ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1337
Скачиваний: 8
96
Только на этом свойстве восприятия может базироваться дифферен-
циация
раздельных
штрихов с качественно одинаковой технологией
выполнения.
Staccato
– раздельный штрих, в котором звук воспринимается
исполнителем как точка; атака звука
–
твѐрдая, окончание
–
с участием языка.
*
Штрих обозначается точкой.
Non legato
–
раздельный штрих, в котором звук воспринимается
исполнителем как линия;
атака звука
–
твѐрдая
, ведение –
ровное,
окончание
–
с участием языка
. Соотношение длительностей
звучащей части ноты и цезуры относится к количественным
характеристикам штриха и варьируется в зависимости от
музыкального контекста.* Штрих обозначается чѐрточкой с точкой.
Что касается характеристики Докшицером штриха
staccato
как
акцентированного, то такое впечатление действительно может
возникнуть, но только в
слушательском восприятии.
Даже самое
мгновенное прекращение звука в таком восприятии всегда будет
«округлено», но не за счѐт реально существующего динамического
спада в процессе ведения звука (в максимально кратком звуке «вести»
практически нечего), а за счѐт физиологических особенностей вос-
приятия момента окончания звука** и за счѐт естественной, объектив-
но присутствующей реверберации. Такая «округленность» может
воприниматься слушателем как некая затухающая
протяжѐнность
(акцент), но для исполнительского восприятия, настроенного на
воспроизведение звуковой
точки
и связанного с моторикой языка,
подобное ощущение не характерно. Исполнитель тоже может
воспринимать точку как «округлую», но если для него это прежде
всего будет точка, то еѐ «округлость» не будет ощущаться как
«протяжѐнность». Ощущения «точки» и «протяжѐнности» несов-
местимы.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Вопросы практики обучения
(
Особенности освоения штриха
staccato)
Очень важное значение для восприятия
staccato
исполнителем
имеет технология выполнения приѐма закрытого окончания. Этот
момент уже затрагивался в главе «Окончание звука» (см. с. 57).
Если такой приѐм выполняется по классическому рецепту под-
готовки атаки (то есть с вводом языка в губную щель или с его
плотным
прижатием
к губам
), то в исполнительском восприятии
штрих, скорее всего, и будет ассоциироваться с такими образными
характеристиками, как «прерванный звук, какой бывает при выклю-
чении радио» (Докшицер) или «отрубание» (Сумеркин). Если же звук
__________
* Жирным шрифтом выделены качественные характеристики штриха
.
** Восприятие этого момента отличается определѐнной замедленностью, растянуто-
стью, «поствосприятием».
97
оканчивать за счѐт
лѐгкого
прикосновения
языка
к зубам
и одновре-
менного смыкания губной щели (то есть по технологии подготовки
твѐрдой атаки, предложенной в главе «Атака на медных духовых
инструментах»), то характер звучания будет восприниматься как
более естественный, «округлый», «полѐтный».
Надо признать, что выражение «максимально краткий звук»,
субъективно совершенно справедливое, с методической точки зрения
таит в себе некоторые негативные потенции. Оно легко ассоцииру-
ется с понятием «утрированно краткий», что, в свою очередь,
может вести к утрированию некоторых технологических особеннос-
тей штриха, в первую очередь, конечно же, к утрированной актив-
ности языка в момент «активного» окончания, к чрезмерному его
прижатию к зубам. До той поры, пока у исполнителя не сформи-
руется техника «полѐтного»
staccato
, совмещающая подлинную
краткость и восприятие звука как точки с наиболее рациональной
технологией закрытого окончания, требующей минимума мышечной
активности,
–
педагогу следует постоянно иметь в виду опасность
гиперактивности языка. Эта опасность, всегда подстерегающая
«медника», особенно велика в
staccato
.
В методической литературе встречаются очень сомнительные
рекомендации по выполнению
staccato
. Вот одна из них:
«
Для пра-
вильного исполнения
стаккато
большое значение имеет умение
исполнителя правильно атакировать звук... Особенно
важно, чтобы
язык
подходил к губам и
закрывал губную щель в последний момент
перед атакой звука
».*
Эта фраза уже анализировалась с точки зрения полезности
рекомендации закрывать губную щель языком. Теперь нам нужно
оценить совет закрывать эту щель «в последний момент перед ата-
кой звука», учитывая, что речь идѐт о выполнении
staccato.
