ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 917

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип равного доступа к государственной службе Франции предполагает запрет какой-либо дискриминации на основании пола, социального происхождения, национальной принадлежности, убежде­ний или взглядов кандидатов. Суды строго контролируют соблюде­ние этого требования. Но если кандидат на должность, например, резко критикует политику правительства, то это может стать доста­точно веским основанием для отклонения его кандидатуры.

Законодательство предусматривает пять главных условий при­ема на службу: наличие французского гражданства, обладание по­литическими правами, соблюдение законов, лояльное отношение к законам о службе в армии, физическая пригодность для замеще­ния государственной должности. Набор и замещение должностей секретарей и советников производится на основе конкурсных ис­пытаний или через Школу национальной администрации. Кон­курсный отбор осуществляется в разных формах: внешний для об­ладателей дипломов; учебный для студентов университетов и слу­шателей школ государственного администрирования; внутренний для служащих органов государственной власти, имеющих опреде­ленный стаж работы.

Из перечня профессиональных знаний и навыков, личных склонностей и качеств, которые желательны для претендентов на должности в системе дипломатической службы, называются такие как, хорошая общая подготовка в области публичного права, исто­рии, политических и экономических наук, владения иностранны­ми языками. В условиях конкурсного отбора подчеркивается, что жизнь, которая ждет дипломатического служащего, требует боль­шой широты мысли и способности адаптироваться к различным условиям. В кризисных ситуациях требуется хладнокровие и уме­ние оценивать ситуацию. Обращается внимание и на то, что не­маловажное значение имеют любовь к путешествиям, вкус к обще­нию с людьми, навыки работы в единой команде.

Для поступающих на работу по внешнему конкурсу возраст ог­раничен: для советников по Востоку — не старше 30 лет, для со­ветников общего профиля — 35 лет, для секретарей по Востоку — 35 лет, для письменных переводчиков — 40 лет. Предельный воз­раст нахождения на дипломатической работе, как и на государст­венной службе вообще — 65 лет.

Вполне определенным профессиональным условиям должны отвечать и участники внутренних конкурсов. Например, для учас­тия в конкурсе на замещение должностей секретарей Министерст­ва иностранных дел общего профиля или по Востоку требуется стаж не менее четырех лет государственной службы, в том числе не менее трех лет в Министерстве иностранных дел. Требования на конкурсах на замещение должностей советников и секретарей общего профиля и советников и секретарей для Востока различны. Конкурс на замещение должностей секретарей общего профиля предусматривает испытания по общей культуре, международ­ным проблемам, публичному праву, экономике, проблемам Европейского союза, публичным финансам, а также по двум языкам — английскому и второму языку по выбору из немецкого, арабского, китайского, испанского, хинди, итальянского, японско­го, русского.


Конкурс на замещение должностей секретарей по Востоку предусматривает испытания по общей культуре, международным отношениям, публичному праву или экономике, цивилизации из­бранного региона, а также по английскому (для Восточной Евро­пы возможна замена на немецкий) языку и по второму языку по выбору из списка, включающего болгарский, греческий, польский, румынский, русский, сербо-хорватский, чешский, турецкий, ки­тайский, хинди, японский, вьетнамский, корейский, арабский, хауса, мальгашский, персидский.

В конкурсном отборе для работы в структурах Министерства иностранных дел участвуют главным образом выпускники универ­ситетов и институтов политических наук, в том числе и окончив­шие Национальную школу восточных языков.

Настоящей кузницей кадров для дипломатической службы Франции является Национальная школа администрации (ЕНА). Она была создана после Второй мировой войны для подготовки руководящих кадров всего государственного аппарата. В ЕНА при­нимаются две категории слушателей: с одной стороны, лица, не старше 26 лет, имеющие дипломы высшего образования соответст­вующего профиля. С другой стороны, — государственные служа­щие не старше 30 лет, проработавшие не менее 5 лет на государ­ственной службе. Вступительные экзамены проводятся отдельно для каждой из категорий, но в дальнейшем никакого различия в процессе учебы и при назначении на работу между этими катего­риями не делается.

