Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1334

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

41 

место  прикосновения  языка), или на  вовсе  мнимых  технологических 
отличиях  (таких  как  «разница»  в  действиях  языка  при  артикуляции 
фонем 

Т

 и 

Д

).

   

Однако  надо  признать,  что одни  лишь обобщѐнные  теоретичес-

кие  формулировки  не  всегда  делают  ясными  детали  выполнения 
конкретных  технологических  приѐмов.  Особенно  это  справедливо  в 
отношении такого сложного и важного приѐма, как 

твѐрдая

 атака.  

Чтобы разобраться в нюансах его выполнения, полезно ещѐ раз 

обратиться к 

речевой 

артикуляции глухих и звонких согласных. Если 

проанализировать  суть  акустических  различий  в  их  произнесении, 
можно  заметить,  что  эти  различия  как  раз  и  основаны  на  эффекте 
присутствия  или  отсутствия  вибрации  голосовых  связок  в  момент 
основного артикуляционного акта – отдѐргивания языка.  

Речевая  артикуляция  глухой  согласной 

Т

  происходит  по  такой 

схеме: язык, прикасаясь к зубам, 

полностью 

останавливает движение 

воздушной  струи;  в  этот  момент  колебания  голосовых  связок  невоз-
можны;  колебания,  связанные  с  произношением  предыдущего звука, 
прекращаются;  в  момент  отдѐргивания  языка  происходит  активное 
(внезапное)  возобновление  движения  воздушного  потока,  который 
таким  же  активным  образом  инициирует  процесс  колебания  голосо-
вых  связок.  Подобное  начало  имеет  своѐ  собственное  акустическое 
«лицо»,  свою  специфическую  крутизну  фронта  звуковой  волны  и 
свой  специфический  тембровый  (шумовой)  спектр.  Очень  важно 
также  отметить,  что,  кроме  языка,  при  речевой  артикуляции 
согласной 

Т

  –  в  качестве  дополнительного  клапана  –  действует  ещѐ    

и гортань (точнее – надгортанник), а открытие обоих клапанов проис-
ходит одновременно.

     

 

При  произнесении  звонкой  согласной 

Д

 

язык  срабатывает 

так  же,  как  и  при  произношении 

Т

только  гортань  при  этом  не 

закрывается.  Благодаря  этому  в  момент,  когда  основной  поток  воз-
духа  перекрыт  языком,  малый  его  ручеѐк  продолжает  двигаться, 
заполняя  надгортанное  пространство.  Этой  минимальной  струи 
достаточно для того, чтобы инициировать (или продлить связанные с 
предыдущим звуком) колебания голосовых связок. В этот момент они 
звучат, но значительно тише – в виде призвука. (Имея в виду процесс 
произнесения звонких согласных, этот  призвук будет  точнее назвать 
«предзвуком».) Такой  предзвук  фактически  выпадает  из  восприятия, 
но  он  приводит  голосовые  связки  в  состояние,  необходимое  для 
воспроизведения  звонкой  согласной,  то  есть  даѐт  возможность 
осуществить  основной  артикуляционный  акт  (отдѐргивание  языка)  

на фоне уже существующего колебания голосовых связок

.* 

_______ 

 * 

В этом смысле правомерна аналогия между различиями в действиях 

голосовых  

    связок

 при речевой артикуляции Т и Д, и

 

различиями в действиях

 губ 

при выпол 

    нении твѐрдой и мягкой атак на медных духовых инструментах. Но в методике  
    параллель до сих пор видится между «различиями» в действиях 

языка

 при рече-    

    вой артикуляции Т и Д, и

 

«различиями» в действиях

 языка 

при выполнении твѐр-  

    дой и мягкой атак. 


background image

 

42 

Акустический  результат  подобного  артикуляционного  про-

цесса  резко  отличается  от  акустического  «профиля»  атаки    глу-
хой согласной 

Т

.

 

 

Совершенно  очевидно,  что  при  звукоизвлечении  на  духовых 

такой артикуляционный приѐм, как «предзвук»  – невозможен.

 

Имен-

но поэтому невозможна и «мягкая» атака «первоначального» звука. 

 

Невозможен  на  духовых  и  такой  артикуляционный  приѐм,  как 

закрытие  гортани.  На  первый  взгляд  это  оставляет  нам    единствен-
ный  артикуляционный  механизм  воспроизведения 

твѐрдой

  атаки  – 

действие языка.  

Есть  смысл,  однако,  детальнее  рассмотреть  процессы  полного 

перекрытия  воздушного  потока  и  полного  закрытия  губной  щели, 
необходимо предваряющие собственно твѐрдую атаку. Процессы эти, 
как уже было сказано, называются «подготовкой атаки» и справедли-
во ассоциируются с действием клапана. Идея такого действия присут-
ствует  во всех описаниях твѐрдой атаки, приведѐнных выше. Наибо-
лее часто встречающиеся в таких описаниях выражения – «

прикосно-

вение

» языка к губам или «

дотрагивание

» языка до губ. Но при пол-

ном отсутствии  даже  намѐка  на  какой-либо  другой  механизм  закры-
тия губной щели, эти эвфемизмы на практике естественно и неизбеж-
но  превращаются  в  «

закрывание

»  и  «

затыкание

»  губной  щели 

самим языком.  

    

Наиболее  открыто  и  чѐтко  эта  главная  подсознательная  идея 

«медника»  проявила  себя  в  такой  фразе  из  работы  Дикова  и  Седра-
кяна: «Играющим на медных духовых инструментах не рекомендует-
ся вводить язык в губную щель, ибо... будет  затруднено достижение 
полноценной  атаки  звука.  Особенно  важно,  чтобы 

язык

  подходил  к 

губам  и 

закрывал  губную  щель

  в  последний  момент  перед  атакой 

звука».*  Здесь авторы, после совершенно правильной рекомендации 
не  вводить  перед  атакой  язык  в  губную  щель,  уже  в  следующем 
предложении  вынуждены  говорить  о  закрытии  губной  щели  самим 
языком,  ибо  совершенно  не  представляют  себе  иного  механизма  еѐ 
закрытия.

  

Другой  яркий  пример  подобного  же  традиционного  мышления 

мы встречаем в описании твѐрдой атаки на 64-й странице книги Усо-
ва (в этой книге см. с. 36). 

Именно  так  происходит  процесс  подготовки  твѐрдой  атаки  у 

большинства  исполнителей.  В  чѐм  заключаются  особенности  такой 
технологии? Прежде всего в высовывании кончика языка за пределы 
передних  зубов  и,  зачастую,  в  глубоком  его  вводе  в  губную  щель. 
Подобная технология крайне нерациональна. Она утяжеляет и замед-
ляет работу языка, увеличивает амплитуду его движения,  утяжеляет 
само  звучание  твѐрдой  атаки,  делает  затруднительным  сочетание 
чѐткости («твѐрдости») с такими качествами, как лѐгкость, изящество 
и подвижность. 

___________  
 * Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 204.

 


background image

 

43 

Намѐк на возможность другого механизма закрытия губной щели 

мы  встречаем  в  описании  твѐрдой  атаки  у  Сумеркина  (см.  с.  38). 
Лишь он один из методистов-духовиков упоминает о прикосновении 
языка к «сомкнутым губам». Правда у Сумеркина этот момент совер-
шенно  не  акцентирован,  не  выделен  как  важный  и  определяющий 
признак  твѐрдой  атаки.  Главное  в  его  описании  –  не  новая  идея 
«сомкнутых  губ»,  а  вполне  традиционные  идеи  «прикосновения  к 
губам» (хоть и сомкнутым) и «энергичного отталкивания». 

Гораздо более конкретное указание на феномен «смыкания губ» 

и его значение можно встретить всѐ в той же книге Е. Назайкинского 
«О  психологии  музыкального  восприятия»:  «низкочастотные  шумо-
вые  призвуки  образуются  в  момент  атаки  звука  и  связаны  с особен-
ностями  звукоизвлечения  на  медных  духовых  инструментах.  В  мо-
мент  атаки  воздух  как  бы  прорывает,  разрывает 

сомкнутые

 

губы

 

исполнителя».*

 

(Очень  важно,  что  здесь  даѐтся  и  характеристика 

акустической  результирующей  процесса  разрывания  (

размыкания)

 

губ.)   

