ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 953

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Генеральный секретарь выполняет функции административно­го руководителя дипломатической службы, координатора диплома­тической деятельности и основного помощника и советника ми­нистра иностранных дел как по политическим, так и по организа­ционным вопросам. Министр иностранных дел, как правило, ни­чего не решает и ничего не предпринимает, не достигнув согласия со своим основным сотрудником — генеральным секретарем.

В целях обеспечения единства действий служб министерства генеральный секретарь проводит ежегодные узкие совещания и еженедельные пленарные совещания с руководителями основных подразделений аппарата МИД, на которых заслушивает отчеты ру­ководителей подразделений о проделанной работе, определяет в свете своих бесед с министром позиции по главным вопросам внешнеполитической деятельности, устанавливает порядок и сроки решения назревших проблем.

В структуре Министерства иностранных дел Франции функ­ционирует три генеральные дирекции:

по политическим вопросам и вопросам безопасности;

по административным вопросам;

международного развития и сотрудничества. Генеральная дирекция по политическим вопросам и вопросам без­опасности — ключевое звено министерства. Дирекция во многом определяет и реализует политику Франции в отношении междуна­родных организаций, занимается вопросами разоружения, без­опасности и обороны, оказания содействия и сотрудничества с за­рубежными странами в военной власти и сфере обороны, общи­ми проблемами внешней политики и безопасности, следит за дея­тельностью международных неправительственных организаций.

В состав Дирекции входят:

Департамент ООН и международных организаций, который занимается деятельностью международных организаций, входящих в ее систему специализированных учреждений, а также вопросами назначения в эти организации французских международных чи­новников;

Департамент по стратегическим делам, безопасности и разо­ружению. Занимается вопросами ядерного разоружения, предот­вращения гонки вооружений в космосе, нераспространения ядер­ного оружия, предотвращения распространения средств доставки оружия массового поражения, мер соответствующего контроля, уничтожения химического и бактериологического оружия и кон­троля за обычным вооружением, определением политики в облас­ти безопасности и обороны, в частности, в рамках НАТО и Запад­но-европейского союза (ЗЕС), борьбой против терроризма, рас­пространения наркотиков и международной преступности, а также политикой, связанной с безопасностью, сотрудничеством и ста­бильностью в Европе;

Департамент по вопросам военного сотрудничества и оборо­ны. Занимается вопросами оказания помощи и сотрудничества в военной области с зарубежными странами, обеспечивает админи­стративное и финансовое управление военно-техническим сотруд­ничеством, вытекающим из соглашений с зарубежными странами, предоставлением разрешений на пролеты и посадки самолетов и заходов кораблей во французские порты, готовит запросы на про­леты и посадки французских самолетов и заходы французских ко­раблей в порты зарубежных стран. Служба определяет, проводит и координирует мероприятия, предусмотренные договором о Евро­пейском Союзе;


Отдел по связям с международными неправительственными организациями следит за деятельностью за рубежом и во Франции неправительственных организаций.

Генеральная дирекция по административным вопросам занимает­ся общими вопросами административного управления, организа­ции и модернизации центрального аппарата и сети зарубежных представительств, определяет и осуществляет политику отбора кад­ров и подготовки специалистов, отвечает за вопросы кадровых на­значений и служебного роста, участвует в подготовке бюджета ми­нистерства, контролирует его исполнение, занимается материаль­но-техническим обеспечением и связью, следит за соблюдением положений декрета о полномочиях послов и организации государ­ственной службы за рубежом.

В ее состав входят:

Департамент управления кадровыми ресурсами. Занимается кадровыми назначениями, служебным ростом, профессиональной подготовкой персонала дипломатической службы, социальными делами;

Департамент по бюджетным и финансовым делам. Занима­ется подготовкой, исполнением и контролем за исполнением бюд­жета министерства, субсидиями, управляет распределением средств и кредитов между подразделениями;

Служба материально-технического обеспечения. Отвечает за инвестиции в недвижимость, ремонтные работы, поставки необ­ходимого технического оборудования, в т.ч. для обеспечения безопасности зданий, занимается вопросами приобретения и аренды недвижимости, следит за сохранностью и обновлением собственности, используемой МИД Франции в стране и за рубе­жом, в том числе произведений искусства, осуществляет ее ин­вентаризацию;

Служба информации и связи. Занимается разработкой, внед­рением и эксплуатацией средств связи и информационных систем;

Служба дипломатического обеспечения. Занимается вопро­сами материального обеспечения заграничных поездок президента, премьер-министра и министра иностранных дел Франции, обслу­живанием внутренних приемов и переговоров в министерстве, обеспечивает устный перевод переговоров с участием президента, премьер-министра и министра иностранных дел Франции, пись­менные переводы всех официальных документов, отвечает за прием и доставку дипломатической и консульской почты;

Отдел модернизации. Занимается стратегическим развити­ем и совершенствованием работы министерства и загранучреждений.

