Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1728

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Декорации. Для обозначения декораций хорошо использовать цветную ткань. Плотная ткань походит для укрытия жёстких конструкций. Цветной шелк или хлопок применяют для обозначения пейзажа: зеленая ткань может быть лугом, голубая – морем, озером, рекой или прудом, коричневая или серая – землей, лесом и горами. Природный материал – камни, корешки, шишки – может изображать деревья, стены, скалы. Дети любят участвовать в приготовлениях. Когда они видят, как изготавливаются декорации, их фантазия воспламеняется и у них позже появляется желание поставить спектакль самим. После всех приготовлений сцена накрывается тканью, которая снимается как занавес в самом начале сектакля.

Персонажи. Они могут быть очень простыми, оставляя место детской фантазии. Самые простые – это узелковые куколки, сделанные из куска шелка. Замечательно подходят фигурки из валяной шерсти, особенно, если в их изготовлении принимали участие дети. Фигурки могут быть просто белыми или цветными, могут быть даже без лица – детское воображение достроит образ само.

Виды кукол для кукольного спектакля:

1) Постановочные куклы

2) Марионетки

3) Куклы-перчатки

4) Пальчиковые куклы.

Руками и пальцами мы можем выразить очень-очень много — например, что мы усердные, работящие люди, что мы любим друг друга, что мы взволнованы или заинтересованы. Жестами мы подчеркиваем важность своих слов, мы прикасаемся друг к другу, желая передать сильные чувства.

К языку жестов обращаются и те, кто не может пользоваться речью, например маленькие дети или глухие. С помощью пальцев мы можно устроить самый первый «театр» для младенцев, а также теневой театр.

Сюжет. История или сказка выбирается в зависимости от возраста аудитории, опыта рассказчика, сезона, праздника. Для самых маленьких подойдут потешки, коротенькие стишки. Для более старших сказки. Есть сказки зимние «Госпожа Метелица», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Морозко», рождественские истории для вертепа. Весной «Снегурочка», «Спящая красавица», сказки показывающие пробуждение природы. Истории не должны длиться дольше 25 минут даже для школьников.

Музыкальное сопровождение. Для создания настроения до, после и во время спектакля можно делать музыкальное сопровождение, желательно, если это будет «живая музыка» - песенка или мелодия на металлофоне, лире или флейте. Безусловно, в некоторых случаях можно воспользоваться техническими аудиосредствами.

Спектакль. Степень драматизации и манеру исполнения необходимо определять в зависимости от сюжета, времени суток и возраста зрителей. Для детей младшего дошкольного возраста предпочтительно спокойное, умиротворенное представление без излишней драматизации. Куклы необходимо двигать спокойно. Смена рук должна происходить медленно. Обязательным условием является продуманность ввода новых героев в канву спектакля.


Повторение. Так же как в случае с семейным чтением и рассказыванием сказки очень важным условием является повтор спектакля. Дети любят слушать одну и ту же историю несколько дней и недель подряд, с каждым новым показом они открывают для себя новые связи, запоминает любимые места.

Подготовка и репетиция спектакля в предпраздничный период, основное выступление на празднике, возвращение к спектаклю на этапе осмысления праздника позволяет реализовать эту потребность в полной мере. Безусловно, есть спектакли, которые являются сюрпризом и показываются только один раз, например спектакли, которые разыгрываются на День рождения. Здесь важным будет повтор спектакля через год во время этого же праздника. Таким образом, цикличность праздничного календаря поддерживается и ритмичностью его проживания, и его оформлением в виде сказок и спектаклей, что создает и взрослого и у ребенка чувства стабильности, уверенности в неизменности мира.

Итак, домашний театр может выступать как самостоятельная форма семейного досуга, а также как важнейший элемент семейного праздника. Через постановку домашних спектаклей, подобранных в соответствии с типом и тематикой праздника, можно прожить и прочувствовать смысл самого праздничного действа.



Задания для самоподготовки

      1. Какова роль праздника в жизни отдельного человека и семьи.

      2. Охарактеризуйте основные современные виды праздников.

      3. Проанализируйте понятия «традиция», «обычай», «обряд», «ритуал». В чем заключается различие этих понятий?

      4. Дайте характеристику этапам организации и подготовки праздничного мероприятия.

      5. Выявите роль домашнего театра в структуре семейного праздника.


      Практические задания

      1. Составьте праздничный календарь своей семьи.

