Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1333

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

36 

верхней губы соринку.* Из всех приѐмов звукоизвлечения на медных 
духовых инструментах этот приѐм является основным и определяется 
как  твѐрдая  атака  звука,  характеризуемая  чѐтким  произношением 
слога  ТУ. 

Степень  напряжения

 

и  энергия,  затраченные  при 

отталкивании

 

языка

 

вовнутрь

 

от  губ

находятся

 

в  прямом  соот-

ветствии с твѐрдостью

 

атаки звука

».

    

Первоначальная прогрес-

сивная школа для трубы»

ч. 1

. – М., 1953. С. 8

.

)

  

 

Основные идеи этого определения: 

1) Контакт языка и 

губ

, что равносильно рекомендации закрывать 

        губную щель языком. Особенно чѐтко эта рекомендация выраже- 
        на в определении Усова (см. ниже).  

 2) Прямая зависимость степени твѐрдости атаки от степени (силы) 

  прижатия языка к губам или энергии его отталкивания от губ. 

 

Определение Табакова потому и является классическим, что 

эти  основные  идеи,  заложенные  в  нѐм,  и  в  наше  время  всѐ  ещѐ 
соответствуют  глубинной  сути  представлений  духовиков  о  про-
цессе атаки.

 Все определения других авторов принципиально от него 

не отличаются:  

Ф. Тюрнер

: «Чтобы произвести звук, нужно... 

язык

 приблизить 

к губам

, подобно тому движению, которое употребляют при выталки-

вании кончиком языка кусочка бумаги или нитки».   

 

(

«Элементарная 

школа для тенор-тромбона». –  Л., 1923. С. 10.

)

 

       

В. Блажевич

: «...

язык

 отталкивается вовнутрь 

от губ

, играя при 

этом как бы роль клапана и произнося слог ТУ».

  

(

«Школа коллектив-

ной игры на духовых инструментах». – М., 1935. С. 19.

)

      

Б.  Григорьев

:  «Учащийся  должен  знать,  что  язык  при  игре  на 

тромбоне играет как бы роль клапана. Для того чтобы извлекать звук 
на тромбоне, необходимо 

языком

 

дотронуться до 

края 

губ

 и вместе 

с выдохом.. отдѐрнуть язык назад. Для того чтобы объяснить учащим-
ся 

различные

 

движения

 

языка

,  прибегают  к  следующим  слогам: 

ТУ, ТА, ДУ, ДА».

 

     (

«Школа игры на тромбоне». –  М., 1949. С. 8.) 

Ю.  Усов

:  «Процесс  выполнения  атаки  происходит  следующим 

образом. 

Язык

 своим кончиком 

проходит

 

между

 передними 

зубами

 

и 

касается внутреннего края губ

. Одновременно кончик языка ощу-

щает  верхние  зубы.  Атака  происходит  в  тот  момент,  когда  кончик 
языка быстро опускается вниз и воздушная струя... приводит в движе-
ние  губные  эпителии»;  «...

кончик  языка  должен

  прежде  всего 

касаться

  внутренней  кромки  (эпителий) 

губ

принимая

  активное 

участие в открывании и закрывании губной щели

...» 

(

«Методика обучения игре на трубе». –  М.: Музыка, 1984. С. 63-64

.) 

_______ 

* Видимо, автор предполагает

,

 что ссылка на сплѐвывание соринки объясняет всѐ, но   

   для по-настоящему любознательного педагога такая «рекомендация» совершенно  
   недостаточна. Здесь неясно, как должен действовать язык. Ведь «сплюнуть» соринку  
   можно по-разному: предварительно введя язык в губную щель, оставляя его позади  
   зубов, и т.д. 


background image

 

37 

Определения твѐрдой и мягкой атак 

 

Все  современные  методисты  согласны  с  тем,  что  ассоциации  с 

речевыми фонемами достаточно условны, потому что во время игры 
на духовом инструменте голосовые связки бездействуют. Такое пони-
мание, однако,  не  мешает  считать  речевые  ассоциации  полезными  и 
содержательными, и поэтому продолжать применять их.  

