Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1335

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

106 

Штрих  

portato

 

 

 

Технология и характер звучания 

portato

 ясны, однозначны и мо-

гут  быть выражены всего двумя понятиями:  «мягкая атака» и  «слит-
ность  звучания».  И  оба  эти  понятия,  по  сути,  присутствуют  во  всех 
определениях  штриха.  Некоторую  неудовлетворѐнность  могут  выз-
вать только формулировки этих понятий, – не всегда достаточно точ-
ные и однозначные: 

 

Б.  Диков  и  А.  Седракян: 

«

Portato

  – 

приѐм  исполнения  мягко 

подчѐркнутых, 

слигованных

  и 

полностью

  выдержанных  звуков. 

Осуществляется  при  помощи  предельно 

мягких  толчков  языка

почти

 не прерывающих движение выдыхаемой струи воздуха».*

   

 

Это определение – пожалуй, самое неубедительное из тех, кото-

рые мы здесь рассмотрим. Вопросы вызывает  выражение «слигован-
ные  звуки».  Что  здесь  имеется  в  виду?  Если  артикуляция  по  типу 
штриха 

legato

 – без участия языка, – то какое это имеет отношение к 

portato

?  Если  же  под  понятием  «слигованность»  подразумевается 

слитность,  нераздельность  звучания,  то  такой  синоним  трудно  приз-
нать удачным именно в силу связанных с ним технологических ассо-
циаций.  

Неудачность  выражения  «толчок  языка»  как  синонима  термина 

«атака»  уже  отмечалась  неоднократно.  Не  случайно  это  выражение 
так и не стало общепринятым в методической литературе. И, наконец, 
выражение  «

почти

  не  прерывающаяся  струя  воздуха»  плохо  сочета-

ется с понятиями «

полностью

 выдержанный звук», «слитность звуча-

ния» и даже с той же «слигованностью».

 

 

 

 

Т. Докшицер: 

«

Portato

 – 

это способ совершенно связного испол-

нения атакированных звуков, способ 

мягкого подчѐркивания

 непре-

рывно  тянущегося  звука. 

Portato

  –  единственный  штрих,  исполняе-

мый 

мягкой атакой

».**   

 

Как  и  всегда,  из  всех  цитируемых  авторов  Докшицер  наиболее 

точен  и  строг  в  своих  формулировках.  Самое расплывчатое  выраже-
ние – «мягкое подчѐркивание» – в следующем предложении компен-
сируется  по-научному  точным  термином  «мягкая  атака».  Идея  слит-
ности звучания совершенно ясно отражена в двух понятиях: «связное 
исполнение звуков» и «непрерывно тянущийся звук». 

 

Ю.  Усов: 

«Портато  исполняется  мягким  языком  (

ду,  да,  ди

), 

звуки выдерживаются до конца своей длительности».***  
 

Кратко  и  ясно,  хотя  указание  на  слитность  звучания  было  бы 

методически  более  эффективно,  чем  указание  на  выдерживание 
звуков «до конца своей длительности». 

 

 

__________ 

    * Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 192

  ** Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 61. 
*** Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 74. 


background image

 

107 

 

В.  Сумеркин

:  «Портато  –  способ 

связанного  и  непрерывного

 

исполнения звуков. 

Произнесение мягкое

, без всяких акцентов, при 

этом длительности выдерживаются максимально до самого конца без 
всяких пауз между ними».*   
 

Это  определение,  наоборот,  –  отличается  ненужной  избыточ-

ностью. После указания на «связность и непрерывность» звукоизвле-
чения  напоминание  о  том,  что  «при  этом  длительности  выдержива-
ются  максимально  до  самого  конца  без  всяких  пауз  между  ними», 
представляется уже излишним.  

Как и во всех определениях Сумеркина, его формулировки  час-

то  почти  дословно  совпадают  с  докшицеровскими  («связанное  и  не-
прерывное исполнение»). Интересно, однако, как Сумеркин редакти-
рует оригинал. В данном случае, использовав наименее удачное выра-
жение Докшицера  «мягкое подчѐркивание» (лишь чуть изменив его 
на  «мягкое  произнесение»),  он  пренебрѐг  наиболее  важной  частью 
этого определения – термином «мягкая атака».  
 