Для этого
нам достаточно сопоставить такой совет с характеристикой
штриха, данной этими же авторами:
«
Staccato
–
приѐм исполнения,
характеризующийся извлечением
отрывистых
звуков. Достигается
при помощи быстрых
толчков языка, регулирующих
начало и
прекращение
движения выдыхаемой струи воздуха
».**
Можно ли звук, прекращѐнный «в последний момент», назвать
отрывистым
, то есть кратким? Как, следуя такому совету, обо-
значить цезуру, которая была бы длиннее звучащей части ноты?
Можно ли подготовку атаки следующего звука, которая будет про-
исходить «в последний момент», называть
прекращением
предыду-
щего звука? Разве не похожа такая технологическая ситуация на
штрих detache?
Конечно, возможно добиться раздельного звукоиз-
влечения и при подготовке атаки «в последний момент»
–
за счѐт
пассивного окончания звука без помощи языка,
–
но подобная техно-
логия будет уже признаком штриха
marcato (см. с. 73 и 80)
.
________
* Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. С. 204.
** Там же. С. 191.
98
Кроме
detache и marcato
рекомендация готовить атаку «в
последний момент» может иметь смысл ещѐ и в случае атаки
«первого звука» в любом штрихе, но эта ситуация опять-таки не
имеет отношения к специфике звукоизвлечения в
staccato
.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Процесс атаки и соотношение еѐ фаз в исполнительском
восприятии при выполнении
staccato
и
non legato
В
staccato
собственно атака и подготовка атаки следующего
звука составляют непрерывный цикл, происходящий без остановки.
Но это как бы
зеркальное отражение цикла атаки в
detache
. Здесь
момент смены направления движения языка происходит не в самой
передней точке языкового экскурса, а в его самой задней точке.
●
–
звук;
\
–
отдѐргивание языка (собственно атака);
/
–
движение языка вперѐд (окончание звука
и
подготовка атаки следующе-
го звука
)
И всѐ-таки, даже несмотря на непрерывность цикла атаки в
stac-
cato
, его «перевѐрнутость», по сравнению с циклом атаки в
detache
,
приводит к тому, что подготовка атаки следующего звука восприни-
мается больше как окончание звука предыдущего. Именно с такой
особенностью
восприятия
цикла атаки в штрихах с закрытым окон-
чанием и связана теория «лишнего
Т
», которая достаточно подробно
рассматривалась в главе «Окончание звука». (Отсутствие лишнего
движения языка ясно видно и из приведѐнных здесь схем фаз атаки в
процессе воспроизведения
staccato
и
non legato
.)
Атака в
non legato
(в типичных для этого штриха темповых
рамках)
с точки зрения биомеханики процесса идентична атаке
в
staccato
.
В сравнении со
staccato
звучащая часть ноты в
non
legato
удлиняется не за счѐт изменения скорости движения
языка, а за счѐт увеличения амплитуды его движения
.
Процесс атаки с двумя остановками – в передней и задней точке
языкового экскурса – может реализоваться только в достаточно мед-
ленном движении, обычно не характерном для
non legato
.
Такая темповая ситуация уже граничит с ситуацией «выдержан-
ных звуков», а они, как правило, оканчиваются филированно.
