ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1347
Скачиваний: 8
71
1)
При правильном выполнении штриха объективно суще-
ствующие цезуры становятся настолько короткими, что исчезают
из восприятия
(оказываются ниже его временного порога), и звуко-
извлечение начинает восприниматься как слитное.
2) Если в исполнительском восприятии
detache
должен суще-
ствовать как
слитный
штрих, то методически предельно важна
исполнительская нацеленность именно на это качество звукоизвлече-
ния. Аспект объективно-технологический в данном случае (как и во
многих других) становится второстепенным.
3) Понятие «окончание звука» плохо ассоциируется с понятием
«слитность звукоизвлечения» и не мобилизует исполнительский
аппарат музыканта на достижение такой слитности.
Формально, выполнение первой фазы приѐма «соединение зву-
ков посредством твѐрдой атаки» – движение языка вперѐд и момент
его прикосновения к зубам – может трактоваться и как окончание
предыдущего звука, и как подготовка атаки следующего. Понятно,
что для достижения слитности звукоизвлечения предпочтительнее
вторая трактовка. Трудно признать методически верным трактовку
Докшицером, Усовым и Сумеркиным момента окончания звука в
detache
как осознанного, целенаправленного технического действия.
Понятие «окончание звука», как субъективно-технологи-
ческая характеристика, несовместимо с
detache
как штрихом,
в
субъективно-акустическом смысле, слитнозвучащим
. С точки
зрения субъективно-технологической в
detache
надо говорить не об
окончании звука, а о
соединении
звуков посредством твѐрдой атаки.
Но если в характеристике штриха всѐ же объяснять такие теоре-
тические тонкости, как двойственная природа первой фазы процесса
соединения звуков посредством твѐрдой атаки, то и тогда описание
способа окончания как «естественного», «округлѐнного,
без участия
языка
»
–
надо признать неверным. Таким окончанием в
detache
, как
уже отмечалось, можно считать только подготовку твѐрдой атаки
следующего звука (его движение вперѐд и момент прикосновения к
зубам), то есть окончание звука
с участием языка
. При окончании
без его участия, за счѐт ослабления интенсивности выдоха, исполни-
тель просто не сможет добиться ощущения слитности и ровности
звукоизвлечения. В лучшем случае это будет маркированное
detache
,
а скорее всего – просто
marcato
.
Само по себе такое качество штриха как слитность звучания
(отсутствие
ощутимых
цезур) – не уникально. Оно характерно также
для штрихов
legato
и
portato
(правда, в этих штрихах слитность суще-
ствует не только как субъективно-акустическое качество, но и как
объективный феномен). Совершенно очевидно, что и твѐрдая атака
тоже не является уникальным, присущим только этому штриху техно-
логическим приѐмом. Однако
сочетание
этих двух признаков
– слит-
ности звучания при твѐрдой атаке
–
создаѐт новую, уникальную,
качественно определѐнную
сумму штриховых явлений,
–
новый
штрих.
72
Detache
– штрих (способ звукоизвлечения), воспринимающийся
исполнителем как слитный; атака звука твѐрдая,
ведение
–
ровное
. Твѐрдая атака отделяет звуки друг от друга, но не
разделяет (не разъединяет) их цезурами.
*
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Вопросы практики обучения
(особенности освоения
detache)
Сочетание твѐрдой атаки и слитности звучания (то есть
приѐм «соединение с помощью твѐрдой атаки») представляет
наибольшую техническую трудность при выполнении штриха.
Однако в значительной степени эта трудность может быть
сннята уже одной только характеристикой
detache
как штриха
со слитным
звукоизвлечением. Для максимально возможного
приближения к эффекту слитности
–
за счѐт сведения цезур к
минимуму
–
важно не только техническое мастерство исполнителя,
но и сознательная
исполнительская
нацеленность
на слитность.
Если такая интенция существует, то достигнуть эффекта
слитности становится значительно легче.
Рациональная технология выполнения твѐрдой атаки также в
огромной степени могла бы помочь сократить время подготовки до
такого минимума, при котором объективно существующая
цезура
перестаѐт восприниматься. А вот
такие атрибуты классической
техники твѐрдой атаки, как выдвижение языка за пределы зубов,
затыкание им губной щели или плотное его прижатие к зубам –
время подготовки твѐрдой атаки
сократить никак не помогут.
(Альтернативная технология твѐрдой атаки уже
рассматривалась в
главе «Атака на медных духовых инструментах».)
Но даже при наиболее рациональной технике выполнения
detache
остаѐтся одним из самых сложных духовых штрихов.
Относительно проблем освоения
detache
,
достаточно показа-
тельна ситуация с его обозначением в нотном тексте. Традиция
здесь состоит в том, что отсутствие какого-либо обозначения по
умолчанию означает применение именно этого штриха:
«В нотной
записи
detache
обозначается чѐрточкой над или под нотой, но
часто
никаких обозначений не имеет
»;** «
Detache
не имеет в записи
особых обозначений, но
иногда
указывается чѐрточкой над или под
нотой»;*** «В нотной записи этот штрих, как правило, никакими
графическими обозначениями не фиксируется, хотя
иногда
... обозна-
чается чѐрточкой над или под нотой».****
__________
* Жирным шрифтом выделены качественные характеристики штриха
.
** Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 57.
*** Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. С. 72.
**** Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 61.
73
Скорее всего такая традиция была перенята у исполнителей на
смычковых инструментах без учѐта специфики выполнения
detache
на духовых. Эта традиция исходит из идеи естественности
штриха
для звукоизвлечения на духовых, и широкого его использования в ис-
полнительской практике даже начинающих музыкантов. Подобная
идея вполне соответствует трактовке штриха, в которой слит-
ность отсутствует или является второстепенным признаком. (См.
выше определения
detache
Докшицером и Сумеркиным.) Мы же будем
исходить из той идеи, что
в штрихе
detache
ощущение слитности
должно
быть
не
дополнительным
достоинством
или
недосягаемым свойством, а важнейшим качественным, хотя и
труднодостижимым признаком звукоизвлечения.
При такой трактовке штриха трудно согласиться со следую-
щими утверждениями:
«
Detache –
наиболее часто применяемый
штрих»;* «Со штриха detache обычно начинается обучение труба-
чей»
;
** «Наиболее распространѐнным и характерным штрихом при
игре на тромбоне является detache».***
Несомненно,
marcato
для духовиков – гораздо более естествен-
ный способ звукоизвлечения.
Используя его как основу, учащемуся
значительно легче сконцентрироваться на проблемах освоения
рациональной постановки работы многих компонентов исполнитель-
ского аппарата, в особенности – языка.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Процесс атаки и соотношение еѐ фаз в исполнительском
восприятии при выполнении
detache
При обращении к проблемам освоения штрихов полезно учиты-
вать ещѐ один момент – исполнительское ощущение процесса атаки.
Напомним, что этот процесс (цикл) состоит из следующих фаз:
1) подготовка атаки (движение языка вперѐд); 2) собственно атака
(движение языка назад, «отдѐргивание»); 3) фаза, разделяющая две
предыдущие (
период остановки
языка после подготовки атаки или
всего лишь
момент
смены направления
его
движения).
В зависимости от вида штриха фазы атаки могут ощущаться
исполнителем как один непрерывный цикл или как отдельные,
самостоятельные акты, иногда даже меняющие свою функцио-
нальную роль в общем артикуляционном процессе.
(См. также
главы «Окончание звука», «Штрих
non legato
» и «Штрих
staccato
».)
В
detache
подготовка атаки и собственно атака должны быть
максимально сближены, с тем, чтобы избежать ощутимой цезуры.
Это означает, что после движения языка вперѐд и его прикосновения
_______
* Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 58
.
** Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. С. 72.
*** Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 61.
74
к зубам (губам) язык должен
не
останавливаться
в этом положении,
но лишь
менять направление
движения.* Естественно, что процесс
подобной атаки будет восприниматься исполнителем как единый,
неразделимый цикл, хотя формально в нѐм можно выделить все три
названные фазы.
\
– отдѐргивание языка (собственно атака);
/
–
движение языка
вперѐд
(подготовка атаки следующего звука);
_____
–
звук
Темповый диапазон и выразительные возможности
detache
Detache
на духовых инструментах – очень сильное средство
музыкальной выразительности, специфический и технически труд-
ный штрих. Поэтому в большинстве случаев при редакторской обра-
ботке текста применение
detache
требует специального обозначения.
В исполнительской практике духовиков есть ситуации, когда
такое обозначение совершенно необходимо, когда нарушение слит-
ности звукоизвлечения можно предсказать почти со стопроцентной
уверенностью. Одна из таких ситуаций – широкие интервальные
ходы. Здесь исполнителю надо свести к минимуму не только время
подготовки следующей атаки, но и время перенастройки губного
аппарата. Сделать это так, чтобы не возникло ощущение цезуры,
разрыва в звучании, – очень нелегко. Чаще всего при этом испол-
нитель инстинктивно подстраховывает себя и нарушает слитность
звуковой линии. В такой момент выразительные тонкости исполне-
ния отступают в на второй план во имя соображений удобства и
уверенности звукоизвлечения.
№ 2 В. Кладницкий. Соната для тубы
№ 3 Я. Франкль. Сонатина для трубы, ч. II
________
*
В этом плане при выполнении
detache
тип движения языка у духовиков и тип
движения смычка у струнников аналогичны. Перед исполнителем на струнных
инструментах стоит та же задача: в момент межзвукового перехода сменить
направление движения смычка, избегнув его остановки.
75
Традиционной выразительной сферой применения
detache
всегда
была кантилена, но в музыке ХХ века раскрылись иные возможности
штриха, прекрасно отражающего крайний драматизм и экспрессию.
№ 4
А. Онеггер. Интрада
№ 5 Г. Окунев. Сонатина для трубы
Для идентификации
detache
особенно важно положение, уже
высказанное в главе «Факторы сферы штриха», о том, что в конечном
счѐте
штрих как средство исполнения отражает не столько объек-
тивную звуковую реальность, сколько исполнительскую интен-
цию, настроенность на определѐнное качество звучания
. Учитывая
это, можно утверждать, что
detache
,
как объект исполнительского
восприятия
, может быть воспроизведѐн в самом широком темповом
диапазоне. Конкретнее проблема применения, восприятия и иденти-
фикации
detache
в быстрых темпах будет рассмотрена в связи с ана-
логичной ситуацией для штрихов
non legato
и
staccato
(см. с. 99–101).