Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1338

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

51 

ния 

предыдущего

 звука. (

См. также главу «Штрих 

marcato

».)

  

           

 

В 

восприятии

  акцент  может  присутствовать  как  ясно  ощуща-

емый признак звукоизвлечения, однако нет оснований относить такое 
ощущение к разряду качественно определѐнных. Здесь нет однознач-
ности,  присущей,  к  примеру,  восприятию  звучания  в  параметре 
«слитность  –  раздельность»,  или  однозначности,  проявляющейся  в 
ассоциировании звука с линией или точкой. 

Акцентированность как 

акустический феномен может проявляться с различной интенсив-
ностью, поэтому она качественно неопределѐнна. 

Если согласиться с тем, что ощущение акцентированности звука

 

относится  к  качественно  определяющим  признакам,  то  маркирован-
ные  штрихи  нужно  было  бы  относить  к  категории  самостоятельных 
штрихов, а не их разновидностей. 
      Как уже отмечалось в главе «Факторы сферы штриха», 

технологи-

ческое

 содержание приѐмов ведения звука минимально и качественно 

однородно. Оно сводится к достаточно тонким различиям в интенсив-
ности работы дыхательного аппарата, которые не требуют осознанно-
го контроля (см. также главу «Штрих 

marcato

», с. 78). И, наверное, не 

случайно  Докшицер,  говоря  о  ведении  звука,  избегает  терминов, 
имеющих технологическую каннотацию (способ, приѐм), а применяет 
термин «характер»:  «Штрих – это не только начало звука, а и опреде-
лѐнный 

характер

  его 

ведения

способ

 

окончания

      и,  в  отдельных 

случаях, 

способ

 

соединения

 звуков».*

 

Технологическое  содержание  приѐма  «акцентированная  атака», 

как  частного  случая  «звуковедения»,  будет  рассмотрено  в  главе 
«Штрих 

marcato

». 

 

           

Межзвуковой процесс 

=========================== 

 

Чисто динамический,  

внештриховой феномен

 

 

(Превалирование над 

динамикой предыдущего 

звука:   

sf,    

>,  

 sub. forte.

)

 

 

Внутризвуковой процесс 

============================ 

Артикуляционный феномен, 

характерный для дискрет-

ного звукоизвлечения

 

(Превалирование 

динамики атаки над 

динамикой «стационарной» 

части звука.) 

_________________________________ 

Штрихообразующий 

феномен 

(Активный 

динамический спад 

«стационарной» зоны) 

________ 

  *  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 57. 

Акцентированность 


background image

 

52 

 Окончание звука 

 

 

Подобно типизации способов ведения звука, классификация спо-

собов  окончания  звука  –  задача  достаточно  простая,  хотя  впервые 
специальное внимание ей было уделено только в работе Докшицера: 
«В  исполнительской  практике  есть  два  способа  окончания  звука:  с 
участием  языка  и  без  участия  языка.  В  первом  случае  произносится 
закрытый слог 

тут

, во втором, как обычно, открытый слог 

ту

».*  

Взгляды Усова и Сумеркина в своей сути не отличаются от пози-

ции Докшицера, но выражены значительно менее удачно. К примеру, 
и  Усов  и  Сумеркин  в  мельчайших  деталях  описывают  достаточно 
простой механизм прекращения звука с помощью языка: «Остановить 
звук  (прервать) можно  двумя  способами: 

прикосновением  кончика 

языка к губной щели

, что прерывает колебания губ, и 

прекращени-

ем  посыла  лѐгкими  воздушного  потока

,  снижением  его  интенсив-

ности. Если первый способ предполагает  движение языка, сходное с 
мысленным произношением фонем 

тут, тат, тит

 или 

дуд

дад, дид

то второй способ связан со слогами 

ту, та, ти

 или 

ду, да, ди

. Процесс 

затухания  звука  при  этом  несколько  растягивается,  так  как  мышцы 
управления  дыханием  менее  подвижны  и  проворны,  чем  мышцы 
языка  и  губ».**  (См.  также  цитату  Сумеркина  на  следующей 
странице.) Вместе с тем оба автора фактически игнорируют техноло-
гически  точные  и однозначные  термины,  введѐнные  в  методический 
оборот  Докшицером,  ни  разу  не  применив  выражения  «открытое»  и 
«закрытое окончание». Вместо них Усов оперирует типично образны-
ми    характеристиками  «мягкое»,  «смягчѐнное»,  «резкое»  и  «быстрое 
окончание».  Чуть  более  конкретен  (если  не  считать  то  же  «мягкое 
окончание») Сумеркин. Он использует такие понятия, как «естествен-
ное»*** и «филированное окончание», в которых угадываются сино-
нимы «открытого окончания».****  

Позиция Усова вызывает возражения и неоправданными прямы-

ми  параллелями  с  процессом  собственно  атаки:  «Окончание  звука, 

как и атака

, бывает мягким и более резким».** 

Если 

в  технологическом  плане

  и  существует  взаимосвязь 

между  окончанием  звука  с  помощью  языка  и  собственно  атакой 
(отдѐргиванием  языка),  то  это  причинно-следственная  связь  частей 
одного  цикла,  обладающих  всѐ  же  собственной  спецификой.***** 