Генеральная дирекция международного сотрудничества и разви­тия разрабатывает политику в области международного сотрудни­чества и развития, планирует средства для ее осуществления, оп­ределяет и осуществляет мероприятия в сфере технического со­трудничества, содействия экономическому, социальному и госу­дарственному развитию зарубежных стран. Занимается также во­просами культурного сотрудничества, проектами расширения пре­подавания французского языка, сотрудничеством в области выс­шего образования и научных исследований, распространением внешней аудиовизуальной информации, обеспечивает участие Франции в разработке новых технологий в области информатики и связи.


В ее состав входят:

Департамент по вопросам стратегии планирования и оценки. Разрабатывает политику в области международного сотрудничества и развития, следит за соответствием основных направлений, про­грамм и проектов директивам правительства. Определяет политику сотрудничества с отдельными странами и регионами;

Департамент развития и технического сотрудничества. Раз­рабатывает и осуществляет программы и проекты в области техни­ческого сотрудничества и оказания содействия в области экономи­ческого, социального и государственного развития, а также обра­зования;

Департамент культурного сотрудничества и французского языка. Разрабатывает и осуществляет программы и проекты в об­ласти культуры, искусства, преподавания и распространения французского языка, определяет стратегию и контролирует дея­тельность соответствующих французских учреждений, в частности, Агентства по преподаванию французского языка за рубежом и Французской ассоциации артистической деятельности;

Департамент по вопросам научного сотрудничества высшего образования и научных исследований. Разрабатывает и осущест­вляет международные программы и проекты как в области разви­тия системы высшего образования и научных исследований, так и в сфере связей между французскими и зарубежными университета­ми, высшими учебными заведениями и исследовательскими цент­рами, следит за международной деятельностью французских иссле­довательских центров в области фундаментальных и прикладных наук;

Департамент внешней аудиовизуальной информации и ком­муникационной техники. Разрабатывает и осуществляет соответст­вующие программы и проекты, предоставляет экспертные услуги в международных переговорах, касающихся содержания и развития аудиовизуальных и коммуникационных сетей.

Следующие ниже подразделения МИД Франции структурно не входят в состав генеральных дирекций и находятся в прямом подчинении руководства министерства. Это прежде всего прото­кольная служба и территориальные департаменты (европейского со­трудничества, континентальной Европы, Африки и Индийского океана, Северной Африки и Ближнего Востока, Америки и Кариб­ского моря, Азии и Океании). Территориальные департаменты от­слеживают вопросы внешней и внутренней политики, экономи­ческого и социального положения стран, входящих в эти геогра­фические зоны, их отношений с третьими странами и координи­руют развитие их двусторонних связей с Францией.

Департамент по экономическим и финансовым делам. Следит за международными экономическими и финансовыми вопросами; вопросами экспорта чувствительных технологий; совместно с за­интересованными ведомствами ведет переговоры о заключении международных договоров, включая соглашения о защите окружающей среды; поддерживает и координирует связи министерства с предприятиями.


Департамент по делам французов за границей и иностранцев во Франции. Занимается организацией работы, безопасностью и за­щитой интересов французов, находящихся за пределами Франции, участвует в разработке и осуществлении политики правительства в области въезда, пребывания и обустройства иностранцев во Фран­ции и определении политики в области предоставления убежища. Ведет переговоры по заключению международных соглашений в этих областях и следит за их выполнением, обеспечивает работу Высшего совета французов за границей, следит за участием фран­цузов за границей в выборах и проведением выборов членами ино­странных общин во Франции, информирует французских граждан об условиях их пребывания за границей.

Департамент по юридическим делам. Директор этого департа­мента является по должности официальным юрисконсультом ми­нистерства. Департамент дает рекомендации министру, подразде­лениям центрального аппарата, дипломатическим и консульским представительствам по юридическим вопросам, связанным с их деятельностью, консультирует другие министерства по вопросам международного права, представляет государство в международных инстанциях арбитражного или судебного характера, дает заключе­ния по всем проектам международных соглашений отвечает за все вопросы морского права и статуса Антарктики.