Срок обучения в Школе — 2 года 4 месяца. В ходе обучения слушатели проходят продолжительную стажировку в госучрежде­ниях Франции и за границей. Учебные планы предусматривают изучение целого комплекса теоретических дисциплин, иностран­ных языков, прохождение практики в различных административ­ных учреждениях. По окончании второго курса составляется рейтинговый список слушателей, очередность в котором зависит от показателей в учебе. На их основе проводится распределение слу­шателей на работу. При этом учитываются как пожелания слуша­телей, так и результаты учебы.

Слушатели Школы считаются государственными служащими и получают высокую стипендию. В случае, если это позволяет им за­нятое по итогам учебы место, слушатели могут избрать работу в Министерстве иностранных дел, получив назначение на должность советника. Каких-либо конкурсных экзаменов им для этого не требуется. В среднем каждый год в МИД принимается по семь вы­пускников Национальной школы администрации.

Назначение на должности посланников производится руковод­ством министерства в порядке продвижения по службе наиболее достойных дипломатических сотрудников. Кадры секретарей, за­нимающихся административными вопросами, МИД Франции формирует за счет выпускников региональных институтов админи­стрирования.

Принятые на работу в министерство лица проходят стажировку с целью ознакомления с его деятельностью, взаимоотношениями с другими звеньями государственного аппарата, подготовки для ра­боты за рубежом. За свою карьеру в министерстве сотруднику предстоит десять—двенадцать раз менять характер деятельности, оставаясь на каждом посту в среднем по три—четыре года. На загранработе это могут быть должности 2 или 1 секретаря, замести­теля консула 2 и 1 класса, консула или генерального консула, 2 или 1 советника, посла.


В 50 странах, отнесенных к «зоне А», где условия жизни осо­бенно тяжелы, назначения производятся с повышением в долж­ности или на максимальную должность, на которую может претен­довать сотрудник.

В 80 странах «зоны В», где условия жизни тяжелые или суще­ствует постоянная напряженность, сотрудники также назначаются на максимальные должности, на которые они могут претендовать.

В остальных странах сотрудники назначаются на обычные либо минимальные должности, на которые они имеют право претендо­вать.

Принятые на работу сотрудники также как сотрудники, полу­чившие должностные повышения, до выезда за рубеж должны проработать от 2 до 4 лет в центральном аппарате. Затем они про­ходят через одно или два назначения за границей, оставаясь на каждом посту 3—4 года. При этом предлагается чередование по­стов, которые считаются легкими и тяжелыми. Сотрудники по Востоку на первые два поста в приоритетном порядке назначаются в зону их компетенции. Составляя план своей карьеры, сотрудни­ки могут высказывать свои предпочтения в отношении двух или трех специализаций по признаку географического региона (Ближ­ний Восток, Азия и т.д.) или по функциональному признаку (стра­тегические проблемы, многосторонняя дипломатия, экономика и т.д.).

Во французской дипломатической службе действует общепри­нятая в международной практике система дипломатических рангов с той, однако, особенностью, что ранг чрезвычайного и полномоч­ного посла присваивается крайне редко. Причем чаще всего дип­ломатам, занимающим руководящие должности в диппредставительствах в Вашингтоне, Москве, Лондоне и т.д. Этот ранг, как правило, имеют не более десятка действующих дипломатов.

Интерес к изучению дипломатии и опыта организации дипло­матической службы Франции объясним и понятен. Определяется он тем, что многое из разработанного ею в области дипломатичеcкой науки и искусства, стало источником универсальных принци­пов и методов дипломатической деятельности. Кроме того, орга­низация французской дипломатической службы стала прообразом для дипломатических служб целого ряда других государств, в том числе независимых государств, возникших после ликвидации француз­ской колониальной империи. Наконец, французская дипломати­ческая служба, продолжает динамично совершенствоваться, стре­мясь найти адекватные решения проблем дипломатической дея­тельности порождаемых глобализацией международных отноше­ний.