ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 943

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках МИД ФРГ действуют также Координаторы сотрудни­чества с США и Францией. Как правило, это не дипломаты, а по­литические и общественные деятели.

Имеется также Уполномоченный по правам человека и гумани­тарной помощи.

В министерстве существует Совет по персоналу, избираемый сотрудниками на срок 4 года в составе 20—25 человек. Часть из них освобождается от основной работы. Совет контролирует со­блюдение установленных принципов кадровой политики и визиру­ет все решения кадровой службы по назначениям и перемещениям вплоть до должностей категории А15 включительно (ст. советники, заместители зав. отделами, послы и генеральные консулы в не­больших странах). Остальные назначения осуществляются руко­водством МИД самостоятельно.

В середине 1998 г. было объявлено о проведении широкой структурной реформы дипломатической службы ФРГ. Цель рефор­мы: повышение эффективности работы центрального аппарата за счет более рационального распределения обязанностей между подраз­делениями министерства, сокращения числа сотрудников, внедрения современных методов организации труда и современной оргтехники. Реформирование затронуло, прежде всего, оба политических, а также экономический и культурный департаменты. Одновременно проводится сокращение заграничной службы. К настоящему вре­мени закрыты 20 представительств ФРГ за границей. Реформиро­вание дипломатической службы ФРГ продолжается.



4. Приемы и методы германской дипломатической службы


Было бы преувеличением считать, что особенности дипломати­ческих приемов и методов имеют чисто национальное происхож­дение и обоснование. Конечно, история страны и специфика ее развития накладывают свой отпечаток на методы дипломатической деятельности. Однако правильнее говорить лишь о национальной окраске дипломатии того или иного государства, когда определен­ные приемы и методы дипломатической технологии, несомненно, известные в других странах, но не реализованные их дипломатией, выступают на передний план в политике другого государства.

Решающее значение для определения дипломатической страте­гии и тактики имеет геополитическое, экономическое и военное положение страны, расстановка сил на международной арене, ха­рактер режима, существующего в стране, культурно-политические традиции, уровень нравственного самосознания общества и мно­жество других факторов долгосрочного или моментального воздей­ствия, включая личные качества руководящих лиц государства.

Новая и новейшая история Германии дает хорошую возмож­ность для изучения приемов и методов дипломатии вообще и гер­манской дипломатии в частности. Они вырабатывались на чрезвы­чайно богатом событиями историческом фоне, полном драмати­ческих поворотов, трагических коллизий, блистательных взлетов и катастрофических падений государств и режимов, политических доктрин, идеологий и государственных деятелей.


Рассматривая приемы и методы германской дипломатии, выде­лим, прежде всего, период от создания единой Германии до Вто­рой мировой войны. Этот периода можно разделить на три эпо­хи — монархии, республики и гитлеровской диктатуры. Они се­рьезно различались по многим показателям. Различались приемы и методы дипломатии. Но были и сходные технологии.

Распространенным приемом было прикрытие агрессии потреб­ностями обороны или идейными мотивами. Корни этой технологии уходят еще во времена Фридриха II и даже Макиавелли. Прусский король говорил: когда вам нравится какая-нибудь страна и у вас есть средства и возможность, занимайте ее своими войсками, а когда займете, сейчас же вы найдете юристов и историков, кото­рые докажут, что у вас имеются на эту землю неоспоримые права. Преемники Фридриха неуклонно следовали этому завету. Именно так действовал Бисмарк, объединяя Германию, а Гитлер, — захва­тывая Австрию, Чехословакию и начиная Вторую мировую войну. Использовались и идейные соображения — объединение немецкой нации, зашита немцев, проживающих в соседних странах, борьба с большевизмом и т.п.

Заключение соглашений о дружбе и союзе с целью притупить бди­тельность противника. Богатый набор предложений о таких союзах накопился в период правления Бисмарка и в канун Первой миро­вой войны. Германия неоднократно обращалась то к России, то к Великобритании, то к Франции с соблазнительными предложе­ниями территориальных приобретений и политических выгод за благожелательную позицию в интересующих Берлин вопросах. В середине 70-х годов XIX в. Германия попыталась сколотить Трой­ственное соглашение с Великобританией и Австрией, прельщая Лондон возможностью укрепить свои позиции на Балканах в ущерб России. Замысел не удался. Англичан больше беспокоила в то время Средняя Азия, где Россия активно расширяла свое влия­ние.

Бисмарк тогда резко активизировал свои дипломатические усилия на восточном направлении и склонил Россию и Австрию к созданию Союза трех императоров. Цель состояла в том, чтобы помешать сближению России с Францией, которая постепенно оправлялась от революции и поражения, нанесенного немцами, и где начинали зреть стремления к реваншу. Бисмарк даже задумы­вался о превентивной войне, но вынужден был отказаться от этих планов, почувствовав, что Европа не склонна позволять Германии повторного вторжения во Францию.

