Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1737

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк. Теоретический анализ литературы позволил выявить основные проблемы семьи, как потенциальной аудитории культурно-досуговой деятельности34, 35.:

  • количественный и качественный дефицит социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи;

  • отсутствие информации об эффективных методах интеллектуального, физического и психического развития личности ребенка;

  • утрата навыков и форм семейного досуга и культурного сотворчества;

  • в низкой социально-психологической культуре детей и родителей, ведущей к семейным конфликтам, взаимонепониманию «детей» и «взрослых»

В процессе организации культурно-досуговой деятельности необходимо учитывать все многообразие типов современной семьи:

  • полные и неполные,

  • многодетные, одно-, двухдетные, бездетные;

  • молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений);

  • неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи;

  • асоциальные семьи;

  • межнациональные и моноэтнические.

Одна из основных линий коммуникаии внутри семьи – это общение между поколениями (старшие, младшие, родители и дети). Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями или одним родителем с детьми или без детей. Такой тип семьи в современном обществе получил наибольшее распространение. Сложная семья состоит из нескольких поколений и может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

Как правило, в первом типе семьи коммуникативные связи между поколениями ослаблены или нарушены, а во втором типе – достаточно сильные и многообразные, но могут быть зачастую насыщены конфликтами между поколениями.

Кроме того, важной характеристикой, как отмечает В.Е. Новаторов36, является тип семьи (домохозяйство). Практика свидетельствует: у разных типов семей формируются и проявляются разные потребности. Так, отдельно живущие люди много путешествуют, чаще других бывают в музеях, среди них много книгочеев, они охотно записываются в разные досуговые объединения, любят театральные премьеры, вернисажи, фестивали зарубежных фильмов, презентации и т.п. Молодожены (семья без детей), живущие отдельно от родителей, имеют одни возможности участвовать в культурной жизни своего населенного пункта; у имеющих ребенка — показатели культурной активности могут быть совершенно иными. По-иному ведут себя и супружеские пары с уже достаточно взрослыми детьми. Такие семьи представляют для работников социально-культурной сферы двойной интерес: освобождение от бесконечных забот по воспитанию детей приводит к большей свободе еще молодых родителей, в то же время у взрослеющих детей активно формируются собственные представления о досуге.


Необходимо более подробно рассмотреть некоторые психолого-возрастные группы в составе семейной аудитории.

С.Ю. Гацук37 выделяет следующие группы аудитории: детская, семейная, подростковая, молодежная, люди «третьего возраста».

С точки зрения структуры семьи в составе семейной аудитории можно выделить: детскую аудиторию, родительскую аудиторию, прародительскую аудиторию. Самым сложным будет являться поколение детей, так как оно включает в себя все возрастные периоды от младенчества до юношества, психофилиологическая разница между каждым из этих возрастных периодов огромная. При этом примерно до подросткового возраста при организации совместного семейного досуга критерием отбора его формы и содержания будет возраст самого младшего члена семьи в связи с его наибольшей зависимостью от старших.

Рассмотрим особенности основных групп семейной аудитории.

Детская аудитория. Досуг детей отличается сложностью и противоречивостью. Дети не всегда имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, кроме того, они не всегда готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают у взрослых модели проведения свободного времени, которые далеко не всегда содействуют их физическому и психическому развитию.

Ведущим видом деятельнсоти детей дошкольного возраста является игра, именно с ее помощь дети познают окружающий мир (значение и роль игры в досуговой деятельности будут рассмотрены в отдельной главе).

Развитие и рост детского организма происходит в движении. Это требует обязательного включения в детские программы подвижных, спортивно-соревновательных форм досуга.

Кроме того, надо учитывать, что у психофизиологические процессы у детей очень неустойчивы, как большие физические, так большие интеллектуальные нагрузки приводят к быстрой утомляемости, что требует обязательной смены деятельности.

Для детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста ведущим институтом социализации является семья. Именно в этом возрасте высока значимость семейного досуга, традиции которого будут легче восприниматься позже в подростковом и юношеском возрасте, а потом полноценно перенесутся в собственную семью. Роль родителей в организации досуга ребенка примерно до двенадцатилетнего возраста является основополагающей.

Подростковая аудитория. Главным социализирующим институтом для подростковой аудитории выступают сверстники и кумиры. С психологической точки зрения, подростковый возраст характеризуется негативизмом, т.е. очень часто необоснованным отвержением всего и всех, особенно со стороны родителей и старшего поколения, что приводит к вечному исторически сложившемуся конфликту отцов и детей. В этот период подростку кажется, что он является всезнающим субъектом социальных взаимодействий. Как было отмечено, общение среди своих сверстников является главным социализирующим фактором на данном этапе, а значит, и организация досуговых программ для подростков должна строиться на поддержании такого общения. Другой важнейший момент – это то, что подростку необходимо самоутвердиться, самовыразиться, быть первым среди равных.


Психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконин и др.) выделяют благоприятные мотивации подросткового возраста:

  • потребность во взрослости;

  • общая активность подростка, готовность включаться в разного рода деятельность с взрослыми и сверстниками;

  • стремление к самостоятельности;

  • стремление на основе мнения другого человека осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требований другого человека и своих внутренних требований (т.е. стремление к рефлексии).

Именно эти качества должны быть актуализированными, удовлетворенными и эмоционально насыщенными в культурно-досуговой деятельности. Необходимо помочь подростку реализовать эти особенности возраста в сфере творческого, спортивного или иного вида досуга.

Молодежная аудитория. С одной стороны, характерной чертой современного молодежного досуга является преобладание пассивно-созерцательных форм его проведения38.

