ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1341
Скачиваний: 8
61
Определение категории «штрих»
Проблемы терминологии
(атака – артикуляция – звукоизвлечение
–
штрих)
Атака
Атака – термин, отражающий технологическое и акустическое
содержание начального момента звукоизвлечения. Как технологи-
ческий феномен
–
это любой исполнительский приѐм, посред-
ством которого инициируется процесс извлечения звука. По от-
ношению к понятию «артикуляция» атака
–
это
первая фаза
артикуляционного процесса
.
Артикуляция
Термин этот чрезвычайно популярен, но его трактовки разли-
чаются весьма существенно, и различия эти требуют детального
рассмотрения.
В музыкальную теорию термин пришѐл из фонетики, где он
обрѐл статус научного. На первый взгляд «артикуляция» в музыке
трактуется так же, как и в фонетике. В обеих сферах латинское
слово
articulo
переводится как «расчленять, членораздельно, ясно
произносить». И всѐ же, несмотря на такую общую исходную пози-
цию, разногласия в интерпретации термина вполне очевидны. Суть
этих разногласий связана с трактовкой достаточно сложного поня-
тия «
расчленѐнность
». В фонетике оно не связывается с понятием
«
разделѐнность
» в силу того, что разделѐнность («раздельность»)
вообще совершенно не характерна для речевого звукоизвлечения (см.
цитату и комментарий к ней на с. 63). Слитность звуковой линии,
отсутствие в ней разрывов, межзвуковых, межслоговых и межслов-
ных цезур – характернейшая особенность речевого звукоизвлечения.
В речи цезура – приѐм не звукового, а смыслового членения. Но и в
этом качестве цезура не всегда возникает даже между такими
смысловыми единицами, как фраза. Поэтому
в фонетике понятия
«расчленѐнность» и «членораздельность» (читай – «артикуля-
ция») относятся в первую очередь к характеру атаки звука и к
действиям речевого аппарата, формирующим этот характер
:
«Артикуля
́ция (от лат. articulo — «расчленяю») (иначе говоря, способ
образования согласных звуков) — в фонетике: совокупность работ
отдельных произносительных органов при образовании звуков речи.
В произношении любого звука речи принимают то или иное участие
все активные произносительные органы. Положение этих органов,
необходимое для образования данного звука, образуют его артикуля-
цию,
отделимость
звуков, чѐткость их звучания.
Артикуляция звука состоит из 3 этапов:
Экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука
или начало артикуляции;
62
Выдержка — само произношение с сохранением положения органов,
необходимого для произнесения;
Рекурсия — окончание артикуляции, представляющее собой заверше-
ние звука, при котором органы речи меняют свое положение.
В реальных условиях обычно произносятся не отдельные звуки, а ре-
чевая цепочка, тогда экскурсия следующего звука накладывается на
рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего звука.» (
Википедия
.
)
Глубинная суть понятий «расчленѐнность» и «членораздель-
ность» связана с этимологией латинского articulo, восходящего к
понятиям аrticulus (сочленение, сустав) и аrticulosus (суставчатый,
узловатый, расчленѐнный). Понятно, что такого типа «расчленѐн-
ность» и «отделимость» не слеует смешивать с «разделѐнностью».
К сожалению, в музыке более популярной стала такая трак-
товка «артикуляции», которая обозначает в
первую очередь
характер межзвуковых отношений в параметре слитность–
раздельность (присутствие или отсутствие межзвуковых цезур)
и лишь во вторую – способы атаки, окончания и соединения
звуков.
«Членораздельность» как расчленение
слитного
звукового по-
тока c помощью специфических артикуляционных
приѐмов
превра-
тилась в расчленение этого потока на основе, по сути, всего двух
чисто акустических признаков – слитности и раздельности.
В музы-
кальной теории артикуляционная «расчленѐнность» стала
преимуществено синонимом «разделѐнности»
:
«Артикуляция – способ исполнения...последовательности звуков, оп-
ределяется слитностью или расчленѐнностью последних».
