Файл: 2009_Давл-Кильд_Биатова_ВведСпец.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1342

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Сущность и особенности организации социально-культурного сервиса


Социально-культурный сервис (в широком смысле слова) - это система создания, предоставления и потребления социально-культурных услуг (услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма - ГОСТ РФ Р50646-94 “Услуги населению”).

Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по удовлетворению потребителя.

Социально-культурные услуги - это услуги по удовлетворению духовных, нравственных, эстетических, интеллектуальных потребностей, а также услуги, способствующие физическому развитию и поддержанию нормальной жизнедеятельности человека.

Понятие социально-культурный сервис в широком смысле - вид специализированной помощи населению в культурной, образовательной, физкультурно-спортивной, оздоровительной и туристской деятельности. Если же социально-культурные услуги реализуются на основе платежеспособного спроса - мы имеем дело с социально-культурным сервисом в узком смысле.

Социально-культурный сервис может осуществляться и быть востребованным потребителями только в их свободное время, во время досуга.

Бюджет времени - это распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т.д.) на различные виды деятельности, осуществляемой той или иной совокупностью людей.

Организатор социально-культурного сервиса и туризма должен следить за тенденциями, которые происходят во временном бюджете социальных групп и индивидов, т.к. именно свободное время лежит в основе организации социально-культурного сервиса и туризма.

Тенденция к увеличению свободного времени, имеющая постоянный характер, является объективным фактором дальнейшего поступательного развития социально-культурного сервиса и туризма как отрасли. Вместе с тем, потребность в отдыхе относится к верхнему этажу пирамиды потребностей человека. Для того чтобы эта потребность приобрела массовый характер, общество должно достичь достаточно высокого уровня благосостояния.

В России в настоящее время проявляется рассогласование между структурой свободного времени и экономическими возможностями части населения. Складывается ситуация, при которой значительная часть населения, имеющая свободное время, не может воспользоваться социально-культурными услугами. В свою очередь, представители коммерческих структур, имеющие материальные возможности для проведения досуга зачастую не могут позволить себе даже краткосрочного отсутствия. В этой связи задача определения бюджета свободного времени населения в значительной степени осложняется и имеет свою специфику в условиях переходной экономики.

Свободное время, которым располагает человек в будний день, он использует для удовлетворения социально-культурных потребностей, т.е. для общения, развлечения, просвещения, творчества. Более длительные промежутки свободного времени (уик-энды, отпуск) он старается использовать для оздоровления, путешествий, экстремального отдыха.


Организатор социально-культурного сервиса предоставляет социально-культурные услуги с учетом особенностей и функций свободного времени.

Задача организатора социально-культурного сервиса состоит в том, чтобы предоставлять комплексные и качественные услуги, удовлетворяющих потребности отдельных личностей или социальных групп, которые свободно выбирают культурные ценности, доступные им в силу финансовых возможностей.

Существенно, что в этом случае социально-культурные услуги выступают как своеобразный по форме и назначению товар, удовлетворяющий потребности людей и существующий не в качестве вещи, а в качестве собственной деятельности исполнителя услуги. При этом качество услуги напрямую зависит от того, кто ее предоставляет.

Основными функциями организатора социально-культурного сервиса, являются:

- распознавание запросов, а затем и создание условий для удовлетворения социальных, культурных потребностей человека, групп на основе платежеспособного спроса;

- поддержание ценностных ориентиров культурного роста, приоритетных целей культурного развития;

- продвижение социально-культурных услуг потребителям c применением возможностей маркетинга, рекламы и связей с общественностью;

- обеспечение комплексного и качественного обслуживания потребителя социально-культурных услуг и туризма;

- обеспечение деятельности организации социально-культурного сервиса и туризма, руководствуясь законодательством, этическими нормами, передовыми технологиями в сфере социально-культурного сервиса.

Появление понятия «социально-культурный сервис отражает новый характер культурных отношений в современном обществе.

Прежде всего, социально-культурный сервис предполагает новый тип взаимосвязи, взаимодействия человека и культуры, возникающий в процессе культурной деятельности и отражаемый одновременно сервисологией и прикладной культурологией.

Прикладная культурология – отрасль знания, ориентированная на практическое решение проблем сближения человека с культурой (социализация, инкультурация, самореализация личности в культурной деятельности), а также на регулирование деятельности учреждений культуры – субъектов социально-культурной деятельности.

Социально-культурный сервис имеет сходные задачи, будучи функцией (направлением деятельности) различных социальных институтов – форм практической организации культурной жизни в ответ на социально-культурные потребности людей. Поэтому весь массив знаний, интегрируемый в рамках понятия «социально-культурный сервис» целесообразно рассматривать в рамках прикладной культурологи и сервисологии..

Именно взаимное пересечение прикладной культурологии и сервисологии определяет:

  • теоретические основы социально-культурного сервиса;

  • практические рекомендации по использованию технологий и практик сближения с культурой человека, удовлетворяющего свои социально-культурные потребности на основе платежеспособного спроса;

  • оптимизацию деятельности различных субъектов культуры, предоставляющих социально-культурные услуги и формирующих культурные отношения.


Социально-культурный сервис занял заметное место в сфере услуг, и игнорировать этот факт невозможно. Подготовка специалистов по сервису и туризму предполагает знание истории и основ теории явления как методологической базы, на которой строится практическая деятельность.

Важно отметить двойственность природы социально-культурного сервиса, в котором обе стороны – культурная и экономическая, должны пребывать в динамическом взаимодействии, причем приоритетом выступает именно социально-культурная сторона. В этом случае, как правило, удовлетворяются типичные, массовые социально-культурные потребности социальных групп, что не исключает удовлетворения потребностей отдельного человека и создает условия достижения экономической целесообразности социально-культурного сервиса.



Тема 2. Компоненты системы социально-культурного сервиса


Социально-культурный сервис и туризм являются совокупностью отраслей рекреационно-досуговой сферы.

Рекреация – расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных).

Рекреация может включать активное и пассивное участие в индивидуальных или групповых спортивных мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и т.д.

Досуг обеспечивает человеку движение, отдых, просвещение, творчество, развлечение, праздник.

Компоненты системы социально-культурного сервиса:

- зрелищный сервис (услуги концертных залов, театров, кинотеатров, цирков, телевидения и т.д.). Начиная с 1985 года в этой сфере сервиса началось развитие частной инициативы. Частные театральные антрепризы и шоубизнес работают, главным образом, на людей с высоким уровнем доходов. Значительная часть культурных услуг в данном спектре сервиса недоступна части населения по экономическим причинам;

- музейно-выставочный сервис (услуги музеев, выставочных отделений). Музеи удовлетворяют разнообразные социально-культурные потребности людей и выполняют важные социально-культурные функции сохранения и трансляции культурного наследия. В настоящее время данный спектр социально-культурного сервиса является наиболее доступным для всех групп потребителей;

- рекламный сервис (услуги рекламных центров, средств массовой информации и т.д.). В течение нескольких лет рекламный сервис в нашей стране бурно развивается, принося щедрую прибыль;

- клубный сервис (услуги базовых организаций, объединяющих людей по интересам, национальностям, профессиям и т.д.). На протяжении продолжительного периода данный вид социально-культурного сервиса в России находится в состоянии «летаргического сна»;

- сервис в сфере активного отдыха и развлечений (парки, дельфинарии, казино, дансинги, залы игровых автоматов, гольф, крикет, боулинги и т.д.).

Известно более 110 видов развлечений, широко предлагаемых потребителям. Сфера активного отдыха и развлечений - одна из наиболее динамично развивающихся в современных условиях. Перспективным для организации является поиск спектра услуг в сфере отдыха и развлечений, удовлетворяющих потребности разных групп населения, и поиск национальной специфики этой сферы в условиях России (например, в Бразилии – карнавалы, в Англии - спортивные зрелища, в Испании - шумные празднества, коррида);

  • информационный сервис (услуги рекламных центров, СМИ и т.д.);

- образовательный сервис (услуги организаций по обучению всех видов и уровней);

- физкультурно-спортивный сервис (услуги учреждений физкультуры и спорта). Современный профессиональный и любительский спорт является отраслью шоу-бизнеса. Наблюдается динамичный рост расходов населения на приобретение спортивных товаров и услуг. Заниматься спортом стало модно;


- оздоровительный сервис (услуги учреждений здравоохранения, курортов, пансионатов и т.д.);

- туристский сервис (предоставление пакетов услуг туристского комплекса)


С 1991 года туризм в нашей стране стал одной из первых отраслей, перешедших в сферу предпринимательства. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов:

- для того, чтобы начать им заниматься не требуется больших инвестиций;

- на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы;

- туристский бизнес позволяет довольно быстро оборачивать капитал.

Основные понятия:

Туризм – это временные выезды граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, деловых, познавательных, спортивных, религиозных и иных целях, без оплачиваемой деятельности в стране временного проживания, сроком не менее чем на 24 часа, но не более чем на 6 месяцев.

Характерная черта туристской услуги – комплексность туристского продукта или права на тур.

Тур – комплекс услуг по перевозке, размещению, организации питания, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков. Тур осуществляется благодаря совокупным действиям всех сегментов туристской индустрии.

Туристская индустрия – совокупность гостиничных предприятий, средств транспорта, предприятий питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, производящих и распространяющих туры, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу, которая является основой развития туризма.

Туристский сервис взаимосвязан со всеми другими компонентами системы социально-культурного сервиса, что становится очевидным из классификации видов туризма по целям.

Виды туризма

Туризм классифицируется по целям, по составу, по числу участников, по способу передвижения.

Классификация туризма по целям: познавательный; спортивный; деловой; учебный; религиозный; паломнический; этнографический; шоп-туризм; развлекательный; экстремальный; лечебный; оздоровительный; событийный.

По составу: семейный; одиночный; детский; студенческий; молодежный.

По числу участников: групповой; индивидуальный.

По способу передвижения: пешеходный; транспортный; комбинированный.

Назовем основные факторы от которых зависит развитие туризма и, естественно, его доходность:

- природно-климатические и историко-культурные ресурсы;

- развитая инфраструктура;

- наличие квалифицированных кадров;

- государственная поддержка туризма;

- социальный фактор;

- политический и экономический факторы;

- безопасность;

- традиции.

Туризм имеет важное социальное и экономическое значение для региона, так как:

- увеличивает местный доход;