Косвенный намѐк на возможность смыкания губной щели можно 

также усмотреть и в описании твѐрдой (простой) атаки у Докшицера 
(см. с. 37). Это описание оставляет нам возможность допустить суще-
ствования  какого-то иного механизма закрытия губной щели:  если  у 
отдельных исполнителей кончик языка дотрагивается не до губ,  а до 
передних зубов, значит можно предположить, что губная щель у них 
закрывается не языком, а как-либо иначе.**   А единственным в дан-
ном  случае

  альтернативным  механизмом  закрытия  щели  может 

быть только смыкание самих губ. 

Почему же такой потенциально возможный (а зачастую и реаль-

но  существующий  в  исполнительской  практике)  артикуляционный 
приѐм, как 

закрытие губной щели без непосредственного контакта 

языка  с  губами

,  остался  практически  незамеченным  современными 

педагогами и исполнителями? Причина, скорее всего, кроется в теоре-
тических представлениях, по существу, отражающих практику преж-
них  веков,  представлениях,  –  ставших  классическими,  и  потому,  – 
ощущаемых как абсолютно верные и незыблемые. А уже посредством 
этих  почтенных  теоретических  представлений  практика  прежних 
веков  («сплѐвывание»,  ввод  языка  в  губную  щель,  затыкание  щели, 
«плотное» прижатие языка к губам и т.д.) всѐ ещѐ формирует практи-
ку сегодняшнего дня.

  

 

Как  же  на  мундштучных  инструментах  происходит  процесс 

смыкания  и  размыкания  губ?  Ближайший  его  аналог  –  процесс, 
происходящий  в  момент  речевой  артикуляции  дифтонга 

ПА 

(

ПУ

). 

Разумеется, твѐрдая атака на духовом инструменте не может происхо- 

________ 

  

*  Назайкинский Е.  О психологии музыкального  восприятия. С. 146

.

 

**

  

Такой же намѐк можно усмотреть и в одном из определений твѐрдой атаки у Усова  

      (в его книге оно находится на с. 65 


background image

 

44 

дить без участия языка. Речь здесь идѐт о 

совмещении 

двух приѐмов 

в сложном процессе артикулирования твѐрдой атаки. 

 

Кстати,  именно  в  таком  виде  (прикосновение  языка 

к  зубам

  + 

смыкание  губ)  подготовка  твѐрдой  атаки  при  звукоизвлечении  на 
медных духовых будет наиболее похожа на  подготовку к произнесе-
нию согласной 

Т

 

в речи

 

(прикосновение языка 

к зубам 

+ «смыкание» 

гортани). В таком двуклапанном механизме один клапан может быть 
определѐн как основной, а другой 

  как вспомогательный.

*  

 

Таким образом, подготовка твѐрдой атаки может осуществляться 

двумя  описанными  выше  способами.  Вопрос  о  том,  какого  из  них 
придерживаться, в конечном счѐте решается педагогом и исполните-
лем,  в  зависимости  от  индивидуального  ощущения  процесса  атаки.  
На  наш  взгляд  технология  соединения  работы  языка  с  контролируе-
мым процессом смыкания–размыкания – более рациональна техноло-
гически и более удовлетворительна по своему акустическу результату 
чем традиционная.  

Уже  одно  ощущение  того,  что  характер  атаки  связан  не  с 

нюансами в действиях языка, а с присутствием или отсутствием 
процесса  смыкания–размыкания,  даѐт  возможность  избавиться 
от таких, уже отмеченных недостатков традиционной технологии 
твѐрдой  атаки,  как  выдвижение  языка  за  пределы  зубов  или 
излишне активное его прижатие к губам (зубам).

   

 

Если попытаться классифицировать виды атаки, основываясь не 

на  их  самых  фундаментальных  признаках  (как  это  было  сделано 
выше),  а  опираясь  на  технологические  детали  выполнения  (как  это 
делает  большинство  методистов),  то  такую  классификацию  нужно 
дать в двух вариантах, учитывая рассмотренные способы выполнения 
твѐрдой атаки.  

В случае традиционной технологии звучать это может так: 

Вид  атаки  определяется  присутствием  или  отсутствием  в  про-
цессе  еѐ  подготовки  момента  закрытия  губной  щели  языком. 