99
Темповый диапазон
staccato
и других раздельных штрихов
«Закрытое окончание мешает готовить язык к атаке (из-за про-
изношения в слоге лишней буквы
Т
) и ограничивает его подвиж-
ность при исполнении staccato в быстром движении».*
Насколько справедлив первый тезис этой цитаты, мы уже выяс-
няли в главе «Окончание звука». Что касается второго тезиса, то с
ним трудно не согласиться. Ясно, что настроенность на разделение
звуков, стремление обозначить цезуру, сделать еѐ воспринимаемой,
не будет способствовать лѐгкости и беглости пассажной техники. Но
именно в разделѐнности и краткости заключена специфическая выра-
зительность штриха. Поэтому в ситуации быстрого пассажного дви-
жения исполнитель обычно стоит перед выбором: что для него в дан-
ном музыкальном контексте важнее – скорость пассажа, его лѐгкость
и «полѐтность», или наоборот – активность, жѐсткость, упругость? От
этого творческого решения и будет зависеть выбор определѐнного
штриха или, по крайней мере, исполнительская настроенность на
определѐнный штрих. Если выбор делается в пользу скорости и лѐг-
кости, то тогда действительно – лучше отказаться от попыток сокра-
тить звучание ноты, разделить звуки цезурами, то есть отказаться от
staccato
в пользу
detache.
При таком выборе, как правило, одной
только исполнительской настроенности на
detache
уже бывает доста-
точно для достижения ощущения большего удобства исполнения
пассажа и облегчения его звучания.
Общие же соображения, касающиеся идентификации и выпол-
нения штрихов с твѐрдой атакой в быстром движении, можно было
бы свести к следующим наблюдениям:
1) Исполнительское восприятие здесь практически ограничено
крайностями – возможностью быть настроенным только на
detache
или
staccato.
**
При этом объективный акустический результат будет
флуктуировать в «средней зоне» – в зоне
non legato
.
2) Кардинальные, качественные изменения характера звукоиз-
влечения в быстром движении основаны не на существенных измене-
ниях в реальном звучании, а только на специфике исполнительского
восприятия. В таком движении даже объективно незначительные
акустические отклонения количественного характера могут быть
достаточны для качественных изменений в исполнительском воспри-
ятии.
Наибольшей разницы между условными
detache
и
staccato
в ха-
рактере звучания виртуозных пассажей можно добиться применением
комбинированной атаки. Но вообще к попыткам добиться эффекта
подлинного
staccato
в быстром движении нужно относиться с осторож-
_________
* Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 56.
**
«В быстром движении штрихи как бы сливаются и, как правило... из штрихов,
исполняемых атакой языка [можно различить только],
staccato
и
detache
»
(Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 66).
100
ностью. И не только потому, что это ограничивает подвижность языка
– с помощью комбинированной атаки эту проблему можно преодо-
леть. Дело в том, что
в быстром движении основное выразительное
достоинство
staccato
– ясно очерченная цезура – из-за своей крат-
кости перестаѐт восприниматься как таковая. В этой ситуации
попытки сократить звучащую часть ноты практически не меня-
ют общий характер музыки
, но отрицательно влияют на тембр
духовых инструментов. Из восприятия исчезают стабильные участки
нот, на первый план выходят шумовые участки атаки, звуки становят-
ся сухими, щѐлкающими. Поэтому практически очень редко возника-
ет музыкальная ситуация, когда на духовых инструментах в быстром
пассаже
staccato
было бы предпочтительнее
detache
(см.с. 86).
№ 26 П. Хиндемит. Соната для тубы, ч. II
В этом примере, принимая во внимание темп, характер звучания
триольных четвертей в
staccato
и
detache
практически отличаться не
будет, и единственное соображение, которое здесь нужно принимать
во внимание при выборе штриха, – качество звучания и удобство
исполнения. Но в следующем такте цезуры в
staccato
становятся уже
ясно ощутимы, и в здесь замена
staccato
на
detache
радикально меняла
бы характер музыки. Кроме того, сокращение дуольных четвертей
уже возможно без потери качества звучания.
В строевом марше, где темп является константой, штрих преиму-
щественно определяется типом длительности:
№ 27 Марш «Гренадѐр»
И только триольные восьмые в таком темпе приходятся на пог-
раничную темповую зону, в которой возможен выбор между
detache
и
staccato.
В данной ситуации на этот выбор влияют не столько сообра-
жения выразительности, сколько индивидуальные технологические
ощущения исполнителя, соображения удобства звукоизвлечения:
№ 28 В. Рунов. Столичный марш
Исключения из такой штриховой схемы связаны с теми редкими
примерами кантиленности в марше, в которых не используется
legato
: