Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1336

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

101 

№ 29                                                   К. Москаленко.  Марш «Фронтовик»

 

 

Несмотря  на  то,  что  как  объективно-акустическая  данность 

non 

legato

 доминирует в быстром движении, сознательное его использова-

ние,  исполнительская  настроенность  на  него  в  таком  движении 
представляет определѐнные трудности. По мере ускорения движения 
наступает момент, когда становится затруднительным разделять ноты 
и вместе с тем продолжать ощущать их как звучащие линии. В темпо-
вой  зоне  быстрее  260–280  ударов  в  минуту 

non  legato

  становится 

практически  невыполнимым.  Любая  попытка  разделить  звуки  цезу-
рой немедленно превращает сами звуки в точку.  

В  пограничных  темповых  ситуациях  восприятие  характера 

звучания,  а  значит,  и  идентификация 

раздельных

  штрихов,  может 

существенно  зависеть  даже  от  незначительных  акустических  откло-
нений: 

 

    № 30                                                                     Е. Боцца.  Памяти Баха 

 

Восьмые в этой фразе могут быть сыграны как

 

staccato,

 так и 

non le-

gato,

  хотя  объективные  акустические  различия,  ведущие  к  восприя-

тию звука как линии или точки, будут минимальными. 

 

Темповая зона, в которой ещѐ возможно отличить 

non  legato

  от 

staccato

,

 

находится ниже аналогичной зоны в паре 

detache

staccato: 

 

№ 31                             

      

Й. Гайдн.   Концерт для валторны № 2, Финал 

 

Здесь  проблема  штрихового  оформления  восьмушек  зависит  от 

темпа и индивидуального ощущения исполнителя. Несомненно, одна-
ко, что чем быстрее общий темп, тем труднее ощутить восьмушки как 

non  legato, 

и  в определѐнной темповой зоне попытки  их разделения 

практически начнут приводить к 

staccato

. Но и в таком более быстром 

темпе  всѐ  ещѐ  не  будет  представлять  проблемы  дифференциация 

detache 

и 

staccato

,  то  есть  для  исполнителя  ещѐ  сохранится  возмож-

ность играть восьмушки любым штрихом из этой пары. И только если 
мы  представим  себе  подобный  ритмический  рисунок  в  темпе 

alla 

breve

  (что  уже  не  будет  иметь  отношения  к  данному  музыкальному 

контексту),  возникнет  ситуация,  когда  из  этой  пары  практически 
возможно будет примененить только 

detache.

  

На выбор штриха может влиять и ритмическая среда, в которую,  

при  прочих  равных  условиях,  оказывается  помещѐн  звук.  В том 
же  марше,  к  примеру,  одиночную  восьмую  перед  шестнадцатыми 


background image

 

102 

более естественно играть 

marcato.

  Перенастраивать исполнительский 

аппарат  ради  одного  звука  –  далеко  не  всегда  имеет  смысл  как  с 
художественной, так и с технологической точки зрения: 

 

№ 32                                                                             Ю

.

 Хайт.  «Всѐ выше» 

 

( См. также примеры  № 27 и 55. ) 

 

Пока что мы говорили о темпе только в связи с особенностями 

выполнения отдельных штрихов. Но существуют и общие закономер-
ности взаимоотношения сфер штриха и темпа,  о которых мы только 
упомянем, ибо в рамках такого взаимоотношения в штрихе наиболее 
важен его выразительный аспект.  

Прежде всего нужно отметить, что особую остроту эта проблема 

приобретает при исполнении раздельных штрихов, так как темповый 
диапазон слитных штрихов практически неограничен.  

Понятно, что в комплексе музыкальных выразительных средств 

сферы штриха и темпо-ритма сосуществуют в неразрывном единстве. 
Но  если  попытаться  в  теоретических  целях  рассмотреть  характер 
взаимовлияний  внутри  такого  единства,  то  можно  отметить  два  их 
основных типа. Первый, – где константой и главным выразительным 
средством является темп. В этом случае штрих подбирается под темп, 
и на такой выбор влияет не только выразительный ресурс штриха, но 
и  соображения  его  технологической  осуществимости  в  заданном 
темпе. Другой тип – тот, в котором важнейшим фактором становятся 
выразительные возможности определѐнного штриха, и тогда уже темп 
«подгоняется» под штрих. 
 