Управление связи и информации. Отвечает за работу со средства­ми массовой информации.

Основными дипломатическими представительствами Франции за рубежом являются посольства и представительства при между­народных организациях. В настоящее время свои посольства Франция имеет в 149 странах и представительства при 17 между­народных организациях, располагает 106 консульскими учрежде­ниями. Она практикует систему, при которой один посол пред­ставляет французские интересы по совместительству в нескольких странах. Это касается, например, островных государств в Тихом океане и Карибском бассейне, а также ряда африканских госу­дарств. Кроме того, развитие информатики используется для того, чтобы за счет повышения эффективности консульской службы ук­рупнять консульские округа и таким путем сокращать количество консульских точек.

Среди задач в деятельности французских дипломатических представительств президент Франции на первый план выносит ин­формационно-аналитическую работу. Он подчеркивает: «Чтобы определять желательный путь во Франции и в мире и принимать правильные решения, прежде всего, необходимо располагать пол­ной информацией и правильным анализом». Для Ж.Ширака — это важнейший критерий оценки качества дипломатической сети. Вместе с тем, французский президент далек от того, чтобы ограни­чивать задачу посольств только сбором информации. «Сверх ин­формации, — говорит он, — я жду от послов высококачественных оценок и предвидения, жду смелости в выдвижении инициатив. Дипломатические работники должны проявлять воображение, предлагать в каждом случае наиболее подходящее действие для Франции».


Таким образом, Президент Франции и в наши дни призывает французскую дипломатическую службу следовать лучшим тради­циям французской дипломатии — глубокому проникновению в суть вещей и смелому инициативному действию. Без этого практи­чески невозможно реализовать цели и задачи, которые сегодня стоят перед внешнеполитическим ведомством. А они непростые: усиление присутствия Франции повсюду в мире в условиях уско­рения процессов глобализации; повышение активности Франции в Европейском союзе; реализация позиций Франции в разрешении конфликтных ситуаций; повышение внимания к французским со­обществам за рубежом; модернизация и повышение эффективнос­ти консульских структур, увеличение их численного состава. В целом, по мнению государственного руководства, французская дипломатия должна быть влиятельной, эффективной и способной применять разнообразную тактику в переговорах, внешне не свя­занных друг с другом, но, в конце концов, оказывающихся еди­ным целым.

Свои особенности во Франции имеет система построения и прохождения дипломатической службы. Много в ней определяет­ся, конечно, объемами финансирования. Бюджет МИД в 2000 г. составил, например, 20 млрд 945 млн франков. Особенность со­стоит в том, что впервые с 1995 г. произошло увеличение финан­сирования. И хотя этот рост незначителен — не более одного про­цента, но он имеет, по мнению экспертов, фундаментальное зна­чение, положив конец сокращению численного состава министер­ства.

В 2000 г. ее кадровый состав в соответствии с бюджетными ас­сигнованиями насчитывал 9475 сотрудников. Из них в централь­ном аппарате было занято 3806 человек, на дипломатической и консульской службе за пределами страны — 4366 человек, в куль­турных заведениях — 1303 человека. Это на 92 должности больше чем в 1999 г.: рост объясняется законченным в 1998 г. слиянием Министерства иностранных дел с Министерством по делам со­трудничества.

Работники дипломатической службы Франции подразделяются на категории А, В, С. Категория «А» включает посланников, со­ветников и секретарей министерства иностранных дел, переводчи­ков. Категория «В» включает административных секретарей, работников шифрсвязи, ассистентов по социальным вопросам. Кате­гория «С» включает технический состав — стенографисток, бухгал­терских работников, квалифицированных рабочих и т.д.

Сотрудники всех трех категорий могут использоваться на рабо­те в центральном аппарате и за рубежом. Так, сотрудники катего­рии «А» могут занимать в центральном аппарате должности опера­тивных работников вплоть до директорских постов, а за рубежом должности от заместителя консула до посла. Что касается сотруд­ников категории «В», то они могут занимать за рубежом должнос­ти от атташе консульского отдела до консула. Сотрудники дипло­матической службы на уровне советников и секретарей подраз­деляются также на советников и секретарей общего профиля и советников и секретарей для Востока, предназначенных для рабо­ты в странах Восточной Европы, Азии, в арабских странах и в Аф­рике.