Особенно ярко германская тактика маскировки своих агрес­сивных устремлений заключением «дружественных» договоров проявилась в канун Второй мировой войны. Гитлер широко при­бегал к лживым заверениям о миролюбии Германии, готовя боль­шую войну в Европе. В одной из нацистских брошюр того време­ни говорилось: «Пацифизм является средством борьбы и служит делу подготовки к войне. Усыпляя противника мирными фразами, этот пацифизм стремится заставить его пренебречь своим воору­жением. Усыпляющий туман, который наводится перед противни­ком, пригоден также для того, чтобы прикрыть им свои собствен­ные вооружения».


И вообще ложь нацисты считали одним из самых сильных средств воздействия на общественность и широко пользовались им в дипломатической практике. Хрестоматийным примером коварст­ва гитлеровской дипломатии считается заключение пакта о нена­падения и последующее нападение на Советский Союз. Столь же лживой была политика Германии в отношении Чехословакии и Польши, а также других государств, в отношении которых после­довательно осуществлялись акты агрессии.

Использование давления и шантажа для достижения своих целей. Бисмарк широко использовал этот метод и нередко доби­вался успеха. Перед началом австро-прусской войны Бисмарк вни­мательно наблюдал за позицией России, рассчитывая на ее ней­тралитет в этом конфликте. На каком-то этапе он, однако, узнал, что при дворе российского императора начинают зреть настроения в пользу Австрии. Обеспокоенный Бисмарк по неофициальным каналам довел до сведения царя, что в таком случае Пруссия «раз­нуздает» польский мятеж. Это была серьезная угроза для России, хотя реальность ее реализации была невелика. Тем не менее, угро­за возымела свое действие, и Россия прекратила всякую актив­ность в пользу Австрии.

Особенно нагло и прямолинейно к методам давления и шанта­жа прибегала гитлеровская дипломатия. Это ярко проявилось в пе­риод подготовки Мюнхенского соглашения в 1938 г. Позже гер­манская дипломатия «обогатила» свой арсенал самыми одиозными и недостойными методами ведения дел на международной арене. Обман, ложь, коварство и фальсификация, грубое давление и шантаж стали постоянными инструментами германской дипло­матии. Ее действия были подчинены главной цели — установле­нию мирового господства. Во имя этого все средства считались допустимыми.

Разгром гитлеровской Германии надолго вывел эту страну из числа активных субъектов международной дипломатии. МИД Гер­мании был ликвидирован, как и другие государственные структу­ры рейха, участвовавшие в проведении преступной политики аг­рессии и насилия. Немецким дипломатам пришлось переквалифи­цироваться и заняться другой деятельностью.



5. Особенности современной дипломатической службы Германии


В послевоенный период западногерманская дипломатия фор­мировалась как дипломатия противостояния и конфронтации. Хо­лодная война диктовала свои законы, и МИД ФРГ и его сотруд­ники были весьма активными и жесткими проводниками полити­ки НАТО. Германская дипломатия была одним из наиболее актив­ных отрядов Запада в проведении политики гонки вооружений, длительное время блокировала усилия по разрядке напряженности и развитию мирного сотрудничества. В Бонне упорно придержива­лись тезиса, что главной причиной напряженности является рас­кол Германии, поэтому основные усилия международного сообще­ства должны быть направлены на его преодоление, и лишь после этого можно переходить к осуществлению практических шагов по разрядке напряженности.


Эпоха разрядки смягчила стиль германской дипломатии, в зна­чительной мере сориентировала ее на поиски взаимоприемлемых вариантов решения острых международных проблем. Однако пол­ного очищения от конфронтационности времен «холодной войны» не произошло.

Связанное членством в НАТО, правительство ФРГ не предпри­нимало попыток проводить какой-то самостоятельный курс, спо­собный вызвать раздражение на Западе. В то же время, западно­германская дипломатия имела свою специфическую цель: объеди­нение Германии на своих условиях. И они не скрывались. Речь шла о фактическом поглощении ГДР, ликвидации существовавше­го там строя и включения всей Германии в систему западных со­юзов. При этом здесь хорошо понимали, что достижение такой цели без поддержки западных союзников по НАТО нереально. Было также ясно, что даже для союзников объединение не являет­ся приоритетной задачей. Памятуя недавнее прошлое, ни Лондон, ни Париж не желали восстановления мощного германского госу­дарства. Осознавая это, в ФРГ стремились демонстрировать в от­ношении союзников, особенно Вашингтона, Парижа и Лондона, полную лояльность, отсутствие каких-либо амбиций на самостоя­тельность и выход из-под их опеки. В этих целях активно эксплу­атировалась идея европейского единства. Правительство ФРГ на­стойчиво продвигало тезис, что объединение должно стать одним из составных элементов европейской интеграции, а объединенная Германия — составной частью единой Европы. Тем самым союз­никам давали понять, что в рамках единой Европы Германия не может представлять для них какой-либо угрозы, что с помощью механизмов единых политических, экономических и военных структур они вполне смогут контролировать Германию.

