ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1435
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
668 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федера- ции на ее основе был принят Федеральный конституционный за- кон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от
21 июля 1994 г. (ныне действует в редакции от 5 февраля 2007 г.),
в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР «О Конститу- ционном Суде РСФСР». Новый Закон внес значительные изме- нения в компетенцию и структуру Суда.
Согласно Закону установлен предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком (до 2005 г. действовал срок в 15 лет). На- значение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. В отличие от прежней однопалатной струк- туры Суда теперь в нем образуются две палаты (по 9 и 10 судей),
которые равноправны и решения которых имеют такую же юри- дическую силу, как и решения Суда в целом. Конституционный
Суд стал более самостоятельным в организационном и финансо- вом отношении, а также в кадровых вопросах. Существенному изменению подверглась компетенция Конституционного Суда.
Суд теперь не может действовать по собственной инициативе,
что в прежнем Законе допускалось в процедуре дачи заключений о конституционности действий и решений Президента и ряда других высших должностных лиц государства. Из полномочий
Суда исключена оценка правоприменительной практики; она те- перь может исследоваться только для того, чтобы уяснить, какой смысл придается тому или иному закону в процессе его примене- ния. Наряду с этим Конституционный Суд приобрел некоторые новые полномочия. Он приобрел право давать официальное тол- кование Конституции РФ, разрешать споры о компетенции меж- ду органами государственной власти, а кроме того, по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов прове- рять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. После завершения полного ком- плектования (февраль 1995 г.) Конституционный Суд РФ возоб- новил свою деятельность.
Конституция РФ (ст. 125) учреждает Конституционный
Суд РФ в системе судебной власти, четко определяя (в отличие от других высших судов) его состав (19 судей), компетенцию,
юридическую силу решений. Полномочия Конституционного
Суда регламентируются в ряде других статей Конституции РФ:
ст. 100 (о посланиях Конституционного Суда Федеральному Соб- ранию), ст. 104 (о праве законодательной инициативы), ч. 2
Глава 25. Судебная власть 669
ст. 82 (о присутствии судей Конституционного Суда при прине- сении присяги Президентом РФ). Помимо этих специальных норм, организация и деятельность Суда регламентируются общи- ми для всех судебных органов конституционными положениями.
Конституционный Суд не наделяется в Конституции эпитетом
«верховный» или «высший», поскольку он учреждается как феде- ральный суд в единственном числе, а не возглавляет федераль- ную систему органов конституционной юстиции. Конституцион- ный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, са- мостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия придаются ему в целях защиты основ конституционного строя,
основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей тер- ритории Российской Федерации.
Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Су- да РФ состоит в том, что он призван решать исключительно во- просы права, что является своеобразной преградой для вторже- ния в политику. Суд ни при каких обстоятельствах не должен от- давать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их пра- вовых форм. При осуществлении конституционного судопроиз- водства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию дру- гих судов или иных органов. Это существенно суживает правомо- чия Суда, но создает четкий водораздел с другими судами.
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены оп- ределенным сроком, вследствие чего состав судей никогда не должен смениться одновременно, а суд — прекратить свою дея- тельность по каким-либо причинам. Решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представи- тельных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреж- дений, организаций, должностных лиц, граждан и их объедине- ний. Следовательно, не существует органа государственной вла- сти и какого-либо должностного лица, включая главу государст- ва, который бы мог давать какие-либо указания Суду, если Суд действует в пределах своей компетенции. Конституционный
Суд РФ действует на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона, изменение которых является делом весьма сложным. Федеральный конституционный закон закреп-
670 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ляет не только цели и структуру Конституционного Суда, но и принципы конституционного судопроизводства, поскольку не существует соответствующего процессуального кодекса или зако- на для регламентации этого вопроса (другие высшие суды дейст- вуют на основании специальных процессуальных кодексов —
уголовного, гражданского, арбитражного).
Поскольку осуществление Судом его полномочий способно затронуть интересы самых сильных органов государства, закон предусматривает гарантии независимости Суда, призванные обезопасить его от любых влияний. Установлено, что Конститу- ционный Суд независим в организационном, финансовом и ма- териально-техническом отношениях от любых других органов.
Финансирование Суда производится за счет федерального бюд- жета и обеспечивает возможность независимого конституцион- ного судопроизводства в полном объеме. Необходимыми для обеспечения своей деятельности средствами Суд распоряжается самостоятельно. Он ни от кого не зависит в отношении инфор- мационного и кадрового обеспечения и распоряжения имущест- вом.
Президент РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации и Правительство РФ назначают своих постоянных представите- лей в Конституционном Суде РФ, которые участвуют в заседани- ях Суда, представляя соответствующую правовую позицию по конкретному делу. Они не вправе оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способные нару- шить независимость Конституционного Суда в принятии реше- ний.
Компетенция. Конституционный Суд РФ обладает так назы- ваемой связанной компетенцией, что означает возможность осу- ществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следователь- но, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопро- сам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.
Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:
1) проверка конституционности законов, нормативных право- вых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);
2) разрешение споров о компетенции;
Глава 25. Судебная власть 671 3) толкование Конституции РФ;
4) дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обви- нения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб. Рассмотрим каждое из указан- ных полномочий и особенности производства по рассмотрению соответствующих категорий дел.
1. В порядке абстрактного нормоконтроля Конституционный
Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
1) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ,
Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, отно- сящимся к ведению органов государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению органов государственной вла- сти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;
3) договоров между органами государственной власти Россий- ской Федерации и органами государственной власти субъек- тов РФ, договоров между органами государственной власти субъ- ектов РФ;
4) не вступивших в силу международных договоров Россий- ской Федерации.
Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности упомянутых нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними облада- ют только те органы, которые указаны в Конституции: Прези- дент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,
Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный
Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъ- ектов РФ.
