Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1341

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

61 

Определение категории «штрих»

 

Проблемы  терминологии 

(атака – артикуляция – звукоизвлечение 

 штрих) 

 

Атака 

 

Атака –  термин, отражающий технологическое и акустическое 
содержание начального момента звукоизвлечения. Как технологи-
ческий  феномен 

  это    любой  исполнительский  приѐм,  посред-

ством  которого  инициируется  процесс  извлечения  звука.  По  от-
ношению  к  понятию  «артикуляция»  атака 

  это

   

первая  фаза 

артикуляционного процесса

.  

 

Артикуляция 

 

Термин  этот  чрезвычайно  популярен,  но  его  трактовки  разли-

чаются  весьма  существенно,  и  различия  эти  требуют  детального 
рассмотрения.   

В  музыкальную  теорию  термин  пришѐл  из  фонетики,  где  он 

обрѐл  статус  научного.  На  первый  взгляд  «артикуляция»    в  музыке 
трактуется  так  же,  как  и  в  фонетике.  В  обеих  сферах  латинское

 

слово 

articulo

  переводится  как  «расчленять,  членораздельно,  ясно 

произносить». И всѐ же, несмотря на такую общую исходную пози-
цию,  разногласия  в  интерпретации  термина  вполне  очевидны.  Суть 
этих разногласий связана с трактовкой достаточно сложного поня-
тия «

расчленѐнность

». В фонетике оно не связывается с понятием 

«

разделѐнность

»  в  силу  того,  что  разделѐнность  («раздельность») 

вообще совершенно не  характерна для речевого звукоизвлечения (см. 
цитату  и  комментарий  к  ней  на  с.  63).  Слитность  звуковой  линии, 
отсутствие в ней разрывов, межзвуковых,  межслоговых и межслов-
ных  цезур  –  характернейшая  особенность  речевого  звукоизвлечения. 
В  речи  цезура  –  приѐм  не  звукового,  а  смыслового  членения.  Но  и    в 
этом  качестве  цезура  не  всегда  возникает  даже  между  такими 
смысловыми  единицами,  как  фраза.  Поэтому 

в  фонетике  понятия 

«расчленѐнность»  и  «членораздельность»    (читай  –  «артикуля-
ция»)  относятся  в  первую  очередь  к  характеру  атаки  звука  и  к 
действиям речевого аппарата, формирующим этот характер

:

  

«Артикуля

́ция  (от лат. articulo — «расчленяю») (иначе говоря, способ 

образования  согласных  звуков)  —  в  фонетике:  совокупность  работ 
отдельных  произносительных  органов  при образовании  звуков  речи. 
В произношении любого звука речи принимают то или иное участие 
все  активные  произносительные  органы.  Положение  этих  органов, 
необходимое для образования данного звука, образуют его артикуля-
цию, 

отделимость

 звуков, чѐткость их звучания.  

Артикуляция звука состоит из 3 этапов: 
Экскурсия  —  подготовка  речевого  аппарата  к  произнесению  звука 
или начало артикуляции;  


background image

 

62 

Выдержка — само произношение с сохранением положения органов, 
необходимого для произнесения;  
Рекурсия — окончание артикуляции, представляющее собой заверше-
ние звука, при котором органы речи меняют свое положение. 
В реальных условиях обычно произносятся не отдельные звуки, а ре-
чевая  цепочка,  тогда  экскурсия  следующего  звука  накладывается  на 
рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего звука.»    (

Википедия

.

 

Глубинная  суть  понятий  «расчленѐнность»  и  «членораздель-

ность»  связана  с  этимологией  латинского  articulo,  восходящего  к 
понятиям  аrticulus  (сочленение,  сустав)  и  аrticulosus  (суставчатый, 
узловатый,  расчленѐнный).  Понятно,  что  такого  типа  «расчленѐн-
ность» и «отделимость» не слеует смешивать с «разделѐнностью». 

