Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1332

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

111 

Докшицер

:  «Legato  –  это  приѐм 

плавного

 

соединения звуков

Связность звуков достигается за счѐт  изменения напряжения губных 
мышц и энергии выдоха...»* 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Проблемы терминологии  

 

(«плавное соединение») 

 

Содержание  понятия  «плавное  соединение  звуков»  Докшицер 

раскрывает  так:  «

Соединение  звука

 

без  участия  языка

  может 

быть  разным: 

плавное

 

соединение

,  подчѐркнутое  соединение  и 

скользящее соединение.**» *** 

То  есть  «плавное  соединение»  –  это  один  из видов 

соединения 

звуков без участия языка

. Такой тип соединения мы отождествили 

с «атакой без участия языка», однако в системе Докшицера подобно-
го вида атаки не существует и его «

соединение звуков без участия 

языка

»  по  сути  –  то  же,  что  «

исполнение

 

звуков  без  участия 

языка

» в определении Дикова и Седракяна

.

 

 «Плавное  соединение  звуков» 

  понятие,  во-первых,  чисто 

акустическое,  во-вторых,  –  образное.  И  как    все  характеристики 
такого рода, оно недостаточно конкретно, а значит, и качественно 
неопределѐнно.  Плавность  соединения  может  зависеть  от  многих 
факторов: от вида атаки без участия языка (передувание или смена 
аппликатуры), от величины интервала, от индивидуального мастер-
ства исполнителя. (К примеру, широкий интервал, взятый передува-
нием,  будет  звучать  менее  плавно,  чем  узкий

извлечѐнный  при 

помощи  смены  аппликатуры.  Но  тот  же  широкий  интервал  у 
высококлассного  исполнителя  может  звучать  более  плавно,  чем  у 
исполнителя среднего уровня.)

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

 

Усов

:  «Legato  –  приѐм  связного  исполнения  звуков.  Штрих 

воспроизводится  атакой

  первого  звука.  Затем  в 

воспроизведении 

legato

  участвуют  различные  компоненты  дыхательного,  губного, 

артикуляционного

**** и пальцевого аппарата трубача».*****  

Определение Усова очень показательно в плане трактовки атаки 

как  исполнительского  приѐма,  невозможного  без  участия  языка. 

_______ 

        * Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 62. 
      ** Докшицеровское «подчѐркнутое 

соединение

» – это всѐ та же атака без участия  

           зыка, но маркированная, динамически выделенная. Такую разновидность атаки   
           мы не классифицируем как отдельную, качественно определѐнную категорию.             
           «Скользящее соединение»  характерно  для  особого  типа  звукоизвлечения  –             
           недискретного, в котором отсутствует атака как определѐнная точка на звуко-  
           высотной шкале.  
    *** Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 56. 
  **** Совершенно неясно, какое содержание вложено у Усова в термин «артикуляци  
           онный аппарат», если этот аппарат есть нечто отличное от языка, губного и паль-  
           цевого аппаратов. 
***** Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 72.

 


background image

 

112 

Термин «атака» применѐн здесь только по отношению к первому зву-
ку. Логика Усова состоит в том, что первый звук в штрихе «воспроиз-
водится 

атакой

»; последующие же не атакуются, а  просто воспроиз

-

водятся.  К  звукам,  в  инициации  которых    «участвуют  различные 
компоненты  дыхательного,  губного,  артикуляционного  и  пальцевого 
аппарата трубача», понятие «атака»  Усов  уже явно не относит: 

если 

язык не работает, значит, речь не может идти об атаке. 

Докшицер

:  «Маркированное 

legato 

исполняется

 

без  участия 

языка

, а толчок воздуха на непрерывном и плавном выдохе 

как бы 

напоминает атаку

».*  

       И  здесь  заметно  желание  избежать  понятия  «атака».  Действия 
«губного...  и  пальцевого  аппарата  трубача»,  создающие  очень 
отчѐтливый  артикуляционный  эффект,  с  понятием  атака  никак  не 
связываются, и лишь толчок воздуха

 

«как бы напоминает» атаку.

 

Определение 

Сумеркина

,  в  полном  согласии  с  его  методичес-

ким  «кредо»  в  сфере  штриха,  фактически  повторяет  определение 
Докшицера:  «Легато  –  один  из основных  способов 

плавного

 

соеди-

нения 

и ведения

 

звуков при игре на духовых инструментах...»**

  

 

Определение штриха 

 

 

Главное  и  характернейшее  качество 

legato

  –  атака  без 

участия  языка  (легатная  атака).  Именно  в  этом  состоит  уни-
кальность  штриха.

  Слитность  звукоизвлечения  –  качество  прису-

щее и другим штрихам.  