И Запад принял предложенную ФРГ конструкцию. Западногер­манская дипломатия эффективно использовала в своих интересах сложившуюся в Европе в годы «холодной войны» ситуацию и су­мела обеспечить своей политике поддержку союзников, в том числе и в период начавшейся в 80-е годы разрядки напряженнос­ти.

Объединение страны было одним из важнейших, хотя и не единственным направлением, по которому развивались усилия за­падногерманской дипломатии.

Другим ее приоритетом было всемерное ослабление ГДР, под­рыв ее экономической стабильности, предотвращение междуна­родного признания второго германского государства. Эта политика имела лишь частичный успех. Усилиями СССР и других госу­дарств «доктрина Хальштейна» была сломлена и ГДР, наряду с ФРГ, стала в 1973 г. полноправным членом ООН, получив широ­кое международное признание. Однако в противоборстве на эко­номическом пространстве ГДР не смогла выдержать конкуренции с ФРГ.

С началом разрядки международной напряженности ФРГ мо­дифицировала свою политику в отношении ГДР. Хотя в Бонне ни­когда не отказывались от претензии на единоличное представи­тельство интересов «Германии в целом» и от политико-пропаган­дистского давления на ГДР, с середины 70-х годов правительство ФРГ в рамках «новой восточной политики» стало осторожно нала­живать контакты с ГДР, стремясь с их помощью «размягчить» ее режим. Выделялись кредиты, финансировалось строительство ком­муникаций, стимулировалось, в том числе с помощью финансовых средств, оживление «человеческих контактов». Эти методы «мир­ного наступления» на ГДР приносили свои плоды, способствуя политической и экономической дестабилизации республики.


Менее успешными были попытки западногерманской дипло­матии добиться решения другой «национальной задачи» — призна­ния существования Германии в границах 1937 г., которые и долж­ны были стать границами объединенной Германии. Постановка такой задачи фактически означала претензию на пересмотр сложившихся в Европе границ. Поэтому так прямолинейно эта задача официальными властями не формулировалась.

Правительство ФРГ ограничивалось тем, что отказывалось безоговорочно и прямо фиксировать в договорной форме оконча­тельность существующих германских границ, ссылаясь на необхо­димость решения этого вопроса в рамках мирного урегулирования. Наряду с этим, Бонн активно пробивал при выработке Хельсинк­ского Заключительного Акта идею включения в раздел принципов взаимоотношений государств возможности изменения границ «мирным путем и по договоренности». Этого Бонну удалось до­биться.

Дипломатическая служба ГДР в течение 40 лет существования республики работала над решением иных по содержанию задач, отвечающих ее интересам и вписывающихся в общую политику стран Варшавского договора. Прежде всего, это была задача обес­печения международного признания ГДР и упрочения ее позиций на международной арене, укрепления влияния ГДР в самом Вар­шавском договоре. Дипломатия ГДР проявила при этом немало настойчивости, умения и высокого профессионализма, доказав, что является одной из наиболее сильных и квалифицированных дипломатических служб в мире.

Было бы, однако, преувеличением считать, что объединение Германии стало исключительно результатом действий германской дипломатии, хотя она активно работала над решением этой задачи весь послевоенный период. Тем не менее, лишь после глубоких изменений в общественном и государственном устройстве в Вос­точной Европе и Советском Союзе, с изменением подходов совет­ского руководства к проблеме объединения Германии у правитель­ства ФРГ появилась возможность реализовать свои планы. И дип­ломатия ФРГ умело воспользовалась предоставленным историей шансом.

С объединением Германии начался новый этап в истории ее дипломатической службы. Достигнутое единство страны добавило ей уверенности, настойчивости и жесткости в достижении постав­ленных целей. Заметно возросла международная активность Гер­мании. Она стала вторгаться в области, которые ранее были для нее закрыты.

В настоящее время одной из главных особенностей герман­ской дипломатии, как, впрочем, и дипломатии других государств ЕС является вплетение национальной политики Германии в общую ткань европейской политики.

Делая ставку на развитие европейской интеграции и распро­странение ее в возрастающей мере на внешнеполитическую и военную сферы, правительство ФРГ использует все возможности, чтобы придать ей «немецкий акцент». Вместе с тем, в Берлине внимательно следят за тем, чтобы не спровоцировать при этом антинемецкие настроения. В этом смысле немцы извлекли уроки из истории и осознали, что путем договоренностей и сотрудниче­ства можно добиться лучших результатов, чем методами давления и, тем более, силового воздействия. Проявляя гибкость в отноше­ниях с союзниками и опираясь на растущую экономическую мощь, Германия существенно укрепила свои позиции в Европе и мировом сообществе.