(Дополнить  это  определение  можно  любым  из  приведѐнных  выше 

классических 

описаний  технологии  выполнения  твѐрдой  и  мягкой 

атак.) 

 

 

Для  технологии  с  использованием  процесса  смыкания–

размыкания эта формулировка будет звучать несколько иначе:  

Вид атаки определяется присутствием или отсутствием в процес-
се еѐ подготовки момента закрытия губной щели за счѐт смыка-
ния  самих  губ. 

В  процессе  воспроизведения  твѐрдой  атаки  кончик 

языка  предварительно 

легко

  касается  передних  зубов,  не  высовыва-

ясь  за  их  пределы.  Одновременно  с  этим  происходит  смыкание  губ-
ной щели.  В  момент  отдѐргивания  языка  (момент  собственно  атаки) 
происходит и размыкание губной щели. Исполнитель может ощущать

 

_______ 

  *  В методических целях лучше именно работу языка ощущать как вспомогательную. 
      Такое ощущение поможет добиться максимального облегчения его работы (см.  
      ниже). 


background image

 

45 

этот момент

 

как 

одновременное

 «произношение» дифтонгов 

ТА

 и 

ПА 

(ТУ 

и

  ПУ).

 

В  твѐрдой  атаке  фазы  подготовки  и  собственно  атаки 

могут быть разделены периодом остановки языка. 

В процессе подготовки мягкой атаки язык работает аналогично, 

но  смыкание  губной  щели  не  происходит.  Исполнитель  может  ощу-
щать  этот  момент  как  «произношение»  дифтонга 

ДА  (ДУ).

  Мягкая 

атака  не  является  надѐжным  и  качественным  способом  инициа-
ции  колебаний  слизистой  губ,  и  поэтому  применяется  только  на 
фоне уже существующих колебаний,

 

как одно из средств артику-

ляции в слитнозвучащих  штрихах.

  В мягкой атаке фазы подготов-

ки и собственно атаки не могут быть разделены периодом остановки 
языка.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

Вопросы практики обучения 

(

особенности освоения  твѐрдой атаки с использованием 

процесса смыкания–размыкания губной щели

 

Как  уже  отмечалось,  в  процессе  подготовки  твѐрдой  атаки 

необходимо  полностью  закрыть  губную  щель.  Но  если  сознание  и 
ощущения исполнителя ориентированы только на один способ закры-
тия  –  буквальное  затыкание  губной  щели  кончиком  языка,  то  про-
цесс  еѐ  безъязыкового  смыкания  у  такого  исполнителя  не  произой-
дѐт, а если случайно и произойдѐт, то останется незамеченным. Для 
регулярного  использования  процесса  смыкания  нужны  и  понимание 
такого процесса, и ощущения, связанные с ним.  

Сложнее всего, конечно, перенастроить ощущения исполнителя 

с более сильных ощущений, связанных с затыканием губной щели или 
прижатием  языка  к  губам  (зубам),  на  более  слабые,  связанные  со 
смыканием. Совершенно естественно, что 

более сильные тактиль-

ные ощущения заглушают более слабые.

 Здесь-то и нужны целена-

правленные усилия педагога, чтобы не только изменить теоретичес-
кие установки учащегося, но и перенастроить его ощущения.  

Смыкание–размыкание губ  – это как раз пример такого объек-

тивно существующего технологического процесса,  который должен 
стать фактором субъективно-технологическим и осознанно исполь-
зоваться исполнителем как момент, от которого в огромной степе-
ни  зависит  качество  атаки,  и  который  даѐт  ощутимые  преиму-
щества  в  сравнении  с

 

процессом  затыкания  губной  щели  непосред-

ственно языком.  

Главная задача в период освоения процесса смыкания состоит в 

том,  чтобы  исполнитель  почувствовал  этот  процесс,  «поверил»  в 
него  и  ощутил  его  действенность.  Для  «ознакомления»  с  этим  про-
цессом исполнитель может, в виде эксперимента, попробовать вос-
произвести  атаку  звука  без  помощи  языка,  исключительно  за  счѐт 
имитации произношения дифтонга 

ПА

. Когда ощущения, связанные с 

процессом смыкания, становятся более привычны (а это происходит 
достаточно быстро), когда найдена позиция губ, при которой этот