Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 676
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: СООТНОШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (4 часа)
1.Взаимосвязь обучения и воспитания
Под обучением в современной науке и практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий) и организация освоения этого опыта, а также готовность применить этот опыт в различных ситуациях. Т.О. обучение – это процесс научения или учения как освоение этого опыта.
Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру.
Взаимосвязь обучения и воспитания может быть 4 типов:
Три последние формы воспитания в его отношении к процессу обучения должны рассматриваться в специальном разделе психологии и педагогики, а не только и не столько педагогической психологией. Для педагогической психологии воспитание органически включено в процесс обучения посредством его содержания форм и методов.
2.Психологические механизмы воспитательного воздействия.
Воспитание – формирование общественно-ценностных потребностей и социально приемлемых способов их удовлетворения. На основе потребностей формируются новые мотивационные отношения, которые осуществляются посредством двух механизмов:
Аргумент: воспитатель описывает положительные или негативные последствия, если ребенок поступит так или иначе. Обе эти части связываются причинно-следственными связями, которые бывают объективно существующими и искусственно сделанными. Новые мотивационные отношения формируются при механизме опосредования с помощью уже имеющихся мотивов. Механизм обусловливания более эффективен, т.к. возникают реальные ощущения и эмоции, а при механизме опосредования таких ощущений и эмоций не возникает, а касается отдаленного будущего, связь часто искусственно создана.
Механизмы психологического воздействия как средства, способствующее формированию и изменению социальных установок
В психологии под воспитанием следует понимать формирование и изменение социальных установок ребенка, вступающего в межличностные отношения. Социальная установка состоит из трех ведущих компонентов: знания, эмоции и действия. Как отмечает Р.С.Немов, педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии:
Речевое воздействие имеет цель изменить установки или сформировать новые. Для того, чтобы произвести сдвиг в системе ценностей, необходимо слушателю ввести новую информацию в систему его взглядов, изменить структурные отношения
в системе установок, произвести сдвиг мотивов. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.
Самый древний механизм воздействия - заражение, оно чаще всего направлено на передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому. Он основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека, например, заражение паникой, раздражением, смехом и т.п. Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой выступающего, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.
Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем воспитатель не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только посредством слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиливается экспрессивным моментом. Велика здесь роль интонации голоса. Внушаемость - степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания.
Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы. Выделяют три основные формы внушения:
1) гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);
2) внушение в состоянии релаксации - мышечной и психической расслабленности; 3) внушение при активном состоянии бодрствования человека.
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия;
1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
2) она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;
3) необходимо анализировать факты, известные слушателям;
4) убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.
Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:
1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, - если человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;
2) создается общее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не помогут;
3) сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения. Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко -вспомните о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение - метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид. Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.
Тезис - это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами. Довод - это мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса. Демонстрация - это логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.
Психологическое воздействие, которое оказывают педагоги на воспитуемых и обратно, предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции и деятельности человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Применяя разные методы воспитания необходимо учитывать:
Для формирования положительной направленности личности, необходимо, чтобы школьник знал, как надо поступать, хотел совершать положительные поступки, видел, что так поступают значимые для него взрослые и сам упражнялся в правильном поведении. В соответствии с этим выделяют виды педагогического воздействия:
Словесное воздействие (убеждение, объяснение, разъяснение) – важное средство нравственного просвещения, формирования положительных моральных представлений и понятий. У многих школьников имеются незрелые ошибочные идеи (ложное понимание дружбы, мужественности, смелости).
Необходимо преодолевать заблуждения, формировать нравственное сознание (индивидуальные и коллективные беседы, лекции, диспуты).
3.Условия эффективности педагогических требований
Положительные требования содержат указание на деятельность, которую следует выполнить, реализуют энергию ребенка в позитивное начало, а отрицательные – перекрывают выход.
Отрицательные требования не указывают, что нужно делать, а лишь накладывают запрет на деятельность.
-
Взаимосвязь обучения и воспитания -
Психологические механизмы воспитательного воздействия. -
Условия эффективности педагогических требований.
1.Взаимосвязь обучения и воспитания
Под обучением в современной науке и практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий) и организация освоения этого опыта, а также готовность применить этот опыт в различных ситуациях. Т.О. обучение – это процесс научения или учения как освоение этого опыта.
Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру.
Взаимосвязь обучения и воспитания может быть 4 типов:
-
Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы и средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, обучаем» (С.Л. Рубинштейн). В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение. Именно оно преимущественно и рассматривается педагогической психологией. -
Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание. -
Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом. Группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение. -
Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки), сопровождаясь стихийными, а иногда и целенаправленным обучением и научением. Такое часто жесткое жизненно реалистичное именно на этот момент воздействия воспитание старшими, сверстниками часто оказывается решающим.
Три последние формы воспитания в его отношении к процессу обучения должны рассматриваться в специальном разделе психологии и педагогики, а не только и не столько педагогической психологией. Для педагогической психологии воспитание органически включено в процесс обучения посредством его содержания форм и методов.
2.Психологические механизмы воспитательного воздействия.