К сожалению, в музыке более популярной стала такая трак-

товка  «артикуляции»,  которая  обозначает  в

 

первую  очередь 

характер  межзвуковых  отношений  в  параметре  слитность–
раздельность  (присутствие  или  отсутствие  межзвуковых  цезур) 
и  лишь  во  вторую  –  способы  атаки,  окончания    и  соединения 
звуков.   

 «Членораздельность»  как  расчленение 

слитного

  звукового  по-

тока  c  помощью  специфических  артикуляционных 

приѐмов

  превра-

тилась  в  расчленение  этого  потока  на  основе,  по  сути,  всего  двух 
чисто акустических признаков – слитности и раздельности. 

В музы-

кальной  теории  артикуляционная  «расчленѐнность»  стала 
преимуществено синонимом «разделѐнности»

:

  

 

«Артикуляция  –  способ  исполнения...последовательности  звуков, оп-
ределяется слитностью или расчленѐнностью последних». 

В этом определении, взятом из «Музыкального энциклопедичес-

кого словаря» 1990 года издания, «

расчленѐнность

» понимается как 

антитеза  «слитности»,  то  есть 

  как  «

разделѐнность

».  Такая 

трактовка  «

расчленѐнности

»  абсолютно  совпадает  с  еѐ  трак-

товкой  И.  Браудо,  у  которого  артикуляция  тоже  есть 

«степень 

расчленѐнности

 

или связности

... тонов... legato и staccato».* 

Вот  ещѐ  одно  определение 

  из  менее  авторитетного,  но  не 

менее популярного источника 

 интернетовской «Википедии»: 

«Артикуляция 

– 

от лат. articulo (расчленяю, членораздельно произно-

шу) 

  способ  исполнения  («произнесения»)  последовательных 

звуков 

 слитно, отдельно, коротко и т. д.» 

Причин  такого  смещения  понятий  достаточно  много.  Одна  из 

них  –  характерное  для  музыкально-педагогической  науки  общее  дос-
таточно  пренебрежительное  отношение  к  терминологии,  отсут-
ствие  традиции  однозначного  определения  термина  и  точного  его 
применения.  

«Членораздельность»  (как  понятие,  подразумевающее  акусти-

ческий  результат  целого  арсенала 

способов

  атаки  звука  для  расчле

 

нения звукового потока) была также «обречена» на замену «раздель-

_________ 

 *  Браудо И.  Артикуляция.  М.,  1961. С.  3

.

 


background image

 

63 

ностью» (понятием чисто акустическим, свободным  от технологи-
ческого  содержания,  подразумевающим  лишь  наличие  или  отсут-
ствие  межзвуковых  цезур) в  среде  исполнителей  на  тех  инструмен-
тах, на которых способы атаки звука крайне ограничены, в силу че-  
го  музыкальное  «произношение»    вынуждено  сведено  к  парадигме 
«слитно – раздельно». К подобным инструментам

 

относятся, напри-

мер, ударные, щипковые и клавишные. 

 

Пример иной трактовки термина – гораздо более близкой к той, 

что принята в фонетике, – мы находим у Е. Назайкинского: 

«

Речевой поток

 постоянно изменяющихся звуков только тогда и мо-

жет  быть  схвачен,  воспринят  и  осознан  как  сообщение,  когда  слух 
разобъѐт его на фонемы и слоги. 

