ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1345
Скачиваний: 8
76
Штрих
marcato
Для медных духовых инструментов
marcato
– наиболее естест-
венный и широкоупотребимый штрих. Термин
marcato
очень часто
применяется как синоним термина «акцент», так как в обиходе самым
характерным признаком этого штриха считается именно акцентиро-
ванность. В теории, однако, эти понятия необходимо чѐтко разделить.
Термин «акцент» должен быть связан в первую очередь со сферой
динамики и означать динамическое выделение всего звука, либо
выделение начала звука с активным динамическим спадом в «стацио-
нарной» части (см. главу ««Стационарная» часть звука»). Термин
marcato
должен означать
конкретный штрих, то есть качественно
определѐнное комплексное явление, в котором акцентированность –
лишь один из компонентов звукоизвлечения. Убеждѐнность в том,
что в
marcato
этот компонент – главный и качественно определяю-
щий, такую убеждѐнность можно и нужно подвергнуть сомнению.
В силу органичности и лѐгкости воспроизведения штриха на
медных духовых, его характеристики наименее противоречивы. Это,
однако, еще не означает, что сами по себе такие характеристики
внутренне убедительны, ясны и исчерпывающи.
Б. Диков и А. Седракян
:
«Marcato – приѐм исполнения
отдельных
, подчѐркнутых, сильных (акцентированных) звуков.
Осуществляется при помощи резкого,
актированного толчка языка
при атаке
и энергичного выдоха». *
Здесь мы опять встречаем обычное для этих авторов описание
атаки с помощью малопонятного термина «толчок языка», дополнен-
ного характеристиками вроде «отчѐтливый», «быстрый», «смягчѐн-
ный», «предельно мягкий» (в
marcato
он «резкий» и «актирован-
ный»). Но в общем идея «акцентированной атаки», то есть ассоции-
рования акцента исключительно с характером атаки, несомненно,
соответствует духу этого определения.
Выражение «отдельные
звуки» косвенно указывает на раздель-
ность звукоизвлечения в этом штрихе. Какое-либо упоминание о спо-
собе окончания звука отсутствует.
Т. Докшицер
: «Marcato – исполнение отделѐнных атакой друг от
друга акцентированных звуков. Для этого штриха характерно актив-
ное,
акцентированное начало
звука с последующим его ослаблени-
ем.
Степень ослабления звука может быть постепенной
...
или
быстрой
.
Окончание звука обязательно мягкое, округлѐнное, даже
филированное, без участия языка. Штрих marcato исполняется прос-
той атакой».*
Как и у предыдущих авторов, понятие «
акцентированное
нача-
ло
звука» указывает на ассоциирование акцента только с характером
атаки. «Последующее его [звука] ослабление» у Докшицера никак с
акцентированностью не связано.
__________
* Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. С. 192
.
** Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 59.
77
Существенным моментом, отличающим это определение
от всех
остальных, является указание на вариантность одного
из важных параметров штриха – скорости или интенсивности
(у Докшицера
–
«степени»)
ослабления звука после атаки
.
Ю. Усов
: «Маркато – акцентируемый, подчѐркнутый штрих.
Начало звука
острое
, его стационарная часть и окончание
более
смягчѐнные
, с последующим ослаблением звука».*
,
**
Выражение «более смягчѐнные», указывает на то, что в других
штрихах Усов допускает возможность динамической равнозначности
атаки и стационарной части звука. Но в дискретном звукоизвлечении
это недостижимо и классифицировать штрих, опираясь только на
такой универсальный признак дискретного типа звукоизвлечения, как
динамическое превалирование атаки над стационарной частью, –
методологически ошибочно.
Такая характеристика как «острое начало звука» – технологичес-
ки совершенно бессодержательна, она принадлежит образной сфере.
В. Сумеркин
: «Маркато предполагает исполнение отдельных
звуков
акцентированной
(типа звучания колокола) твѐрдой
атакой
.
Произнесение каждого звука должно быть ясным, подчѐркнутым,
выдержанным
не
полностью... с последующим его ослаблением после
начала; окончание звука, независимо от длительности, должно быть
филированным...