Portato

 – слитный штрих; атака звука мягкая. 

Штрих

 

обозначается 

лигой с чѐрточками. 

 
 

Процесс атаки в

 portato

 

 

 

С  точки  зрения  механики  движения  языка  атака  в 

portato

  не 

отличается от  атаки  в 

detache

.  Различие  характера  твѐрдой  и мягкой 

атак,  как  уже  отмечалось,  вызвано  совсем  другим  технологическим 
моментом  –  присутствием  или  отсутствием  момента  смыкания  (или 
затыкания)  губной  щели.  И  именно  в  связи  с  отсутствием  этого 
момента  в  процессе  выполнения  мягкой  атаки 

слитность  звукоиз-

влечения  в 

portato

  существует  не  только  в  исполнительском 

восприятии, но и как объективный акустический феномен. 
 

                                 

                                                                                                     

                             

                                              

 

 
     

\

  –

  отдѐргивание языка (собственно атака),

     

   

 –

  движение языка вперѐд  (подготовка атаки следующего звука).    

 

 
 

 
 

 
 
 

______ 

 * Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 67


background image

 

108 

В  традиционных  музыкальных  стилях 

portato

,  как  правило, 

используется  в  кантиленных  эпизодах.  Другой  типичной  сферой 
применения 

portato

 является джазовая музыка:  

 

№ 43                                                                              О. Питерсон.   Этюд

 

 

Здесь  каждый  случай  применения мягкой  атаки  обозначен  сим-

волом 

portato

,  однако  в  джазовом  звукоизвлечении  такая  атака

 

– 

доминирующий  приѐм,  применяющийся  по  умолчанию,  и  поэтому, 
как  правило,  специально  не обозначающийся.*    Также,  как  правило, 
не обозначаются и акценты. Эти и некоторые другие детали исполне-
ния  составляют  суть  так  называемой  «джазовой  манеры»,  которую 
нотный текст отражает очень условно:   

 

 № 44

 

            

          

   

Л. Бернстайн.   “Times Square: 1944” 

 

 

 

При точном отражении аутентичной манеры исполнения подоб-

ный текст должен был бы выглядеть иначе: 

 

    № 44а

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

_________

 

 *  Джазовые музыканты применяют и другие разновидности мягкой атаки

.

 Важнейшая    

     из них имитирует речевое артикулирование слога 

РА.

 


background image

 

109 

Штрих  

legato 

 

В  практическом  плане 

legato

  –  штрих,  не  представляющий  ни-

какой  проблемы  для  исполнителей,  но  попытки  теоретического 
осмысления  штриха  наталкиваются  на  сложности,  связанные  с  тем, 
как в духовой методической традиции определяется феномен атаки.  

Авторская интерпретация термина «атака» уже была изложена в 

главе «Атака на медных духовых инструментах», однако там не было 
отмечено  значительное  расхождение  этой  интерпретации  с  традици-
онной.  В  чѐм  состоит  суть  расхождения, мы попробуем  рассмотреть 
ниже. 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

 

Проблемы терминологии 

(определение понятия «атака») 

 

У Дикова

/

Седракяна и Сумеркина мы не найдѐм  никакого опре-

деления  понятия  «атака».  Усов  определяет  атаку  чисто 

акусти

-

чески

:  «Атакой  звука  называется  самый  начальный  момент  звуко-

извлечения  на  трубе».*  После  этого  он  переходит  к  детальному 
описанию  технологии  атаки  с  участием  языка

что  трудно  приз-

нать 

общим

  определением

 

понятия  «атака»  как 

технологического

 

феномена.  

Такой тип определения можно найти только у Докшицера, хотя 

под  ним  могли  бы  подписаться  все,  без  исключения,  методисты-
духовики: «Под атакой звука... подразумеваются способы извлечения 
начала звука, 

связанные с разными движениями языка

».**  

В методической традиции «атака» 

 это просто более удобный 

термин,  замещающий  такое  громоздкое  понятие,  как  «

действия 

(движения)

  языка 

в  момент  извлечения  начала  звука».  Будь  это  не 

так, Докшицер не связывал бы атаку 

исключительно

 с движениями 

языка  и  мог  бы  ограничиться  первой  частью  своего  определения: 
«

Под атакой звука

... 