Членение речи

 на этом уровне 

обус-

ловливается...  артикуляционной

 

членораздельностью

.  Деление 

слов на слоги, в частности, облегчается именно тем, что на границах 
слогов,  как  правило,  стоят  наиболее  активные  по  произносительным 
движениям звуки –

 

согласные. Аналогичное разграничение 

звукового 

потока

 происходит и в музыке... роль межслоговых границ здесь вы-

полняют 

артикуляционные переходы 

от звука к звуку.   В большин-

стве случаев 

такие переходы 

– 

музыкальные «согласные»

  –  связа-

ны с наиболее активными фазами артикуляционных движений музы-
канта-исполнителя».*

  

В этом определении важно то, что понятия «членение» и

 

«чле-

нораздельность», во-первых, тесно связаны со своей технологической 
первоосновой  –  артикуляционными  движениями  органов  речи  (или 
«артикуляционными  движениями    музыканта-исполнителя»),  а  во-
вторых, не имеют ничего общего с такими чисто акустическими ха-
рактеристиками межзвуковых отношений, как «слитность» и «раз-
дельность».  Е.  Назайкинский,  говоря  об  артикуляционной  членораз-
дельности  в  речи  и  музыке,  совершенно  не  случайно  использует  вы-
ражения «речевой» и «звуковой 

поток

». Очевидно, что  такие выра-

жения  с  понятиями  «раздельность»    и  «разделѐнность»  никак  не 
ассоциируются.  

 

     Разумеется, проартикулировать можно и отдельный звук. В этом 
случае «артикуляция» будет означать не только способ атаки звука, 
но и способ его окончания. Однако уже сама возможность примене-
ния  понятия  «артикуляция»  к  произношению  звука  как  в  слитном, 
так  и  раздельном  звукоизвлечении  наглядно  показывает,  что  оно 
должно  быть  иррелевантно  понятиям  «слитность»  и  «раздель-
ность». 

  

 

Фонетическое понимание термина «артикуляция», конечно же, 

не  совсем  идентично  его  трактовке  в  музыке.  Исходя  из  уже 
устоявшейся  традиции  применения  термина  в 

фонетике

,  его 

содержание можно в первом  приближении определить как «

актив-

ные

  технологические  компоненты  процесса  звукоизвлечения».

**        

___________ 

    *  Назайкинский Е.  О психологии музыкального  восприятия. С. 255-6.    
  **  О трактовке термина «звукоизвлечение» см. ниже.

  


background image

 

64 

 

(«В произношении любого звука речи принимают то или иное учас-

тие все 

активные

 произносительные органы».) 

Однако понятие «ак-

тивный компонент» трактуется по-разному в фонетике и в инстру-
ментальном  звукоизвлечении, а в последнем  эта трактовка зависит 
ещѐ и от конкретного типа инструмента. Так в фонетике «ведение» 
звука (произнесение гласной) считается приѐмом «удержания», тре-
бующем  активного  действия  артикуляционного  аппарата.  В  музы-
кальном  звукоизвлечении эта активность может варьироваться от 
значительной (на духовых) до близкой к нулевой (на щипковых и удар-
ных). Но даже на духовых процесс ведения звука несравним по своей 
активности  с  процессами  начала  и  окончания:  «Тоны  сами  по  себе 
статичны и неуправляемы в своей стационарной части...»*   

К тому же 

явление, считющееся в фонетике артикуляцион-

ным «удержанием» тона, в музыке относится скорее к сфере зву-
ковысотности, а не собственно артикуляционно-штриховой

.  

Относительная технологическая пассивность процесса ведения 

звука, его качественная неопределѐнность и ограниченность условий, 
при  которых  вообще  возможно  включение  «звуковедения»  в  сферу 
штриховых  явлений,**  позволяет  утверждать,  что 

когда  мы 

г

ово-

рим  об  артикуляции  как  о  сумме

 

активных

 

технологических 

компонентов процесса извлечения отдельного звука, то нет убеди-
тельных оснований для включения в эту сумму компонента управ-
ления стационарной частью тона.

 

Достаточно  ясно  акустический  и  технологический  аспекты 

понятия  «артикуляция»  отражены  Е.  Назайкинским  в  его  анализе 
процесса артикулирования паузы: «...паузы оказываются окружены... 

шумовыми  участками  атаки

 

и

 

прекращения

,  которые  связаны  с 

волевыми

  артикуляционными  движениями 

исполнителя 

  ударом, 

приглушением, щипком и т. п.»***    

На этот  анализ вполне можно опереться, так как  артикули-

рование  паузы  является  зеркальным  отражением  артикулирования 
звука. 