после каждого звука образуется
как бы
маленькая
пауза
».***
В отличие от предыдущих определений, здесь понятие «акценти-
рованная атака» используется прямо, а не косвенно. «Филированное
окончание» – достаточно общепринятый синоним понятия «оконча-
ние звука без помощи языка».
Важная особенность определения Сумеркина – недвусмыс-
ленное указание на раздельность звукоизвлечения в
marcato
, на
присутствие в нѐм межзвуковых цезур.
Общим для всех процитированных характеристик понятием,
выражающим главный, определяющий признак
marcato
, стало поня-
тие «акцентированное начало звука» («акцентированная атака»).
Однако,
несмотря на всю традиционность и
популярность этого поня-
тия, его содержательность в штриховом аспекте неочевидна и как
минимум требует более пристального рассмотрения.
Что касается особенностей восприятия такого акустического
явления, как акцентированность, то, как уже было сказано в главе
«Стационарная» часть звука», для возникновения ощущения акцента
в штриховом понимании
– наиболее важен намеренно активный
динамический спад в стационарной части (часто до полного исчез-
новения звука):
_________
* В этом определении из
-
за авторской небрежности «последующее ослабление
звука» происходит уже после его окончания.
** Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. С. 73.
*** Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 62.
78
Без этого мы можем говорить либо о динамическом выделении
всего
звука,
либо об обычном
артикуляционном
превалировании динамики атаки
над динамикой стационарной части звука.
Поэтому, учитывая, что ощущение акцентированности звука
возникает не из-за самой атаки, а благодаря процессу, развѐртываю-
щемуся уже после неѐ, термин «акцентированная атака» надо приз-
нать некорректным и заменить термином «акцентированный звук».
В штриховом понимании акцент
–
это не какое-то особое качество
самой атаки, а качество, возникающее как результат определѐн-
ного внутризвукового динамического процесса уже после атаки.
Подобный вывод об акустическом содержании понятия «акцен-
тированный звук» определит и вывод о его технологическом содержа-
нии. В данном случае это уже будет не степень прижатия языка к зу-
бам (губам) в момент подготовки атаки и не скорость его отдѐргива-
ния назад в момент собственно атаки.* Таким содержанием не будет
даже активный импульс дыхательных мышц в момент атаки – ведь
без последующего активного динамического спада атака в любой
динамике не будет восприниматься как акцентированная. В этой
ситуации единственным механизмом, ведущим к восприятию звука
как акцентированного, становится активное расслабление дыхатель-
ных мышц, происходящее сразу же после атаки. Такое расслабление,
в свою очередь, ведѐт к необходимости сократительного импульса
дыхательных мышц для воспроизведения атаки последующего звука;
дыхание начинает работать в циклическом режиме.
Подобное
«циклическое дыхание», составляющее технологи-
ческое содержание акцентированного звука
, формально должно
быть признано качественно определѐнной технологией – ведь оно не
характерно ни для какого другого штриха. Проблема заключается
только в том, насколько целесообразно делать подобную технологию
осознанно контролируемой.
Ведь изменение интенсивности выдоха –
один из немногих технологических процессов штриховой сферы,
который с самого начала коррелируется автоматически, непосред-
ственно нашими музыкальными представлениями.** Это даѐт нам
_______
* Эта скорость всегда одинакова
.
** К примеру, изменение способа атаки или способа окончания звука (как и вообще
смена штриха) – это значительно более осознанные исполнительские действия.
79
право, утверждать, что
технический приѐм «циклическое дыхание»
существует как фактор объективно-технологческий, однако его
значением как фактором субъективно-технологическим можно
пренебречь.
Ещѐ раз повторим: акцентированность – явление само по себе
не уникальное, не присущее только
штриху
marcato.
Определѐнная
акцентированность – свойство вообще имманентно присущее члено-
раздельному, дискретному типу звукоизвлечения. Но, самое главное,
акцентированность (и это имеет первостепенное значение для
классификации
marcato
)
–
ни как субъективно-акустическое, ни
как субъективно-технологическое явление
–
не обладает качест-
венной определѐнностью.
