ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1340
Скачиваний: 8
91
Ж.-Б. Арбана до Дикова и Седракяна. Для Владислава Блажевича,
например,
staccato
было всего лишь одним из видов атаки.
Отражение такой классической «стаккатности» в менталитете
современного духовика мы видим и в до сих пор популярном термине
«двойное стаккато», и в приводившейся уже фразе Сумеркина («Если
исходить из всего многообразия
выразительности
штриха стаккато в
музыке
,
то
точка
может
обозначать
не сокращение длительности,
но
предписывать
более
острое и чѐткое
произнесение тона».*), и во
многих других высказываниях известных методистов. Но особенно
ярко классически трактуемая «стаккатность» проявляется в традициях
штриховой редактуры.
Вот типичные образцы такой редактуры из бесчисленного
количества им подобных:
№ 22
Ж.-Б. Арбан.
Характерный этюд №1
№ 23
Ж.-Б. Арбан. Характерный этюд №4
В этих пассажах попытки реального сокращения и разделения
шестнадцатых – особенно секстольных – несомненно будут утяже-
лять и замедлять их звучание. Точки здесь присутствуют лишь как
напоминание об «остром и чѐтком
произнесении тона
»
, то есть в
качестве атрибута классической стаккатности, которую точнее было
бы назвать псевдостаккатностью. Идеи раздельности в такой
«стаккатности» долго ещѐ оставались формальными и второстепен-
ными. Об устойчивости стереотипа «классической стаккатности»
свидетельствуют еѐ рецидивы в образцах штриховой редактуры,
отделѐнных примерно столетием от эпохи Арбана:
№ 24
Ф. Ж. Брен. Этюд для трубы
Здесь паузы, выписанные после шестнадцатых, сами по себе уже
предписывают их разделѐнность и краткость, а сокращение тридцать-
вторых практически невозможно. Тем не менее редактор в обоих слу-
чаях использует точки – конечно же, как символ «остроты и чѐткос-
ти», но никак не краткости и разделѐнности
.
__________
* Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 63.
Этой фразой автор недвусмысленно декларирует, что для него
staccato
– не
специфическая концепция, а лишь общая, достаточно расплывчатая идея.
92
№ 25
Г. Томази. Этюд для трубы
В этом примере точки, сопровождающие восьмые, вполне зако-
номерны, так как способ исполнения этих восьмых может варьиро-
ваться (при желании их возможно сыграть
detache, marcato, non legato
или
staccato
), что будет существенно влиять на характер музыки.
Обозначать же шестнадцатые точками не имеет никакого практичес-
кого смысла, если придерживаться современной трактовки штриха
staccato
. Попытки их реального сокращения и разделения цезурами,
как уже было отмечено, будут лишь утяжелять и замедлять звучание.
Поэтому в данном музыкальном контексте задача штриховой редак-
туры должна была бы состоять как раз в предотвращении тенденции к
сокращению шестнадцатых, чему способствовало бы отсутствие сим-
вола
staccato
или даже использование символа
detache
. В такой редак-
туре отражался бы современный подход к «стаккатности», в отличие
от классического (см. пример № 12).
К началу 60-х годов именно такой современный подход, в кото-
ром идеи краткости и разделѐнности занимают всѐ большее место,
постепенно становится определяющим. И если в описании штриха у
Дикова/Седракяна эти идеи сформулированы ещѐ не очень чѐтко
(«Staccato – приѐм исполнения, характеризующийся извлечением
отрывистых
звуков».*), то у Докшицера и Усова они выражены
совершенно однозначно («В нотной записи
staccato
обозначается точ-
кой... Точка означает, что звучание ноты сокращается наполовину»;
«Для
staccato
и его разновидностей характерной чертой являются
паузы между звуками
»;** «Стаккато характеризуется исполнением
коротких отрывистых звуков, которые по своей
длительности
умень-
шаются вдвое
...»***)
Здесь особо надо выделить одну – для своего времени революци-
онную – фразу Докшицера, нацеленную на решительное разрушение
стереотипа «классической стаккатности»: «
Часто исполнители-
духовики называют термином
staccato
всѐ то, что исполняется
атакой языка
. Характеристика detache, marcato, martele, то есть
штрихов, исполняемых также атакой языка, показывает, что понятия
эти разные и смешивать их нельзя».****
То, что эта идея Докшицера опять оказалась не всеми понята и
принята, видно из книги Сумеркина, трактовку штриха которым мож-
но определить как острый рецидив «классической стаккатности»:
«...во всех методических пособиях говорится, что при штрихе стакка-
_________
* Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. С. 191
.
** Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 60.
*** Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. С. 73.
**** Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 61.
93
то... длительности звуков укорачиваются наполовину. К этой реко-
мендации надо относиться с осторожностью. Если исходить из всего
многообразия выразительности штриха стаккато в музыке, то точка
может обозначать не сокращение длительности, но предписывать
более острое и чѐткое произнесение тона».*
Дифференциация раздельных штрихов в современной
методической традиции
В главе «Проблемы классификации» уже рассматривались момен-
ты, связанные с противоречиями в трактовках
staccato у
разных авто-
ров. Однако в той главе почти не рассматривался другой тип противо-
речий – тот, который возникает внутри штриховых систем каждого
из авторов. Выявление такого типа противоречий связано с одной из
самых фундаментальных проблем классификации – адекватностью и
эффективностью еѐ методологии.
В данной главе нас будет интересовать убедительность отличия
staccato
от других
раздельных штрихов в штриховых системах каж-
дого из авторов нашего круга. Фактически мы начали поиски ответа
на этот вопрос уже в главе «Штрих
non legato
» (см. с. 82).
Для начала рассмотрим проблему в технологическом аспекте.
В системе Дикова/Седракяна
staccato
обладает уникальностью,
но только в том случае, если мы согласимся с их характеристикой
non
legato
как штриха с мягкой атакой. В этой системе в обоих штрихах
окончание звука активное, но атака разная. Если же считать
non legato
штрихом с твѐрдой атакой (согласно принципу, изложенному в
данной работе), то трудно будет найти сколько-нибудь существенное
технологическое отличие между этими двумя штрихами: в каждом
звук будет начинаться твѐрдой атакой и оканчиваться с помощью
языка.
Именно такого типа проблема и возникает в системе Докшицера.
У него звук как в
staccato,
так и в
non legato
начинается твѐрдой
атакой и оканчивается без помощи языка. Естественно, по такой же
технологии выполняется и штрих
marcato.
Также идентичны
staccato
и
marcato
в системе Сумеркина.
Усов приводит две характеристики
staccato.
Одна уже процити-
рована в главе «Проблемы классификации», вторая звучит следую-
щим образом: «Штрих
staccato
[включает в себя] чѐткую атаку, корот-
кое ведение звука и его
резкое окончание
».**
В первой характеристике способ окончания вообще не упомина-
ется, во второй – момент окончания описан термином из сферы
восприятия (резкое окончание), а не технологии. И всѐ же, учитывая,
что взгляды Усова на «закрытое» окончание полностью совпадают со
взглядами Дошицера
(см. главу «Окончание звука»), можно косвенно
__________
* Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 63.
** Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. С. 74.
94
сделать вывод, что, даже несмотря на такую характеристику, как
«резкое окончание»,
staccato
в системе Усова скорее нужно отнести к
штрихам с «открытым» (без помощи языка) окончанием.
Как же решается проблема дифференциации раздельных штри-
хов в рассматриваемых системах? Ведь авторы сознают, что предла-
гаемые ими технологии выполнения различных штрихов зачастую
идентичны.
Что касается отличия
staccato
от
marcato
, то в понимании Док-
шицера, Усова и Сумеркина для этого достаточно одной лишь акцен-
тированности, присущей
marcato
и якобы отсутствующей (несмотря
на идентичность технологии) в
staccato
. Аргументы против подобного
подхода были приведены в главах «Штрих
marcato
» и «Штрих
non
legato
» (с. 81-82).
Общепринятый, – ставший классическим уже на современном
этапе, – критерий дифференциации в другой группе раздельных
штрихов (
staccato, staccatissimo
и
non legato
) достаточно чѐтко
выражен Докшицером:
«В нотной записи
staccato
обозначается
точкой...
