Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1345

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

76 

Штрих  

marcato

 

Для  медных  духовых  инструментов 

marcato

  –  наиболее  естест-

венный  и  широкоупотребимый  штрих.  Термин 

marcato 

очень  часто 

применяется как синоним термина «акцент», так как в обиходе самым 
характерным  признаком  этого  штриха  считается  именно  акцентиро-
ванность. В теории, однако, эти понятия необходимо чѐтко разделить. 
Термин  «акцент»  должен  быть  связан  в  первую  очередь  со  сферой 
динамики  и  означать  динамическое  выделение  всего  звука,  либо 
выделение начала звука с активным динамическим спадом в «стацио-
нарной»  части  (см.  главу  ««Стационарная»  часть  звука»).  Термин 

marcato 

должен  означать

 

конкретный  штрих,  то  есть  качественно 

определѐнное  комплексное  явление,  в  котором  акцентированность  – 
лишь  один  из  компонентов  звукоизвлечения.    Убеждѐнность  в  том, 
что  в 

marcato

  этот  компонент  –  главный  и  качественно  определяю-

щий, такую убеждѐнность можно и нужно подвергнуть сомнению.    

В  силу  органичности  и  лѐгкости  воспроизведения  штриха  на 

медных  духовых,  его  характеристики  наименее  противоречивы.  Это, 
однако,  еще  не  означает,  что  сами  по  себе  такие  характеристики 
внутренне убедительны, ясны и исчерпывающи.  

Б.  Диков  и  А.  Седракян

:

 

«Marcato  –  приѐм  исполнения 

отдельных

,  подчѐркнутых,  сильных  (акцентированных)  звуков. 

Осуществляется при помощи резкого, 

актированного толчка языка 

при атаке

 и энергичного выдоха». *  

Здесь  мы  опять  встречаем  обычное  для  этих  авторов  описание 

атаки с помощью малопонятного термина «толчок языка», дополнен-
ного  характеристиками  вроде  «отчѐтливый»,  «быстрый»,  «смягчѐн-
ный»,  «предельно  мягкий»  (в 

marcato

  он  «резкий»  и  «актирован-

ный»).  Но  в общем  идея  «акцентированной  атаки»,  то  есть  ассоции-
рования  акцента  исключительно  с  характером  атаки,  несомненно, 
соответствует духу этого определения.  

Выражение  «отдельные

 

звуки»  косвенно  указывает  на  раздель-

ность звукоизвлечения в этом штрихе. Какое-либо упоминание о спо-
собе окончания звука отсутствует. 
      

Т. Докшицер

:  «Marcato –  исполнение отделѐнных атакой друг от 

друга  акцентированных  звуков.  Для  этого  штриха  характерно  актив-
ное, 

акцентированное начало

  звука с последующим его ослаблени-

ем. 

Степень  ослабления  звука  может  быть  постепенной

... 

или 

быстрой

.

 

Окончание  звука  обязательно  мягкое,  округлѐнное,  даже 

филированное, без участия языка. Штрих   marcato исполняется прос-
той атакой».*  

Как и у предыдущих авторов, понятие «

акцентированное

 

нача-

ло

 звука»  указывает  на ассоциирование акцента  только  с характером 

атаки.  «Последующее  его  [звука]  ослабление»  у  Докшицера  никак  с 
акцентированностью не связано. 
 __________

 

    *  Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов.  С. 192

  **  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 59. 


background image

 

77 

Существенным  моментом,  отличающим  это  определение     

от  всех

 

остальных,  является  указание  на  вариантность  одного    

из  важных  параметров  штриха  –  скорости  или  интенсивности     

(у Докшицера 

 «степени»)

 ослабления звука после атаки

.

  

 

Ю.  Усов

:  «Маркато  –  акцентируемый,  подчѐркнутый  штрих. 

Начало  звука

 

острое

,  его  стационарная  часть  и  окончание 

более 

смягчѐнные

, с последующим ослаблением звука».*

,

  **   

Выражение  «более  смягчѐнные»,  указывает  на  то,  что  в  других 

штрихах Усов допускает возможность динамической равнозначности 
атаки и стационарной части звука. Но в дискретном звукоизвлечении 
это  недостижимо  и  классифицировать  штрих,  опираясь    только  на 
такой универсальный признак дискретного типа звукоизвлечения, как 
динамическое  превалирование  атаки  над  стационарной  частью,  – 
методологически ошибочно.  

Такая характеристика как «острое начало звука» – технологичес-

ки совершенно бессодержательна, она принадлежит образной сфере.  
 

В.  Сумеркин

:  «Маркато  предполагает  исполнение  отдельных 

звуков 

акцентированной

  (типа  звучания  колокола)  твѐрдой 

атакой

Произнесение  каждого  звука  должно  быть  ясным,  подчѐркнутым, 
выдержанным 

не

 полностью... с последующим его ослаблением после 

начала;  окончание  звука,  независимо  от  длительности,  должно  быть 
филированным... 

