Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1330

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

31 

Подробный  анализ  и  внутригрупповая  классификация  перечис-

ленных технологических явлений будут даны в следующих главах. 

  

Технологический фактор, так же как и акустический, можно под-

разделить на объективный и субъективный.  

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

 

Вопросы практики обучения 

(Особенност восприятия  технологических процессов) 

(Автоматические и контролируемые процессы) 

 

Объективные  технологические  процессы

  могут  восприни-

маться  исполнителем  по-разному.  В  формировании 

субъективно-

технологических  ощущений

  учащегося  решающую  роль  играет 

педагог. Он может сконцентрировать внимание учащегося на опре-
делѐнных,  реально

 

существующих  процессах,  выделить  и  усилить 

ощущения, связанные с ними. Педагог может и наоборот 

 добиться  

интериоризации  (свѐртывания  ненужных  или  ослабления  гипертро-
фированных) тактильных и моторных ощущений. 

Очень  часто  реальные  технологические  процессы  и  вовсе  не 

ощущаются исполнителем, то есть не существуют для него как 
фактор  субъективно-технологический  и,  следовательно,  не 
контролируются  осознанно.  В  отношении  таких  объективно-
технологических  явлений  педагог  сталкивается  с    дилеммой: 
переводить  ли  их  в  разряд  субъективно-технологических?

  Всегда 

ли  есть  смысл  нацеливать  учащегося  на  осознание    объективной 
картины какого-либо  технологического процесса для  того, чтобы в 
дальнейшем  осознанно  его  контролировать?  В  зависимости  от 
конкретной  ситуации  и  воззрений  педагога  ответ  на  этот  вопрос 
может быть как утвердительным, так и отрицательным. 

 

Как  типичный  пример  технологического  процесса,  необходи-

мость  осознания  и  контроля  над  которым  представляется  сомни-
тельной,  можно  назвать  управление  положением  и  формой  корня 
языка,  меняющих  объѐм  полости  рта  в  соответствии  с  высотой  
извлекаемого  звука.  (Речь  идѐт  о  ставшей  с  70-х  годов  популярной 
«проблеме» гласного звука, как бы произносимого в процессе звукоиз-
влечения на духовых инструментах на стадии «стационарной» зоны 
звука.)  Процесс  этот  настолько  идентичен  речевому  и  вокальному 
звуковоспроизведению,  настолько  естественен  и  отработан  в  рече-
вом  и  вокальном  опыте  человека, что  всякое  нарочитое  внимание  к 
нему  может  только  нарушить  его  естественность  и  автоматич-
ность. В связи с данной ситуацией напрашивается хрестоматийная 
аналогия с таким, отшлифованным постоянной практикой до совер-
шенства,  процессом,  как  ходьба.  Всякие  попытки  анализировать  и 
контролировать  подобный  совершенный  и  автоматический  процесс 
могут привести только к негативным последствиям. 


background image

 

32 

 

Противоположный  пример,  когда  желательно  выделить  в 

восприятии  учащегося  процесс,  недостаточно  ясно  им  ощущаемый, 
описан в главах «Атака на медных духовых инструментах» (с. 45) и 
«Комбинированные штрихи» (с. 123).

  

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

 

Фактор исполнительского восприятия 

 

       Исполнительское восприятие сферы штриха несводимо только, по 
выражению  Е.  Назайкинского,  к  восприятию  «базисной,  порождаю-
щей»  стороны  звукоизвлечения.  Оно  синтезирует  в  себе  восприятие 
«порождающей»  и  «порождаемой»  составляющих  этого  процесса      
(о  некоторых  особенностях  исполнительского  восприятия 

звучания

 

речь  уже  шла  в  разделе  «Объективно-  и  Субъективно-акустический 
фактор»).  

Другим  важнейшим  свойством  исполнительского  восприятия  

является  его  активность.  Это  не  только  восприятие  «постфактум», 
восприятие-реакция,  но  и 

восприятие-предвосхищение

.  И  именно 

это качество исполнительского восприятия наиболее значимо в сфере 
штриха как одном из элементов исполнительского процесса.  

Штрих  прежде  всего  воплощает  в  себе  исполнительскую 

интенцию,  настроенность  на  определѐнное  качество  технологии         
и звучания,

 *

  и  лишь  во  вторую  очередь  –  их  оценку.  

 

    

Структура  и  генезис  исполнительского  восприятия  артикуляци-

онно-шгриховых явлений

 

могут быть пояснены такой схемой: 

 

Объективно-технологический фактор

 

                        

 | 

                                                        

 |

 

 

Объективно-акустический фактор

 

   

  

   

    

 

|

        

 

                        

 

|

 

                  

 

                                      

|

 

 

                                    

→   →

 

 
 

 

 

 

 
 

_________ 

* Согласно сформулированному выше принципу, под активностью исполнительского 
   восприятия здесь имеется в виду предвосхищение штриховых акустических  харак- 
   теристик свободное, насколько это возможно, от их образно-эмоциональной состав-  
   ляющей. 