      2. Составьте доклад на тему «Истоки и традиции домашнего театра».

      3. В виде доклада опишите историю возникновения, традиции и обычаи вашего любимого праздника.

      4. Разработайте сценарий семейного праздника.

      5. Сделайте подборку литературных произведений в соответствии с праздничным календарем.


      Список литературы

      1. Библиотека сайта театра «Бродячий вертеп» - http://booth.ru/statyi.htm

      2. Голдовский Б.П. Кукольный театр // Большая российская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. Ю.С. Осипова. М.: РАН, 2004. Т. 1. С. 806–807.

      3. Греф А. Техника театра кукол. //Всероссийский Центр художественного творчества. - Серия "Я вхожу в мир искусства". – 2003. - №3. [Электронный ресурс]. – URL: http://booth.ru/teor_teatr_kuk/tehn_t eatrkuk/tehn_teatrkuk.htm

      4. Ильин В.И. Повседневность и праздник /Потребление как дискурс. - СПб: Интерсоцис, 2008. - С. 345—360.

      5. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.- попул. — М.: Высш. шк., 1990. — 208 с.

      6. Контребинский Б.Г. Театрализованные формы празднично-обрядовой культуры и ее воспитательный потенциал.//"Общество. Среда. Развитие (Terra Humana)"- 2010. - №2. - С. 179-185. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.terrahumana.ru/arhiv/10_02/10_02_33.pdf

      7. Нойшютц К. Оживи куклу /Карин Нойшютц; Пер. с швед. Н.Колобков. - М.: Evidentis, 2002. - 210 с.

      8. Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) //Ежегодник императорских театров. – Приложения. – Кн. 1. – Спб., 1895. – С. 85-185. [Электронный ресурс]. – URL: http://memoirs.ru/texts/peretz.htm

      9. Персональный сайт Бориса Голдовского - http://www.goldovsky.ru/index.html - статьи, книги, энциклопедии Б. Голдовского.

      10. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / науч. ред. И.И. Шангина. Спб., 2001. С. 5-11.


      Тема 5. Организация игровых программ и конкурсов


        1. Роль игры в жизни человека и семьи

      Игрушка - не балушка

      Народная мудрость


      Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.

      Януш Корчак 


      Игре как многоаспектному явлению в общечеловеческой деятельности на разных уровнях развития посвящено значительное количество исследований, созданы различные теории и подходы к игре. К проблеме игры, которая интересует ученых с давних пор, этнографы, философы, культурологи, психологи, педагоги подходят с позиций своих наук.

      Она является универсальной формой деятельности, что в свое время было блестяще доказано Й.Хейзингой131.

      Как подчеркивает Б. Бим-Бад, игра — величайший из учителей человечества. …В игре человек тренирует свои сущностные силы, лишенный сковывающей ответственности за плоды своих действий. …В игре человек тренирует свои духовные мускулы. Именно в игре с улыбкой можно усваивать серьезные истины.132

      С позиции социологии досуга и прикладной культурологи, по мнению Г.Е. Зборовского133, игра связывает ценности свободного времени и культуры. Игра соединяет досуговую деятельность и культуру, присутствуя в равной мере в каждой из них. Более того, она является ценностной основой культурно-досуговой деятельности.

      По мере развития культуры и досуга происходит все большая их «играизация», насыщение их содержания игровым началом. Игра зачастую выступает как такая форма культурно-досуговой деятельности, которая представляется людям самоценной и воспринимается человеком именно в таком качестве. Совершенно очевидна зрелищно-игровая (театральная, концертная, спортивная и др.), и в этом смысле, массовая “начинка” культурно-досуговой деятельности. Но ведь и на индивидуально-личностном уровне игровое начало заявляет о себе в культуре и свободном времени достаточно активно. В культуре игра сначала профессионально “создается” (играют актеры, музыканты, спортсмены), а затем потребляется громадным количеством людей. В ряде ситуаций процесс создания и потребления ценностей игры оказывается синхронным, и от этого действует на человека гораздо сильнее, нежели они были бы разделены во времени. Это прекрасно осознают многие люди, потому и стремятся заполнить хотя бы часть своих свободных часов и минут непосредственным восприятием игры других. Результатом этого процесса может быть желание человека самому включиться в такую же или подобную игру и стать ее активным участником134.

