Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1344

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

81 

Штрих  non legato 

 

Определения штриха 

non legato

, сформулированные разными ав-

торами, приведены в главе «Проблемы классификации». Там же была 
предприняти и попытка анализа этих определений с точки зрения вы-
явления их противоречивости. В этой главе нам необходимо сделать 
следующий шаг – от выявления противоречий к попытке их разреше-
ния.  Но  до  этого  принципиально  важно  подчеркнуть  единственный 
признак  штриха 

non  legato, 

в  определении  которого  мнения  всех 

авторов  совпадают  и  который  действительно совершенно  бесспорен. 
Этим признаком  является раздельность звукоизвлечения. Он и станет 
отправной точкой для разрешения  противоречий. 

В решении основной проблемы  – выбора из всех предлагаемых 

вариантов  атаки  какого-либо  одного  -  мы  будем  последовательно 
придерживаться, во-первых, наиболее общего, принятого в этой рабо-
те  принципа  классификации  и,  во-вторых,  более  частного  принципа, 
проявляющегося только в сфере артикуляционных процессов.    

Принцип опоры на качественную определѐнность явлений остав-

ляет нам в качестве приемлемых вариантов только твѐрдую и мягкую 
атаку.  Определения  вида  атаки  вроде  «несколько  смягчѐнное  испол- 
нение»  или  «смягчѐнный  толчок  языка»  должны,  согласно  этому 
принципу, быть отвергнуты, как

 

лишенные качественной определѐн-

ности и, соответственно, не могущие служить критериями классифи-
кации.

  

Принцип неприменимости мягкой атаки в раздельных штрихах, 

сформулированный  в  главе  «Атака  на  медных  духовых  инструмен-
тах»,  ещѐ  более  сужает  наш  выбор  и  оставляет  нам  единственно 
возможный вариант – твѐрдую атаку. 

 

Другое  фундаментальное  противоречие  во  взглядах  разных 

авторов  на  этот  штрих  –  характеристика  способов  окончания  звука. 

Технология окончания без помощи языка, предлагаемая Докши-
цером, как в теории, так и на практике приводит в его штриховой 
системе к полному сходству 

non legato 

и 

marcato. 

 

 

При сравнении  данных Докшицером  технологических и акусти-

ческих характеристик этих двух штрихов мы обнаруживаем совпаде-
ния по всем качественным параметрам. Оба штриха он определяет как 
раздельные, начинающиеся твѐрдой атакой и оканчивающиеся без по-
мощи языка. Отличие между ними Докшицер видит в  акцентирован-
ности атаки и  в  угасающем звуковедении, которые он атрибутирует 
только с 

marcato

:

 

 «Для этого штриха (т. е. для 

marcato

 – 

А. Х.

) харак-

терно активное, 

акцентированное начало

 звука 

с

 

последующим

 его 

ослаблением

». Но при технологии открытого окончания «последую-

щее ослабление» звука будет присутствовать и в 

non legato.

* Вопрос 

же о качественной определѐнности технологического и акустического  

 

_________ 

 * См. цитату Ю. Усова в главе «Окончание звука». С. 52.  


background image

 

82 

аспектов «акцентированного начала» («акцентированной атаки») и их 
надѐжности  как  классификационных  признаков  –  рассматривался  в 
предыдущей главе 

(см.

 

с. 51, 78–79)

.

 

 

Таким  образом  при  технологии,  предложенной  Докшицером, 

признаки, отличающие, по его мнению, 

marcato 

от 

non  legato 

(угаса-

ющий  звук  и  «акцентированное  начало»),  на практике  вообще отли-
чиями  не  являются  (так  как  характерны  для  обоих  штрихов)  и  не 
относятся  к  категории  качественных. 

При  окончании  же  звука  в  

non legato 

с участием языка (

как это предлагают Диков и Седракян)

 

все  теоретические  и  практические  проблемы  дифференциации 

non legato

 и 

marcato

 разрешаются просто и убедительно.

 

  

 

 

В связи с классификацией 

non legato 

возникает ещѐ одна пробле-

ма  –  дифференциация  (нахождение  качественных  отличий)  в  другой 
паре  раздельных  штрихов  – 

non  legato/staccato

.  Эта  проблема  будет 

рассмотрена  в  главе  «Штрих 

staccato

».  Пока  же  предварительно 

напомним,  что  в  раздельных  штрихах 

оценка

 

соотношения  звуча-

щей части ноты и цезуры относится к количественным парамет-
рам восприятия

.