В этом определении, взятом из «Музыкального энциклопедичес-
кого словаря» 1990 года издания, «
расчленѐнность
» понимается как
антитеза «слитности», то есть
–
как «
разделѐнность
». Такая
трактовка «
расчленѐнности
» абсолютно совпадает с еѐ трак-
товкой И. Браудо, у которого артикуляция тоже есть
«степень
расчленѐнности
или связности
... тонов... legato и staccato».*
Вот ещѐ одно определение
–
из менее авторитетного, но не
менее популярного источника
–
интернетовской «Википедии»:
«Артикуляция
–
от лат. articulo (расчленяю, членораздельно произно-
шу)
–
способ исполнения («произнесения») последовательных
–
слитно, отдельно, коротко и т. д.»
Причин такого смещения понятий достаточно много. Одна из
них – характерное для музыкально-педагогической науки общее дос-
таточно пренебрежительное отношение к терминологии, отсут-
ствие традиции однозначного определения термина и точного его
применения.
«Членораздельность» (как понятие, подразумевающее акусти-
ческий результат целого арсенала
способов
атаки звука для расчле
нения звукового потока) была также «обречена» на замену «раздель-
_________
* Браудо И. Артикуляция. М., 1961. С. 3
.
63
ностью» (понятием чисто акустическим, свободным от технологи-
ческого содержания, подразумевающим лишь наличие или отсут-
ствие межзвуковых цезур) в среде исполнителей на тех инструмен-
тах, на которых способы атаки звука крайне ограничены, в силу че-
го музыкальное «произношение» вынуждено сведено к парадигме
«слитно – раздельно». К подобным инструментам
относятся, напри-
мер, ударные, щипковые и клавишные.
Пример иной трактовки термина – гораздо более близкой к той,
что принята в фонетике, – мы находим у Е. Назайкинского:
«
Речевой поток
постоянно изменяющихся звуков только тогда и мо-
жет быть схвачен, воспринят и осознан как сообщение, когда слух
разобъѐт его на фонемы и слоги.
Членение речи
на этом уровне
обус-
ловливается... артикуляционной
членораздельностью
. Деление
слов на слоги, в частности, облегчается именно тем, что на границах
слогов, как правило, стоят наиболее активные по произносительным
движениям звуки –
согласные. Аналогичное разграничение
звукового
потока
происходит и в музыке... роль межслоговых границ здесь вы-
полняют
артикуляционные переходы
от звука к звуку. В большин-
стве случаев
такие переходы
–
музыкальные «согласные»
– связа-
ны с наиболее активными фазами артикуляционных движений музы-
канта-исполнителя».*
В этом определении важно то, что понятия «членение» и
«чле-
нораздельность», во-первых, тесно связаны со своей технологической
первоосновой – артикуляционными движениями органов речи (или
«артикуляционными движениями музыканта-исполнителя»), а во-
вторых, не имеют ничего общего с такими чисто акустическими ха-
рактеристиками межзвуковых отношений, как «слитность» и «раз-
дельность». Е. Назайкинский, говоря об артикуляционной членораз-
дельности в речи и музыке, совершенно не случайно использует вы-
ражения «речевой» и «звуковой
поток
». Очевидно, что такие выра-
жения с понятиями «раздельность» и «разделѐнность» никак не
ассоциируются.
Разумеется, проартикулировать можно и отдельный звук. В этом
случае «артикуляция» будет означать не только способ атаки звука,
но и способ его окончания. Однако уже сама возможность примене-
ния понятия «артикуляция» к произношению звука как в слитном,
так и раздельном звукоизвлечении наглядно показывает, что оно
должно быть иррелевантно понятиям «слитность» и «раздель-
ность».
Фонетическое понимание термина «артикуляция», конечно же,
не совсем идентично его трактовке в музыке. Исходя из уже
устоявшейся традиции применения термина в
фонетике
, его
содержание можно в первом приближении определить как «
актив-
ные
технологические компоненты процесса звукоизвлечения».
**
___________
* Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. С. 255-6.
** О трактовке термина «звукоизвлечение» см. ниже.
64
(«В произношении любого звука речи принимают то или иное учас-
тие все
активные
произносительные органы».)
Однако понятие «ак-
тивный компонент» трактуется по-разному в фонетике и в инстру-
ментальном звукоизвлечении, а в последнем эта трактовка зависит
ещѐ и от конкретного типа инструмента. Так в фонетике «ведение»
звука (произнесение гласной) считается приѐмом «удержания», тре-
бующем активного действия артикуляционного аппарата. В музы-
кальном звукоизвлечении эта активность может варьироваться от
значительной (на духовых) до близкой к нулевой (на щипковых и удар-
ных). Но даже на духовых процесс ведения звука несравним по своей
активности с процессами начала и окончания: «Тоны сами по себе
статичны и неуправляемы в своей стационарной части...»*
К тому же
явление, считющееся в фонетике артикуляцион-
ным «удержанием» тона, в музыке относится скорее к сфере зву-
ковысотности, а не собственно артикуляционно-штриховой
.
