Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1339

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

46 

процесс осуществляется достаточно уверенно, тогда можно пробо-
вать соединять его с работой языка.  

Уже  само  по  себе  желание  в  момент  атаки  не  потерять 

ощущение,  связанное  с  процессом  смыкания,  может  привести  к 
избавлению  от  таких  двигательных  стереотипов,  как  выдвиже-
ние кончика языка за пределы зубов, контакт языка и губ, просо-
вывание  языка  между  губами  (затыкание  губной  щели)  или  чрез-
мерное прижатие языка к зубам. 

В то же время исполнитель дол-

жен ощущать, что смыкание щели происходит само по себе 

 не за 

счѐт  специальных  усилий,  а  только  вследствие  падения  давления 
воздушной струи при подведении языка к зубам (подготовке атаки). 

   

Артикуляционным  аналогом,  помогающим  лучше  понять  и 

почувствовать  такую  технику  атаки,  может  быть  ощущение

 

одновременного

  произношения согласных 

Т

 и 

П

  (или дифтонгов 

ТА

   

и 

ПА

).  Для ещѐ большего облегчения работы языка полезным может 

оказаться совет ощущать еѐ не как главную, а как вспомогательную, 
а произнесение  атаки –  скорее на слог 

ПА

, нежели 

ТА

Очень важно обращать внимание на то, чтобы язык находился 

в достаточно высокой позиции и не ощущал нижней кромки передних 
верхних  зубов.  Это  будет  лучшим  индикатором  того,  что  язык  не 
выходит  за  их  пределы. 

(

Кстати,  именно  в  такой  позиции  язык  и 

находится при речевой артикуляции согласной 

Т.)

 

 Другим  полезным  советом  может  стать  рекомендация  ощу-

щать 

дистанцию

  между  кончиком  языка  и  местом  смыкания  губ. 

Может быть полезно, к примеру, и ассоциирование работы языка с  
прибором  дистанционного  управления,  с  помощью  которого  можно 

издалека

,

 

за счѐт  

лѐгкого

 усилия активизировать мощный источник 

звука.  

В  заключение  ещѐ  раз  подчеркнѐм,  что

 

при  закрытии  губной 

щели за счѐт смыкания самих губ работа языка становится как бы 
вспомогательной.  При  этом  язык  уже  не  должен  высовываться  за 
пределы  зубов  и,  более  того,

  может  лишь  слегка  касаться  зубов 

даже в случае мощной акцентированной атаки. 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

 

Обсуждая  проблему  классификации  видов  атаки,  нельзя обойти 

вниманием  вопрос  о 

«вспомогательной»  атаке

.  В  ранний  период 

развития  духовой  методической  науки  звукоизвлечение  с  примене-
нием  этого  вида  атаки  относилось  к  категории  самостоятельного 
штриха.      В  этом  отношении  даже  статья  Дикова  и  Седракяна  не 
отличается  от  предшественников:  «...В  практике  игры  на  некоторых 
инструментах возможно применение и других 

штрихов

, являющихся 

специфическими.

 

Мы  имеем  в  виду  двойное  и  тройное 

staccato

  – 

особый  приѐм  исполнения  быстро  следующих  друг  за  другом 

отрывистых

 звуков».*  

_________ 

  *  Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 192

.

 


background image

 

47 

На  то,  что  эти  авторы  относят  данный  вид  звукоизвлечения  не 

только к «штриху», но и к конкретной его разновидности, указывает 
использование термина «

staccato

» и характеристика «отрывистые». 

В  дальнейшем  практически  все  видные  методисты  (Докшицер, 

Усов,  Сумеркин)  безоговорочно  относят  вспомогательную  атаку  к 
категории «технический приѐм». Ю. Усов впервые ясно и обоснован-
но продекларировал, что с помощью вспомогательной атаки «...труба-
чи имеют возможность исполнять не только штрих staccato, но и дру-
гие штрихи, например detache, martele, non legato и т. д.».*  

В  данной  работе  термином  «вспомогательная  атака»  будет 

обозначаться атака, выполняемая по речевой артикуляционной схеме 
согласных 

К

 или 

Г

. Вспомогательная атака несомненно отличается от 

других видов атаки. Однако, кроме очевидного качественного техно-
логического  отличия  этой  атаки  от  твѐрдой  и  мягкой,  существует  и 
другое – не менее очевидное, но в теоретическом плане недостаточно 
подчѐркнутое. Термин «вспомогательная атака» указывает ещѐ на то, 
что все другие виды атаки по отношению к ней образуют отдельную 
классификационную  группу.  Термин,  вполне  точно  определяющий 
эту противоположную группу, встречается у Сумеркина и Усова. Они 
относят  твѐрдую и мягкую атаки к группе «основных видов атаки». 
Отличие  между  вспомогательной  атакой  и 

группой

  основных  видов 

атаки лежит не только в плоскости технологии, но и в том факте, что 
и твѐрдая, и мягкая атаки могут применяться самостоятельно (именно 
в этом состоит их

 групповая 

«общность»). Вспомогательная же атака 

применяется 

только

 в комбинации с основными.  