Слушательское 

восприятие 

 

 (субъективно-

акустический фактор) 

Исполнительское 

восприятие 

 

(субъективно-технологический 
                   фактор   +  
субъективно-акустический         
                    фактор) 


background image

 

33 

Атака на медных духовых инструментах

 

Классификация видов атаки 

Технология выполнения основных видов атаки 

 

Значение  атаки в процессе  звукоизвлечения  очень  точно выра-

зил  Е.  Назайкинский:  «На  большинстве  музыкальных  инструментов 
атака является определяющей характеристикой звука. От неѐ в боль-
шой степени зависит характер штриха».*  

Термин  «атака»  характеризует  как  определѐнную  акустическую 

реальность, так и артикуляционное действие, дающее начало процес-
су  звукоизвлечения.**  Как 

акустический 

феномен,

 

атака  –  это 

ха-

рактер 

возникновения  звука,  зона  возбуждения  (инициации)  звуко-

вых  колебаний:  «С  атакой в  музыкальном  исполнении  связан  корот-
кий, но существенный

 

для восприятия

 

шумовой импульс, своего рода 

«согласный  звук»...  даже  при  legato  возникают  так  называемые 
нестационарные процессы, связанные обычно с изменениями тембра 
и громкости в момент перехода от одного звука к другому».***  

Однако,  как  уже  отмечалось  в  предыдущей  главе, 

учитывая 

вариантность восприятия акустического характера атаки, крите-
рии  еѐ  классификации  приходится  искать  не  в  области  субъек-
тивно-акустической,  а  технологической. 

Из  этого  необходимо 

следует  важный  теоретический  вывод  о  том,  что

  с  точки  зрения 

проблемы  классификации  штриховых  явлений  термин  «атака» 
должен  трактоваться  исключительно  технологически

 

 

Атака  –  это  любой

****

  способ  инициации  звука  в  дискретном 

звукоизвлечении.  

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  

 

Проблемы терминологии 

(характер возникновения звука – атака) 

(технология и восприятие в штриховой терминологии) 

 

Трудно  представить  себе  педагога,  который  общался  бы  со 

студентом в такой манере: «Характер

 

возникновения звуков в этой 

фразе  желательно  немного  утяжелить  (облегчить)».  В  классах 
инструменталисты  слышат  совсем  другие  выражения:  «немного 
легче  атаку,  пожалуйста»,  «чѐткая  атака»,  «изящная,  острая, 
тяжѐлая...  атака».  Такие  выражения  незаменимы.  Они  образны  и 
доходчивы,  они  очень  помогают  в  освоении  «тончайших  нюансов» 

технологии

  атаки  и  соответствующего  этим  нюансам  характера 

звучания

Но со строгой научной логикой обиходная речевая стилис-

 

___________

 

      * Назайкинский Е. О психологии музыкального  восприятия. С. 256. 
    ** В слитных штрихах атака выполняет дополнительную функцию 

отделения

 одной  

         артикуляционной единицы от другой. 
  ***

 

Назайкинский Е. О психологии музыкального  восприятия. С. 256.

 

**** Необходимость такого уточнения будет пояснена в главе «Штрих 

legato

».  


background image

 

34 

тика,  как  правило,  несовместима.  Смешение  сфер  восприятия  и 
технологии,  естественное  в  бытовом  общении,  не  способствует 
достижению  точности  и  однозначности  терминологического 
инструментария, эффективности его применения в работах, связан-
ных  с  проблемами  классификации.  Поэтому  автор  считает  важ- 
ным  подчеркнуть  ещѐ  раз  необходимость  использования  термина 
«атака»  исключительно  в  технологическом  контексте  и  ясного 
отделения этого технического приѐма от характеристик, связанных 
с восприятием акустического результата его выполнения. Каждое из

 

этих явлений (атака и восприятие еѐ результата) специфично, в том 
числе  и  в  плане  совместимости  с  критерием  качественной  опреде-
лѐнности.

  

В  терминах,  связанных  со  штриховой  организацией,    крайне 

важна  их  однозначность  в  смысле  соотнесѐнности  со  сферами 
восприятия и технологии. 

Вот типичный пример того, как неоднозначная в этом  смысле 

терминология  влияет  на  убедительность  методических  положений:  
«Штрих staccato [включает в себя] 

чѐткую атаку

, короткое ведение 

звука и его 

резкое окончание

». * 

 «Чѐткая  атака»  и  «резкое  окончание»  как  технологические 

понятия,  –  совершенно  бессодержательны.**  Их  генезис  –  область 

восприятия

.  Тем  не  менее  автор  пытается  с  их  помощью  обозна-

чить объективные 

технологические

 процессы.

 

В этом же ряду нахо-

дятся   и те попытки определения различных штрихов через образно-
выразительные  характеристики,  которые  были  приведены

 

в  главе 

«Проблемы классификации». 

Конечно,  даже  характеризуя  технологические  явления,  в  речи 

часто  невозможно  избежать  терминов,  связанных  со  сферой 
восприятия. Выражения «твѐрдая атака» и «мягкая атака» также 
восходят  к  образной  метафорике.  Но  эти  понятия  потеряли  свою 
образность,  стали  эмоционально  нейтральными  и  обрели  статус 
научных  терминов после того, как закрепились в теории в качестве 
общеупотребительных  ссылок  на 

конкретные  исполнительские 

приѐмы

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

 

 

 

Из всех явлений, составляющих технологическое содержание 

термина «штрих», атака – наиболее сложный и наименее пóнятый 
исполнительский приѐм. 

Ещѐ в 1984 г. Ю. Усов отметил, что «боль-

шинство современных школ, к сожалению, неточно, а зачастую и про-
тиворечиво,  описывают  процесс  атаки».***  Эта  мысль  не  потеряла 
своей актуальности и сегодня. Не внесла особой ясности в понимание 
процесса атаки и книга самого Усова. 

 

__________ 

     *  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 74. 
   **  См. ниже, а также главу «Окончание звука». 
 ***  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 63. 


background image

 

35 

Прежде  всего,  в  отечественной  методической  литературе  нет 

взгляда на атаку как на процесс, состоящий из двух ясно выраженных 
фаз  разнонаправленных  движений  языка, 

разделѐнных

  в  одних 

штрихах 

моментом

 смены направления движения языка, а в других – 

периодом

  остановки  его  движения.*  Понятие  «

подготовка  атаки

», 

как  обозначение  конкретного  технического  приѐма,    по  сути,  отсут-
ствует  в  духовой  методике.  Тем  более  удивительно  использование 
понятия «подготовка» в книге Е. Назайкинского «О психологии музы-
кального  восприятия»:    «При  игре  на  духовых  инструментах  после 
активного  движения  языка  органы  артикуляции  устанавливаются  в 
более или менее неподвижном положении или 

подготавливаются 

к 

следующему активному акту».** 

Если  описывать  единичный  процесс  атаки,  то  в  нѐм  допустимо 

игнорировать движение языка вперѐд, предшествующее моменту при-
косновения к передним зубам. Такое описание действительно можно 
начать с самого момента прикосновения. Но если описывать процесс 
атаки  в  каком-либо  конкретном  штрихе,  где  работа  языка  носит 
цикличный  характер,  то    игнорировать  одну  из  фаз  процесса  атаки 
методист не может. Ведь  почти в каждом штрихе полный цикл атаки 
уникален с точки зрения функции этих фаз и типа их взаимосвязи. 

Вопрос о роли и соотношении фаз атаки в различных штриховых 

ситуациях связан не только со способами начала звука, но и со спосо-
бами окончания и соединения  звуков при участии языка. Этим аспек-
там  процесса  артикуляции  будет    уделено  внимание  в последующих 
главах. 

 

В данной работе движение языка вперѐд, вместе со следующими 

за ним моментами прикосновения к зубам (губам) и смены направле-
ния движения (или периодом остановки движения), будет называться 

подготовкой атаки

.  

Под термином «атака» будет подразумевать-

ся  полный  еѐ  цикл,

  а  движение

 

языка  назад  будет  называться 

«

собственно атакой

» или «

отдѐргиванием языка

».  

 

Классическое представление о процессе атаки 

 

Определения твѐрдой атаки 

*** 

 

      

М.

 

Табаков

:

 

«Первый приѐм для извлечения звука... состоит в ха-

рактерном действии языка и губ (амбушюра), очень сходном с сухим 
плевком, делаемым для того, чтобы сплюнуть приставшую к середине 

  

________ 

    *  В обоих случаях происходит контакт языка с передними зубами

  **  Назайкинский Е.  О психологии музыкального  восприятия. С. 258. 
        Для духовиков эта книга особо интересна ещѐ и тем, что в ней автор как бы мимо-    
        ходом высказывает  глубокие и неординарные мысли, касающиеся звукоизвлече- 
        ния на духовых инструментах. 
***  Здесь приведены определения, в которых авторы для обоих видов атаки дают одно  
        описание,  либо по умолчанию подразумевают твѐрдую атаку.