Происходит  это  из-за  подсознательной    уверенности  большин-

ства авторов в том, что фонетическое отличие согласных 

Т

 и 

Д

 осно-

вано на некоей разнице в работе языка. Существование подобной раз-
ницы  авторы  признают  как  бы  априори,  по  умолчанию,  и  считают 
достаточным  ограничиться  лишь  ссылкой  на  эти  фонемы.  В  этом 
плане очень показательно определение Григорьева (см. выше). В нѐм 
чѐтко  выражена  ещѐ  одна  классическая,  идея  о  том,  что  в  процессе 
атаки  на  мундштучном  инструменте  достаточно  лишь  вообразить 
произношение фонем 

Т

 и 

Д

, и 

движения языка

 станут 

различными

.  

Мало кто из авторов пытается объяснить (если не считать ссылок 

на  произношение  фонем  и  «энергию  отталкивания»),  чем  конкретно 
различаются действия языка при выполнении мягкой и твѐрдой атак:  

 

                

Твѐрдая атака 

                 

Мягкая атака 

 

Б.

 

Диков и А

.

 Седракян 

 

«Твѐрдая  атака  звука  характери-
зуется 

энергичным  толчком 

языка 

и

  усиленным  напором

 

струи 

воздуха. В практике игры и 

обучения  на  духовых  инстру-
ментах она связывается обычно с 
произношением  слогов

  ТУ 

или

 

ТА»                                 

(с. 190)

                

                                                             

 

«Мягкая 

атака 

звука 

осу-

ществляется 

при 

помощи

 

смягчѐнного 

толчка 

языка, 

который

  спокойно 

отталкива-

ется 

от  губ

  назад,  что  обычно

 

связывается  с

 

произношением 

слогов 

ДУ

 или 

ДА»         

(с. 190)

 

 

Т

.

 Докшицер 

 

«Простая  атака.    ...Язык  должен 

плотно  прикоснуться  к  губам

 

(отдельные  исполнители  могут 
почувствовать  касание  зубов)  
и  в  момент

 

извлечения  звука 

открыть  щель

  в  центре  губ... 

При  этом  как  бы  произносится 
слог 

ТУ

»   

(с. 50)

 

 

 

«Для  произношения  звука  спо-
собом  мягкой  атаки 

не  нужно

 

плотно  прикасаться 

кончиком 

языка 

к

 

губной  щели

,  как  это 

требуется  при  простой  атаке,

 

а 

достаточно  лишь  мгновенно  кос-
нуться  им  (как  бы  скользнуть) 
верхней  части  губной  щели,  так, 
чтобы  не  нарушить  непрерыв-
ности  выдоха.  При  этом  как  бы 
произносится

 

слог 

ДУ

»

  

(с. 51)

 

 


background image

 

38 

Ю

.

 Усов 

 

«При  извлечении  звука  твѐрдой 
атакой  с  согласной

  Т 

кончик 

языка

  коснѐтся  нижней  части 

верхних 

зубов

»               

(с. 65)

 

«При  мягкой  атаке  с  согласной 

Д

 

положение  кончика  языка  будет 
несколько  выше  [чем  при  твѐр-
дой]»                               

(с. 65)

 

 

В

.

 Сумеркин 

 

«Во время звукоизвлечения язык 
своей передней частью 

прикаса-

ется  к  сомкнутым  губам  или 
зубам

...  и  в  момент  толчка  диа-

фрагмой  воздушной  струи  он 

энергично

  идѐт  назад  и  вниз,

 

одновременно  открывается  губ-
ное  отверстие  и  музыкант  мыс-
ленно произносит слог 

ТА

»

  

 

(с. 55)

 

[Выполняя  мягкую  атаку,]  «язык 
отталкивается

 

менее энергично

  и 

несколько смягчѐнно

, а исполни-

тель  про  себя  мысленно

 

произно-

сит

  

слоги  

ДУ, ДА, ДИ

»

   

 

(с. 55)

 

  

«при твѐрдой атаке кончик языка  

касается

 

нижней части зубов,

 

 

(с. 56)

 

 
а при мягкой – больше 

поднима-

ется кверху

» 

                

(с. 56)

 

 

Что касается той части определений, которые относятся к 

твѐр-

дой

  атаке,  то  они,  за  исключением  определения  Сумеркина  (

с.  56

)  и  

Усова,  полностью  соответствуют  классическим  идеям,  отмеченным 
выше. Характеристика твѐрдой атаки, данная Усовым на странице 

65

– не совсем классическая, но она противоречит его же, вполне класси-
ческим,  которые  мы  находим  у  него  на  страницах 

63

  и 

64

  (в  этой 

работе см. с. 

