ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1334
Скачиваний: 8
41
место прикосновения языка), или на вовсе мнимых технологических
отличиях (таких как «разница» в действиях языка при артикуляции
фонем
Т
и
Д
).
Однако надо признать, что одни лишь обобщѐнные теоретичес-
кие формулировки не всегда делают ясными детали выполнения
конкретных технологических приѐмов. Особенно это справедливо в
отношении такого сложного и важного приѐма, как
твѐрдая
атака.
Чтобы разобраться в нюансах его выполнения, полезно ещѐ раз
обратиться к
речевой
артикуляции глухих и звонких согласных. Если
проанализировать суть акустических различий в их произнесении,
можно заметить, что эти различия как раз и основаны на эффекте
присутствия или отсутствия вибрации голосовых связок в момент
основного артикуляционного акта – отдѐргивания языка.
Речевая артикуляция глухой согласной
Т
происходит по такой
схеме: язык, прикасаясь к зубам,
полностью
останавливает движение
воздушной струи; в этот момент колебания голосовых связок невоз-
можны; колебания, связанные с произношением предыдущего звука,
прекращаются; в момент отдѐргивания языка происходит активное
(внезапное) возобновление движения воздушного потока, который
таким же активным образом инициирует процесс колебания голосо-
вых связок. Подобное начало имеет своѐ собственное акустическое
«лицо», свою специфическую крутизну фронта звуковой волны и
свой специфический тембровый (шумовой) спектр. Очень важно
также отметить, что, кроме языка, при речевой артикуляции
согласной
Т
– в качестве дополнительного клапана – действует ещѐ
и гортань (точнее – надгортанник), а открытие обоих клапанов проис-
ходит одновременно.
При произнесении звонкой согласной
Д
язык срабатывает
так же, как и при произношении
Т
,
только гортань при этом не
закрывается. Благодаря этому в момент, когда основной поток воз-
духа перекрыт языком, малый его ручеѐк продолжает двигаться,
заполняя надгортанное пространство. Этой минимальной струи
достаточно для того, чтобы инициировать (или продлить связанные с
предыдущим звуком) колебания голосовых связок. В этот момент они
звучат, но значительно тише – в виде призвука. (Имея в виду процесс
произнесения звонких согласных, этот призвук будет точнее назвать
«предзвуком».) Такой предзвук фактически выпадает из восприятия,
но он приводит голосовые связки в состояние, необходимое для
воспроизведения звонкой согласной, то есть даѐт возможность
осуществить основной артикуляционный акт (отдѐргивание языка)
на фоне уже существующего колебания голосовых связок
.*
_______
*
В этом смысле правомерна аналогия между различиями в действиях
голосовых
связок
при речевой артикуляции Т и Д, и
различиями в действиях
губ
при выпол
нении твѐрдой и мягкой атак на медных духовых инструментах. Но в методике
параллель до сих пор видится между «различиями» в действиях
языка
при рече-
вой артикуляции Т и Д, и
«различиями» в действиях
языка
при выполнении твѐр-
дой и мягкой атак.
42
Акустический результат подобного артикуляционного про-
цесса резко отличается от акустического «профиля» атаки глу-
хой согласной
Т
.
Совершенно очевидно, что при звукоизвлечении на духовых
такой артикуляционный приѐм, как «предзвук» – невозможен.
Имен-
но поэтому невозможна и «мягкая» атака «первоначального» звука.
Невозможен на духовых и такой артикуляционный приѐм, как
закрытие гортани. На первый взгляд это оставляет нам единствен-
ный артикуляционный механизм воспроизведения
твѐрдой
атаки –
действие языка.
Есть смысл, однако, детальнее рассмотреть процессы полного
перекрытия воздушного потока и полного закрытия губной щели,
необходимо предваряющие собственно твѐрдую атаку. Процессы эти,
как уже было сказано, называются «подготовкой атаки» и справедли-
во ассоциируются с действием клапана. Идея такого действия присут-
ствует во всех описаниях твѐрдой атаки, приведѐнных выше. Наибо-
лее часто встречающиеся в таких описаниях выражения – «
прикосно-
вение
» языка к губам или «
дотрагивание
» языка до губ. Но при пол-
ном отсутствии даже намѐка на какой-либо другой механизм закры-
тия губной щели, эти эвфемизмы на практике естественно и неизбеж-
но превращаются в «
закрывание
» и «
затыкание
» губной щели
самим языком.