И,  наконец,  чтобы  завершить  классификацию  видов  атаки, 

нужно отметить ещѐ один момент, присущий вспомогательной атаке. 
Если согласиться с утверждением Усова о том, что с помощью вспо-
могательной атаки можно «исполнять не только

 

штрих 

staccato

, но и 

другие  штрихи»,  то  необходимо  также  допустить  существование 
мягкого и твѐрдого видов вспомогательной атаки. И такое допущение 
никак  не  будет  надуманным  теоретическим  казусом,  но  отражением 
вполне реальной исполнительской практики.**  

 

После  введения  в  теоретический  обиход  понятий  «твѐрдая»  и 

«мягкая вспомогательная атака», классификация видов атаки образует 
стройную и завершѐнную систему, где 

группа

 основных видов атаки 

будет соотноситься не просто со вспомогательной

 

атакой, а с 

группой 

вспомогательных видов атаки: 
1). 

Основная атака

                  а) твѐрдая           

                                                    б) мягкая 
2). 

Вспомогательная атака

    а) твѐрдая      

                                                    б) мягкая 

 

_______ 

     *  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 74. 
   **  Подробнее о классификации видов вспомогательной атаки и технологии еѐ выпол- 
         нения см. в главе «Комбинированные штрихи». 


background image

 

48 

3). 

Легатная атака

    (

Атака без участия языка

): 

     а)  посредством «передувания»  (артикуляционный орган –  
          губной аппарат); 
     б)  посредством смены аппликатуры  (артикуляционный орган –  
          пальцевый аппарат);                                                                                                                                                  
     в)  посредством комбинированного механизма  
 

 (передувание + смена аппликатуры)                                              

 

 (на тромбоне  –  передувание + смена позиции). 

 

 Общая черта

объединяющая все виды легатной атаки, 

 пассив-

 

 ная роль языка как артикуляционного органа.*  

 

У  В.  Сумеркина  мы  встречаем  термин  «

комбинированная 

атака

». Правда, у него этот термин используется как синоним «вспо-

могательной атаки»:  «Современный тромбонист... наряду с 

основны-

ми видами атаки

 –  твѐрдой и мягкой  –  должен в совершенстве вла-

деть и вспомогательной, или комбинированной атакой».**  

На  наш  взгляд,  термин  «комбинированная  атака»  может  и  дол-

жен иметь самостоятельное – отличное от «вспомогательной атаки» – 
значение. Если термин «вспомогательная атака» определяет техноло-
гию  исполнения 

единичного  звука, 

то  термин  «комбинированная 

атака» должен обозначать

 последовательность звуков

, исполненных 

за  счѐт 

комбинации

  одного  из  видов  основной  атаки  (твѐрдого  или 

мягкого) с соответствующим видом вспомогательной.  

 
Дифференциация видов вспомогательной атаки должна повлечь 

за  собой  изменение  традиционной  трактовки  некоторых  терминов. 
Так, выражение «комбинированная атака» становится неравнозначно 
понятию «штрих», – хотя бы потому, что оно оно характеризует лишь 
одну  из  фаз  звукоизвлечения  –  атаку,  да  и  ту  –  недостаточно  
.конкретно.  Этот  термин  может  применяться  только  с  уточнениями, 
во  фразах  типа:  «твѐрдая  (мягкая)  комбинированная  атака»,  «штрих 

detache

 (

portato, staccato

) с применением комбинированной атаки».  

Термин «комбинированный штрих» также становится неточен, а 

главное  –  неконкретен,  как  и  прежде  популярный  термин  «двойной 
(тройной) штрих». За таким термином не стоит весь объѐм информа-
ции, который должен заключаться в названии определѐнного штриха. 
Ведь с признанием возможности выполнения различных видов вспо-
могательной атаки, штрихов с применением комбинированной атаки 
становится  как  минимум  два.  Однако  понятие  «комбинированные 
штрихи»,  обозначающее  совокупность  всех  штрихов,  могущих  быть 
исполненными  с  применением  различных  видов  комбинированной 
атаки, – такое понятие вполне допустимо в методическом обиходе.  

 

________ 

  

* О теоретических проблемах, связанных с легатной атакой, см. главу «Штрих legato».  

** Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 64. 
 


background image

 

49 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

Вопросы  практики обучения

 

(согласованность действий языка и дыхания  

в процессе атаки) 

 

Говоря о технологии атаки, следует также коснуться вопроса 

о  согласованности  действий  языка  и  дыхания.  Многие  методисты 
придают этому вопросу большое значение: «При атаке звука важны 
координация  и  синхронность  в  действиях  трѐх  элементов  исполни-
тельского  аппарата:  губ,  дыхания  и  языка.  Нарушение  согласован-
ности  хотя  бы  в  одном  звене  ведѐт  к  плохой,  некачественной 
атаке»;*  «Твѐрдая  атака  осуществляется  за  счѐт 

согласованных

 

действий дыхания и языка... 

