Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1343

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

56 

Полный артикуляционный цикл глухой шумо-взрывной фонемы 

Т

 состоит из двух  фаз (движений), но   сам звук произносится (хоть и 

без  участия  голосовых  связок)  только  с  отдѐргиванием  языка  назад. 

Одного  движения  языка  вперѐд 

(движения, аналогичного  закрыто-

му окончанию) 

для этого недостаточно

. А ведь Докшицер утвержда-

ет, что «

лишняя

  буква 

Т

» появляется исключительно благодаря зак-

рытому окончанию, то есть одному лишь движению языка вперѐд. 

В  процессе  звукоизвлечения  на  духовых  инструментах,  после 

прекращения  звука  за  счѐт  движения  языка  вперѐд  и  его  прикосно-
вения  к  зубам,  атака  следующего  звука  (следующего 

Т

)  начинается 

именно 

из

  э

того  самого  положения

.  Поэтому  никакого 

лишнего

 

движения языка («лишнего 

Т

») между моментом окончания предыду-

щего  звука  и  атакой  следующего  не  может  появиться  (см.  схему  на 
с. 98).  

Закрытое  окончание  не  мешает  готовить  язык  к  атаке,  а 

этой  самой  подготовкой  и  является.

 

С  точки  зрения  механики 

процесса  –  это  всѐ  тот  же  регулярный  цикл  атаки,  только  с 
разделѐнными во времени фазами движения языка.  

Если  рассматривать  артикуляцию  единичного активно окончен-

ного  звука,  то  –  по  сравнению  со  звуком  пассивно  оконченным  –  в 
нѐм  действительно  можно  отметить  дополнительный  артикуляцион-
ный акт. Но в реальных условиях звукоизвлечения, где, как правило, 
исполняются  не отдельные  звуки,  а  их  последовательности,  этот  акт 
оказывается  не  дополнительным,  а  необходимым  в  контексте  атаки 
следующего звука. 

И  вполне  закономерно,  что  первый  постулат  Докшицера,  иду-

щий  вразрез  с  традиционным  взглядом  на  процесс  мягкой  атаки, 
игнорируется  методистами.  Напротив,  второй  постулат,  выразивший 
традиционный  взгляд  на  процесс  активного  окончания,

 

–  широко 

используется в литературе; Сумеркин, к примеру, цитирует его почти 
дословно. 

 

3)  Восприятие характера активно оконченного звука 

 

Именно из неверного анализа механизма артикуляционного про-

цесса  и  возникает  та  традиционная  настороженность,  часто  доходя-
щая до полного неприятия, с которым к закрытому окончанию отно-
сится  большинство  методистов.  Отсюда  и  настойчиво  проводимая 
Докшицером, а за ним и многими другими, мысль о том, что примене-
ние закрытого окончания должно быть максимально ограничено: 
«Закрытое  окончание  (

ТУТ

)    применяется  только  в  специфических 

случаях,  когда  требуется  срыв  звука  или  резкое 

staccatissimo

,  что 

наиболее часто применяется в джазовой музыке»;  «закрытое оконча-
ние создает впечатление неестественности и нарочитости»;   
«При  окончании  звука  язык, 

как  правило

,  функцию  клапана  не 

выполняет»;*    
________ 

  * Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 56


background image

 

57 

«Остановка  звука...прикосновением  кончика  языка  к  губной  щели... 
применяется  в  практике

   

очень  редко,  например  при  исполнении 

secco

 в отдельных специфических случаях»;*   

«...необходимо  заметить,  что  в  нашей  исполнительской  практике  мы 
не  рекомендуем  использовать  второй  способ  (т.  е.  закрытое  оконча-
ние. – 

А.Х

.).  Правда, в джазовой музыке резкое прекращение звука... с 

применением слога 

ТАТ 

употребляется музыкантами довольно часто, 

в особенности при исполнении стаккатиссимо. Все остальные духови-
ки 

должны

  оканчивать  звук  естественным  прекращением  движения 

воздушной струи...» **  

 

В  доказательство  «неестественности  и  нарочитости»  закрытого 

окончания,  Докшицер  приводит  очень  тенденциозно  подобранную 
цитату,***  где  предлагает  оценить  эффект  подобного  технического 
приѐма на «выдержанном» звуке в  кантилене: 

 

   № 1                                                         С. Рахманинов.    «Весенние воды»  

 

 

Неудивительно,  что  будучи  применѐнным  именно  в  этом  выра-

зительном  контексте,  закрытое  окончание  может  произвести  самое 
«неестественное»  впечатление.  (См.  главу  «Нестандартные  штрихо-
вые ситуации», с. 126 и 135.)    

На  чѐм  ещѐ,  кроме  неверного  анализа  конструкции  артикуля-

ционного  процесса,  может  быть  основано  негативное  ощущение 
характера  активно  прекращѐнного  звука?  Наверное  во  многом  оно 
формируется  технологическими  особенностями  выполнения  подоб-
ного приѐма. Очевидно, что если действия языка при закрытом окон-
чании отличаются излишней активностью, излишне плотным его при-
жатием к зубам (губам), высовыванием за пределы зубов или вводом 
в губную щель, то такая технология будет не самым положительным 
образом  воздействовать  на  исполнительское  восприятие  характера 
звучания. (См. также главу «Штрих 

staccato

», с. 96.) 