С другой стороны, к особенностям личности юношеского возраста можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой и игровой активности, что ставит перед организаторами досуга задачу проектирования программ, где главенствующую роль играли бы не только созерцательные формы, но и формы активного вовлечения молодежи в процессы, носящие творческий характер деятельности.

И.В. Бестужев–Лада так определяет потребности молодежи в сфере свободного времени: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически»39.

Молодая бездетная семья. Досуговое поведение на этом этапе жизненного пути во многом будет сходно с поведением молодежной аудитории. Наибольший интерес для этой группы представляют досуговые мероприятия совместного времяпровождения.

Семья с детьми. Примерно до достижения детьми подросткового возраста при организации совместного семейного досуга критерием отбора его формы и содержания будет возраст самого младшего члена семьи в связи с его наибольшей зависимостью от старших.

Повзрослевшие дети стремятся освободиться от семейного досуга и проводить его в кругу друзей. Еще молодые родители могут вернуться к досугу «для двоих». Если система семейного досуга до достижения детьми 12-13 лет была выстроена логично, была насыщена традициями, то в этот период семье удастся сохранить точки соприкосновения для совместного семейного досуга при обязательном выделении времени для индивидуальных форм.


Люди третьего возраста – категория людей, которые закончили свой трудовой путь, вышли на заслуженный отдых. Как правило, это люди с огромным жизненным опытом, которым они хотели бы поделиться с окружающими. Пожилые люди, в силу большого количества свободного времени, охотно хотят принимать активное участие во всех сферах социально-культурной жизни. Однако не надо забывать, что интересы пожилых людей направлены, прежде всего, не на переосмысление своего жизненного опыта, а на воспоминания своей молодости. Специфика возраста означает другую особенность – ориентацию на комплекс оздоровительных программ. Практика показывает, что оптимальным вариантом является равномерное сочетание активных и пассивных форм организации досуга людей третьего возраста40.

К особенностям данной категории Г.М Бирженюк, А.П. Марков41 относят:

  • повышенную социальную активность — они инициативны, хотят самостоятельно действовать и принимать решения, делиться своим жизненным опытом. Поэтому в содержании проекта, адресованного данной аудитории, необходимо предусмотреть возможность максимального использования творческих возможностей и способностей пожилого человека;

  • люди пожилого возраста условно делятся на две противоположные группы: есть группа с высокой потребностью в общественной работе и социально-ориентированных формах проведения досуга — для них эта деятельность выполняет компенсаторные функции, позволяя человеку в период смены социальных ролей поддерживать чувство собственной значимости. Для большей же части пенсионеров характерны пассивные формы проведения досуга (чтение, телевизор);

  • следует отметить акцентированную потребность в признании, стремление получить от других одобрение и поддержку, подтверждение своим давно сформировавшимся взглядам и позициям.

Авторы42 составили примерный перечень задач социально-культурных программ для пожилых :

восстановление социальных ролей и стимулирование трудовой активности;

формирование новых интересов и помощь в освоении новых видов социально-культурной деятельности, позволяющих заполнить досуг, расширить кругозор, адаптироваться к меняющемуся миру;

восстановление ценностного единства с молодым поколением;

содействие в решении социально-психологических проблем, обретении социального статуса и чувства личностной значимости;

укрепление социальных и межличностных связей и контактов, поддержка чувства социальной полноценности и причастности к жизни и делам района, города;

создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении, социальном признании, общении, уважении окружающих, психологической поддержке, обмене жизненным опытом, укреплении физического и психического здоровья.

Таким образом, институт семьи является одним из наиболее стабильных социальных образований, который, тем не менее, на протяжении последнего столетия претерпевает значительные изменения.


При организации культурно-досуговой деятельности важно определить, что представляет собой реальная современная российская семья, выявить ее структуру и социально-демографические проблемы. При проектировании семейных досуговых программ необходимо знать возрастной состав, психологические особенности, потребности и интересы всех ее членов.



Задания для самоподготовки

  1. Дайте определение понятию «аудитория культурно-досуговой деятельности».

  2. Какие критерии лежат в основе классификации аудитории.

  3. В чем различия реальной и потенциальной аудитории?

  4. Выделите отличительные особенности семейной аудитории.

  5. Охарактеризуйте возрастные группы семейной аудитории.


Практические задания:

  1. Проанализируйте психолого-педагогическую литературу и выявите виды ведущей деятельности и потребности человека на разных этапах жизненного пути.

  2. Самостоятельно подготовьте доклад на тему «Методы активизации аудитории».

  3. Выявите свои потребности в сфере досуга.


Список литературы

  1. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХI века (социологические проблемы). – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1999. – С.320. - ISBN 5-86708-142-7

  2. Гацук С.Ю. Технологические аспекты подготовки анимационных программ //Пятая электронная Всероссийская научно-практическая конференция «Вуз культуры и искусства в образовательной системе региона», Октябрь – декабрь 2007 г. - [Электронный ресурс] - URL: http://smrgaki.ru/8/1/1_11/gacuk.htm

  3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник - М.: МГУКИ, 2004. – С. .348.

  4. Коптев Л.Н. Организация культурно досуговой деятельности.: Методические указания – СПб, СПбГУСЭ – 2005. – 19 с.

  5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. - СПб.: СПГУП, 1997. - 262 с.

  6. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие./ Б.Г. Мосалев — М.: Из-во МГУК, 1995. — 96 с.

  7. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития //Вестн. Ом. гос. ун-та. – 1999. – Вып. 3. – С. 109-114.

  8. Новаторов В. Е. Маркетинг в социально-культурной сфере / В.Е. Новаторов.– Омск: Омич, 2000.- 288 с.

  9. Коваленко И. Досуг пожилых // Соц. обеспечение. – 2005. – № 21. – С. 4.