В области акустической акцентирован-
ность определятся амплитудой и скоростью (интенсивностью) угаса-
ния звука –
характеристиками
, по сути,
количественными
. Техно-
логическое же различие в работе дыхательного аппарата при выпол-
нении акцентированного и неакцентированного звука существует, но
оно настолько тонко и контролируемо настолько подсознательно, что
как объектом исполнительского восприятия им можно пренебречь.
Для выделения
marcato
в категорию самостоятельного штриха,
необходимо найти технологическое явление, обладающее большей
качественной определѐнностью. Таковым, несомненно, является при-
ѐм окончания звука без помощи языка. Этот приѐм не только качест-
венно определѐнен, но и настолько уникален, что кроме
marcato
не
входит составной частью ни в один другой штрих.*
Один лишь этот технический приѐм предопределяет две важней-
шие акустические характеристики штриха:
1)
самоѐ акцентирован-
ность, как активный динамический спад стационарной части звука;
2)
угасание звука до
полного
его исчезновения (характеристика,
неразрывно связанная с понятием «окончание») и, соответственно,
наличие межзвуковых цезур.
Акцентированность в
marcato
есть лишь
следствие
применения
определѐнной технологии, ибо на
духовых инструментах невозмож-
но окончить звук за счѐт прекращения или ослабления давления
воздушной струи, избегнув при этом ощущения угасания звука
.**
Marcato
–
раздельный штрих; атака звука твѐрдая
, ведение –
угасающее
, окончание
–
без участия языка
. Интенсивность акцента
(амплитуда и скорость динамического угасания стационарной части
звука), а также соотношение звучащей части ноты и цезуры, относят-
ся к количественным характеристикам штриха и варьируются в
зависимости от музыкального контекста.***
Формально штрих обозначается знаком акцента (вилочкой) или
словом
маrсаto
, однако этот штрих настолько естественен для медных
духовых, что чаще всего не обозначается никак.
_________
*
Здесь имеется в виду система штрихов, предлагаемая в данной работе.
** Ситуация «выдержанного звука» в этом отнощении специфична (см. с. 135).
***
Жирным шрифтом выделены качественные характеристики штриха.
80
Процесс атаки и соотношение еѐ фаз
в исполнительском восприятии
при выполнении
marcato
Технологической особенностью приѐма окончания звука без
помощи языка является нерасчленѐнность процесса атаки, отсутствие
цезуры (остановки языка) между подготовкой атаки и собственно
атакой. В других раздельных штрихах (см. главы «Штрих
staccato
» и
«Штрих
non legato
») эти две фазы процесса атаки разделѐны во
времени остановкой языка (часто довольно значительной) после его
прикосновения к зубам. В
marcato
движение языка вперѐд и назад
должны ощущаться как одно нерасчленѐнное целое, как единый
двигательный цикл. Другими словами, несмотря на межзвуковые
цезуры и, соответственно, наличие достаточного времени для подго-
товки атаки, в
маrсаto
эта подготовка должна происходить как можно
позже, как можно ближе к собственно атаке, не оставляя время на
остановку языка, – так же, как это должно происходить и в
dеtасhe
.
Такая технология атаки необходима в
marcato
для того, чтобы создать
условия для естественного и
полного
угасания звука. В случае же
преждевременной подготовки атаки это угасание будет прервано.
\ /\
/\
\
–
отдѐргивание языка (собственно атака), /
–
движение языка вперѐд
(подготовка атаки следующего звука),
►
–
звук
Темповый диапазон
мarcato
Marcato
– штрих, применяемый в достаточно ограниченных
темповых рамках, – от медленного до умеренного. Процесс угасания
требует времени для того, чтобы успеть быть воспроизведѐнным и
воспринятым. Циклический режим работы дыхательных мышц
(усиления и спады их активности на
каждом
звуке) также очень мало
пригоден для исполнения быстрых звуковых последовательностей.