Запрос в Конституционный Суд возможен как в отношении все- го нормативного акта или договора, так и в отношении отдельных их положений, он допустим, если заявитель считает их не подле- жащими действию из-за неконституционности либо подлежащи- ми действию вопреки официально принятому решению соответ- ствующих органов государственной власти или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие
Конституции РФ. В отношении актов, изданных субъектами РФ,
672 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации запрос возможен только в случае, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной вла- сти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов госу- дарственной власти субъектов РФ. Следовательно, не рассматри- ваются запросы в отношении актов, изданных по вопросам, не пе- речисленным в ст. 71 и 72 Конституции РФ. Конституционный
Суд устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах, а именно:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного акта или договора;
3) по порядку подписания, заключения, принятия, опублико- вания или введения в действие;
4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделе- ния государственной власти на законодательную, исполнитель- ную и судебную;
5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграни- чения компетенции между федеральными органами государст- венной власти;
6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полно- мочий между органами государственной власти Российской Фе- дерации и органами государственной власти субъектов РФ, уста- новленного Конституцией РФ, Федеративным и иными догово- рами о разграничении предметов ведения и полномочий.
По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд прини- мает решение о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими или не соответст- вующими Конституции РФ. Признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими
Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституцион- ным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же поло- жения, какие были предметом обращения. Положения этих нор- мативных актов и договоров не могут применяться судами, дру- гими органами и должностными лицами.
Контроль распространяется также на международные догово- ры РФ, не вступившие в законную силу. Запрос допустим, если договор подлежит ратификации Государственной Думой или ут-
, верждению иным федеральным органом государственной власти
Глава 25. Судебная власть 673
или если заявитель считает не вступивший в силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в
Российской Федерации из-за несоответствия Конституции РФ.
Суд признает договор или отдельные его положения соответст- вующими или не соответствующими Конституции РФ. С момента провозглашения постановления Суда о признании не соответст- вующими Конституции РФ не вступившего в силу международ- ного договора либо отдельных его положений, международный договор не подлежит введению в действие и применению, т. е. не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в си- лу для Российской Федерации иным образом.
Другая разновидность нормоконтроля — конкретный нормо- контроль — связана с жалобами граждан и их объединений. Пра- вом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуаль- ной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы наруша- ются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Жалоба допустима, если:
1) закон затрагивает конституционные права и свободы граж- дан;
2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором при- менен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституци- онным Судом.
По итогам рассмотрения жалобы Конституционный Суд при- нимает решение о признании закона либо отдельных его положе- ний соответствующими или не соответствующими Конститу- ции РФ. В случае если Суд признал закон, примененный в кон- кретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Аналогичный характер носит рассмотрение дел о кон- ституционности законов по запросам судов.
В случае признания федерального закона или закона субъек- та РФ либо отдельных положений указанных законов не соответ- ствующими Конституции РФ гражданам и (или) объединениям граждан, обратившимся в Конституционный Суд, за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъек-
674 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации та РФ возмещаются в порядке и размерах, установленных Прави- тельством:
1) уплаченная государственная пошлина;
2) расходы на оплату услуг представителей;
3) расходы на проезд и проживание заявителей и их предста- вителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;
4) связанные с рассмотрением дела почтовые расходы;
5) компенсация за фактическую потерю времени.
2. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:
1) между федеральными органами государственной власти;
2) между органами государственной власти Российской Феде- рации и органами государственной власти субъектов РФ;
3) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайст- вом о разрешении спора о компетенции обладает любой из уча- ствующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ также в случае,
предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ.
Ходатайство органа (органов) государственной власти допус- тимо, если:
1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ;
2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;
3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;
4) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совер- шения такого действия нарушением установленного Конституци- ей РФ разграничения компетенции между органами государст- венной власти;
5) заявитель ранее обращался к указанным в Конституции РФ
органам государственной власти с письменным заявлением о на- рушении ими определенной Конституцией и договорами компе- тенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществ- ления входящей в их компетенцию обязанности;
6) в течение месяца со дня получения письменного заявления не были устранены указанные в нем нарушения;
7) в случае обращения соответствующего органа государствен- ной власти к Президенту РФ с просьбой об использовании согла- сительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции РФ,
Президент РФ в течение месяца со дня обращения не использо-
Глава 25. Судебная власть 675
вал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.
Ходатайство Президента РФ, внесенное в порядке примене- ния ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, допустимо, если:
1) Президент использовал согласительные процедуры для раз- решения разногласий между органами государственной власти;
2) разногласия между органами государственной власти явля- ются подведомственным Конституционному Суду РФ спором о компетенции.
Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленных Конституцией РФ
разделения государственной власти на законодательную, испол- нительную и судебную и разграничения компетенции между фе- деральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга- нами государственной власти субъектов РФ, между высшими го- сударственными органами субъектов РФ, установленного Кон- ституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграни- чении предметов ведения и полномочий.
По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституцион- ный Суд принимает решение, подтверждающее или отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послу- жившие причиной спора о компетенции. В случае если Консти- туционный Суд признает издание акта не входящим в компетен- цию издавшего его органа государственной власти, акт утрачива- ет силу со дня, указанного в решении.
3. Толкование Конституции РФ. Правом на обращение в Кон- ституционный Суд с запросом о толковании Конституции РФ
обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Ду- ма, Правительство РФ, органы законодательной власти субъек- тов РФ. Толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, ис- полнительных и судебных органов государственной власти, орга- нов местного самоуправления, предприятий, учреждений, орга- низаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
4. Дача заключения о соблюдении установленного порядка вы-
движения обвинения Президента РФ в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления. Обращение с запросом о даче заключения по данному вопросу направляется в Конститу-