подразумеваются [различные] способы извле-

чения  начала  звука

».  Нетрудно  заметить,  что  примерно  так  и 

трактуется  этот  термин  в  главе  «Атака  на  медных  духовых 
инструментах». 

Вспомним  ещѐ  раз  определение  «атаки»,  уже  приводившееся 

ранее:  «С  атакой  в  музыкальном  исполнении  связан  короткий,  но 
существенный  для  восприятия  шумовой  импульс,  своего  рода  «сог-
ласный  звук»... 

даже  при  legato

  возникают  так  называемые  неста- 

ционарные  процессы,  связанные  обычно  с  изменениями  тембра  и 
громкости в момент перехода от одного звука к другому».***  

Такое фундаментальное общее определение 

акустической

 сути  

понятия «атака»  и помогает нам  наиболее обобщѐнно сформулиро- 
вать его 

технологическую

 суть:  

_________ 

      *  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 74. 
    **  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 50. 
  ***  Назайкинский Е.  О психологии музыкального  восприятия. С. 256.

 


background image

 

110 

 «Атака  –  это 

любой 

способ

 

инициации  звука  в  дискретном 

звукоизвлечении».  

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Традиционное  же  понимание  атаки  приводит  к  сложностям  не 

только в определении штриха 

legato

 (об этом чуть ниже), но и в упот-

реблении  такого,  казалось  бы,  привычного  понятия,  как  «атака  язы-
ка»:  «Мы будем рассматривать штрихи, подразделяя их на две груп-
пы: 

штрихи, исполняемые атакой языка

, и 

штрихи, исполняемые 

без атаки языка

».*

 

 

Дело  в  том,  что  если  мыслить  в  рамках    традиции,  выражение 

«атака  языка»  терминологически  очень  уязвимо;  по  существу,  –  это 
тавтология.  Ведь  согласно  самому  Докшицеру,  «атака»  –  это  уже  и 
есть «разные движения 

языка

».  Кроме того, какая ещѐ атака возмож-

на  в  традиционной  методике? 

Об  «атаке  без  языка»  ни  один  из 

авторов не упоминает

. Для них «атака без языка» – явление просто 

немыслимое.  Вместо  этого  «кощунственного»  понятия  авторы  при-
меняют  благопристойно-уклончивое  «без  атаки  языка»  (см.  преды-
дущую цитату). Вот  другая цитата в  подобном роде:  «portato выпол-
няется мягкой атакой, а маркированное legato – без атаки языка».**  

В  рамках  традиции  проблематична  даже  такая,  казалось  бы, 

простая вещь, как замена самогó неуклюжего понятия «атака языка» 
более  точным  –  «атака  с  участием  языка».  Ведь  подобная    замена 
была бы потенциально опасна крамольным допущением  существова-
ния «атаки без участия языка» (или «атаки без языка»). 

 

Атака 

в legato

 и методическая традиция 

 

Если, согласно традиционной  методической доктрине, атаки без 

«разных  движений  языка»  не  существует,  то  выражение  «без  атаки 
языка»  фактически  означает  «без  атаки».  А  если  нет  атаки,  то  как 
тогда называть «

способы

 извлечения начала звука», 

не

  «связанные с 

разными  движениями  языка»?  Как  называть 

способы

  извлечения 

начала звука в

 

«штрихах, исполняемых без атаки языка»?  

Отвечать  на  этот  вопрос  нужно,  но  очень  непросто.  Именно 

поэтому авторы, говоря о «способе извлечения начала звука» в 

legato

избегают  термин  «атака»  и  прибегают  к  таким  эвфемизмам,  как 
«исполнение  звука  без  участия  языка»,

 

«соединение  звука  без

 

учас-

тия  языка»,  «воспроизведение  звука  в  legato»,    «плавное  соединение 
звуков» и т.п. 

Диков  и  Седракян

:  «Legato  –  приѐм  связного  исполнения  зву-

ков,  при  котором  язык  участвует  лишь  в  воспроизведении  первого 
звука; остальные 

звуки исполняются

 

без участия языка

, при помо-

щи  согласованных  действий  дыхательного  аппарата,  пальцев  и  губ 
играющего».*** 

____________ 
    *  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 57. 
  **  Докшицер Т.  Там же. С. 62. 
***  Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 191.