после каждого звука образуется

 как бы 

маленькая 

пауза

».***

 

 

В отличие от предыдущих определений, здесь понятие «акценти-

рованная  атака»  используется  прямо,  а  не  косвенно.  «Филированное 
окончание»  –  достаточно  общепринятый  синоним  понятия  «оконча-
ние звука без помощи языка».  

Важная  особенность  определения  Сумеркина  –  недвусмыс-

ленное  указание  на  раздельность  звукоизвлечения  в 

marcato

,  на 

присутствие в нѐм межзвуковых цезур. 

 

Общим  для  всех  процитированных  характеристик  понятием,  

выражающим главный, определяющий признак  

marcato

, стало поня-

тие  «акцентированное  начало  звука»  («акцентированная  атака»). 
Однако,

 

несмотря на всю традиционность и

 

популярность этого поня-

тия,  его  содержательность  в  штриховом  аспекте  неочевидна  и  как 
минимум требует более пристального рассмотрения.  
 

Что  касается  особенностей  восприятия  такого  акустического    

явления,  как  акцентированность,  то,  как  уже  было  сказано  в  главе      
«Стационарная»  часть  звука»,  для  возникновения  ощущения  акцента 

в  штриховом  понимании

  –  наиболее  важен  намеренно  активный 

динамический  спад  в  стационарной  части  (часто  до  полного  исчез- 
новения звука):  

_________ 

     *  В этом определении из

-

за авторской небрежности «последующее ослабление  

         звука» происходит уже после его окончания. 
   **  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 73.  
 ***  Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 62.  


background image

 

78 

                  

                  

 

 

Без  этого мы можем  говорить  либо о  динамическом  выделении 

всего

 звука,  

              

        

   

           

либо об обычном 

артикуляционном

 превалировании динамики атаки 

над динамикой стационарной части звука.  

 

        

                  

  

   

Поэтому,  учитывая,  что  ощущение  акцентированности  звука 

возникает  не  из-за  самой  атаки,  а  благодаря  процессу,  развѐртываю-
щемуся  уже  после  неѐ,  термин  «акцентированная  атака»  надо  приз-
нать  некорректным  и  заменить  термином  «акцентированный  звук».

   

В штриховом понимании акцент 

 это не какое-то особое качество 

самой  атаки,  а качество,  возникающее  как  результат  определѐн-
ного внутризвукового динамического процесса уже после атаки.

     

Подобный вывод об  акустическом  содержании  понятия  «акцен-

тированный звук» определит и вывод о его технологическом содержа-
нии. В данном случае  это уже будет не степень прижатия языка к зу-
бам (губам) в момент подготовки  атаки и не скорость его отдѐргива-
ния назад в момент собственно атаки.*  Таким содержанием не будет 
даже  активный  импульс  дыхательных  мышц  в  момент  атаки  –  ведь 
без  последующего  активного  динамического  спада  атака  в  любой 
динамике  не  будет  восприниматься  как  акцентированная.    В  этой 
ситуации  единственным  механизмом,  ведущим  к  восприятию  звука 
как  акцентированного,  становится  активное  расслабление  дыхатель-
ных мышц, происходящее сразу же после атаки. Такое расслабление, 
в  свою  очередь,  ведѐт  к  необходимости  сократительного  импульса 
дыхательных мышц для воспроизведения атаки последующего звука; 
дыхание начинает работать в циклическом режиме.   

Подобное 

«циклическое дыхание», составляющее технологи-

ческое  содержание  акцентированного  звука

,  формально  должно 

быть признано качественно определѐнной технологией  – ведь оно не 
характерно  ни  для  какого  другого  штриха.  Проблема  заключается 
только в том, насколько целесообразно делать подобную технологию 
осознанно контролируемой.

 

Ведь изменение интенсивности выдоха – 

один  из  немногих  технологических  процессов  штриховой  сферы, 
который  с  самого  начала  коррелируется  автоматически,  непосред-
ственно  нашими  музыкальными    представлениями.**  Это  даѐт  нам 

_______

 

    * Эта скорость всегда одинакова

  ** К примеру, изменение способа атаки или способа окончания звука (как и вообще 
       смена штриха) – это значительно более осознанные исполнительские действия. 


background image

 

79 

право, утверждать, что 

технический приѐм «циклическое дыхание» 

существует  как  фактор  объективно-технологческий,  однако  его 
значением  как  фактором  субъективно-технологическим  можно 
пренебречь. 

Ещѐ  раз  повторим:  акцентированность  –  явление  само  по  себе   

не  уникальное,  не  присущее  только

 

штриху 

marcato. 

