальное собрание.

Парламент имеет право обсуждать вопросы внешней политики. Депутаты парламента и сенаторы имеют право делать устные и письменные запросы министру иностранных дел. Ежегодно парла­мент рассматривает вопрос о бюджете Министерства иностранных дел, что также дает возможность обсуждения проблем внешнепо­литической деятельности. В парламенте рассматриваются вопросы ратификации наиболее важных договоров.

Кроме того, правительство по своей инициативе выступает в парламенте с заявлениями по проблемам внешней политики. Три­буна парламента и его постоянных комиссий используется им для публичных заявлений внешнеполитического содержания.

Министр иностранных дел является членом правительства и руководителем Министерства иностранных дел. Он главный кон­сультант президента по вопросам определения внешней политики и несет ответственность за осуществление выработанного прези­дентом курса.

Министр иностранных дел повседневно руководит дипломати­ческой службой Франции, организует в сотрудничестве со служба­ми президента подготовку и проведение переговоров Франции на высшем уровне, а также участие Франции в многосторонних меж­дународных конференциях, где в соответствующих случаях пред­ставляет Францию. Министр иностранных дел делает еженедель­ные сообщения по международным проблемам на заседаниях пра­вительства, принимает участие в узких совещаниях, созываемых президентом для рассмотрения вопросов внешней политики.

Министр входит в состав Комитета обороны Франции, кото­рый под председательством Президента принимает решения, ка­сающиеся одновременно военной и внешней политики, использо­вания экономических и финансовых ресурсов. При нем же работа­ет ответственный представитель Министерства обороны.


На министра иностранных дел возложена задача обеспечения единства действий по международным делам всех французских министерств и ведомств, координации их усилий в рамках единого внешнеполитического курса. Эта задача приобретает особое значе­ние в настоящее время, когда в условиях глобализации междуна­родная активность охватывает все большее число областей госу­дарственной деятельности. К министру стекается информация от загранпредставительств Франции, служб министерства. Специаль­ные работники его кабинета поддерживают связь с разведыватель­ными и контрразведывательными службами и т.д.

Министр принимает решения по всем назначениям сотрудни­ков министерства за исключением послов и директоров, кандида­туры которых, представленные ему генеральным секретарем и ди­ректором управления кадров, он рассматривает и отбирает из них тех, кого затем от своего имени представляет в правительство для назначения.

Помогает в повседневной работе министра его личный кабинет (в нашем понимании — секретариат), основные задачи которого:

а) отбор для министра наиболее важной информации из огром­ного потока телеграмм, писем, отчетов, записок, справок и досье с тем, чтобы помочь ему сконцентрировать внимание на основных проблемах;

б) поддержание постоянной связи с генеральным секретариа­том президента республики, генеральным секретариатом прави­тельства, кабинетами президента и премьер-министра и секретари­атами других министерств страны;

в) организация и контроль подготовки службами министерства проектов документов и досье;

г) подготовка самостоятельно или с помощью соответствующих государственных служб ответов на письма и запросы, адресован­ные министру.

Непосредственно при Министре действуют также Генеральная инспекция во главе с генеральным инспектором иностранных дел, Центр анализа и прогнозирования во главе с директором, Межми­нистерская комиссия по вопросам франко-германского сотрудни­чества, советник по религиозным проблемам.

Имеется также должность министра-делегата по иностранным делам. В настоящее время их две. Лица, занимающие эти посты входят в состав правительства хотя осуществляют свою деятель­ность под непосредственным руководством министра иностранных дел. Их наделяют компетенцией ведения какого-либо важного участка международных отношений. В настоящее время одному министру-делегату поручено ведение проблем европейской интег­рации. Другой ведает международным сотрудничеством по распро­странению французской культуры и французского языка (франкофония). Министры-делегаты располагают личными кабинетами. В своей деятельности они опираются на соответствующие подразде­ления центрального аппарата.

В отличие от американской или российской схем организации министерств иностранных дел во Франции нет института замести­телей министра иностранных дел. Вторым после министра долж­ностным лицом в центральном аппарате является генеральный сек­ретарь. Этот пост обычно занимает один из наиболее опытных по­слов, хорошо знающий международные дела, организацию госу­дарственной службы, принципы и особенности функционирова­ния центрального аппарата, министерства и заграничных предста­вительств. При нем действуют службы по делам франкофонии, служба гуманитарных действий и делегат по внешней деятельности местных структур.