ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 1404
Скачиваний: 1
Дипломная работа выполняется студентом самостоятельно при методическом руководстве со стороны выпускающей кафедры, выдавшей задание на её разработку.
Таким образом, наши выпускники разносторонне подготовлены, а значит и наболее востребованы на рынке труда.
Имея диплом государственного образца, выпускники университета могут работать:
-
в туристических фирмах;
-
на туристических базах (кемпинги, приключенческий туризм);
-
в фирмах, организующих досуг населения;
-
в санаториях и курортах;
-
в культурно-развлекательных и спортивно-оздоровительных комплексах;
-
в отделах культуры, социальной политики и международных отношений администраций городов и районов;
-
в рекламных компаниях;
-
в гостиницах и ресторанах;
-
в страховых фирмах и кадровых центрах.
Тема 3. Специалист социально-культурного сервиса как субъект социально-культурной деятельности
Под социально-культурной деятельностью принято понимать взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению значимых культурных ценностей, в ходе которого изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.
В понятии «социально-культурная деятельность» опорным словом является деятельность. Человеческая деятельность – это форма отношения к окружающему миру. Определения «социальное» и «культурное» ограничивают и конкретизируют доминантное начало деятельности.
Определение «социальный» означает, что носитель культуры – социум. Граница между обществом и личностью подвижна, поэтому отдельный человек, как и общество, может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Тем не менее, культура – явление общественное, то есть социальное. Ю.М. Лотман считал культуру понятием коллективным.1
Соотношения социального и культурного достаточно подробно исследованы П. Сорокиным. Главный признак социального явления – взаимодействие. Отдельно взятый индивид, и миллион изолированных индивидов не могут составлять социального явления, если не взаимодействуют. Взаимодействие может состояться в том случае, если оно носит значимый характер. В широком смысле определение «культурное» показывает направление: значимое взаимодействие в сфере культуры. К значимым культурным ценностям относятся идеи, нормы, идеалы, традиции, милосердие.
Парные категории «социальное» и «культурное» взаимно обогащают и дополняют друг друга. Определение деятельности как социальной показывает, что человек выполняет в обществе отведенную ему роль, приобретает привычки, манеры, даже речь, свойственные остальным членам общества. Люди становятся похожими друг на друга. Это облегчает жизнь, но нивелирует личность.
Определение деятельности как «культурной» указывает на формирование в человеке неповторимой индивидуальности. Культура поощряет в человеке ощущение уникальности, отдельности.
Главный продукт социально-культурной деятельности – культурные люди. Культурный человек – это человек, который овладел общечеловеческими идеями, навыками, и результаты его деятельности отвечают мировым стандартам.
Культура, – говорил Д.С. Лихачев, – главный смысл и главная ценность существования отдельных народов, этносов, государств. Вне культуры их самостоятельное существование лишается смысла.
Социально-культурная деятельность может быть стихийной и специально организованной. В общественной жизни преобладает сознательное начало. Чтобы сформировать человеческую общность, соответствующую эпохе, необходимо создавать специальные социально-культурные институты. Так, монастыри и церкви Древней Руси сформировали новую православную общность – Святую Русь. «Русские европейцы» – тип личности, который сформировался на петровских ассамблеях, затем в салонах, клубах. Огромная сеть школьных и внешкольных учреждений в Советском Союзе сформировала новую историческую общность – советский народ.
Как уже говорилось, в широком смысле определение «культурное» указывает направление значимого взаимодействия в сфере культуры.
В узком смысле определение «культурный» означает сосредоточение на нормах, ценностях в сфере свободного времени: поведение дворянина в салоне, современного молодого человека на дискотеке, в интернет-клубе.
Проблема свободного времени, организации свободной деятельности в свободное время – досуга – одна из наиболее важных в социально-культурной деятельности.
Человек по-разному может относиться ко времени – беречь его, тратить, не замечать. Но трудно не согласиться с тем, что от того, как человек использует свое время, особенно время свободное, зависит качество его жизни.
Петербургский писатель Д.А. Гранин повесть «Эта странная жизнь» посвятил крупному русскому ученому биологу А.А. Любищеву, который создал особую систему времяпользования. Ему удалось в жизни сделать невероятно много только потому, что он фиксировал во временном отношении каждый свой шаг, а потом анализировал собственные отчеты. Как пишет Д. Гранин, его поражала «смелость, с какой он обращался с плотью Времени. Он умел ее осязать. Он научился обращаться с пульсирующим, ускользающим «теперь». Он не боялся измерять тающий остаток жизни в днях и часах. Осторожно он растягивал Время, сжимал его, стараясь не потерять ни крошки. Он обращался с ним почтительно, как с хлебом насущным; ему и в голову не могло прийти – «убивать время». Любое время было для него благом. Оно было временем творения, временем познания, временем наслаждения жизнью. Он испытывал благоговение перед Временем. Оказалось, что жизнь вовсе не так коротка, как это считается. Дело тут не в возрасте и не в насыщенности трудом. Урок Любищева состоит в том, что можно жить каждой минутой часа и каждым часом дня, с постоянным напором отдачи. Жизнь – долгая-предолгая штука. В ней можно наработаться всласть и успеть многое прочитать, изучить языки, путешествовать, наслушаться музыки, воспитать детей, жить в деревне и жить в городе, вырастить сад, выучить молодых…
По сути своей социально-культурная деятельность носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на развитие его творческого потенциала, его совершенствование.
Основными функциями организатора социально-культурного сервиса, являются:
- распознавание запросов, а затем и создание условий для удовлетворения социальных, культурных потребностей человека, групп на основе платежеспособного спроса;
- поддержание ценностных ориентиров культурного роста, приоритетных целей культурного развития;
- продвижение социально-культурных услуг потребителям c применением возможностей маркетинга, рекламы и связей с общественностью;
- обеспечение комплексного и качественного обслуживания потребителя социально-культурных услуг и туризма;
- обеспечение деятельности организации социально-культурного сервиса и туризма, руководствуясь законодательством, этическими нормами, передовыми технологиями в сфере социально-культурного сервиса.
Тема 4. Профессиональные требования к личности организатора социально-культурного сервиса
Одним из аспектов профессиональной деятельности организатора социально-культурного сервиса является прямое общение с потенциальными клиентами (контактная зона), обеспечение комплексного и качественного обслуживания своего потребителя. Для того, чтобы достигнуть продуктивного взаимодействия с потребителями, организатор социально-культурного сервиса должен иметь представление о психологии службы сервиса.
Психология сервиса - одна из отраслей психологии. В сфере услуг общие закономерности психологии имеют своеобразие. Так, общение обслуживающего персонала с клиентами характеризуется особенностями, которые отсутствуют в коллективе, в кругу семьи.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению личности клиента, личности сотрудника предприятия сервиса и их взаимоотношению в процессе обслуживания. К этому кругу вопросов относят и изучение взаимоотношений между членами трудового коллектива организации сервиса.
Знание психологии сервиса поможет организатору социально-культурного сервиса:
- познать свой внутренний мир в целях сознательного регулирования своего поведения;
- понять поведение покупателей для выбора наилучшего варианта их обслуживания;
- разобраться в поведении своих коллег для оказания им при необходимости помощи и поддержки.
Профессия организатора социально-культурного сервиса и туризма является творческой профессией, требующей от ее носителя психологических знаний и высокой коммуникабельности.
Становление личности - сложный процесс, в котором взаимодействуют 2 начала: биологическое (природное) и социальное (общественное).
Человек как личность формируется на основе своих природных свойств (пола, темперамента и т. д.) при активном воздействии социальной среды (семьи, школы, трудового коллектива) и деятельности (игры, учебы, труда).
Персонал предприятия сервиса должен работать над совершенствованием своих личностных качеств и развивать свои профессиональные способности.
Трудовая деятельность сотрудников сферы обслуживания
Деятельность- этот внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека.
С внешней стороны деятельность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т.д. Внутренними регуляторами деятельности являются психические процессы, свойства, состояния, потребности, интересы и т.д.
Как правило, началом деятельности является постановка цели на основе потребностей, подлежащих удовлетворению, или осознания человеком задачи, которую необходимо решить. Затем следует выработка плана, схем моделей предстоящих действий.
В процессе деятельности человек, накапливая жизненный, производственный и иной опыт, постоянно развивается, самосовершенствуется.