_______ 

        *  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 55.  
      **  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 69. 
    ***  Этот термин Сумеркина не выглядит логически безупречным и объективным.  
            Окончание с помощью языка тоже может восприниматься как вполне ественное. 
  ****

  

Термины «естественное» и «филированное окончание» характеризуют только  

            один тип окончания. С этой точки зрения более удачной синонимической парой  
            для терминов  «закрытое» и «открытое окончание звука» могут считаться и  
            выражения «активное» и «пассивное окончание звука».                                      
***** 

 

Природа взаимосвязи закрытого окончания и собстственно атаки

 

будет рассмот  

            ренна несколько ниже. 
 


background image

 

53 

Различие  же  этих  двух  процессов  с  точки  зрения

  акустической

  –  к 

которой, по существу, апеллирует параллель Усова – доказательств не 
требует. 

Помимо  терминологии, отличие  позиции  Сумеркина  от  Докши-

цера  состоит  в  том,  что,  описывая  процесс  «активного»  окончания 
звука, Сумеркин – кроме технологии с использованием языка –  пред-
лагает  ещѐ один, очень спорный альтернативный вариант: «Для того 
чтобы  тон  перестал  звучать,  следует  прекратить  подачу  воздушной 
струи. Это действие можно выполнить двумя способами: 1) без учас-
тия языка  – посредством 

естественной

  остановки  движения воздуш-

ной струи после выдоха; 2) с участием языка – 

выдвижением языка 

вперѐд

,  сопровождаемым  мысленным  произнесением  слогов 

ТУТ, 

ТАТ, 

то  есть  после  длинной  гласной  появляется  вновь  согласная 

Т

... 

духовики  должны  оканчивать  звук  естественным  прекращением 
движения воздушной струи 

или закрытием голосовой щели

».*  

Окончание звука «закрытием голосовой щели» и есть тот самый 

альтернативный вариант Сумеркина.  

 

С  формальной  точки  зрения  классификация  приѐмов окончания 

звука на  духовых, предложенная Докшицером, возражений не вызы-
вает  и  давно  стала  общепринятой.  Пространство  для  разногласий 
возникает:  
1)   Во взглядах на значение приѐмов окончания звука как    
      штрихообразующих факторов;  
2)   Во взглядах на связь этих приѐмов с атакой следующего звука (то    
      есть на их роль и место в полном артикуляционном цикле);  
3)   В  восприятии характера активного (закрытого) окончания звука. 
      
 

Ниже  мы  постараемся  изложить  традиционный  взгляд  на  каж-

дую из упомянутых проблем, а также предложить иное их видение.  

 

1)   Значение приѐмов окончания звука  

как штрихообразующих факторов 

 

«

Staccatissimo

  является 

разновидностью

  стаккатного  штриха.  Это 

предельно  острое  и  сухое  звучание.  Окончание  звука  прекращается 
движением языка».** 
 «

Разновидностью

 стаккато является штрих стаккатиссимо... видимо, 

только

 при  игре  стаккатиссимо окончание звука  существляется  дей-

ствием языка играющего». ***  

Несмотря на то, что в штриховых системах Докшицера и Сумер- 

кина  приѐм  активного  окончания  не  входит  составной  частью  ни  в 
один  другой  вид  звукоизвлечения  кроме 

staccatissimo

,  оба  автора  не 

считают это обстоятельство достаточным основанием для выделения 
_________

 

      *  Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 58-59

.

          

    **  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 60. 
  ***  Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 63-64.

 


background image

 

54 

такого  звукоизвлечения  в  категорию  «штрих». 

Staccatissimo

  у  них  – 

всего  лишь  разновидность  штриха.  Рассуждая  в  системе  координат, 
принятых в этой работе, мы можем сказать, что активное окончание 
звука в методической традиции  не ощущается как качественно опре-
делѐнный,  штрихообразующий  признак.*    С  такой  точкой  зрения 
трудно согласиться. Есть все основания считать оба способа оконча-
ния звука качественно определѐнными технологическими явлениями, 
имеющими соответствующее значение как системообразующие, клас-
сификационные факторы. Именно так эти приѐмы и будут рассматри-
ваться в данной работе.** 

 

2)  Связь приѐмов окончания звука с атакой  

следующего звука 

 

Конструкция  артикуляционного  процесса  в  случае  открытого 

(пассивного,) окончания звука – предельно ясна. Последовательность 
событий  здесь  такова:  после  филированного  окончания  звука  без 
участия языка следует 

полный безостановочный

 цикл атаки, в кото-

ром  фаза  подготовки  (движение  языка  вперѐд)  и  фаза  собственно 
атаки  (отдѐргивание  языка  назад)  разделены  не  остановкой,  а  лишь 
моментом смены направления движений языка.   

