Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1347

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

71 

 

1) 

При  правильном  выполнении  штриха  объективно  суще-

ствующие цезуры становятся настолько короткими, что исчезают 
из восприятия 

(оказываются ниже его временного порога), и звуко-

извлечение начинает восприниматься как слитное. 

2)  Если  в  исполнительском  восприятии 

detache

  должен  суще-

ствовать  как 

слитный

  штрих,  то  методически  предельно  важна 

исполнительская нацеленность именно на это качество звукоизвлече-
ния.  Аспект  объективно-технологический  в  данном  случае  (как  и  во 
многих других) становится второстепенным. 

3)  Понятие  «окончание  звука»  плохо  ассоциируется  с  понятием 

«слитность  звукоизвлечения»  и  не  мобилизует    исполнительский 
аппарат музыканта на достижение такой слитности.  

Формально,  выполнение  первой  фазы  приѐма  «соединение  зву-

ков посредством  твѐрдой  атаки»  –  движение языка  вперѐд  и  момент 
его  прикосновения  к  зубам  –  может  трактоваться  и  как  окончание 
предыдущего  звука,  и  как  подготовка  атаки  следующего.  Понятно, 
что  для  достижения  слитности  звукоизвлечения  предпочтительнее 
вторая  трактовка.  Трудно  признать  методически  верным  трактовку 
Докшицером,  Усовым  и  Сумеркиным  момента  окончания  звука  в 

detache

 как осознанного, целенаправленного технического действия.  

Понятие  «окончание  звука»,  как  субъективно-технологи-

ческая  характеристика,  несовместимо  с 

detache

  как  штрихом,       

в

 

субъективно-акустическом  смысле,  слитнозвучащим

.  С  точки 

зрения  субъективно-технологической  в 

detache

  надо  говорить  не  об 

окончании звука, а о 

соединении

 звуков посредством твѐрдой атаки. 

Но если в характеристике штриха всѐ же объяснять такие теоре-

тические тонкости, как двойственная природа первой фазы процесса 
соединения  звуков  посредством  твѐрдой  атаки,  то  и  тогда  описание 
способа окончания как «естественного», «округлѐнного, 

без участия 

языка

» 

 надо признать неверным. Таким окончанием в 

detache

, как 

уже  отмечалось,  можно  считать  только  подготовку  твѐрдой  атаки 
следующего  звука  (его  движение  вперѐд  и  момент  прикосновения  к 
зубам),  то  есть  окончание  звука

  с  участием  языка

.  При  окончании 

без его участия, за счѐт ослабления интенсивности выдоха, исполни-
тель  просто  не  сможет  добиться  ощущения  слитности  и  ровности 
звукоизвлечения. В лучшем случае это будет маркированное 

detache

,  

а скорее всего – просто 

marcato

Само  по  себе  такое  качество  штриха  как  слитность  звучания 

(отсутствие 

ощутимых

 цезур) – не уникально. Оно характерно также 

для штрихов 

legato

 и 

portato

 (правда, в этих штрихах слитность суще-

ствует  не  только  как  субъективно-акустическое  качество,  но  и  как 
объективный  феномен).  Совершенно  очевидно,  что  и  твѐрдая  атака 
тоже не является уникальным, присущим только этому штриху техно-
логическим приѐмом. Однако

 

сочетание

 

этих двух признаков

 – слит-

ности  звучания  при  твѐрдой  атаке 

 

создаѐт  новую,  уникальную, 

качественно  определѐнную

 

сумму  штриховых  явлений, 

 

новый 

штрих.

  


background image

 

72 

 

Detache

  –  штрих  (способ  звукоизвлечения),  воспринимающийся 

исполнителем  как  слитный;  атака  звука  твѐрдая, 

ведение 

 

ровное

.  Твѐрдая  атака  отделяет  звуки  друг  от  друга,  но  не 

разделяет (не разъединяет) их цезурами.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  

 

Вопросы практики обучения 

(особенности освоения

 

detache) 

 

Сочетание  твѐрдой  атаки  и  слитности  звучания  (то  есть 

приѐм  «соединение  с  помощью  твѐрдой  атаки»)  представляет  
наибольшую  техническую  трудность  при  выполнении  штриха. 
Однако  в  значительной  степени  эта  трудность  может  быть 
сннята  уже  одной  только  характеристикой 

detache

  как  штриха      

со  слитным

 

звукоизвлечением.  Для  максимально  возможного 

приближения  к  эффекту  слитности 

  за  счѐт  сведения  цезур  к 

минимуму 

 важно не только техническое мастерство исполнителя, 

но  и  сознательная 

исполнительская

 

нацеленность

  на  слитность. 