Проблема совместимости штриха и темпа, конечно же, не всегда 

предполагает  ситуацию  компромисса.  Достаточно  часто  желаемые 
темп и штрих совмещаются бесконфликтно. 

 

Выразительные возможности 

staccato 

 

Предлагаемая  в  данной  работе  интерпретация  штриха 

staccato

 

соответствует  штриху 

staccatissimo

  в  системах  Докшицера,  Усова  и 

Сумеркина.  Их мнение об этом штрихе и вообще о приѐме закрыто-
го  окончания  уже  приводилось  в  главе  «Окончание  звука».  Мнение 
это простирается от настороженного до неприязненного. И именно из 
желания  «реабилитировать»  технологию  закрытого  окончания  автор 
считает нужным остановиться на моментах, связанных с выразитель-
ным потенциалом 

staccato

, хотя в целом вопросы выразительности не 

являются приоритетными в данной работе.  

Давайте  рассмотрим,  как  и  было  обещано  в  главе  «Окончание 

звука»,  образные  и  жанровые  ситуации,  в  которых,  на  наш  взгляд, 
применение  активно  оконченного  звука  не  только  уместно,  но  даже 
традиционно. 


background image

 

103 

В первую очередь это, конечно, выразительная сфера, связанная 

с энергичным движением и маршем, как частным случаем проявления 
этой сферы. Технология активно артикулируемого окончания резуль-
тирует в звучание, также воспринимаемое как активное, мускулистое, 
упругое: 

 

      № 33                                         Т. Смирнова.  Соната–баллада для трубы 

 

      № 34                                         П. Хиндемит.  Соната для тромбона, ч. III 

 

Даже 

marcato 

в  такой  музыке  звучало  бы  более  расслабленно, 

недостаточно энергично (см. также примеры № 21, 27, 28, 32). 

Другая типичная образная сфера 

staccato

 - скерцозность, юмор:

      

 

     № 35                                                А. Барышев.  Сонатина для трубы, ч. I 

     

 

     № 36                                         Л. Барта.  Концертино для тромбона, ч. III 

     

 

 (см. также примеры № 12, 18, 19, 25, 26, 37, 38.) 

 

 

Часто 

staccato

 применяется в тех ситуациях, когда 

marcato

 или 

non legato 

не могут создать ощутимый контраст с 

detache. 

 

       № 37                                                  Г. Окунев.  Сонатина для трубы, ч. I

 

        

 

         № 38                                            А. Барышев.  Сонатина для трубы, ч. I 

         

 

У  Докшицера  мы  находим  следующую  аттестацию  выразитель-

ных  возможностей 

staccato

:  «Для 

стаккатных  штрихов

  не  харак-

терно громкое звучание, так как сила звука не сочетается с 

лѐгкостью 

и  беглостью

.  Для  громкого 

стаккатного  звучания

  целесообразнее 

применять martele».* 
_________   

  *  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 66. 


background image

 

104 

Эта  фраза вызывает множество вопросов:  

Почему 

martele 

может применяться для «стаккатного звучания», но к 

«стаккатным штрихам» не относится? Какие штрихи в данном случае 
Докшицер  относит  к  категории  «стаккатных»?    Почему  «стаккатные 
штрихи» должны звучать только «легко» и «бегло»?  

Такая трактовка «стаккатности» Докшицером – ещѐ одно прояв-

ление  классического  понимания  этого  термина.  Современная  же 
тенденция в трактовке «стаккатности» заключается в переносе смыс-
лового  акцента  с  «чѐткости»,  «легкости  и  беглости»  на  «краткость».  
А  «краткость»,  как  уже  отмечалось, 

  отнюдь  не  сестра  «легкости  и 

беглости». 

Скорее всего обращение к 

martele

 в «громком звучании» связано 

у Докшицера с предлагаемой им технологией 

staccato

, то есть с пас-

сивным  окончанием.  Ведь  при  таком  окончании 

  чем  громче  звук, 

тем длиннее будет процесс его затухания, тем труднее воспринимать 
его как краткий. Отсюда и поиски альтернативы такому 

staccato

, ста-

новящемуся в «громком звучании» отнюдь не кратким, и нахождение 
этой альтернативы в

 

martele

 – штрихе с активным окончанием. 