в момент толчка диафрагмой

  воздуш-

ной струи он [язык] энергично идѐт назад и вниз...».**  

Обобщѐнные  утверждения  такого  рода  могут  создать  уверен-

ность, что дыхание 

всегда

 работает 

циклически

, и в нѐм 

 синхрон-

но  с  работой  языка

 

  всегда  происходит 

усиление  и  ослабление

 

интенсивности. Однако на практике такого рода взаимосвязь суще-
ствует  только  в  маркированных  штрихах  или  при  исполнении  в 
достаточно медленном темпе, где есть необходимость или возмож-
ность  филированного  окончания  каждого  звука  (то  есть  в 

marcato,

 

или в ситуации, близкой  к «выдержанным  звукам»). При исполнении 
слитнозвучащих немаркированных штрихов 

(detache, portato)

 «толчок 

диафрагмы» в момент атаки был бы неуместен; при исполнении же 
раздельных  штрихов 

(non  legato,  staccato)

  подобная  технология 

звукоизвлечения  была  бы  крайне  нерациональной.  В  данных  условиях 
исполнитель  практически  всегда  инстинктивно  приходит  к  более 
рациональной технологии 

непрерывного выдоха

, когда дыхательные 

мышцы создают 

постоянное

 давление, регулируемое исключительно 

клапанными функциями языка и губ. Такая технология гораздо более 
проста,  так  как  не  требует  синхронности  действий  языка  и  дыха-
ния. 

То,  что  в  условиях  постоянно  поддерживаемого  давления 

исполнитель  может  ошущать  как  толчки  дыхательных  мышц, 
на  самом  деле  есть  не  их  активные  сократительные  импульсы,     
а  лишь  ощущения,  вызванные  резкими  перепадами  давления  в 
моменты открытия и закрытия губной щели.  

Ещѐ одно возражение против концентрации внимания учащего-

ся  на  согласованности  действий  языка  и  дыхания  даже  в 

marcato

 

состоит в том, что такая согласованность присуща речевой арти-
куляции  и  отшлифована  речевой  практикой.  Вряд  ли  обострѐнное 
внимание  к  столь  естественному  и  абсолютно  автоматическому 
процессу послужит его совершенствованию. 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

__________ 

     *  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 63. 
   **  Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 55.

    

   


background image

 

50 

«Стационарная» часть звука  

Проблема акцента 

     

Классификация способов ведения звука не представляет сложной 

методической проблемы. С точки зрения штриховой организации зву-
кового материала в стационарной части звука можно выделить два ос-
новных типа звуковедения – стабильный (динамически ровный) и уга-
сающий. Обе характеристики

 

по своей природе прежде всего относят-

ся к сфере динамики звука. К штриховым явлениям эти акустические 
характеристики  можно  отнести  только  тогда,  когда  они  становятся 
постоянными признаками определѐнного вида звукоизвлечения.  

Из  двух  перечисленных  типов  звуковедения  угасающий  (акцен-

тированный) – намного более многозначен и требует более присталь-
ного внимания

Акцент, как чисто динамическое 

межзвуковое

 событие, как дина-

мическое превалирование над предыдущим звуком, обозначается по-
разному: 

sf,  sub. forte, 

 

>  

и т.п.

 

Такой акцент может быть одиночным, 

нерегулярным и даже регулярным (в ритмическом смысле). (См. нот-
ный пример № 43 на странице 108.)

 

               

 

 

Если же говорить об акценте как о 

внутризвуковой 

константе, 

то здесь нужно различать две его функции 

– 

общеартикуляционную и 

собственно штриховую.

  

      

Определѐнное усиление интенсивности звука в момент его начала 

является  необходимым  условием,  обеспечивающим  членораздель-
ность музыкальной речи. Это качество имманентно присуще речевой 
и музыкальной артикуляции: «...даже при legato...возникают так назы-
ваемые нестационарные процессы, связанные с изменениями тембра и 

громкости 

в момент перехода от одного звука к другому».* Следова-

тельно,

 некоторое динамическое превалирование атаки над стаци-

онарной  частью  звука  –  это  универсальное  свойство  дискрет-
ного

**

 типа звукоизвлечения 

(см. с. 28).

 

К динамическим процессам 

стационарной части звука такое превалирование отношения не имеет. 

 

          

                 

 

Для ощущения же акцента, как собственно штрихового явления, 

как  штрихообразующего  фактора,  наиболее  важен  намеренно  актив-
ный динамический спад в стационарной части (часто  до полного ис-
чезновения  звука).  Атака  может  восприняться  как  акцентированная 
только в сравнении с 

последующим

 активным динамическим спадом 

и

  намного  меньшим  (или  нулевым)  динамическим  уровнем  оконча-

_________

 

  

* Е. Назайкинский «О психологии музыкального восприятия» (стр. 256)

 

** Понятие «дискретность» здесь будет применяться в трактовке Е. Назайкинского -   
 для обозначения членораздельности звукового потока, его  расчленѐнности на артику-  
 ляционные единицы, а не разделѐнности, в смысле наличия в нѐм межзвуковых цезур.