Если  такая  интенция  существует,  то  достигнуть  эффекта 
слитности становится значительно легче.  

Рациональная  технология  выполнения  твѐрдой  атаки  также  в 

огромной степени могла бы помочь сократить время подготовки до 
такого  минимума,  при  котором  объективно  существующая

 

цезура 

перестаѐт  восприниматься.  А  вот 

такие  атрибуты  классической 

техники твѐрдой атаки, как выдвижение языка за пределы зубов, 
затыкание им губной щели или плотное его прижатие к зубам  –  
время  подготовки  твѐрдой  атаки

 

сократить  никак  не  помогут.

 

(Альтернативная технология твѐрдой атаки уже

 

рассматривалась в 

главе «Атака на медных духовых инструментах».) 

Но    даже    при    наиболее    рациональной    технике    выполнения 

detache 

остаѐтся одним из самых сложных духовых штрихов. 

 

 

Относительно  проблем  освоения 

detache

,

 

достаточно  показа-

тельна  ситуация  с  его  обозначением  в  нотном  тексте.  Традиция 
здесь  состоит  в  том,  что  отсутствие  какого-либо  обозначения  по 
умолчанию  означает  применение  именно  этого  штриха: 

«В  нотной 

записи 

detache

  обозначается  чѐрточкой  над  или  под  нотой,  но 

часто 

никаких  обозначений  не  имеет

»;**    «

Detache

  не  имеет  в  записи 

особых  обозначений,  но 

иногда 

указывается  чѐрточкой  над  или  под 

нотой»;***    «В  нотной  записи  этот  штрих,  как  правило,  никакими 
графическими обозначениями не фиксируется, хотя 

иногда

... обозна-

чается чѐрточкой над или под нотой».**** 

__________ 

         *  Жирным шрифтом выделены качественные характеристики штриха

.

 

       **  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 57. 
     ***  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 72. 
   ****  Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 61. 


background image

 

73 

Скорее всего такая традиция была перенята у исполнителей на 

смычковых  инструментах  без  учѐта  специфики  выполнения 

detache 

на духовых. Эта традиция исходит из идеи естественности

 

штриха

 

для  звукоизвлечения  на  духовых,  и  широкого  его  использования  в  ис-
полнительской  практике  даже  начинающих  музыкантов.  Подобная  
идея  вполне  соответствует  трактовке  штриха,  в  которой  слит-
ность  отсутствует или является второстепенным  признаком. (См. 
выше определения

 detache

 Докшицером и Сумеркиным.) Мы же будем 

исходить из той идеи, что 

в штрихе 

detache

 ощущение слитности 

должно 

быть 

не 

дополнительным 

достоинством 

или 

недосягаемым  свойством,  а  важнейшим  качественным,  хотя  и 
труднодостижимым признаком звукоизвлечения.

 

При  такой  трактовке  штриха  трудно  согласиться  со  следую-

щими  утверждениями:   

«

Detache  – 

наиболее  часто  применяемый 

штрих»;*    «Со штриха   detache обычно начинается обучение труба-
чей»

;

**    «Наиболее распространѐнным и характерным штрихом при 

игре на тромбоне является detache».***

 

 

Несомненно, 

marcato

  для  духовиков  –  гораздо  более  естествен-

ный  способ  звукоизвлечения.

 

Используя  его  как  основу,  учащемуся 

значительно  легче  сконцентрироваться  на  проблемах  освоения 
рациональной постановки работы многих компонентов исполнитель-
ского аппарата, в особенности – языка. 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  

 

Процесс атаки и соотношение еѐ фаз в исполнительском 

восприятии при выполнении 

detache 

 

При обращении к проблемам освоения штрихов полезно учиты-

вать ещѐ один момент – исполнительское ощущение процесса атаки. 
Напомним,  что  этот  процесс  (цикл)  состоит  из  следующих  фаз:          
1)  подготовка  атаки  (движение  языка  вперѐд);    2)  собственно  атака 
(движение  языка  назад,  «отдѐргивание»);    3)  фаза,  разделяющая  две 
предыдущие  (

период  остановки

  языка  после  подготовки  атаки  или 

всего лишь 

момент

 смены направления

 

его

 

движения).  

