Файл: Учебнометодическое пособие для направлений подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование и 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание № 3. Проверка теоремы Штейнера.
При помощи трифелярного подвеса может быть также проверена теорема Штейнера.
Зная момент инерции I0 какого-либо тела относительно оси вращения, проходящей через его центр масс, момент инерции I относительно любой оси ей параллельной и, отстоящей от нее на расстоянии r, может быть определен следующим образом:
. (5)
Воспользовавшись (для нашей работы) одним из свойств момента инерции (аддитивность), момент инерции одного груза m относительно оси вращения, проходящей через его центр масс, можем вычислить так:
Один груз в центре (6)
Два груа в центре . (7)
Тогда момент инерции одного груза m относительно оси вращения, проходящей через середины первых (от центрального отверстия на платформе) отверстий, будет равен:
. (8)
Тогда момент инерции одного груза m относительно оси вращения, проходящей через середины вторых (от центрального отверстия на платформе) отверстий, будет равен:
. (9)
Аналогично для оси вращения, проходящей через середины третьих (от центрального отверстия на платформе) отверстий, имеем:
. (10)
З ная (Рис. 4) расстояние r1 между центральным и первым от центра отверстиями, расстояние r2 между центральным и вторым от центра отверстиями, расстояние r3 между центральным и третьим от центра отверстиями, не забывая, что момент инерции цилиндрического тела массой m относительно оси, проходящей через центр масс параллельно образующей, рассчитывается по формуле:
, (11)
где D – диаметр груза, определим моменты инерции одного тела массы m относительно осей, проходящих через середины первого, второго и третьего отверстий, следующим образом (по теореме Штейнера; формула (5)):
, (12)
(13)
(14)
Проверка теоремы Штейнера будет заключаться в следующем: моменты инерции одного груза массы m, полученные аналитическим способом (12, 13 и 14), а также согласно практическим измерениям (8, 9 и 10) должны быть тождественно (примерно) равны. То есть:
(Моменты инерции одного тела массы m относительно оси вращения, проходящей через его центр масс, рассчитанные по формулам (6), (7) и (11) также должны быть тождественно (примерно) равны.)
Примечание. Измерение расстояний (между центрами отверстий) r1 , r2 и r3, а также диаметра груза D провести при помощи линейки (с точностью до 1 мм) и штангенциркуля (с точностью до 0,05 мм) по три раза и взять средние арифметические значения. Масса m указана на самом грузе. Результаты измерений и вычислений (для удобства) занести в таблицу. Сделать подробный вывод по всей проделанной работе.
m, кг | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Вопросы для допуска
-
Поступательное и вращательное движения. Сложение движений твердого тела. Степени свободы. -
Понятие момента силы. Момент силы относительно оси вращения. Пара сил. -
Понятие момента инерции материальной точки и момента инерции твердого тела. -
Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела около неподвижной оси (вывод уравнения). Понятие момента импульса. -
Свойства момента инерции. -
Теорема Штейнера о параллельных осях (с доказательством). -
Вычисление момента инерции кольца (обруча), диска (сплошного цилиндра), стержня, шара – относительно оси, проходящей через центр масс. -
Теорема о моменте инерции плоских тел (с доказательством). -
Полная кинетическая энергия движущегося тела. -
Закон сохранения момента импульса. -
Вывод расчетной формулы. Методика выполнения работы.
Вопросы для защиты
Решение задачи на тему динамики вращательного движения.
Лабораторная работа № 12
Определение скорости звука в твердых телах
методом Кундта и расчет модуля Юнга
Цель работы: изучение стоячих волн; определение скорости звука в твердых телах, расчет модуля Юнга.
Принадлежности: лабораторная установка Кундта, миллиметровая линейка, термометр, фланель, пропитанная канифолью.
Введение
Известно, что при прохождении акустической волны из одной среды в другую, частота колебаний сохраняется, но изменяется скорость распространения волны, что приводит, в свою очередь, к изменению длины волны. Для двух различных сред можно записать:
где и – скорости распространения акустической волны в первой и во второй средах, соответственно; и – длины акустической волны в первой и во второй средах, соответственно;
– частота колебаний.
Поделив эти уравнения одно на другое, получим:
. (1)
Если одна из сред, например, вторая, – газ, то скорость звука определяется по формуле Лапласа:
, (2)
где P – давление газа, – плотность газа в зависимости от температуры, g – коэффициент Пуассона (отношение удельные теплоемкостей).
Зависимость плотности газа от изменения температуры выглядит следующим образом:
, (3)
где – плотность газа при температуре 00С, – коэффициент объемного расширения газа, t – температура газа.
Подставив выражение (3) в выражение (2) (и подразумевая, что газ – это воздух) получаем:
(4)
где – скорость распространения звуковых волн в воздухе при температуре 00C и нормальном атмосферном давлении (760 мм. рт. ст.).
Подставив полученную формулу (4) в выражение (1) имеем:
(5)
Описание установки и методики измерения.
Установка Кундта (Рис. 1) состоит из стеклянной трубки 1, запаянной с одного конца, и стержня 2, из материала (латунь), в котором хотят измерить скорость распространения звука. На конце стержня имеется легкий диск 3. Зажимом 4 стержень закрепляется строго (почему?) на своей середине. В трубку насыпают немного пробковых опилок и, положив ее на подставку 5, располагают стержень внутри трубки таким образом, чтобы диск 3 не касался ее стенок.
Свободный конец стержня натирают (в направлении от середины) фланелью, пропитанной канифолью, возбуждая тем самым собственные продольные колебания частиц стержня. При принятом здесь способе возбуждения, возникают в основном собственные колебания с минимальной частотой. Они представляют собой
стоячие волны. В месте зажима стержня частицы находятся в покое (амплитуда колебаний равна нулю). Здесь узел смещения и узел скоростей. Во всех остальных точках стержня амплитуды колебаний не равны нулю и возрастают к концам стержня, где имеются пучности смещений и узлы скоростей. На стержне длиныL укладывается половина (почему?) длины волны , поэтому можем записать:
. (6)
В полости трубки (в воздушном столбе) также устанавливаются колебания, которые распределяют пробковые опилки в характерные фигуры Кундта. Когда расстояние от диска 3 до закрытого конца трубки будет равно целому числу длин полуволн, фигуры Кундта образуются особенно легко и ясно, что объясняется совпадением частоты колебания стержня с одной из собственных частот колебания столба воздуха в трубке. В результате такого совпадения увеличивается амплитуда колебаний столба воздуха в трубке (акустический резонанс).
Чтобы получить отчетливые фигуры Кундта необходимо при возбуждении колебаний (при натирании стержня) стеклянную трубку смещать в одну или другую сторону, изменяя тем самым частоты собственных колебаний столба воздуха, и добиваясь совпадения одной из этих частот с частотой колебания стержня (при этом будет слышен характерный звук). Получив отчетливые фигуры, измеряют длину нескольких фигур и определяют среднюю длину одной фигуры. Ясно, что длина одной фигуры l равна половине длины волны , распространяющейся в воздухе, то есть:
(7)
Подставив зависимости (6) и (7) в выражение (5) получим формулу для вычисления скорости распространения звука в твердых телах:
. (8)
Таким образом, если измерить длину стержня L и длину фигуры Кундта l, можно по формуле (8) вычислить скорость распространения звуковой волны в латунном стержне, температуры t посмотреть по термометру.
Определив скорость