Перед  главной  особенностью  легатной  атаки  –  пассивностью 

языка***  –  отступают  на  второй  план  те  технологические  различия, 
которые  в  такой  атаке  можно  отметить  (см.  детализацию  видов  ле-
гатной  атаки  в  главе  «Атака  на  медных  духовых  инструментах»). 
Действительно,  различия  между 

видами

  легатной  атаки  на  первый 

взгляд можно было бы отнести к качественным. И хотя ни у духови-
ков, ни у струнников**** никогда не возникало искушение на основа-
нии  подобных  различий  умножать  количество  легатных  штрихов, 
отвлечѐнное теоретизирование на эту тему всѐ же может быть полез-
но как в плане познания штриховой сферы, так и в плане реабилита-
ции методики

 

качественной определѐнности.

  

 
 

________ 

       

* Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 62.        

     ** 

Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 68.

 

    *** Здесь имеется в виду пассивность языка именно в момент атаки, а не его роль как    
           регулятора выдыхаемой  струи  

после 

 атаки.  Вообще  же изменение  положения  

           корня языка – это технология из сферы звуковысотности, а не штриха.             

 **** 

Аналогичное разнообразие видов легатной атаки можно наблюдать и в 

legato

 на   

           смычковых инструментах. Там  звук  может начаться за счѐт перевода смычка с  
           одной  струны  на  другую или за счѐт  опускания (поднятия) пальца  при  смене  
           ноты на одной струне (переход  

portato 

 –  за счѐт скольжения пальца при смене   

           позиции – стоит особняком). 


background image

 

113 

Прежде  всего штрих,  который включал  бы  в  себя  звуки,  извле-

каемые,  к  примеру,  только посредством  «передувания»,  нельзя  было 
бы  признать органичным,  то  есть  практически  применимым.  Непол-
ноценность, ущербность такого «штриха

» 

очевидна.

  

Технологические 

варианты  легатной  атаки  возникают  не  как 

результат  целенаправленного  исполнительского  акта,  а  вследствие 
конструктивных особенностей инструментов. Для исполнителя же  во 
всех этих вариантах на первый план выходит одна, наиболее важная и 
объединяющая черта – пассивность языка в момент атаки. 

И  наконец, 

акустические

  различия  между  отмеченными  тремя 

видами легатной атаки  – незначительны. Они гораздо менее сущест-
венны, чем, к примеру, акустическое различие между твѐрдой атакой 
и мягкой. 

                                   

 

Legato

  –  слитный  штрих;  атака  звука  без  участия  языка;

  в  роли 

артикуляционных  органов  легатной  атаки  могут  выступать  губной 
аппарат, пальцевый аппарат или их комбинация.  
Штрих

 

обозначается дугообразной линией (лигой).* 

 

Legato

 на тромбоне 

 

В  артикуляционно-штриховой  сфере  конструктивная  уникаль-

ность  тромбона  проявляется  только  в  штрихе 

legato. 

Но  и  в 

legato

 

тромбон не отличается от  остальных  медных  духовых  при  выполне-
нии  такого  вида  легатной  атаки  как  «передувание».  В  большинстве 
случаев вполне приемлемо и достаточно близко к остальным медным 
звучит  и  комбинированная  атака  типа

  «

«передувание  +  смена 

позиции».  Однако  на  тромбоне  невозможен  тот  вид  атаки,  который 
мы  классифицировали  как  «атака  посредством  смены  аппликатуры». 
При  попытках  осуществить  на  тромбоне 

переход

  в  пределах  одного 

обертона  без  участия  языка  –  исключительно  за  счѐт  передвижения 
кулисы (приѐм так называемого «кулисного» или «чистого» 

legato

) – 

мы  сталкиваемся  с  качественно  иным  типом  звукоизвлечения  – 
недискретным.  

 

      № 45                                                                           В. Блажевич.  Скерцо

 

 

В главе «Соединение звуков» такой технический приѐм был отнесѐн к 
скользящему

 

(без атаки)

 

виду соединения.

 

 

 

 

 

______ 

   * Об атаке первого звука см. главу «Нестандартные штриховые ситуации»

 


background image

 

114 

  

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  

Проблемы терминологии 

(межзвуковой переход – соединение звуков) 

 

Прежде  всего  «

межзвуковой  переход

»

 

(переход  от  одного  звука  к 

другому)

 

–  в  отличие  от  «

соединения  звуков

»  не  обязательно  озна-

чает слитность такого перехода. Если же  говорить о «переходе» в 
рамках штриха 

legato

 а значит,  в условиях слитности,  – то здесь 

«переход»  может  выступать  синонимом  «соединения».  В  отноше-
нии же способности передавать технологические аспекты процесса 
соединения  звуков  эти  два  термина  заметно  разнятся.  Термин  
«переход»  гораздо  более  «технологичен»,  в  его  применении  заметна 
тенденция  к  акцентированию  конструктивных  особенностей  ин-
струмента  («переход  в  пределах  обертона»  или  «внутриобертоно-
вый  переход»,  «переход  типа  передувания»,  «аппликатурный  пере-
ход»,  «комбинированный  переход»,  «переход  на  одной  струне», 
«переход  на  соседнюю  струну»,  «переход  через  струну»...).  Термин 
«соединение»  применяется  для  передачи    более  абстрактных  поня-
тий («дискретное соединение», «скользящее соединение»). 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  

В  скользящем  соединении  нет  ясных  артикуляционных  границ, 

нет артикуляционного 

отделения

 одного звука от другого. В момент, 

когда  в  результате  скользящего  (глиссандирующего)  соединения 
достигается  нужная 

звуковысотная  точка

,  в  восприятии  не  возни-

кает 

точка  артикуляционная

  (разграничительная  зона  нестацио-

нарных процессов, «шумовой импульс», «согласный звук»), присущая 
всем другим видам межзвуковых переходов и делающая звукоизвле-
чение членораздельным (дискретным).  