Определѐнная 

акцентированность  –  свойство  вообще  имманентно присущее  члено-
раздельному, дискретному  типу  звукоизвлечения. Но, самое главное, 

акцентированность  (и  это  имеет  первостепенное  значение  для 
классификации 

marcato

  ни  как  субъективно-акустическое,  ни 

как  субъективно-технологическое  явление 

  не  обладает  качест-

венной  определѐнностью. 

В  области  акустической  акцентирован-

ность определятся амплитудой и скоростью (интенсивностью) угаса-
ния звука – 

характеристиками

, по сути, 

количественными

. Техно-

логическое же  различие  в работе дыхательного аппарата при выпол-
нении акцентированного и неакцентированного звука существует, но 
оно настолько тонко и контролируемо настолько подсознательно, что 
как объектом исполнительского восприятия им можно пренебречь.  

Для  выделения 

marcato

  в  категорию  самостоятельного  штриха, 

необходимо  найти  технологическое  явление,  обладающее  большей 
качественной определѐнностью. Таковым, несомненно, является при-
ѐм окончания звука без помощи языка. Этот приѐм не только качест-
венно  определѐнен,  но  и  настолько  уникален,  что  кроме 

marcato

  не 

входит составной частью ни в один другой штрих.*  

Один лишь этот технический приѐм предопределяет две важней-

шие  акустические  характеристики  штриха: 

1)

  самоѐ  акцентирован-

ность,  как  активный  динамический  спад  стационарной  части  звука;   

2)

  угасание  звука  до 

полного

  его  исчезновения  (характеристика, 

неразрывно  связанная  с  понятием  «окончание»)  и,  соответственно, 
наличие межзвуковых цезур. 

Акцентированность в 

marcato

  есть лишь 

следствие

  применения 

определѐнной технологии, ибо на 

духовых инструментах невозмож-

но окончить звук за счѐт прекращения или ослабления давления 
воздушной струи, избегнув при этом ощущения угасания звука

.** 

   

 

Marcato

  – 

раздельный  штрих;  атака  звука  твѐрдая

,  ведение  – 

угасающее

, окончание 

 без участия языка

. Интенсивность акцента 

(амплитуда  и  скорость  динамического  угасания  стационарной  части 
звука), а также соотношение звучащей части ноты и цезуры, относят-
ся  к  количественным  характеристикам  штриха  и  варьируются  в 
зависимости от музыкального контекста.***  

Формально штрих  обозначается  знаком  акцента  (вилочкой)  или 

словом 

маrсаto

, однако этот штрих настолько естественен для медных 

духовых, что чаще всего не обозначается никак.

  

_________ 

     *

  

Здесь имеется в виду система штрихов, предлагаемая в данной работе. 

   **  Ситуация «выдержанного звука» в этом отнощении специфична (см. с. 135).    
 ***

  

Жирным шрифтом выделены качественные характеристики штриха. 


background image

 

80 

Процесс атаки и соотношение еѐ фаз  

в исполнительском восприятии  

при выполнении 

marcato

 

 

Технологической  особенностью  приѐма  окончания  звука  без 

помощи языка является нерасчленѐнность процесса атаки, отсутствие 
цезуры  (остановки  языка)  между  подготовкой  атаки    и  собственно 
атакой. В других раздельных штрихах (см. главы «Штрих 

staccato

» и 

«Штрих 

non  legato

»)  эти  две  фазы  процесса  атаки  разделѐны  во 

времени  остановкой  языка  (часто  довольно  значительной)  после  его 
прикосновения  к  зубам.  В 

marcato

  движение  языка  вперѐд  и  назад 

должны  ощущаться  как  одно  нерасчленѐнное  целое,  как  единый 
двигательный  цикл.  Другими  словами,  несмотря  на  межзвуковые 
цезуры и, соответственно, наличие достаточного времени для подго-
товки атаки, в 

маrсаto

 эта подготовка должна происходить как можно 

позже,  как  можно  ближе  к  собственно  атаке,  не  оставляя  время  на 
остановку  языка,  –  так  же,  как  это  должно  происходить и  в 

dеtасhe

Такая технология атаки необходима в 

marcato

 для того, чтобы создать 

условия  для  естественного  и 

полного

  угасания  звука.    В  случае  же 

преждевременной подготовки атаки это угасание будет прервано.   

 

 

                           

 

           

                                         \      /\  

   

 /\  

 

\  

  отдѐргивание языка (собственно атака),        /  

  движение языка вперѐд 

(подготовка атаки следующего звука),                

► 

 

  

звук 

 

 

Темповый диапазон 

мarcato

 

 

Marcato

  –  штрих,  применяемый  в  достаточно  ограниченных 

темповых рамках, – от медленного до умеренного. Процесс угасания 
требует  времени  для  того,  чтобы  успеть  быть  воспроизведѐнным  и 
воспринятым.  Циклический  режим  работы  дыхательных  мышц 
(усиления и спады их активности на 

каждом

 звуке) также очень мало 

пригоден для исполнения быстрых звуковых последовательностей.