 

В зависимости от вида штриха фазы атаки могут ощущаться 

исполнителем  как  один  непрерывный  цикл  или  как  отдельные, 
самостоятельные  акты,  иногда  даже  меняющие  свою  функцио-
нальную  роль  в  общем  артикуляционном  процессе.   

(См.  также 

главы «Окончание звука», «Штрих 

non legato

» и «Штрих 

staccato

».) 

 

В 

detache

    подготовка  атаки  и  собственно  атака  должны  быть 

максимально  сближены,  с  тем,  чтобы  избежать  ощутимой  цезуры.    
Это означает, что после движения языка вперѐд и его прикосновения 

 

_______

 

     *  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 58

   **  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 72. 
 ***  Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 61. 


background image

 

74 

к зубам (губам) язык должен 

не

 

останавливаться

 в этом положении, 

но лишь 

менять направление

 движения.*  Естественно, что процесс 

подобной  атаки  будет  восприниматься  исполнителем  как  единый, 
неразделимый  цикл,  хотя  формально  в нѐм  можно  выделить  все  три 
названные фазы.  

                  

 

 

\

  

–   отдѐргивание языка (собственно атака);

     /

  

  

движение языка

 

вперѐд

         

(подготовка атаки следующего звука);

            

_____

   

–   

звук 

 

 

 

Темповый диапазон и выразительные возможности 

detache 

 

  

Detache

  на  духовых  инструментах  –  очень  сильное  средство 

музыкальной  выразительности,  специфический  и  технически  труд-
ный штрих. Поэтому в большинстве случаев при редакторской обра-
ботке текста применение 

detache

 требует специального обозначения.  

В  исполнительской  практике  духовиков  есть  ситуации,  когда 

такое  обозначение  совершенно  необходимо,  когда  нарушение  слит-
ности  звукоизвлечения  можно  предсказать  почти  со  стопроцентной 
уверенностью.  Одна  из  таких  ситуаций  –  широкие  интервальные 
ходы.  Здесь  исполнителю  надо  свести  к  минимуму  не  только  время 
подготовки  следующей  атаки,  но  и  время  перенастройки  губного 
аппарата.  Сделать  это  так,  чтобы  не  возникло  ощущение  цезуры, 
разрыва  в  звучании,  –  очень  нелегко.  Чаще  всего  при  этом  испол-
нитель  инстинктивно  подстраховывает  себя  и  нарушает  слитность 
звуковой линии. В такой момент выразительные  тонкости  исполне-
ния  отступают  в  на  второй  план  во  имя  соображений  удобства  и 
уверенности звукоизвлечения. 

 

    № 2                                                     В. Кладницкий.  Соната для тубы 

  

 

  № 3                                               Я. Франкль.  Сонатина для трубы, ч. II

 

 

 

________ 

 

*

 

 

В  этом плане при выполнении  

detache

 тип  движения языка у духовиков и тип  

     движения смычка у струнников  аналогичны. Перед исполнителем на струнных  
     инструментах стоит та же задача: в момент межзвукового перехода сменить   
     направление движения смычка, избегнув его остановки. 


background image

 

75 

 

Традиционной выразительной сферой применения 

detache 

всегда 

была кантилена, но в музыке ХХ века раскрылись иные возможности  
штриха, прекрасно отражающего крайний драматизм и экспрессию. 
 

 

   

№ 4

                                                             

А. Онеггер.  Интрада

 

 

 

  № 5                                                              Г. Окунев.  Сонатина для трубы

 

 

 
 

 

Для  идентификации 

detache

  особенно  важно  положение,  уже 

высказанное в главе «Факторы сферы штриха», о том, что в конечном 
счѐте 

штрих как средство исполнения отражает не столько объек-

тивную  звуковую  реальность,  сколько  исполнительскую  интен-
цию, настроенность на определѐнное качество звучания

. Учитывая 

это,  можно  утверждать,  что 

detache

как  объект  исполнительского 

восприятия

, может  быть воспроизведѐн  в самом широком темповом 

диапазоне.  Конкретнее  проблема  применения,  восприятия  и  иденти-
фикации 

detache

  в  быстрых  темпах  будет  рассмотрена  в  связи  с  ана-

логичной ситуацией для штрихов 

non legato

 и 

staccato 

(см. с. 99–101).