Вообще  трудно  согласиться  с  теми,  кто  высказывает  решитель-

ное  неприятие  закрытого  окончания  в  практике  звукоизвлечения  на 
духовых инструментах. Существуют хрестоматийные примеры музы-
кальных

 

ситуаций, в которых этот приѐм всегда был не только естес-

твен,  но  и  традиционен;  в  главе  «Штрих 

staccato

»  мы  рассмотрим 

некоторые  из  них.  Но  наиболее  убедительное    опровержение  утвер-
ждениям Докшицера об исключительности такого приѐма мы найдѐм 
у  него  самого:  «Для  martele  типична    активная    атака... 

окончание

  

определѐнное,  даже резкое, 

с участием языка

».**** 

________  

       * Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 69

.

 

     ** Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 58-59. 
   *** Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 56.  
 **** Там же. С. 59.  


background image

 

58 

Соединение звуков 

 

Термин «соединение звуков» встречается у большинства авторов 

в качестве одной из штриховых характеристик. И у всех авторов этот 
термин  –  подобно  понятию  «штрих»  –  трактуется  чисто  технологи-
чески:  «Штрих  – это 

приѐм

  исполнения,  сочетающий  определѐнный 

характер  извлечения,  ведения  и 

соединения

  звуков...»;*    «Штрих  – 

это не только начало звука, а и определѐнный характер его ведения, 
способ  окончания  и,  в  отдельных  случаях, 

способ

 

соединения

  зву-

ков»;**  «Штрих включает в себя четыре технических приѐма звуко-
образования...  –  это 

приѐмы

  извлечения  звука,  его  ведения,  оконча-

ния или 

соединения

».*** 

Докшицер – единственный автор, отдельно рассмотревший спо-

собы соединения звуков. Раздел, посвящѐнный этому рассмотрению, 
содержит  всего  несколько  строк.  Вот  как  в  нѐм  классифицируются 

способы

  (приѐмы)  соединения  звуков:  «Этот 

приѐм

  характеризуется 

исполнением звуков, связанных 

общим

 

непрерывным

 

выдохом

. Со-

единение звука 

без участия языка

 может быть разным: плавное сое-

динение, подчѐркнутое соединение и скользящее соединение».**** 

В  этих  высказываниях  Докшицера  возражение  вызывает,  во-

первых,  то,  что  главный  и  почти  единственный  признак  соединѐн-
ности  он  видит  не  в  непрерывности  звучания  (то  есть 

в

 

аспекте 

объективно-  или субъективно-акустическом

), а в объединѐнности 

звуков общим выдохом. Но ведь «общность выдоха» существует  и в 
раздельных штрихах (таких как 

staccato

marcato

  или 

non legato

),

 

где 

между звуками есть цезуры

но, как правило, нет вдоха. То же можно 

сказать и о «непрерывности» выдоха (см. с. 49). Поэтому даже 

в ка-

честве  технологической  характеристики  ни  «общий»,  ни  «непре-
рывный»  выдох  совершенно  не  могут  быть  квалифицированы 
как первостепенные и определяющие признаки «соединѐнности».  

Во-вторых, Докшицер даже не упоминает о возможности соеди-

нения звуков с участием языка. 
       Более детальная, чем у Докшицера, классификация способов сое-
динения звуков должна включать: 

1) соединение звуков без участия 

языка

2)

 

соединение звуков с участием языка

.  

Но и такую классификацию нельзя признать  достаточной. Ведь 

«соединение  звуков  с  участием  языка»  –  понятие,  предполагающее 
возможность дальнейшей дифференциации. 

 В  силу  теоретической  неразработанности  понятия  «соединение 

звуков» его содержание должно быть подробнее рассмотрено во всех 
аспектах штриховой организации.  

В  аспекте  акустическом  общим  для  всех  видов  соединений 

качеством  несомненно  является  слитность  звуковедения.  Поэтому 

__________ 
      

*  Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 190.  

          О трактовке термина «характер» в этой цитате см. в предисловии, с. 4. 

 

    **  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 57. 
  ***  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 70. 
****  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 56. 


background image

 

59 

от  такого  общего  акустического  «знаменателя»  можно  абстрагиро-
ваться и сосредоточиться на анализе технологической составляющей 
возможных способов соединения звуков (артикуляционных единиц). 

Прежде  всего  определим  круг  и  иерархию  понятий,  которыми 

нам придѐтся оперировать. Выглядеть это может так:

  

 

Способы соединения звуков 

                                           /                    \ 

  

Соединение без участия языка     Соединение с участием языка 

                                                                    /              \ 

                                           

             

 

  

        

 /                 \

 

 

Соединение посредством мягкой атаки 

                                                                                        

\

 

Соединение посредством твѐрдой атаки 

 

 

Следующим шагом должно стать определение содержания этих 

понятий  и  попытка  выявления  их  качественной  специфичности  –  в 
противном случае их научное бытование не будет оправданно. 

