ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 1417
Скачиваний: 1
Тема 7. Социально-культурные потребности людей: проблемы изучения и удовлетворения
Культурно-досуговые потребности людей лежат в основе организации социально-культурного сервиса, так как именно его деятельность направлена на их удовлетворение.
Потребности - источник активности, внутренний стимул деятельности социального субъекта.
Матрица потребностей
Признак потребности |
Характеристика признака |
1. Место в иерархии потребностей
|
1.1. Первичные 1.1.1. Физиологические 1.1.2.Безопасность, защищенность 1.2. Высшие 1.2.1. Социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признании) 1.2.2. Духовные потребности 1.2.3. Потребность в самовыражении |
2. Что влияет на потребность
|
2.1. Национальность 2.2. История 2.3. География 2.4. Природа 2.5. Пол 2.6.Возраст 2.7. Социальное положение |
3. Историческое место потребности |
3.1. Прошлые 3.2. Настоящие 3.3. Будущие |
4. Уровень удовлетворенности потребности |
4.1. Полностью удовлетворенные 4.2. Частично
4.3. Неудовлетворенные
|
5. Масштаб распространения |
5.1. Географический: всеобщий, региональный 5.2. Социальный: всеобщий, внутри национальной общности, внутри социальной группы по образованию, внутри группы по доходу |
6. Частота удовлетворения |
6.1. Единично удовлетворяемые 6.2. Периодически 6.3.Непрерывно удовлетворяемые |
7. Отношение общества |
7.1. Отрицательное 7.2. Нейтральное 7.3. Положительное
|
Потребность вызывает побуждения (мотивы). Мотивы побуждают к поведению (действию). Действие движется к цели. Цель определяет результат удовлетворения потребностей. Результат, в свою очередь, снова вызывает потребность.
Социально-культурные потребности относятся к высшим потребностям, к удовлетворению которых человек стремится после того, как удовлетворены его первичные потребности: физиологические и потребность в безопасности.
Социально-культурные потребности - состояние нужды, неудовлетворенности от отсутствия чего-то необходимого, что может быть восполнено услугами культуры, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, туризма.
Социально-культурный сервис выступает в качестве посредника в отношениях человека и социально-культурной потребности, услуги. Необходимо помнить о целенаправленной деятельности организаторов социально-культурного сервиса по формированию и возвышению социокультурных потребностей, приобщенности к духовным ценностям.
На формирование социально-культурных потребностей влияют экономические (финансовые возможности потребителя, стоимость услуги и т.д.), но - в большей степени - социально-культурные факторы.
На формирование социально-культурных потребностей воздействуют факторы:
- внешней среды
(образ, стиль и уровень жизни социальной
группы, возникновение новых
социально-
культурных услуг, рыночная
ситуация, реклама, мода, деятельность
организаторов социально-культурного
сервиса и т.д.);
- внутренние, субъективные (вкусы, предпочтения, интерес к культурным ценностям и т.д.);
- реакции человека
на воздействия внешней
среды
(ориентация на позицию своей социальной
группы, позиции СМИ, различия в
отношении к социально-культурным
услугам, вызванные социально-демографическими
характеристиками, т.д.).
Удовлетворение социально-культурных потребностей - необходимое звено их формирования.
В процессе удовлетворения социально-культурных потребностей происходит завершение процесса их формирования (любая потребность стремится к удовлетворению) и начало формирования социально-культурных потребностей более высокой ступени - углубления и возвышения потребностей.
Наблюдается тенденция к постоянному порождению, дифференциации новых социально-культурных интересов и потребностей людей. Становится очевидной необходимость в исследованиях социально-культурных нужд, потребностей людей, рынка социально-культурных услуг, так как именно результаты исследований откроют путь к более полному изучению, удовлетворению и прогнозированию дальнейшего движения запросов и потребностей человека.
Методами изучения потребителей и потребностей являются маркетинговые исследования.
Маркетинговое исследование – любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно - аналитических потребностей маркетинга (то есть, сбор информации, ее интерпритация, оценочные и прогнозные расчеты).
Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.
Маркетинговое исследование обходится недешево. Ф. Котлер утверждает, что бюджет маркетингового исследования составляет 2% объема продаж фирмы.
Маркетинговая информация – это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.
Источники информации:
- Первичная. Формируется в процессе проведения спец. обследований, направленных на решение конкретной проблемы.
- Вторичная. Это данные, получаемые из бухгалтерской и статистической отчетности, спец. публикации и т.д. Без анализа вторичных данных к сбору первичной информации приступать не рекомендуется.
Совокупность всей информации называется системой маркетинговой информации. Она состоит из подсистем:
- внутренней информации;
- внешней;
- сбора первичной информации;
- анализа информации.
Внутренняя маркетинговая информация возникает в результате деятельности предприятия и постоянно изменяется в связи с ней. Обычно не используется в отрыве от других источников и видов информации, т.к. она не содержит многих необходимых сведений.