Наиболее открыто и чѐтко эта главная подсознательная идея
«медника» проявила себя в такой фразе из работы Дикова и Седра-
кяна: «Играющим на медных духовых инструментах не рекомендует-
ся вводить язык в губную щель, ибо... будет затруднено достижение
полноценной атаки звука. Особенно важно, чтобы
язык
подходил к
губам и
закрывал губную щель
в последний момент перед атакой
звука».* Здесь авторы, после совершенно правильной рекомендации
не вводить перед атакой язык в губную щель, уже в следующем
предложении вынуждены говорить о закрытии губной щели самим
языком, ибо совершенно не представляют себе иного механизма еѐ
закрытия.
Другой яркий пример подобного же традиционного мышления
мы встречаем в описании твѐрдой атаки на 64-й странице книги Усо-
ва (в этой книге см. с. 36).
Именно так происходит процесс подготовки твѐрдой атаки у
большинства исполнителей. В чѐм заключаются особенности такой
технологии? Прежде всего в высовывании кончика языка за пределы
передних зубов и, зачастую, в глубоком его вводе в губную щель.
Подобная технология крайне нерациональна. Она утяжеляет и замед-
ляет работу языка, увеличивает амплитуду его движения, утяжеляет
само звучание твѐрдой атаки, делает затруднительным сочетание
чѐткости («твѐрдости») с такими качествами, как лѐгкость, изящество
и подвижность.
___________
* Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. С. 204.
43
Намѐк на возможность другого механизма закрытия губной щели
мы встречаем в описании твѐрдой атаки у Сумеркина (см. с. 38).
Лишь он один из методистов-духовиков упоминает о прикосновении
языка к «сомкнутым губам». Правда у Сумеркина этот момент совер-
шенно не акцентирован, не выделен как важный и определяющий
признак твѐрдой атаки. Главное в его описании – не новая идея
«сомкнутых губ», а вполне традиционные идеи «прикосновения к
губам» (хоть и сомкнутым) и «энергичного отталкивания».
Гораздо более конкретное указание на феномен «смыкания губ»
и его значение можно встретить всѐ в той же книге Е. Назайкинского
«О психологии музыкального восприятия»: «низкочастотные шумо-
вые призвуки образуются в момент атаки звука и связаны с особен-
ностями звукоизвлечения на медных духовых инструментах. В мо-
мент атаки воздух как бы прорывает, разрывает
сомкнутые
губы
исполнителя».*
(Очень важно, что здесь даѐтся и характеристика
акустической результирующей процесса разрывания (
размыкания)
губ.)
Косвенный намѐк на возможность смыкания губной щели можно
также усмотреть и в описании твѐрдой (простой) атаки у Докшицера
(см. с. 37). Это описание оставляет нам возможность допустить суще-
ствования какого-то иного механизма закрытия губной щели: если у
отдельных исполнителей кончик языка дотрагивается не до губ, а до
передних зубов, значит можно предположить, что губная щель у них
закрывается не языком, а как-либо иначе.** А единственным в дан-
ном случае
альтернативным механизмом закрытия щели может
быть только смыкание самих губ.
Почему же такой потенциально возможный (а зачастую и реаль-
но существующий в исполнительской практике) артикуляционный
приѐм, как
закрытие губной щели без непосредственного контакта
языка с губами
, остался практически незамеченным современными
педагогами и исполнителями? Причина, скорее всего, кроется в теоре-
тических представлениях, по существу, отражающих практику преж-
них веков, представлениях, – ставших классическими, и потому, –
ощущаемых как абсолютно верные и незыблемые. А уже посредством
этих почтенных теоретических представлений практика прежних
веков («сплѐвывание», ввод языка в губную щель, затыкание щели,
«плотное» прижатие языка к губам и т.д.) всѐ ещѐ формирует практи-
ку сегодняшнего дня.
Как же на мундштучных инструментах происходит процесс
смыкания и размыкания губ? Ближайший его аналог – процесс,
происходящий в момент речевой артикуляции дифтонга
ПА
(
ПУ
).
Разумеется, твѐрдая атака на духовом инструменте не может происхо-
________
* Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. С. 146
.
**
Такой же намѐк можно усмотреть и в одном из определений твѐрдой атаки у Усова
(в его книге оно находится на с. 65
44
дить без участия языка. Речь здесь идѐт о
совмещении
двух приѐмов
в сложном процессе артикулирования твѐрдой атаки.
Кстати, именно в таком виде (прикосновение языка
к зубам
+
смыкание губ) подготовка твѐрдой атаки при звукоизвлечении на
медных духовых будет наиболее похожа на подготовку к произнесе-
нию согласной
Т
в речи
(прикосновение языка
к зубам
+ «смыкание»
гортани). В таком двуклапанном механизме один клапан может быть
определѐн как основной, а другой
–
как вспомогательный.
*
Таким образом, подготовка твѐрдой атаки может осуществляться
двумя описанными выше способами. Вопрос о том, какого из них
придерживаться, в конечном счѐте решается педагогом и исполните-
лем, в зависимости от индивидуального ощущения процесса атаки.
На наш взгляд технология соединения работы языка с контролируе-
мым процессом смыкания–размыкания – более рациональна техноло-
гически и более удовлетворительна по своему акустическу результату
чем традиционная.
Уже одно ощущение того, что характер атаки связан не с
нюансами в действиях языка, а с присутствием или отсутствием
процесса смыкания–размыкания, даѐт возможность избавиться
от таких, уже отмеченных недостатков традиционной технологии
твѐрдой атаки, как выдвижение языка за пределы зубов или
излишне активное его прижатие к губам (зубам).
Если попытаться классифицировать виды атаки, основываясь не
на их самых фундаментальных признаках (как это было сделано
выше), а опираясь на технологические детали выполнения (как это
делает большинство методистов), то такую классификацию нужно
дать в двух вариантах, учитывая рассмотренные способы выполнения
твѐрдой атаки.
В случае традиционной технологии звучать это может так:
Вид атаки определяется присутствием или отсутствием в про-
цессе еѐ подготовки момента закрытия губной щели языком.
(Дополнить это определение можно любым из приведѐнных выше
классических
описаний технологии выполнения твѐрдой и мягкой
атак.)
Для технологии с использованием процесса смыкания–
размыкания эта формулировка будет звучать несколько иначе:
Вид атаки определяется присутствием или отсутствием в процес-
се еѐ подготовки момента закрытия губной щели за счѐт смыка-
ния самих губ.
В процессе воспроизведения твѐрдой атаки кончик
языка предварительно
легко
касается передних зубов, не высовыва-
ясь за их пределы. Одновременно с этим происходит смыкание губ-
ной щели. В момент отдѐргивания языка (момент собственно атаки)
происходит и размыкание губной щели. Исполнитель может ощущать
_______
* В методических целях лучше именно работу языка ощущать как вспомогательную.
Такое ощущение поможет добиться максимального облегчения его работы (см.
ниже).
45
этот момент
как
одновременное
«произношение» дифтонгов
ТА
и
ПА
(ТУ
и
ПУ).
В твѐрдой атаке фазы подготовки и собственно атаки
могут быть разделены периодом остановки языка.
В процессе подготовки мягкой атаки язык работает аналогично,
но смыкание губной щели не происходит. Исполнитель может ощу-
щать этот момент как «произношение» дифтонга
ДА (ДУ).
Мягкая
атака не является надѐжным и качественным способом инициа-
ции колебаний слизистой губ, и поэтому применяется только на
фоне уже существующих колебаний,
как одно из средств артику-
ляции в слитнозвучащих штрихах.
В мягкой атаке фазы подготов-
ки и собственно атаки не могут быть разделены периодом остановки
языка.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Вопросы практики обучения
(
особенности освоения твѐрдой атаки с использованием
процесса смыкания–размыкания губной щели
)
Как уже отмечалось, в процессе подготовки твѐрдой атаки
необходимо полностью закрыть губную щель. Но если сознание и
ощущения исполнителя ориентированы только на один способ закры-
тия – буквальное затыкание губной щели кончиком языка, то про-
цесс еѐ безъязыкового смыкания у такого исполнителя не произой-
дѐт, а если случайно и произойдѐт, то останется незамеченным. Для
регулярного использования процесса смыкания нужны и понимание
такого процесса, и ощущения, связанные с ним.
Сложнее всего, конечно, перенастроить ощущения исполнителя
с более сильных ощущений, связанных с затыканием губной щели или
прижатием языка к губам (зубам), на более слабые, связанные со
смыканием. Совершенно естественно, что
более сильные тактиль-
ные ощущения заглушают более слабые.
Здесь-то и нужны целена-
правленные усилия педагога, чтобы не только изменить теоретичес-
кие установки учащегося, но и перенастроить его ощущения.
Смыкание–размыкание губ – это как раз пример такого объек-
тивно существующего технологического процесса, который должен
стать фактором субъективно-технологическим и осознанно исполь-
зоваться исполнителем как момент, от которого в огромной степе-
ни зависит качество атаки, и который даѐт ощутимые преиму-
щества в сравнении с
процессом затыкания губной щели непосред-
ственно языком.
Главная задача в период освоения процесса смыкания состоит в
том, чтобы исполнитель почувствовал этот процесс, «поверил» в
него и ощутил его действенность. Для «ознакомления» с этим про-
цессом исполнитель может, в виде эксперимента, попробовать вос-
произвести атаку звука без помощи языка, исключительно за счѐт
имитации произношения дифтонга
ПА
. Когда ощущения, связанные с
процессом смыкания, становятся более привычны (а это происходит
достаточно быстро), когда найдена позиция губ, при которой этот