36

). В одной он отмечает, что «кончик языка 

коснѐтся

 

нижней части верхних 

зубов

», а в других,  – что  «язык своим кончи-

ком проходит 

между

 передними 

зубами

 и 

касается 

внутреннего края

 

губ

»,

 

и что

 «

кончик языка должен прежде всего 

касаться

 внутренней 

кромки (эпителий) 

губ

». Характеристика твѐрдой атаки, которую мы 

находим у

 

Сумеркина на странице 

55

, уникальна тем, что рекоменду-

ет оба варианта действий языка как равновозможные.  

          

Относительно  определений 

мягкой

  атаки  прежде  всего  можно 

отметить, что характеристики Дикова/Седракяна и Сумеркина (

с. 55

–  фактически  идентичны  и  абсолютно  классичны.  В  обоих  опреде-
лениях  присутствует  и  идея  «энергии  отталкивания»  («

смягчѐнный

 

толчок языка, который

 

спокойно

 отталкивается 

от губ

», «язык оттал-

кивается 

менее  энергично

  и 

несколько  смягчѐнно

»),  и  ссылка  на 

фонему 

Д

.  

Характеристики Усова и Сумеркина (

с. 56

) заметно отличаются 

от  упомянутых  двух.  Авторы  делают  здесь  уникальную  в  методи-
ческой литературе попытку, не ссылаясь на идею «энергии отталкива-


background image

 

39 

ния», объяснить,  в чѐм конкретно (кроме  мысленного произношения 
звуков 

Т

  и 

Д

)  состоят  особенности  действий  языка  при  выполнении 

твѐрдой и мягкой атаки. Согласно их объяснению, всѐ отличие между 
этими  двумя  технологическими  процессами  сводится  к  небольшому 
изменению места прикосновения языка к зубам.  

Возражения как против использования речевых ассоциаций, так 

и против объяснения Усова–Сумеркина, связаны с тем, что ни то ни 
другое не помогает понять и почувствовать суть различия между тех-
нологиями воспроизведения мягкой и твѐрдой атаки. Ведь

 

в

 

реальном 

речевом 

произношении  звуков 

Т

  и 

Д

  (или  слогов 

ТА

  и 

ДА

)  между 

ними не существует никакой разницы с точки зрения действий языка.  

В фонетике это хорошо известный факт, в котором легко может 

убедиться каждый. При желании и тот и другой слог можно произнес-
ти как с сильным прижатием языка к зубам, так и со слабым; в высо-
ком положении языка, и в низком; с высунутым языком, и даже с язы-
ком, завѐрнутым колечком. Именно поэтому ссылки Усова и Сумер-
кина на изменение точки прикосновения языка совершенно    не убеж-
дают, не говоря уже о более абстрактных ссылках других авторов на 
якобы «различные движения языка» при произношении фонем 

Т

 и 

Д

.   

Акустическое различие согласных 

Т

  и 

Д

   

в речи

  достигается  за 

счѐт совершенно иного механизма – исключительно за счѐт разницы в 
работе  гортани  и  голосовых  связок

  при  абсолютно  идентичной 

работе языка

.*  

  

В  гораздо  большей  степени  продвигает  нас  к  пониманию  сути 

отличия  твѐрдой  атаки  от  мягкой  определение

 

Докшицера.  В  нѐм, 

кроме традиционного упоминания о лѐгкости прикосновения языка к 
губной  щели,  мы  находим  указание  на  момент,  не  отмеченный  ни 
одним из авторов, – указание на непрерывность выдоха. В следующем 
предложении эта мысль развивается: «

Мягкая атака не применяет-

ся  для  произношения  первоначальных  звуков

,  перед  которыми 

берѐтся дыхание, а употребляется как приѐм повторения

 

тянущихся 

звуков, связанных между собой общим дыханием». 

На  первый  взгляд  странно,  что  все  другие  авторы  фактически 

игнорируют такое, казалось бы, важное свойство мягкой атаки, нигде 
и  никак  не  упоминая  о

 

нѐм.  На  самом  деле  подобное  отношение 

совсем не случайно. За полным отсутствием внимания

 

к этому наблю-

дению (назовѐм его «постулатом Докшицера») стоит несогласие с ним 
или непонимание его значения. 

