ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1332
Скачиваний: 8
111
Докшицер
: «Legato – это приѐм
плавного
соединения звуков
.
Связность звуков достигается за счѐт изменения напряжения губных
мышц и энергии выдоха...»*
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Проблемы терминологии
(«плавное соединение»)
Содержание понятия «плавное соединение звуков» Докшицер
раскрывает так: «
Соединение звука
без участия языка
может
быть разным:
плавное
соединение
, подчѐркнутое соединение и
скользящее соединение.**» ***
То есть «плавное соединение» – это один из видов
соединения
звуков без участия языка
. Такой тип соединения мы отождествили
с «атакой без участия языка», однако в системе Докшицера подобно-
го вида атаки не существует и его «
соединение звуков без участия
языка
» по сути – то же, что «
исполнение
звуков без участия
языка
» в определении Дикова и Седракяна
.
«Плавное соединение звуков»
–
понятие, во-первых, чисто
акустическое, во-вторых, – образное. И как все характеристики
такого рода, оно недостаточно конкретно, а значит, и качественно
неопределѐнно. Плавность соединения может зависеть от многих
факторов: от вида атаки без участия языка (передувание или смена
аппликатуры), от величины интервала, от индивидуального мастер-
ства исполнителя. (К примеру, широкий интервал, взятый передува-
нием, будет звучать менее плавно, чем узкий
,
извлечѐнный при
помощи смены аппликатуры. Но тот же широкий интервал у
высококлассного исполнителя может звучать более плавно, чем у
исполнителя среднего уровня.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Усов
: «Legato – приѐм связного исполнения звуков. Штрих
воспроизводится атакой
первого звука. Затем в
воспроизведении
legato
участвуют различные компоненты дыхательного, губного,
артикуляционного
**** и пальцевого аппарата трубача».*****
Определение Усова очень показательно в плане трактовки атаки
как исполнительского приѐма, невозможного без участия языка.
_______
* Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 62.
** Докшицеровское «подчѐркнутое
соединение
» – это всѐ та же атака без участия
зыка, но маркированная, динамически выделенная. Такую разновидность атаки
мы не классифицируем как отдельную, качественно определѐнную категорию.
«Скользящее соединение» характерно для особого типа звукоизвлечения –
недискретного, в котором отсутствует атака как определѐнная точка на звуко-
высотной шкале.
*** Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 56.
**** Совершенно неясно, какое содержание вложено у Усова в термин «артикуляци
онный аппарат», если этот аппарат есть нечто отличное от языка, губного и паль-
цевого аппаратов.
***** Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. С. 72.
112
Термин «атака» применѐн здесь только по отношению к первому зву-
ку. Логика Усова состоит в том, что первый звук в штрихе «воспроиз-
водится
атакой
»; последующие же не атакуются, а просто воспроиз
-
водятся. К звукам, в инициации которых «участвуют различные
компоненты дыхательного, губного, артикуляционного и пальцевого
аппарата трубача», понятие «атака» Усов уже явно не относит:
если
язык не работает, значит, речь не может идти об атаке.
Докшицер
: «Маркированное
legato
исполняется
без участия
языка
, а толчок воздуха на непрерывном и плавном выдохе
как бы
напоминает атаку
».*
И здесь заметно желание избежать понятия «атака». Действия
«губного... и пальцевого аппарата трубача», создающие очень
отчѐтливый артикуляционный эффект, с понятием атака никак не
связываются, и лишь толчок воздуха
«как бы напоминает» атаку.
Определение
Сумеркина
, в полном согласии с его методичес-
ким «кредо» в сфере штриха, фактически повторяет определение
Докшицера: «Легато – один из основных способов
плавного
соеди-
нения
и ведения
звуков при игре на духовых инструментах...»**
Определение штриха
Главное и характернейшее качество
legato
– атака без
участия языка (легатная атака). Именно в этом состоит уни-
кальность штриха.
Слитность звукоизвлечения – качество прису-
щее и другим штрихам.
Перед главной особенностью легатной атаки – пассивностью
языка*** – отступают на второй план те технологические различия,
которые в такой атаке можно отметить (см. детализацию видов ле-
гатной атаки в главе «Атака на медных духовых инструментах»).
Действительно, различия между
видами
легатной атаки на первый
взгляд можно было бы отнести к качественным. И хотя ни у духови-
ков, ни у струнников**** никогда не возникало искушение на основа-
нии подобных различий умножать количество легатных штрихов,
отвлечѐнное теоретизирование на эту тему всѐ же может быть полез-
но как в плане познания штриховой сферы, так и в плане реабилита-
ции методики
качественной определѐнности.
________
* Докшицер Т. Штрихи трубача. С. 62.
**
Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 68.
*** Здесь имеется в виду пассивность языка именно в момент атаки, а не его роль как
регулятора выдыхаемой струи
после
атаки. Вообще же изменение положения
корня языка – это технология из сферы звуковысотности, а не штриха.
****
Аналогичное разнообразие видов легатной атаки можно наблюдать и в
legato
на
смычковых инструментах. Там звук может начаться за счѐт перевода смычка с
одной струны на другую или за счѐт опускания (поднятия) пальца при смене
ноты на одной струне (переход
portato
– за счѐт скольжения пальца при смене
позиции – стоит особняком).
113
Прежде всего штрих, который включал бы в себя звуки, извле-
каемые, к примеру, только посредством «передувания», нельзя было
бы признать органичным, то есть практически применимым. Непол-
ноценность, ущербность такого «штриха
»
очевидна.
Технологические
варианты легатной атаки возникают не как
результат целенаправленного исполнительского акта, а вследствие
конструктивных особенностей инструментов. Для исполнителя же во
всех этих вариантах на первый план выходит одна, наиболее важная и
объединяющая черта – пассивность языка в момент атаки.
И наконец,
акустические
различия между отмеченными тремя
видами легатной атаки – незначительны. Они гораздо менее сущест-
венны, чем, к примеру, акустическое различие между твѐрдой атакой
и мягкой.
Legato
– слитный штрих; атака звука без участия языка;
в роли
артикуляционных органов легатной атаки могут выступать губной
аппарат, пальцевый аппарат или их комбинация.
Штрих
обозначается дугообразной линией (лигой).*
Legato
на тромбоне
В артикуляционно-штриховой сфере конструктивная уникаль-
ность тромбона проявляется только в штрихе
legato.
Но и в
legato
тромбон не отличается от остальных медных духовых при выполне-
нии такого вида легатной атаки как «передувание». В большинстве
случаев вполне приемлемо и достаточно близко к остальным медным
звучит и комбинированная атака типа
«
«передувание + смена
позиции». Однако на тромбоне невозможен тот вид атаки, который
мы классифицировали как «атака посредством смены аппликатуры».
При попытках осуществить на тромбоне
переход
в пределах одного
обертона без участия языка – исключительно за счѐт передвижения
кулисы (приѐм так называемого «кулисного» или «чистого»
legato
) –
мы сталкиваемся с качественно иным типом звукоизвлечения –
недискретным.
№ 45 В. Блажевич. Скерцо
В главе «Соединение звуков» такой технический приѐм был отнесѐн к
скользящему
(без атаки)
виду соединения.
______
* Об атаке первого звука см. главу «Нестандартные штриховые ситуации»
.
114
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Проблемы терминологии
(межзвуковой переход – соединение звуков)
Прежде всего «
межзвуковой переход
»
(переход от одного звука к
другому)
– в отличие от «
соединения звуков
» не обязательно озна-
чает слитность такого перехода. Если же говорить о «переходе» в
рамках штриха
legato
,
–
а значит, в условиях слитности, – то здесь
«переход» может выступать синонимом «соединения». В отноше-
нии же способности передавать технологические аспекты процесса
соединения звуков эти два термина заметно разнятся. Термин
«переход» гораздо более «технологичен», в его применении заметна
тенденция к акцентированию конструктивных особенностей ин-
струмента («переход в пределах обертона» или «внутриобертоно-
вый переход», «переход типа передувания», «аппликатурный пере-
ход», «комбинированный переход», «переход на одной струне»,
«переход на соседнюю струну», «переход через струну»...). Термин
«соединение» применяется для передачи более абстрактных поня-
тий («дискретное соединение», «скользящее соединение»).
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В скользящем соединении нет ясных артикуляционных границ,
нет артикуляционного
отделения
одного звука от другого. В момент,
когда в результате скользящего (глиссандирующего) соединения
достигается нужная
звуковысотная точка
, в восприятии не возни-
кает
точка артикуляционная
(разграничительная зона нестацио-
нарных процессов, «шумовой импульс», «согласный звук»), присущая
всем другим видам межзвуковых переходов и делающая звукоизвле-
чение членораздельным (дискретным).
Согласно классической традиции, легатная атака на тромбоне
должна выполняться без участия языка. Среди методистов конца ХХ
века убеждѐнными сторонниками
legato
без языка являются Седракян
и Сумеркин: «Некоторые тромбонисты, переходя при исполнении
legato от одного звука к другому, прибегают к помощи языка, то есть,
по существу, подменяют legato другим штрихом – portato или
non
legato».*
Если обобщить взгляды на технологию выполнения
legato
,
изложенные в методическом наследии виднейших педагогов-
тромбонистов, то их можно свести к следующим положениям:
1) Подлинным («чистым»)
legato
на тромбоне может считаться
только
legato
, выполняемое без участия языка.
2) Добиться удовлетворительного «чистого» («кулисного»)
legato
очень трудно, но возможно, и для его достижения не нужно
жалеть ни сил, ни времени.
3) В некоторых особо сложных ситуациях или в случае, когда
________
* Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. С. 202
.
115
учащийся не способен добиться удовлетворительного «чистого»
legato
, можно прибегнуть к помощи языка, имитирующего артикуля-
цию слогов
ЛА, НА, ГА,
однако такую разновидность
legato
уже
нельзя называть «чистой» – это уже не
legato
, а его суррогат.
Несмотря на то, что подавляющее число тромбонистов в наши
дни выполняют
legato
на тромбоне по технологии
portato,
их взгляд
на проблему совершенно не представлен в методической литературе.
Сторонники этого взгляда всѐ ещѐ не решаются открыто возражать
точке зрения, освящѐнной такими именами, как В. Блажевич, Е. Рей-
хе, Б. Григорьев... Между тем серьѐзных аргументов против исполь-
зования «чистого»
legato
на тромбоне (а значит, за его замену штри-
хом
portato
) существует более чем достаточно. Давайте рассмотрим
основные из них.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Проблема избежания
glissando
во
внутриобертоновых переходах
Одно из главных достоинств «чистого»
legato
на тромбоне
сторонники этой техники видят в еѐ близости к вокальному
legato
.
Эта же близость служит для них и доказательством приемлемости
«чистого»
legato
в качестве нормы звукоизвлечения на тромбоне.
В чѐм можно усмотреть ошибочность подобных суждений?
Вокализирование лишь в первом приближении кажется чистым
скольжением, звукоизвлечением, лишѐнным артикуляционного, раз-
граничительного момента. На самом деле такой момент существует, и
он, что вполне естественно, связан с работой артикуляционной систе-
мы «гортань–голосовые связки».
В момент вокального легатного перехода эта система выполняет
очень тонкое артикуляционное действие – произнесение горлового
фрикативного («украинского»)
Г.
Степень отчѐтливости этого звука
может варьироваться в достаточно широких пределах. Как правило, с
возрастанием скорости звуковой последовательности глиссандирова-
ние становится всѐ более явственным и требует для своего преодоле-
ния всѐ более отчѐтливой артикуляции. Поэтому наиболее заметное
фрикативное артикулирование у певцов наблюдается в наиболее вир-
туозных пассажах. Однако, учитывая бездействие голосовых связок
в процессе звукоизвлечения на духовых инструментах,* использова-
ние чисто горлового артикуляционного механизма в «кулисном»
legato
совершенно бесполезно. Мышцы гортани эффективны в сво-
ѐм воздействии на вибрацию голосовых связок, но не в состоянии
оказать сколь-нибудь заметное влияние на вибрацию слизистой губ,
и, по сравнению с вокалистом, тромбонист оказывается совершенно
безоружным в попытках преодолеть глиссандирование с помощью
«чистого»
legato
.
_________
* Голосовые связки участвуют лишь в выполнении особого авангардного приѐма
«двухголосия», но этот прием не имеет отношения к «артикуляции».