Система внешней маркетинговой информации
Сбор внешней информации предполагает накопление сведений о ситуации на различных рынках, о силах действующих на рынке (потребители, их потребности, конкуренты и т.д.), о состоянии и развитии факторов макросреды.
Источниками внешней информации являются: справочники, телевидение, радио, законодательные и нормативные акты, выставки, совещания, узкоспециализированные периодические печатные издания, экономические обзоры и т.п.
Согласно эффекту Парето, 80% информации содержится в 20% источников.
Система сбора первичной информации предусматривает проведение специальных маркетинговых исследований. Основными методами сбора первичных маркетинговых данных, являются:
- опрос,
- наблюдение,
- эксперимент,
- метод фокус-группы.
Опрос позволяет выявить систему предпочтений, на который ориентируется целевой рынок потребителей при выборе социально-культурных услуг, оценке различных форм обслуживания и т.п. Это самый распространенный метод, он используется в 90% исследований.
Опрос может быть массовым и специализированным (для специалистов).
Формы опроса: анкетирование (может быть очным и заочным (например, почтовый опрос), индивидуальным или групповым) или интервьюирование (предполагает личное общение с опрашиваемым, может быть личным и опосредованным (например, по телефону)).
Достоверность метода интервьюирования достаточна велика, но он имеет высокую продолжительность, вероятность влияния опрашивающего на мнения респондентов., а также существует высокая степень отказа респондентов от участия.
Точность результатов опроса зависит от качества анкеты.
Наблюдение обычно используется в исследованиях поискового характера и представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями.
По сравнению с опросом наблюдение имеет и преимущества и недостатки.
Преимущества: простота и низкие затраты на реализацию, возможность восприятия неосознанного поведения, естественность обстановки.
Недостатки: субъективность восприятия наблюдающего, поведение объектов может отличаться естественного (если наблюдение ведется открытым способом) и т.п.
По способу осуществления наблюдение может быть скрытым (с применением скрытых камер) и открытым (с непосредственным участием наблюдающего).
В большинстве случаев этот метод используется совместно с другими. В ряде случаев наблюдение является единственным способом получения необходимой информации.
Наблюдение является весьма трудоемким способом получения информации. Оформление итогов иногда занимает в несколько раз больше времени, чем само наблюдение.
Эксперимент
Для принятия решений необходимо располагать информацией о предположительном успехе отдельных альтернатив. Такую информацию можно получить с помощью эксперимента.
Экспериментом называется манипулирование независимыми переменными с целью определения их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых параметров.
Эксперименты могут быть лабораторными, проходящими в искусственной обстановке; полевыми, протекающими в реальных условиях.
При проведении лабораторных экспериментов создаются определенные искусственные условия для того, чтобы исключить влияние побочных факторов. Так, для оценки реакции клиентов на различные виды социально-культурных услуг можно пригласить таких потребителей, чтобы они были репрезентативными с точки зрения пола, возраста, уровней доходов и т.д. Лабораторные эксперименты, помимо контроля над побочными факторами, являются также более дешевыми и требуют меньше времени для реализации.
Метод фокус-группы
Этот метод позволяет получить не количественную, а качественную информацию, основанную на сборе, анализе и интерпретации данных выборного опроса и наблюдения за поведением небольшого числа потребителей.
Данный метод, главным образом, используется для:
- генерации идей (например, для обоснования направлений совершенствования предлагаемых на рынок социально-культурных услуг);
- изучения разговорного словаря потребителей, что важно для проведения рекламных мероприятий и т.п.;
- ознакомления с запросами потребителей, их восприятием и отношением к социально-культурным услугам;
- изучения эмоциональной и поведенческой реакции потребителей на определенные виды и средства распространения рекламы.
Обычно работу фокус-группы фиксируют с помощью аудио и видеосредств, а ее результаты служат основанием для проведения массовых опросов потребителей.
Выбор конкретных участников группы определяется целью проводимого исследования.
Эффективность и продуктивность работы фокус-группы определяется работой ведущего, который без прямого вмешательства в ход дискуссии должен управлять ее проведением.
Основные достоинства метода:
- возможность для участников честно и свободно излагать свои мнения и генерировать идеи;
- возможность получения сведений о потребителях, которые невозможно получить в ходе более формальных исследований.
Очень важным условием успешного завершения маркетингового исследования, является адекватная оценка полученных данных и обоснованные прогнозы.
Результаты исследования, изложенные в форме научного отчета, строятся по схеме:
- четко излагается цель исследования;
- характеризуется предмет и объекты исследования;
- определяется период, за который собираются данные, дата исследования;
- описываются источники информации, раскрывается методология исследования;
- составляется перечень результатов;
- делаются выводы и даются рекомендации.