Проблематичным  в  теоретическом  плане  оказалось  осознание 

связи приѐма  закрытого (активного) окончания с атакой следующего 
звука.  Для  того  чтобы  понять  суть  традиционного  взгляда  на  этот 
аспект  артикуляционного  процесса,  достаточно внимательно проана-
лизировать знаменитую фразу-манифест  (назовѐм еѐ  «вторым посту-
латом Докшицера»), выразившую этот традиционный взгляд предель-
но  чѐтко:  «Закрытое  окончание  мешает  готовить  язык  к

 

атаке  (из-за 

произношения в слоге лишней буквы 

Т

)...» *** 

 

С одной стороны, здесь присутствует упоминание (кстати, един-

ственное во всей духовой методической литературе) о существовании 
определѐнной  связи  окончания  звука  с  атакой  следующего  звука.  С 
другой стороны, характер этой связи понят ошибочно.  

Ошибка  эта  вызвана,  по  нашему  мнению,  неразработанностью 

самого  понятия  «подготовка  атаки».  В  методике  преподавания  игры 
на  духовых  инструментах  это  понятие,  как  отображение  отдельного 
специфического  явления,  –  фактически  отсутствует.  Мы  нигде  не 
встретим высказываний, трактующих подготовку как неотъемлемую, 
интегральную

 

часть  процесса  атаки,  –  ту  его  часть,  без  которой 

собственно атака невозможна, – и в то же время – как часть самосто-
ятельную.  Термин  «атака»  всегда  понимался 

только

  как  движение 

языка назад. (Диков и Седракян вместо термина атака чаще использо-  

 

_________

 

     *  Здесь нелишне подчеркнуть тот достаточно очевидный факт, что в традиции отсут 
         ствует и само понятие «качественная определѐнность». 
   **  Подробнее об этом см. в главе  «Штрих 

staccato

». 

 ***  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 56. 


background image

 

55 

вали  понятие  «толчок  языка»,  имея  в  виду  именно  отталкивание 
языка от губ.)  

О  недооценке  и,  соответственно,  поверхностном,  ошибочном 

понимании сути и значения подготовки атаки говорит и тот факт, что 
в литературе этот процесс лишь косвенно упомянут всего один раз  – 
всѐ в том же «втором постулате Докшицера».  

 

Вряд ли процесс подготовки атаки можно описать иначе, чем это 

сделано  в  предыдущей  главе.  Напомним,  что  содержание  процесса 
составляет  «

движение  языка  вперѐд

  вместе  со  следующим  за  этим 

моментом

  прикосновения  к  зубам  (губам)  и  смены  направления 

движения (или

 периодом 

остановки движения)».  

Но ведь таково же и содержание процесса активного (закрытого) 

окончания  звука.  (См.  несколько  выше  описания  этого  процесса  в 
цитатах Усова и Сумеркина.) 

А  если  технологически  эти  процессы  абсолютно  идентичны,  то 

на  чѐм  основано  традиционное  убеждение  в  их  различной  природе? 
На  наш  взгляд,  к  подобному  убеждению  приводят  следующие      
объективные  и  субъективные  причины:  в  случае,  когда  движение 
языка  вперѐд  (подготовку  атаки)  и  его  отдѐргивание  назад 
(собственно  атаку)  разделяют  не 

момент

  смены  направления 

движения,  а 

период

  остановки,  такого  рода  разделѐнность  придаѐт 

фазе 

подготовки 

атаки  дополнительную  функцию  –  функцию 

окончания

  звука.  В  ситуации  разделѐнности  роль  фазы  движения 

языка  вперѐд  в  общем  артикуляционном  процессе  объективно 
становится  двойственной,  но 

в  исполнительском  восприятии

  эта 

фаза  начинает  ощущаться  именно  как  окончание  предыдущего    
звука, а не как подготовка атаки следующего.  

Ошибочность «второго постулата Докшицера» не в том, что в та-

кой ситуации он определяет фазу движения языка вперѐд как оконча-
ние предыдущего звука (то есть опирается исключительно на испол-
нительское восприятие 

одной из фаз

 артикуляционного процесса) а в 

неверном  анализе 

общей  конструкции

  этого  процесса.  Результатом 

такого неверного анализа и стали ошибочные выводы о технологичес-
ких  особенностях  штрихов  с    закрытым  окончанием  звука.  Ведь  в 
подтексте данного постулата – за мыслью о «лишней букве 

Т

»

 

 

ясно 

ощущается идея 

лишнего движения

 языка.  

 

Аналогия  закрытого  окончания  с  произношением  слогов  типа 

ТАТ

  должна иметь условный, вспомогательный смысл, что и отмеча-

ет  Усов. Однако всѐ та же фраза Докшицера  – «Закрытое окончание 
мешает  готовить  язык  к  атаке  (из-за  произношения  в  слоге 

лишней

 

буквы 

Т

)»  – свидетельствует  о том, что подобные фонетические ана-

логии  очень  часто  воспринимаются    буквально.  Но  подобное  утвер-
ждение неверно даже применительно к фонетическому  процессу.