      Игра — весьма древний и важный элемент человеческой культуры, это не просто ее отдельная сфера, а одно из значимых свойств. Многие исследователи, высказывая различные взгляды на историю досуга, размышляя о его природе, утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возможность общения с духами предков. Эти два вида деятельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинаковое значение в жизни сообщества. Религиозные празднества охватывали как работу, так и игру. Более того, работа и игра часто сочетались, конфликт между ними был несуществен, поскольку игра входила в работу и становилась ее частью.


      Игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключен не в результате, а в самом процессе: В истории человечества игра тесно переплеталась с магией, культовым поведением, ритуалами; связана со спортом, военными тренировками и искусством (особенно его исполнительскими формами, например, игра на музыкальных инструментах). Особенно ярким игровым потенциалом обладают архаические и традиционные культуры.

      Игра — одна из первичных форм человеческой активности. Она является важнейшим элементом онто- и филогенеза. «Ребенок без игры, культура без игровых форм — исторический и бытовой нонсенс... Функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем культурного общественного развития, социальных, политических, идеологических ориентации».

      Психологи рассматривают игру как ведущий тип деятельности человека, имеющий большое значение в развитии, воспитании и обучении подрастающего поколения, в социализации личности ребенка (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

      Впервые об игре как о ведущем типе деятельности в дошкольном возрасте говорит Л.С. Выготский (1966) и раскрывает ее значение для развития основных новообразований данного периода. Л.С. Выготский дает анализ детской игры под углом зрения того влияния, которое она оказывает на процессы психического развития в дошкольном возрасте. Им была установлена связь игры с воображением как основы восприятия и представления целостного предмета, а также была выявлена роль воображения (фантазии) во всех духовных и материальных творческих деяниях человека.

      С.Л.Рубинштейн определяет игру, как деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива; игра является выражением личности к окружающей действительности. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. «Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей»135.

      Развернутую теорию психологии игры создал Д.Б.Эльконин. Он не только дал обстоятельный и критический анализ различных теорий игры, но и предложил собственное ее понимание, в котором были адекватно воплощены подходы к ней, разработанные Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым. Игровая деятельность, согласно Д.Б.Эльконину136, имеет прямое отношение к потребностно-эмоциональной сфере человека. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация человека в смыслах других видов деятельности. Для развития такой ориентации особое значение имеют ролевые игры.

      С психологической точки зрения, игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности137.


      В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме игры, изложены идеи о социальной сущности игры, составившие основу психологической концепции игровой деятельности, проанализирована значимость игры как для формирования и развития личности в целом, так и для становления отдельных ее качеств.

      Таким образом, игра понимается как разновидность физической и интеллектуальной деятельности, представляющая собой индивидуальную возможность самореализации.

      Функции игры. Игра - явление полифункциональное. В связи с этим следует обозначить основные функции игровой деятельности:

      1. Социализирующая. Игра является мощным средством освоения человеком социального опыта. Человек с самого рождения через игру приобретает элементарные навыки взаимодействия с социумом, происходит адаптация к условиям среды, саморегуляция, обучение общению.

      2. Коммуникативная. В процессе игры играющий развивает навыки общения с участниками игрового процесса.

      3. Рекреационно-развлекательная. Это одна из ведущих функций игры, ибо игра раскрепощает и доставляет радость.

      4. Диагностическая. Игра позволяет выявить уровень развития творческого потенциала, уровень физического и интеллектуального развития.

      5. Коррекционно-терапевтическая. Игра все используется в лечебно-оздоровительных целях для поддержания психологического равновесия личности. Кроме того, игра способствует разрешению детских конфликтов, снятию агрессивности отдельных подростков

      6. Компенсаторная функция. Игра компенсирует потребность во взрослости, включении в социально-значимые отношения, позволяет учащимся более полно выразить эмоциональную сферу личности.

      7. Мотивационно-побудительная функция, игра создает мотив деятельности, который значим для человека, и не отодвинут на отдаленное будущее, а также побуждает их к этой деятельности;

      8. Релаксационная функция: снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интесивности обучения;

      9. Психотехническая функция - формирование навыков подготовки физиологического состояния для наиболее эффективной деятельности.

      10. Функция оптимизации138. эмоциональных взаимоотношений в семье.

      11. Функция развития воображения. В.В. Давыдов139 изучал важнейшее свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться учебная деятельность. Это способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (например, лоскут ткани может в разных ситуациях выступать одеялом, элементом одежды, элементом пейзажа, шторкой; палка может быть волшебной палочкой, указкой, карандашом, удочкой). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия. Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.