 

Способы соединения звуков;  соединение с участием языка 

Вспомогательные  теоретические  термины,  объединяющие  другие, 
более конкретные технологические понятия. 

Соединение без участия языка

 

Технологическое содержание этого понятия – атака без участия языка 
(легатная атака).   

Соединение посредством мягкой атаки 

Технологическое содержание – приѐм «мягкая атака».

 

Соединение посредством твѐрдой атаки 

Технологическое содержание – приѐм «твѐрдая атака». 
 

 

Нетрудно заметить, что, к примеру, такие технологические фено-

мены, как «соединение посредством мягкой атаки» и «мягкая атака», 
являются аналогами. Но так как данная книга посвящена в основном  
теоретическим,  формально-логическим  аспектам  сферы  штриха,  то 
мы не можем не задаться вопросом: в чѐм состоит специфика теорети-
ческих  понятий, выражающих такое, казалось бы, одинаковое содер-
жание? 

Для ответа на этот вопрос необходимо опереться на то положе-

ние,  которое  было  сформулировано  в  главе  «Атака  на  медных  духо-
вых инструментах»: «С точки зрения проблемы классификации штри-
ховых  явлений  термин  «атака»  должен  трактоваться  исключительно 
технологически».  
 

Это  значит,  что,  к  примеру, 

содержание  понятия    «мягкая 

атака»  должно  отражать  конкретный  технологический  приѐм    и 
быть  формально  совершенно  нейтральным  относительно 
акустического результата применения такой технологии.

               

        В этом отношении понятие «соединение посредством мягкой ата-
ки» очевидно отличается от своего терминологического «родственни 


background image

 

60 

ка». Технологический аспект здесь также доминирует, но появляется 
уже и другой важный смысловой акцент, связанный  с акустическим 
понятием  «слитность».  То  же  можно  сказать  и  в  отношении  пары 
«легатная атака»/«соединение звуков без участия языка». 

Случай  «

соединения  с  помощью  твѐрдой  атаки

»  специфичен 

как в акустическом, так и в технологическом плане. Учитывая момент 
полного  закрытия  губной  щели  в  твѐрдой  атаке,  слитность  в  таком 
соединении  может  существовать  только  как  субъективно-акустичес-
кий феномен. Но  и 

технологически «соединение с помощью твѐр-

дой атаки» нельзя 

(как в двух предыдущих ситуациях «соединения»)

 

ассоциировать с понятием «твѐрдая атака».  

В чѐм же их отличие? 

Cоотношение фаз твѐрдой атаки в еѐ полном цикле (подготовка 

атаки  +  собственно  атака)  жѐстко  не  предопределено.    Возможные 
варианты  таких  соотношений  создают  ситуации  безостановочного 
(как в  

detache

 и 

marcato

) и разделѐнного (как в 

staccato 

и

 non legato

циклов.* В случае же  «

соединения

  с  помощью  твѐрдой  атаки»  цикл 

атаки может быть 

только

  безостановочным, разделѐнным лишь фор-

мально

 моментом

 смены направления движения языка. 

И  ещѐ  одно  отличие:  возможны  ситуации,  когда  даже  полный 

безостановочный цикл твѐрдой атаки не обязательно

 

ведѐт к «соеди-

нению». К примеру, в 

раздельном

  штрихе 

marcato

  такой  безостано-

вочный  цикл  начинается  уже  после  того,  как  сам  предыдущий  звук 
прекратился за счѐт ослабления выдоха. Ясно, что говорить о «соеди-
нении» при этом не приходится.  
   

Будучи понятием комплексным (включающим качественно опре-

делѐнный  акустический  компонент  и  предполагающим  некое  техно-
логическое  содержание)  «соединение  звуков»  очень  близко  к  поня-
тию «штрих». Когда же предполагаемый технологический компонент 
конкретизируется за счѐт информации о виде атаки, тогда звукоизвле-
чение  характеризуется  уже  настолько  полно,  что  возникает  возмож-
ность говорить о каком-либо конкретном нераздельном штрихе. 

 

Классификация видов соединения звуков 

 

1).  Соединение звуков без участия языка: 

  

      а) дискретное (с моментом атаки)  (

legatо

); 

      б) недискретное, скользящее** (без атаки)  
          (

glissando, portamento,

 «кулисное» 

legatо

).*** 

 

2).  Соединение звуков с участием языка: 

 

      а) посредством твѐрдой атаки»  (

detache

); 

      б) посредством мягкой атаки»  ( 

portato

). 

__________ 

    *  О роли и   соотношении фаз атаки в этих штрихах см. соответствующие главы.

 

  **  Термин Т. Докшицера. 
***  В недискретном звукоизвлечении можно говорить об интонационном расчленении         
        звукового потока, о выделении интонационных единиц, но не артикуляционных,   
        т.е. о явлениях звуковысотной сферы, а не штриховой  (см. главу «Штрих 

legato

»,  

        с.114).