ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 922

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отвечая на вызовы современного международного развития, Великобритания не пошла по пути создания новых, параллельных дипломатической службе структур, а, напротив, предпочла скон­центрировать решение новых задач в традиционных дипломати­ческих ведомствах. В результате дипломатический аппарат в целом остается довольно компактным, маневренным и недорогостоящим.

В США официальные подходы к роли дипломатии, к способам принятия внешнеполитических решений и их осуществлению, к формированию состава дипломатических и в целом внешнеполи­тических ведомств — принципиально иные, нежели в Великобри­тании. Дипломатия интерпретируется в расширенном смысле как явление, в целом тождественное внешней политике. С этой точки зрения профессиональная дипломатическая служба может быть и на деле является лишь одним из многих инструментов осуществле­ния внешнеполитического курса. Не случайно, что влияние обще­ственных групп и граждан на внешнеполитическую деятельность в США несравнимо выше, чем в Великобритании.

У Заграничной службы США, разумеется, есть своя определен­ная и важная ниша деятельности — традиционная дипломатичес­кая работа по повседневному поддержанию политических контак­тов с другими государствами, сбор, обобщение и анализ полити­ческой и экономической информации, консульская работа и ряд других направлений. Но реорганизуя после Второй мировой войны свой внешнеполитический механизм, руководители США пошли не по пути укрепления традиционных дипломатических институ­тов, а по пути создания новых, дополняющих их, а часто и дубли­рующих их структур. В результате была создана достаточно гро­моздкая, трудно управляемая, затратная с финансовой точки зре­ния структура. По этой причине проблемы улучшения менеджмен­та, структурного и кадрового планирования, перманентной нехват­ки средств сейчас в центре внимания руководителей внешнеполи­тического ведомства Соединенных Штатов.

Поэтому, на наш взгляд, контрпродуктивным было бы копиро­вание американской или британской модели дипломатической службы в Российской Федерации. Могут быть учтены лишь от­дельные элементы их опыта, доказавшие свою эффективность и жизнеспособность.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЕРМАНИИ


Дипломатическую службу Германии традиционно причисляют к наиболее эффективным, целеустремленным и успешно функци­онирующим внешнеполитическим службам. Несмотря на свою от­носительную молодость — ей всего 130 лет, дипломатия Германии и профессионально обслуживающий ее персонал опираются на большой и разносторонний опыт работы в сложных политических ситуациях, которыми изобилует германская история нового и но­вейшего времени. За тринадцать десятилетий своего существова­ния ей дважды пришлось решать проблему объединения страны, участвовать в подготовке двух мировых войн, а затем, после тяже­лейших поражений, восстанавливать внешнеполитические пози­ции и влияние Германии в мире.


Труднейшим испытанием для нее было преодоление всеобще­го отторжения, и даже ненависти со стороны мирового сообщест­ва после краха нацистского режима и переориентация германской политики на новые для нее принципы международного сотрудни­чества, мирного взаимодействия с соседями и включения Герма­нии в создаваемую систему европейской безопасности.

Уроки истории не прошли бесследно для самосознания обще­ства, германской политики, внешнеполитического ведомства. Они учитывались и при определении целей и задач немецкой дипло­матии в послевоенный период. К концу XX в. ФРГ умело вписа­лась в процесс международной дипломатической деятельности и заняла заметное место в сообществе западноевропейских госу­дарств.



1. Становление дипломатической службы современной Германии


Становление дипломатической службы современной Германии началось после образования в 1949 г. двух германских госу­дарств — ФРГ и ГДР. Происходило это постепенно. В Ведомстве федерального канцлера была создана группа по связям с союзни­ческой Верховной Контрольной Комиссией. Реально связи под­держивались с Верховными Комиссарами трех западных держав. Однако уже 22 ноября 1949 г. т.н. Петерсбергским соглашением три западные державы предоставили правительству ФРГ право поддерживать с иностранными государствами консульские и тор­говые отношения. В ноябре 1949 г. было открыто представительст­во ФРГ при штаб-квартире Организации экономического сотруд­ничества и развития в Париже. Вскоре в Ведомстве федерального канцлера было создано «Организационное бюро» по делам кон­сульско-экономических представительств за границей. В течение 1950 г. были открыты Генеральные консульства ФРГ в Лондоне, Нью-Йорке и Париже, а затем в Стамбуле, Амстердаме, Брюсселе, Риме и Афинах.

В том же году на базе Группы по связям и Оргбюро в Ведом­стве федерального канцлера был образован специальный орган — Служба по внешним сношениям, которая в дополнение к преж­ним функциям своих предшественниц получила новые, исполне­нием которых занялись созданные для этого референтуры по куль­турным связям, протоколу и подготовке дипломатических кадров.