         

Артикулирование паузы

             

Артикулирование звука 

    

     

 

       

окончание  –  пауза  –  атака

                        

атака   –  звук  –  окончани

е     

   

  

 

Музыкальная  артикуляция  –  понятие,  отражающее  технологи-
ческое и акустическое содержание начального и заключительного 
моментов  процесса  извлечения  (произношения)  звука  как  базовой  
смысловой  единицы  музыкальной  речи. 

 

                   

             

атака               окончание

               

 атака            атака-соединение

 

___________ 

    *  Назайкинский Е.  Звуковой мир музыки.

 

М., Музыка, 1988.

 

С. 225. 

  **  См. также главу   «Стационарная часть звука».

 

***  Назайкинский Е.  Звуковой мир музыки

М., Музыка, 1988. С. 227. 


background image

 

65 

Звукоизвлечение 

 

Трудно,  наверное,    рассматривать  содержание  термина 

«штрих»,  предварительно  не  определив  связанное  с  ним  и  крайне 
распространѐнное  понятие  «звукоизвлечение».  Распространѐнность 
этого  понятия  связана  с  его  многозначностью,  способностью 
отражать явления различных сфер организации звука в  музыке.  

Важнейшая  область  применения  термина  «звукоизвлечение»   

 

обозначение технологических явлений, относящихся к сфере штриха. 
Мы  также  можем  говорить  о  звукоизвлечении  в  связи  со  звуковы-
сотностью  (извлечение  звуков  разной  высоты,  чистое,  фальшивое     
и  т.  д.  звукоизвлечение).  Очень  употребителен  этот  термин  при-
менительно  к  сфере  тембра 

  фраза  «приѐмы  звукоизвлечения  на 

скрипке  (трубе,  малом  барабане...)»  может  относиться  к  арсеналу 
исполнительских средств, меняющих только тембр инструмента.    

Вполне  естественно,  что 

в  данной  работе  термин  «звукоиз-

влечение»  будет  применяться  только  в  его  артикуляционно-
штриховой парадигме.

 Такая трактовка термина отражена уже в 

самом названии работы 

Крайне важно отметить, что и в пределах сферы штриха тер-

мин  семантически  не  ограничен  областью  технологии  (способами 
извлечения  звука).  Такие  освящѐнные  веками  выражения,  как  «слит-
ное», «раздельное», «отрывистое», «чѐткое», «мягкое»... звукоизвле-
чение,  показывают  возможности  термина  в  отображении  акусти-
ческого  контекста.  Здесь  «звукоизвлечение»  выступает  синонимом  
понятия  «звучание»

.

  Подобная  широкая  трактовка  термина  давно 

стала уже незыблемой в сознании музыкантов. Менять такую тра-
дицию невозможно, а самое главное 

 не нужно. Необходимо только 

определить границы технологического и акустического в «звукоизвле-
чении». Границы эти практически совпадают с кругом явлений, обоз-
наченных в главе «Факторы сферы штриха». 

 

В 

технологическом

 аспекте «звукоизвлечение» 

 понятие более 

широкое,  чем  «артикуляция»;  к  нему  относятся  и  способы  ведения 
звука.  В 

акустическом

  аспекте  «звукоизвлечение»  отличается  от 

«артикуляции»  тем,  что  оно  характеризует  и  тип  межзвуковых 
связей. 

 

«Звукоизвлечение»  –  это  весь  круг  акустических

 

и  техно-

логических  явлений,  относящихся  к  артикуляционно-штриховой 
сфере музыки. 

 

Звукоизвлечение 

Артикуляция + «звуковедение» + характер межзвуковых отношений                 

Артикуляция 

Характер и способ атаки и окончания звука 

Атака

 

Характер и способ инициации звука