 

______ 

* В фонетике обе эти согласные относятся по 

артикуляционному

 механизму к 

одной

   

  группе

 – переднеязычно-зубных. И лишь по 

акустическому

 признаку они различают- 

  ся: 

Т

 классифицируется как шумо-взрывная 

глухая

Д

 – как шумо-взрывная 

звонкая.

 

  

Две другие пары глухих и звонких шумо-взрывных согласных (каждая со своими ар- 

  тикуляционными особенностями) – это 

П/Б

  и 

 К/Г. 

В дальнейшем все эти согласные  

  будут называться соответственно «глухая» и «звонкая», а не так, как это традиционно  
  принято в методической литературе, –  «твѐрдая» и «мягкая». 
 


background image

 

40 

Между тем важность этого постулата выходит  далеко за рамки, 

обозначенные  даже  самим  его  автором.  Ведь 

согласие  с  подобным 

наблюдением  неизбежно  приводит  к  мысли  о  невозможности 
применения  мягкой  атаки  не  только  после  дыхания,  но  и  после 
любой  межзвуковой  цезуры

которая 

  так  же  как  дыхание 

 

разъединяет  «тянущиеся  звуки»

.  А  следующим  закономерным 

логическим  шагом  должен  стать  вывод  о  том,  что  мягкая  атака 
неприменима  в  раздельных  штрихах:  ведь  в  них  каждый  звук  – 
«первоначальный».  Именно  в  этом  и  состоит  конечная  логика 
«постулата Докшицера», с которой интуитивно несогласно большин-
ство  методистов.  Одним  из  примеров,  иллюстрирующих  такое 
глубинное  несогласие,  служит  характеристика  атаки  в  раздельном 
штрихе 

non  legato

  у  Дикова/Седракяна  и  Сумеркина.  В  их  системах 

это штрих с мягкой атакой.  

В недооценке «постулата Докшицера» отчасти виновата и опре-

делѐнная недоговорѐнность, с которой он сформулирован. Идея этого 
постулата будет яснее, если еѐ выразить более радикально:  
Мягкая атака не применяется для произношения звуков в раздельных  
штрихах.  Такая  атака  может  применяться  как  артикуляционное  дей-
ствие только на фоне уже существующего  звука, только как один из 
способов его продолжения, но не начала.  

Описание  процесса  мягкой  атаки  Докшицером  ценно  также  и 

тем,  что  оно  косвенно  указывает  на  важнейшее 

качественное

  отли-

чие мягкой атаки от твердой: в процессе мягкой атаки

 не 

происходит

 

закрывание  губной  щели.  К  мысли  об  этом  нас  подводят  слова  о 
«непрерывности  выдоха»,  «тянущихся  звуках»  и  о  «скольжении» 
языка, вместо прижатия к губной щели. 

Суммируя  эти  два  наблюдения,  можно  уже  сформулировать  то, 

что  в 

технологическом

  плане  качественно  характеризует  термин 

«мягкая атака»:

 

Мягкая атака на медных духовых инструментах – это такой 

артикуляционный процесс, в котором не происходит закрывание 
губной щели и остановка  воздушного потока; это такой процесс, 
который не прерывает колебания слизистой губ, связанные с пре-
дыдущим звуком, а происходит на фоне этих колебаний.

  

Приняв такое понимание сути мягкой атаки, можно уже от про-

тивного, в самых общих чертах

,

 определить и суть твѐрдой атаки:  

Твѐрдая атака на медных духовых инструментах – это такой 

артикуляционный  процесс,  в  котором  колебания  слизистой  губ 
возникают  после  предварительного  полного  закрытия  губной 
щели и полной остановки воздушного потока.

  

Подобные  определения,  раскрывающие  самые  общие  и  важные 

особенности  каждого  вида  атаки,  дают  возможность 

выявить  их

 

качественное

 

отличие

 друг от друга и на этом основании убедитель-

но их классифицировать.  Классические  же определения видов атаки 
основаны  или  на  второстепенных, 

количественных

  по  своей  сути 

технологических  характеристиках  (таких  как  степень  прижатия  или