МИДу ФРГ было возвращено старое наименование — Ведом­ство иностранных дел. Однако в русском варианте в дипломати­ческой переписке используется классическое название — Минис­терство иностранных дел. В его состав помимо упомянутой Служ­бы по внешним сношениям были включены т.н. Бюро по вопро­сам мира в Штутгарте (созданное для сбора и анализа документов по вопросам мирного урегулирования в Европе), а также внешне­торговый департамент вместо существовавшего с 1947 г. Управле­ния по делам объединенной экономической территории во Франкфурте-на-Майне.

На первом этапе МИД ФРГ имел 330 сотрудников (из них 129 дипломатов) в Центре и 433 сотрудника в зарубежных предста­вительствах (147 дипломатов). В 1951 г. были установлены дипло­матические отношения с 12 государствами (Бельгия, Бразилия, Дания, Греция, Италия, Канада, Нидерланды, Ирландия, Люксем­бург, Норвегия и Швеция). При правительствах трех западных держав были назначены поверенные в делах, возведенные в 1953 г. в ранг послов. После вступления в силу в 1955 г. т.н. Германского договора, передавшего ФРГ значительную часть суверенитета, представительства ФРГ в столицах трех западных держав были преобразованы в посольства.


В 1955 г. состоялся визит в Москву канцлера ФРГ Аденауэра, в ходе которого была достигнута договоренность об установлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ и обмене по­сольствами.

Параллельно происходило становление дипломатической службы ГДР. Это было сопряжено с немалыми трудностями, поскольку в результате осуществления «доктрины Хальштейна», активно под­держанной западными державами, ГДР долгое время не удавалось добиться установления дипломатических отношений с иностран­ными государствами, расположенными за пределами социалисти­ческого лагеря. Лишь после подписания Московского договора в августе 1970 г., Четырехстороннего соглашения по Западному Бер­лину в сентябре 1971 г. и вступления двух германских государств в ООН в 1973 г. «доктрина Хальштейна» была окончательно сломле­на, и оба германских государства стали равноправными субъекта­ми международных отношений.

К этому времени дипломатические службы обоих германских государств уже полностью сложились. Дипломатические службы ФРГ и ГДР отличались высоким профессионализмом, эффектив­ностью, организованностью, настойчивостью в решении стоящих перед ними задач. На международной арене они конкурировали друг с другом, жестко противоборствовали, используя весь арсенал своих возможностей, влияния и опыта для достижения поставлен­ных руководством государств целей.

Короткая история дипломатической службы ГДР завершилась драматически. Объединение Германии в 1990 г. сопровождалось роспуском всех государственных институтов Республики. Подлин­ное объединение, соединение потенциала государственных, в том числе дипломатических, служб не состоялось. Идеологическая не­совместимость оказалась сильнее практической и профессиональ­ной целесообразности. Правительство ФРГ отторгло дипломатов ГДР несмотря на то, что большинство из них были высококласс­ными специалистами, многие получили солидное образование, об­ладали немалым опытом работы за рубежом, в том числе в между­народных организациях. Тем не менее, было категорически запре­щено принимать дипломатических работников ГДР на службу во внешнеполитическое ведомство объединенной Германии. Лишь единицы из младших дипломатов получили работу в системе госу­дарственных органов ФРГ.



2. Место дипломатической службы в системе органов государственной власти ФРГ


Дипломатическая служба является составной частью государст­венной службы ФРГ. Это конституционная система, находящаяся на службе государства и нации, основные принципы которой про­фессионализм, беспристрастность, конкурсный отбор, карьерность. Ее задачи и функции, формы деятельности регулируются Консти­туцией, законом о дипломатической службе 1990 г., законом об окладах государственных служащих 1996 г. и некоторыми другими нормативными актами.


Конституция определяет, что внешние сношения с иностран­ными государствами относятся к исключительной компетенции Федерации (ст. 32, п. 1).Она обладает и исключительной законода­тельной компетенцией в этой области (ст. 73, п. 1). МИД является высшей исполнительной инстанцией, обеспечивающей проведение в жизнь внешней политики ФРГ и отвечающей за поддержание отношений с иностранными государствами и международными ор­ганизациями.