 

Согласно  классической  традиции,  легатная  атака  на  тромбоне 

должна выполняться без участия языка. Среди методистов конца ХХ 
века убеждѐнными сторонниками 

legato

 без языка являются Седракян  

и  Сумеркин:  «Некоторые  тромбонисты,  переходя  при  исполнении 
legato от одного звука к другому, прибегают к помощи языка, то есть, 
по  существу,  подменяют  legato  другим  штрихом  –  portato  или

 

non 

legato».* 
  

Если  обобщить  взгляды  на  технологию  выполнения 

legato

изложенные  в  методическом  наследии  виднейших  педагогов-
тромбонистов, то их можно свести к следующим положениям: 

1)  Подлинным  («чистым») 

legato

  на  тромбоне  может  считаться 

только 

legato

, выполняемое без участия языка.  

2)  Добиться  удовлетворительного  «чистого»  («кулисного») 

legato 

очень  трудно,  но  возможно,  и  для  его  достижения  не  нужно 

жалеть ни сил, ни времени.  

3)  В  некоторых  особо  сложных  ситуациях  или  в  случае,  когда 

________

 

  * Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 202

.

 


background image

 

115 

учащийся  не  способен  добиться  удовлетворительного  «чистого» 

legato

, можно прибегнуть к помощи языка, имитирующего артикуля-

цию  слогов 

ЛА,  НА,  ГА,

  однако  такую  разновидность 

legato

  уже 

нельзя называть «чистой» – это уже не 

legato

, а его суррогат. 

 

 

 

Несмотря  на  то,  что  подавляющее  число  тромбонистов  в  наши 

дни  выполняют 

legato

  на  тромбоне  по  технологии 

portato,

  их  взгляд 

на проблему совершенно не представлен в методической литературе. 
Сторонники  этого  взгляда  всѐ  ещѐ  не  решаются  открыто  возражать 
точке зрения, освящѐнной такими именами, как В. Блажевич, Е. Рей-
хе, Б. Григорьев...  Между тем серьѐзных аргументов против исполь-
зования «чистого» 

legato

  на тромбоне (а значит, за его замену штри-

хом 

portato

)  существует  более  чем  достаточно.  Давайте  рассмотрим 

основные из них. 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  

Проблема избежания 

glissando

 во  

внутриобертоновых переходах  

 

Одно  из  главных  достоинств  «чистого» 

legato 

на  тромбоне 

сторонники  этой  техники  видят  в  еѐ  близости  к  вокальному

  legato

Эта  же  близость  служит  для  них  и  доказательством  приемлемости 
«чистого» 

legato

 в качестве нормы звукоизвлечения на тромбоне.

  

В чѐм можно усмотреть ошибочность подобных суждений?

 

Вокализирование  лишь в  первом приближении  кажется  чистым 

скольжением,  звукоизвлечением,  лишѐнным  артикуляционного,  раз-
граничительного момента. На самом деле такой момент существует, и 
он, что вполне естественно, связан с работой артикуляционной систе-
мы «гортань–голосовые связки».  

В момент вокального легатного перехода эта система выполняет 

очень  тонкое  артикуляционное  действие  –  произнесение  горлового 
фрикативного  («украинского») 

Г. 

Степень  отчѐтливости  этого  звука  

может варьироваться в достаточно широких пределах. Как правило, с 
возрастанием  скорости  звуковой  последовательности  глиссандирова-
ние становится всѐ более явственным и требует для своего преодоле-
ния  всѐ  более  отчѐтливой  артикуляции.  Поэтому  наиболее  заметное 
фрикативное артикулирование у певцов наблюдается в наиболее вир-
туозных  пассажах.  Однако,  учитывая  бездействие  голосовых  связок   
в  процессе  звукоизвлечения  на  духовых  инструментах,*  использова-
ние  чисто  горлового  артикуляционного  механизма  в  «кулисном» 

legato 

совершенно  бесполезно.  Мышцы    гортани  эффективны  в  сво- 

ѐм  воздействии  на  вибрацию  голосовых  связок,  но  не  в  состоянии 
оказать  сколь-нибудь  заметное  влияние  на  вибрацию  слизистой  губ, 
и,  по  сравнению  с  вокалистом,  тромбонист  оказывается  совершенно 
безоружным  в  попытках  преодолеть  глиссандирование  с  помощью 
«чистого» 

legato

.  

_________ 

* Голосовые  связки  участвуют  лишь  в  выполнении  особого  авангардного приѐма   
   «двухголосия»,  но  этот  прием  не  имеет  отношения  к  «артикуляции».