 

Указания на это есть почти во всех характеристиках 

non legato

       

Б.  Диков

/

А.  Седракян

:  язык  «...слегка  прерывает  движение 

струи воздуха, образуя 

небольшие 

паузы между звуками».* 

      

Т.  Докшицер

:

 

«При  исполнении 

non  legato

  на  звуке  выдержи-

вается 

приблизительно

  ¾  написанной  длительности,  а  на  паузу 

приходится оставшаяся ¼ часть»; «Для 

staccato 

и его разновидностей 

характерной  чертой  являются  паузы  между  звуками.  Длительность 
этих пауз 

условно

 указана цифрами, но математической точности они 

не  имеют,  их  продолжительность  определяется  ощущениями 
исполнителя». ** 

      

В.  Сумеркин

:  «При  исполнении  нон  легато...  звуки...  должны 

укорачиваться... 

приблизительно

 на ¼ длительности».*** 

Варьирование  именно  этого  акустического  параметра  при 
сохранении  качественной  неизменности  других  (таких,  как  ощу-
щение  разделѐнности  звучания,  способы  атаки  и  окончания) 
создаѐт  основу  для  внутриштриховых  вариантов,  для  нюанси-
ровки  выразительных  оттенков в рамках  

non legato

 

 

 

Non  legato

  –  единственный  штрих,  в  отношении  условного 

обозначения которого не существует единого мнения.  

Б.  Диков  и  А.  Седракян

  в  своей  статье  приводят  нотный 

пример, где штрих обозначен точками под лигой.  
 

 

Т. Докшицер

:

 

«В нотной записи 

non legato

 обозначается двумя 

способами:  точкой  над  нотой  и  над  точкой  чѐрточка  (т.е.  точкой  и 
чѐрточкой. – 

А.Х

.) 

или

 точка под лигой». **** 

_________    

      * Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 192. 
    ** Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 61. 
  *** Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 66. 
**** Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 61. 


background image

 

83 

 

Ю. Усов

:  «

Non legato

 «обозначается точками под лигой». * 

 

В.  Сумеркин

:  «В  нотном  тексте  нон  легато  обозначается  дву-    

мя  способами:  чѐрточкой  и  точкой  над  нотой... 

либо

  точкой  под 

лигой».** 
 

Вариант  «точка  под  лигой»  нам  кажется  менее  предпочтитель-

ным  по  одной  очень  важной  причине:  в  сознании  музыканта  лига 
прочно  ассоциируется  со  слитностью,  связностью,  непрерывностью 
звучания,

 

что  противоречит  акустической  сути 

non  legato, 

выражен-

ной в самом названии штриха и во всех вариантах его характеристик. 
Другой аргумент в пользу варианта «чѐрточка с точкой» станет яснее 
после  рассмотрения  в  следующей  главе  вопроса  о  пространственно-
зрительном ассоциировании звука в штрихах 

non legato 

и 

staccato.

 

 

Non  legato

    (предварительное  определение)***  – 

раздельный 

штрих;  атака  звука  твѐрдая

,  ведение  –  ровное, 

окончание 

– 

с 

участием  языка

.****  Соотношение  звучащей  части  ноты  с  цезурой 

относится к количественным характеристикам штриха и варьируется 
в зависимости от музыкального контекста.   
Штрих  обозначается  чѐрточкой  с  точкой.   

 

Процесс атаки и соотношение еѐ фаз в исполнительском 

восприятии при выполнении 

non legato 

 

Этот процесс будет рассмотрен в сравнении и связи с аналогич-

ным процессом в штрихе 

staccato 

(см. с. 98). 

 

Темповый диапазон и выразительные возможности  

non legato 

 

Технологически штрих

  non  legato

  в  том  виде,  как  он  классифи-

цирован  в  данной  работе,  достаточно  близок  к  штриху,  который 
Докшицер  определил  как 

martele

.  Поэтому  характеристику  вырази-

тельных  возможностей 

martele

,  данную  этим  же  автором,  вполне 

можно отнести и к нашей версии 

non  legato

:

 

«

Martele

  –  менее  выра-

зительный  штрих,  чем 

detache

  и   

marcato

,  звучание  его  грубоватое, 

жѐсткое  и  несколько  формальное.  В  практике  исполнители  приме-
няют его редко».   