Характерно, что в Законе о дипломатической службе ее задачи определяются не только в обобщенной форме, но вполне конкрет­но, с перечислением приоритетов внешней политики ФРГ. К их числу закон относит:

содействие поддержанию прочного мирного и справедливого порядка в Европе и между народами мира;

обеспечение нерушимых и неотъемлемых прав человека как основы любого человеческого сообщества;

сохранение естественных основ жизни на земле и защита культурного наследия человечества;

уважение и дальнейшее развитие международного права;

строительство объединенной Европы;

обеспечение единства и свободы немецкого народа.

Как видим, это вполне благородная программа. Вопрос, одна­ко, в том, в какой мере практическая политика ФРГ и ее дипло­матическая служба соответствуют программным установкам.

Закон достаточно четко определяет статус и конкретные задачи дипломатической службы. Ее непосредственные задачи: защита интересов ФРГ за рубежом; поддержание внешних связей в разно­образных областях (в законе они названы конкретно) и содействие их развитию; информирование правительства о положении дел и развитии событий за границей; распространение информации о ФРГ за границей; оказание помощи и содействия немцам за гра­ницей; сотрудничество в формировании отношений в международ­но-правовой сфере и в развитии международного правопорядка; координация деятельности государственных и других публичных органов в сфере внешних сношений в рамках политики правитель­ства ФРГ.

В законе предусмотрена также обязанность дипломатической службы оказывать содействие конституционным органам Федера­ции в их международных контактах. Имеются в виду органы как исполнительной, так и законодательной и судебной властей.

В соответствии с Конституцией ФРГ основные направления внешней политики страны (как и политики в других вопросах) оп­ределяются федеральным канцлером. Он — ключевая фигура, за ним — принятие окончательных решений по принципиальным во­просам международной деятельности государства. Однако это никак не умаляет роли и задач Министерства иностранных дел. В пределах основных установок внешней политики ФРГ федераль­ный министр ведет дела самостоятельно и под свою личную ответственность. Любые конкретные указания, от кого бы они ни исхо­дили, могут передаваться аппарату министерства или загранучреждениям только через министра. Никто не вправе предпринимать какие-либо шаги в области внешней политики в обход министра иностранных дел, без согласования с ним.


На практике иногда все же возникают трения между Минис­терством иностранных дел и Ведомством федерального канцлера, в составе которого имеется управление по внешней политике и по­литике безопасности. Оно призвано обеспечивать внешнеполити­ческую деятельность федерального канцлера, однако, в ряде случа­ев Ведомство развивает собственную активность в поддержании международных связей, тем более, что в последнее время личные контакты между руководителями государств стали важнейшим ин­струментом решения международных проблем. Поскольку в коа­лиционных правительствах посты федерального канцлера и мини­стра иностранных дел обычно занимают представители разных партий, трения между Ведомством канцлера и МИД имеют чаще всего партийно-политическую подоплеку, не отражают расхожде­ния в вопросах внешней политики ФРГ, хотя разногласия такого рода время от времени возникают.


3. Организация дипломатической службы и ее структура


Дипломатическая служба ФРГ состоит из Центрального аппа­рата — Министерства иностранных дел и представительств за гра­ницей — посольств, генеральных консульств, консульств и пред­ставительств при международных организациях. Количество загранпредставительств постоянно меняется в зависимости от по­требностей, состояния отношений и положения в отдельных реги­онах, а также выделяемых на содержание дипломатической служ­бы финансовых средств. Проектом бюджета на 2002 г. предусмат­ривается выделение на внешнеполитическую деятельность 2104 млн евро, что составляет 0,85% общих расходов федерального бюджета (247800 млн евро). Из этой суммы 782 млн выделяется на содержание аппарата, 562 млн — на осуществление культурной по­литики за рубежом, 567 млн — взносы на содержание международ­ных организаций.

Ежегодно при составлении бюджета уточняется штатное рас­писание Центрального аппарата и заграничной службы, устанавли­вается количество должностей каждой категории. Контролирую­щие органы строго следят за соблюдением штатных предписаний.

В системе дипломатической службы ФРГ в середине 2001 г. года работали примерно 9450 человек. Около 2700 человек были заняты в Центральном аппарате МИД, около 6750 человек — в загранпредставительствах. ФРГ имеет за границей 142 посольства, 56 генеральных консульств и консульств, двенадцать постоянных представительств при международных организациях и два специ­альных представительства.

Поскольку дипломатическая служба является составной частью государственной службы ФРГ, на нее распространяется установ­ленная сетка должностей и должностных окладов. В Германии су­ществуют две основные группы должностей — категория «А» (имеет 16 разрядов или классов) и категория «В» (имеет 11 разря­дов или классов). Для категории «А» установлены прогрессивные ставки окладов в зависимости от выслуги лет. Для категории «В» — фиксированные ставки окладов.