Относительная технологическая пассивность процесса ведения
звука, его качественная неопределѐнность и ограниченность условий,
при которых вообще возможно включение «звуковедения» в сферу
штриховых явлений,** позволяет утверждать, что
когда мы
г
ово-
рим об артикуляции как о сумме
активных
технологических
компонентов процесса извлечения отдельного звука, то нет убеди-
тельных оснований для включения в эту сумму компонента управ-
ления стационарной частью тона.
Достаточно ясно акустический и технологический аспекты
понятия «артикуляция» отражены Е. Назайкинским в его анализе
процесса артикулирования паузы: «...паузы оказываются окружены...
шумовыми участками атаки
и
прекращения
, которые связаны с
волевыми
артикуляционными движениями
исполнителя
–
ударом,
приглушением, щипком и т. п.»***
На этот анализ вполне можно опереться, так как артикули-
рование паузы является зеркальным отражением артикулирования
звука.
Артикулирование паузы
Артикулирование звука
окончание – пауза – атака
атака – звук – окончани
е
Музыкальная артикуляция – понятие, отражающее технологи-
ческое и акустическое содержание начального и заключительного
моментов процесса извлечения (произношения) звука как базовой
смысловой единицы музыкальной речи.
атака окончание
атака атака-соединение
___________
* Назайкинский Е. Звуковой мир музыки.
М., Музыка, 1988.
С. 225.
** См. также главу «Стационарная часть звука».
*** Назайкинский Е. Звуковой мир музыки
.
М., Музыка, 1988. С. 227.
65
Звукоизвлечение
Трудно, наверное, рассматривать содержание термина
«штрих», предварительно не определив связанное с ним и крайне
распространѐнное понятие «звукоизвлечение». Распространѐнность
этого понятия связана с его многозначностью, способностью
отражать явления различных сфер организации звука в музыке.
Важнейшая область применения термина «звукоизвлечение»
–
обозначение технологических явлений, относящихся к сфере штриха.
Мы также можем говорить о звукоизвлечении в связи со звуковы-
сотностью (извлечение звуков разной высоты, чистое, фальшивое
и т. д. звукоизвлечение). Очень употребителен этот термин при-
менительно к сфере тембра
–
фраза «приѐмы звукоизвлечения на
скрипке (трубе, малом барабане...)» может относиться к арсеналу
исполнительских средств, меняющих только тембр инструмента.
Вполне естественно, что
в данной работе термин «звукоиз-
влечение» будет применяться только в его артикуляционно-
штриховой парадигме.
Такая трактовка термина отражена уже в
самом названии работы
Крайне важно отметить, что и в пределах сферы штриха тер-
мин семантически не ограничен областью технологии (способами
извлечения звука). Такие освящѐнные веками выражения, как «слит-
ное», «раздельное», «отрывистое», «чѐткое», «мягкое»... звукоизвле-
чение, показывают возможности термина в отображении акусти-
ческого контекста. Здесь «звукоизвлечение» выступает синонимом
понятия «звучание»
.
Подобная широкая трактовка термина давно
стала уже незыблемой в сознании музыкантов. Менять такую тра-
дицию невозможно, а самое главное
–
не нужно. Необходимо только
определить границы технологического и акустического в «звукоизвле-
чении». Границы эти практически совпадают с кругом явлений, обоз-
наченных в главе «Факторы сферы штриха».
В
технологическом
аспекте «звукоизвлечение»
–
понятие более
широкое, чем «артикуляция»; к нему относятся и способы ведения
звука. В
акустическом
аспекте «звукоизвлечение» отличается от
«артикуляции» тем, что оно характеризует и тип межзвуковых
связей.
«Звукоизвлечение» – это весь круг акустических
и техно-
логических явлений, относящихся к артикуляционно-штриховой
сфере музыки.
Звукоизвлечение
Артикуляция + «звуковедение» + характер межзвуковых отношений
Артикуляция
Характер и способ атаки и окончания звука
Атака
Характер и способ инициации звука