Действительно,

 non  legato

  как объект  исполнительского воспри-

ятия  и  исполнительской  настроенности  на  определѐнное  звучание 
относится к штрихам с достаточно ограниченным темповым диапазо-
ном. Желание обозначить цезуру ограничивает выполнение штриха в 
быстром  движении,  а  в  медленном  движении  такой  штрих  звучит 

______

 

    

 * Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 74. 

    ** Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 67. 
  *** Окончательное определение см. в главе  «Штрих 

staccato

».   

**** Жирным шрифтом выделены качественные характеристики штриха. 


background image

 

84 

несколько  нарочито,  механистично;  ведь  чем  длиннее  звук,  тем  для 
него естественнее филированное окончание. Поэому 

non  legato 

и как 

осознанно  применяемый  выразительный  приѐм  –  достаточно  специ-
фичный  штрих.  Наиболее  характерная  стилистическая  область  его 
применения – музыка эпохи барокко: 

 

№ 6                                                                            

Б. Марчелло.  Соната

   

 

 

 

№ 7                                                                       

Э. Боцца.  Памяти Баха

 

 

(см. также примеры  

№ 55а  и  65).

 

 

 Однако как объективно-технологический и объективно-акустический 
феномен,  этот  штрих  широко  представлен  в  звукоизвлечении  на 
духовых.  В  быстром  движении,  к  примеру,  преждевременная  подго-
товка атаки в штрихах 

detache

  или 

marcato

  сближает  их с 

non  legato

К тому же результату приводит и недостаточная краткость в 

staccato

.  

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

85 

Штрих  

staccato 

 

«Стаккатность» как концепция

  

 

 

В сфере штриха понятие «стаккатность»  – одно из самых слож-

ных, до сих пор находящееся в стадии осмысления и кристаллизации. 
В  применении  точки  как  графического  символа  стаккатности  не 
прослеживается  ни  общность  взглядов,  ни  систематичность.  Очень 
часто бывает сложно понять логику присутствия или отсутствия этого 
символа в музыкальных текстах.* 
 

Проблемы возникают уже с дословным переводом самого терми-

на 

staccato. 

На  русский  язык  его  принято  переводить  как  «отрывис-

то», но для научного термина это понятие недостаточно специфично. 
Не  вполне  ясно,  на  что  такой  термин  указывает:  только  лишь  на 
«разделѐнность»  звукового  потока,  в  смысле  присутствия  восприни-
маемых  межзвуковых  цезур,  или  на  дополнительную,  особо  подчѐр-
кнутую  «краткость»  артикуляционных  единиц  этого  разделѐнного 
потока.  Такая  фундаментальная  неопределѐнность,  скорее  всего,  и 
является первопричиной разногласий в трактовке штриха.** 
 

Общепринят, казалось бы, взгляд на 

staccato

 как  на  способ  зву-

коизвлечения,  при  котором  длительность  нот  должна  укорачиваться 
за  счѐт  образования  межзвуковых  цезур.  Однако  рекомендации  по 
применению  штриха  зачастую  явно  не  согласуются  с  техническими 
возможностями реализации подобных цезур:  

         

№ 8   Флейта                     Ф. Мендельсон.  «Сон в летнюю ночь», Скерцо 

 

 

 

 

 

 № 9                                                        Д. Руфф.   Сонатина для трубы, ч. III

 

 

 

 

Эти два примера иллюстрируют типичнейшую ситуацию, в кото-

рой композиторы или редакторы рекомендуют применение 

staccato,

 – 

ситуацию быстрого пассажного движения. Но  именно в таком движе-
нии технически наиболее сложно сокращать и без того очень краткие 
звуки.  Возникают  и  обоснованные  сомнения  в  способности  слуха 
ощутить возможные в таком темпе предельно краткие цезуры, а зна-
чит и сомнения в практической целесообразности применения 

stacca-

to

 как выразительного средства в быстром пассажном движении.  

 

________ 

  *  См. нотный пример № 8 и комментарий к нему на с. 87. 
**  Вполне возможно подобная неопределѐнность присуща этому понятию и в италь-   
      янском языке.