Точка означает, что звучание ноты сокращается напо-
ловину
»;* «...
staccatissimo
обозначается клином ... Клин означает, что
звучать должна
приблизительно
¼ часть написанной длитель-
ности...»;* «При исполнении
non legato
на звуке выдерживается
приблизительно
¾ написанной длительности...»**
Если исходить только из приведѐнных выше высказываний,
можно прийти к выводу, что
в классической методической тради-
ции дифференциация раздельных штрихов базируется на харак-
теристике, количественную природу которой прекрасно осознаѐт
и сам Докшицер, – на соотношении длительностей звучащей
части ноты и цезуры
.
Автор постоянно напоминает, что такое
соотношение носит приблизительный и условный характер: «Для
staccato
и его
разновидностей
характерной чертой являются паузы
между звуками. Длительность этих пауз
условно
указана цифрами, но
математической точности они не имеют, их продолжительность
определяется ощущениями исполнителя».**
Из ощущения неубедительности подобного критерия дифферен-
циации раздельных штрихов возникает и идея некоего «прастаккатно-
го» или «основного» стаккатного штриха, а также идея классифика-
ции других видов раздельного звукоизвлечения как
разновидносте
й
этого «основного
staccato
», а не самостоятельных, полноценных раз-
дельных штрихов: «Стаккатиссимо является
разновидностью стак-
катного штриха
. Это предельно сухое и острое звучание»; «Non
legato также является
разновидностью стаккатного штриха
, только
в сторону большей протяжѐнности звука, чем в стаккато. Non legato –
это полустаккато»;* «Для громкого
стаккатного звучания
целесо-
________
* Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 60.
** Там же. С. 61.
95
образно применять martele»;* «
Разновидностью
стаккато
является
штрих стаккатиссимо...»**
Вместе с тем, если учитывать другие высказывания Докшицера,
ситуация с классификацией раздельных штрихов выглядит не так
однозначно. Прежде всего, официально статус «разновидности» в
штриховых системах Докшицера и Сумеркина получил только спо-
соб звукоизвлечения, названный
staccatissimo
(и это несмотря на то,
что у них
staccatissimo
технологически
качественно
отличается от
staccato)
. В то же время
non legato
официально классифицируется
Докшицером как
самостоятельный
штрих
, а не «
разновидность
»,
несмотря на полное технологическое тождество
non legato
штрихам
staccato
и
marcato
(твѐрдая атака + открытое окончание).
И только у
Дикова и Седракяна классификация
staccatissimo
как
«разновидности» выглядит вполне оправданной. В их штриховой сис-
теме
staccato
и
staccatissimo
технологически абсолютно
идентичны и
отличаются только соотношением звука и цезуры:
«Разновидностью
staccato является staccatissimo – приѐм исполнения отдельных, макси-
мально коротких звуков»;*** «
Что касается техники выполнения
staccatissimo, то она почти ничем не отличается от способа испол-
нения staccato
.
Всѐ дело лишь в том, чтобы была достигнута предель-
ная отрывистость и чѐткость звучания».****
Наиболее общая причина всех этих противоречий, путаницы и
непоследовательности кроется прежде всего в отсутствии единого и
эффективного методологического принципа, лежащего в основе про-
цесса классификации штрихов.
Как нетрудно заметить,
опора на
восприятие соотношения длительности звучащей части ноты и
цезуры – в качестве такого методологического принципа оказы-
вается неэффективной.
Если рассматривать возможные в
раздельных
штрихах качест-
венные технологические отличия, то вариантов при этом возникает
всего два: сочетание твѐрдой атаки с активным (закрытым) окончани-
ем и твѐрдой атаки с пассивным окончанием (
marcato
).***** Это
означает, что
искать основания для более глубокой дифференциа-
ции раздельных штрихов с целью расширения их арсенала, сле-
дует не в технологии, а в области исполнительского восприятия.
В главе «Факторы сферы штриха», рассматривая проблему
штрихов с точки зрения восприятия продолжительности
изолиро-
ванного
звука, мы выделили один параметр, отвечающий критерию
качественной определѐнности, –
восприятие звука как имею-
щего некую протяжѐнность или как максимально краткого,
то
есть восприятие звука
как
линии или
точки
(см. с. 29–30).
____________
* Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 66.
** Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 63-4.
*** Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. С. 192.
**** Там же. С. 204.
***** Варианты с мягкой атакой невозможны, а динамический профиль стационарной
части звука к качественным штриховым характеристикам (как технологическим
так и акустическим) не относится.