  

- - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - -

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

 

 

Сумеркин  для  подтверждения  своего  неприятия 

staccato

  как 

краткого, активно оконченного звука приводит такую фразу  Караяна: 
«Точки в тексте «нужны только для того, чтобы сделать упор и хоро-
шо  подать  ноты. 

На  продолжительность  нот  они  не  влияют

;

  это 

заблуждение

,  и  всякого,  кто  его  насаждает  в  музыке,  следует  гнать 

как врага!» * 

(См. нотный пример № 11 и комментарий на с. 87.)

 

     Подобное утверждение 

 даже высказанное великим музыкантом 

 

трудно принимать всерьѐз. В противном случае нужно будет прийти к 
выводу,  что  дирижѐр  отрицает 

staccato 

как  способ  звукоизвлечения, 

как одно из музыкальных выразительных средств, и признаѐт только 
те паузы (цезуры), которые выписаны в тексте.  

Однако  лучше  всего о штриховом  мышлении музыканта  свиде-

тельствуют  не  декларации,  а  само  творчество.  В  случае  с  Караяном, 
оставившим после себя огромное количество записей, совсем нетруд-
но убедиться в том, насколько его высказывание соответствует его же 
исполнительской практике. Можно, к примеру, прослушать Йоркшир-
ский  марш  Бетховена,  не  говоря  уже  о  других  военных  маршах, 
исполненных  Караяном  в  типично  немецкой,  подчѐркнуто  острой 
(краткой) стаккатной манере. (Записано фирмой Polydor в 1974г.)  
 

Заметно  большим,  чем  у  многих  других  дирижѐров,  уклоном  в 

стаккатность отличается, например, караяновская трактовка «Славян- 
ского марша» П. И. Чайковского (Polydor, 1967).  
________    

*

  

Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 63

    

Текст в оригинале выглядит так: ―They 

(dots) are

 

only to get a good attack

 so that the  

    notes are well articulated! 

They have nothing to do with the length of  the notes

;

 that’s  

    fallacy

, and let anyone who teaches it in an academy be turned out as a misleader of the  

    people!‖ (Paul Robinson. KARAJAN.  Lester and Orpen Ltd., 1975, p. 111.)   


background image

 

105 

Первый  раздел  этого  произведения  основан  на  теме  протяжной 

песни: 

 

  № 39

 

 

 

  Гобой 

 

После  нескольких  проведений  и  разработочного  эпизода,  в 

кульминации  тема  исполняется  валторнами  и  трубами.  Вот  как  это 
выглядит в партитуре: 

      

 

  № 40

 

 

 

   Труба

.

 

 

 Дирижѐр мог бы исполнить эту фразу следующим образом: 

    

                                                      

   

   № 41

 

 

Такой штриховой вариант сближал бы еѐ с изначальным кантиленным 
характером  мелодии,  в  которой  восьмые  ноты  исполняются 

legato

Однако 

даже несмотря на отсутствие точек в оригинальном текс-

те

,  мы  слышим  фразу  в  недвусмысленно  стаккатном  штриховом 

оформлении, где восьмые исполняются максимально кратко: 

   

 

   № 42

   

  

 

 

 

Можно  по-разному  оценивать  такое  ощущение  характера  фра-

зы, приводить доводы за и против, включая сюда даже соображения, 
связанные с архитектоникой всего первого раздела произведения или 
фактурой оркестровой ткани в момент кульминации. При этом несом-
ненным  останется  одно  –  исполнитель  имеет

 

право  и  на  подобный 

вариант. Штриховая редактура – это область не только авторской, но 
и  исполнительской  компетенции,  это  составная  часть  исполнитель-
ского творческого процесса. Претенциозные же, плохо продуманные 
высказывания – вряд ли относятся к исполнительской прерогативе.  
 

В случае с рассматриваемым в книге П. Робинсона примером из 

финала Девятой симфонии Караяну вполне достаточно было бы ска-
зать, что он не согласен с авторским штрихом, и вместо предложения 
иной  концепции 

выполнения

  (а  по  существу  –  отрицания) 

staccato

 

предложить 

применить

 другой штрих. При этом отпала бы необходи-

мость  шокировать  оркестрантов  столь  «революционным»  (вернее 
«контрреволюционным»)  взглядом  на  стаккатность.  (Проблема  «вы-
полнения» и «применения» уже затрагивалась на страницах 10-13.) 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -