ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 1397
Скачиваний: 1
- создает новые рабочие места;
- развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг (в том числе транспорт, связь, торговлю);
- обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
- увеличивает валютные поступления.
В сфере культурного досуга и рекреации работают государственные, муниципальные и частные организации.
В 1996 г. принят федеральный закон "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации”, федеральный закон о внесении изменений в ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ” от 17.01.2007, Положение “О Федеральном агентстве по туризму” от 13.01.2005. На региональном уровне – “Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2005 – 2010 гг.”.
Федеральное Агентство по туризму разработало и утвердило в 2008 году «Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года». В этом документе даны характеристики современному состоянию развития туризма как в нашей стране, так и в мире в целом, описаны существующие проблемы в данной сфере и намечен план конкретных мероприятий для развития туризма в нашей стране.
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек.
Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.
Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.
Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.
Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.
Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.
Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%.
Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года.
Сфера услуг в современной экономике требует все большего количества квалифицированных специалистов. Быстрыми темпами растут такие ее области как социально-культурный сервис, туристская индустрия. Поэтому подготовка специалистов по сервису и туризму, умеющих профессионально организовать технологический процесс и управлять туристскими и сервисными организациями, становится все более актуальной.
Задачей кафедры СКСиТ СПбГУСЭ является научить будущего специалиста:
- правильно и на высокопрофессиональном уровне организовывать и управлять технологическим процессом по предоставлению услуг потребителям организаций социально-культурного сервиса и туризма.
- проводить анализ и обобщение экономических, социальных и организационных показателей, характеризующих управление и деятельность организаций социально-культурного сервиса и туризма в условиях рынка, принимать решения по результатам анализа и осуществлять контроль за их выполнением.
- обосновывать наиболее эффективные варианты управленческих решений по организации бизнеса
Помимо учебных дисциплин экономического цикла, также преподается ряд специальных дисциплин, таких как cервисная деятельность, профессиональная этика и этикет, менеджмент и маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме, техника и технология социально-культурного сервиса и туризма, связи с общественностью, реклама в социально-культурном сервисе и туризме, защита прав потребителей.
На кафедре СКСиТ СПбГУСЭ реализуются следующие специализации:
- «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС»
Выпускники специализации обладают комплексом знаний в области сервисологии и прикладной культурологии, необходимых для организации деятельности по созданию и предоставлению социально-культурных услуг в ответ на потребности людей, на основе научно-обоснованных представлений о процессах зарождения и развития социально-культурного сервиса в историческом пространстве-времени и функционирования в современных условиях социально-культурного сервиса.
Дисциплинами специализации являются следующие: «Теория и история СКС», «Технологии СКС», «Актуальные проблемы СКС», «СКС за рубежом», «Культурно-зрелищные традиции Санкт-Петербурга и Ленинградской области», «Музейно-выставочная работа», «Социокультурное проектирование», «Сценарно-режиссерские основы игровых программ в СКСиТ» и др.
- «ТУРИЗМ»
Выпускники специализации обладают комплексом знаний в области туроперейтинга, отраслевых направлений туризма (международный, деловой, экологический, культурный, спортивно-оздоровительный), государственного регулирования, управления и страхования в туризме; способны самостоятельно разрабатывать и рассчитывать стоимость туров, владеют необходимыми навыками в области информационного и рекламного обеспечения туристического бизнеса.
Дисциплинами специализации являются следующие: «История туризма», «Технологии туристской деятельности», «Международный туризм», «География туризма», «Краеведение», «Города и музеи мира», Экскурсоведение» и др.
- «ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС»
Обслуживание в гостиницах и туристических комплексах - область сервиса, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов удовлетворения социокультурных, информационных, оздоровительных и других потребностей, связанных с жизнедеятельностью человека. Объектами профессиональной деятельности менеджера по специальности «Гостиничный сервис» являются услуги, оказываемые в области туризма, гостиничного хозяйства и связанные с ними информационные технологии.
Дисциплинами специализации являются следующие: «Гостиничный сервис», «Гостиничный сервис за рубежом», «Страноведение», «Анимация в гостиничном сервисе», «Региональный мониторинг гостиничных услуг и прогнозирование», «Основы дизайна гостиничного интерьера» и др.
Полученные теоретические знания студенты закрепляют в ходе практики в организациях социально-культурного сервиса и туризма. Практика является неотъемлемой составной частью общей системы подготовки студентов высшего профессионального образования по специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм.
В соответствии с требованиями ГОС-2000 практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную и проводится последовательно у студентов очной формы обучения - с 4-го по 10-й семестр, заочной формы обучения - со 2-го по 11-й семестр.
Практика направлена на закрепление и углубление теоретических знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, на овладение первоначальным опытом профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями. Практика предусматривает непрерывное и последовательное формирование у студентов единой системы профессиональных умений и навыков, их расширение по мере перехода от одного вида практики к другому с учетом взаимосвязи теоретического и практического обучения, современного состояния и перспектив развития науки, техники и технологии. Поэтапное включение студентов в практическую деятельность учреждений социально-культурной сферы и туризма, постепенное освоение технологий работы управленческого персонала во всех аспектах деятельности организации направлено на подготовку их к будущей профессиональной деятельности.
Целью проведения практики является формирование, отработка и совершенствование умений и навыков практической работы по профилю будущей профессиональной деятельности на базе теоретических знаний, полученных при изучении основных дисциплин, определяемых ГОС 2000 ВПО в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста по сервису и туризму.
Умения и навыки, приобретаемые в процессе практики, соответствуют требованиям ГОС по квалификационной характеристике выпускника.
Наиболее полным и достоверным документом, характеризующим результаты обучения студента в высшей школе, является выпускная квалификационная (дипломная) работа, отражающая эрудицию, профессиональные знания, технологические умения и творческие качества личности выпускника.
Дипломная работа - это результат обучения в университете и связанной с темой диплома научно-исследовательской, сервисной, менеджерской и иной практической деятельности, в процессе которой выпускник университета решает профессиональные, общественно-значимые, теоретические, методические и организационные проблемы социально-культурной сферы, туризма, гостиничного дела.
Заключительным этапом обучения является выполнение студентом дипломной работы, а её защита – составная часть государственной аттестации выпускника вуза по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм». Цель дипломной работы - внести самостоятельный вклад в совершенствование теории, методики и организации социально-культурного сервиса и туризма, дающий право на получение диплома ВПО с квалификацией «специалист по сервису и туризму».
При выполнении дипломной работы преследуются следующие цели:
-
систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности;
-
выработка умения применять полученные знания по общенаучным и специальным учебным дисциплинам при решении конкретных задач организации и управления деятельностью предприятий социально-культурного сервиса и туризма;
-
развитие навыков ведения самостоятельной творческой работы по специальности;
-
овладение методиками исследования, экспериментальной творческой работы по специальности, проектирования при решении научно-практических проблем;
-
развитие и совершенствование навыков работы с отечественной и иностранной научной литературой, законодательными актами и нормативно-справочными изданиями;
-
освоение практики создания текста, имеющего внутреннее единство, максимально полно, логично и последовательно излагающего результаты и ход проделанных студентом изысканий.
Таким образом, содержание дипломной работы должно раскрывать следующие аспекты профессиональной деятельности специалиста по сервису и туризму: организационный, культурно-творческий, управленческий, социально-культурный, экономический, аналитический, маркетинговый, правовой.
Для выполнения дипломной работы студенту как очного, так и заочного отделений выделяется 14 недель, а ее выполнению предшествует преддипломная практика продолжительностью 6 недель, предназначенная для сбора, обработки и обобщения эмпирического материала по теме дипломной работы.