Воспитание – формирование общественно-ценностных потребностей и социально приемлемых способов их удовлетворения. На основе потребностей формируются новые мотивационные отношения, которые осуществляются посредством двух механизмов:
-
Механизм обусловливания (в основе - создание условных связей). Развитие новых мотивационных отношений происходит в реально-воспринимаемой индивидом ситуации. Ранее индеферентный раздражитель приобретает новое мотивационное значение. Обязательно имеется реальное подкрепление, которое имеет реальные эмоции. -
Механизм опосредования. В отличие от обусловливания, процессы опосредования происходят на основе представляемых событий. Вместо реального подкрепления воспитатель использует аргументы, описывает возможные последствия.
Аргумент: воспитатель описывает положительные или негативные последствия, если ребенок поступит так или иначе. Обе эти части связываются причинно-следственными связями, которые бывают объективно существующими и искусственно сделанными. Новые мотивационные отношения формируются при механизме опосредования с помощью уже имеющихся мотивов. Механизм обусловливания более эффективен, т.к. возникают реальные ощущения и эмоции, а при механизме опосредования таких ощущений и эмоций не возникает, а касается отдаленного будущего, связь часто искусственно создана.
Механизмы психологического воздействия как средства, способствующее формированию и изменению социальных установок
В психологии под воспитанием следует понимать формирование и изменение социальных установок ребенка, вступающего в межличностные отношения. Социальная установка состоит из трех ведущих компонентов: знания, эмоции и действия. Как отмечает Р.С.Немов, педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии:
-
привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, -
возбуждение его интереса, -
предъявление новой информации , -
убеждение в необходимости действовать для достижения цели.
Речевое воздействие имеет цель изменить установки или сформировать новые. Для того, чтобы произвести сдвиг в системе ценностей, необходимо слушателю ввести новую информацию в систему его взглядов, изменить структурные отношения
в системе установок, произвести сдвиг мотивов. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.
Самый древний механизм воздействия - заражение, оно чаще всего направлено на передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому. Он основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека, например, заражение паникой, раздражением, смехом и т.п. Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой выступающего, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.
Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем воспитатель не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только посредством слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиливается экспрессивным моментом. Велика здесь роль интонации голоса. Внушаемость - степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания.
Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы. Выделяют три основные формы внушения:
1) гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);
2) внушение в состоянии релаксации - мышечной и психической расслабленности; 3) внушение при активном состоянии бодрствования человека.
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия;
1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
2) она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;
3) необходимо анализировать факты, известные слушателям;
4) убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.
Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:
1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, - если человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;
2) создается общее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не помогут;
3) сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения. Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко -вспомните о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение - метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид. Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.
Тезис - это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами. Довод - это мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса. Демонстрация - это логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.
Психологическое воздействие, которое оказывают педагоги на воспитуемых и обратно, предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции и деятельности человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Применяя разные методы воспитания необходимо учитывать:
-
Возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого школьника; -
Особенности детского коллектива, в котором находится ученик; -
Конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.
Для формирования положительной направленности личности, необходимо, чтобы школьник знал, как надо поступать, хотел совершать положительные поступки, видел, что так поступают значимые для него взрослые и сам упражнялся в правильном поведении. В соответствии с этим выделяют виды педагогического воздействия:
-
Словесное воздействие; -
Личный пример воспитателя; -
Упражнение в нравственном поведении.
Словесное воздействие (убеждение, объяснение, разъяснение) – важное средство нравственного просвещения, формирования положительных моральных представлений и понятий. У многих школьников имеются незрелые ошибочные идеи (ложное понимание дружбы, мужественности, смелости).
Необходимо преодолевать заблуждения, формировать нравственное сознание (индивидуальные и коллективные беседы, лекции, диспуты).
3.Условия эффективности педагогических требований
-
Педагогическое требование должно быть доведено до логического конца; -
Педагогическое требование должно носить позитивный характер и лишь в исключительном случае - характер запрета, которое используют, когда ребенку угрожает опасность;
Положительные требования содержат указание на деятельность, которую следует выполнить, реализуют энергию ребенка в позитивное начало, а отрицательные – перекрывают выход.
Отрицательные требования не указывают, что нужно делать, а лишь накладывают запрет на деятельность.
-
Педагогическое требование должно быть инструктивными (одновременно с требованием дается инструкция). -
Педагогическое требование должно быть доступным пониманию ребенка на данном этапе его развития. -
При предъявлении требования, следует опираться на положительные качества воспитанника, которые обеспечивают успех деятельности. -
Замечание лучше осуществлять в виде «Я-сообщений». Воспитатель не дает отрицательную оценку, а выказывает свое отношение к нему. -
Отрицательную оценку лучше давать наедине, без свидетелей. Эффект поощрения возрастает при его публичности. Используя похвалу публично, не противопоставлять ребенка другим! -
Ни поощрения, ни наказания не должны запаздывать, т.к. ребенок до 11-12 лет легко забывает о своих поступках. -
Прежде, чем наказывать ребенка, необходимо разобраться в мотивах поступка. -
Наказывать лучше лишением доли поощрения. -
Поощрение и наказание должно быть достаточно значимым для ребенка. -
Необходимо объяснять причины наказания или поощрения. -
Наказание не должно быть частым, иначе станет привычным. -
Любые положительные изменения после наказания должны поощряться. -
При коллективном проступке должна определяться вина каждого. При поощрении – коллектива, необходимо отмечать вклад каждого.