Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1432

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

660 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Высшая квалификационная коллегия судей формируется в со- ответствии с Федеральным законом «Об органах судейского со- общества в Российской Федерации» (в редакции от 2 февраля
2006 г.). В коллегии 29 членов, они избираются по нормам пред- ставительства от судей Верховного, Высшего Арбитражного и других судов, 10 членов — представители общественности — на- значаются Советом Федерации, а один — Президентом РФ. В со- став квалификационных коллегий судей субъектов РФ не могут быть избраны председатели судов и их заместители. В состав
Высшей квалификационной коллегии судей РФ не могут быть избраны Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Выс- шего Арбитражного Суда РФ и их заместители.
Представителями общественности в квалификационных кол- легиях судей могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учрежде- ний независимо от организационно-правовых форм и форм соб- ственности, адвокатами и нотариусами.
Полномочия члена квалификационной коллегии судей —
представителя общественности по решению, соответственно, Со- вета Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть досрочно пре- кращены в случаях совершения им порочащего поступка, а также систематического неисполнения обязанностей члена коллегии.
Полномочия члена квалификационной коллегии судей — пред- ставителя Президента РФ могут быть досрочно прекращены Пре- зидентом РФ.
Независимость. Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Ста- тья 120 Конституции РФ гласит: «Судьи независимы и подчиня- ются только Конституции Российской Федерации и федерально- му закону». Одновременно это главное условие самостоятельно- сти и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции РФ ука- зывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ
есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам,
что, однако, не следует понимать как право на игнорирование за-

Глава 25. Судебная власть 661
конов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчи- нением Конституции РФ и законам, Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нуж- на как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализа- цию конституционных и законодательных норм.
Пониманию того, в каких случаях суду надлежит непосредст- венно применять Конституцию РФ, помогают разъяснения Пле- нума Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлении
«О некоторых вопросах применения судами Конституции Рос- сийской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октяб- ря 1995 г. В этом постановлении указывается, что судам при рас- смотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях приме- нять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Власть судов конкретизируется и усиливается указанием Кон- ституции РФ (ч. 2 ст. 120) на то, что, установив при рассмотре- нии дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответствии с законом. Эта норма подчеркивает господство закона над всеми другими право- выми актами: указами Президента РФ, постановлениями Прави- тельства РФ, актами субъектов РФ, приказами министерств и ве- домств, актами органов местного самоуправления, актами обще- ственных объединений и т. д. Следовательно, нормативные указы
Президента РФ как главы государства подлежат применению су- дами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Суд вы- ступает как главный механизм господства закона, его право обес- печивать это господство есть одновременно обязанность контро- лировать правоприменение и охранять свойственную правовому государству фундаментальную иерархию источников права.
Закон закрепляет систему гарантий независимости судьи. Эта независимость обеспечивается:
• предусмотренной законом процедурой осуществления пра- восудия: запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосу- дия;
• установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
• правом судьи на отставку;
• неприкосновенностью судьи;


662 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
• системой органов судейского сообщества;
• предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому ста- тусу.
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия. Осу- ществляются и другие меры по обеспечению условий, необходи- мых для судебной деятельности.
Независимости судей способствует законодательный запрет вмешательства в их деятельность. Всякое такое вмешательство преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объ- яснений по существу рассмотренных или находящихся в произ- водстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для оз- накомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Несменяемость. Статья 121 Конституции РФ устанавливает,
что судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекраще- ны или приостановлены не иначе как в порядке и по основани- ям, установленным федеральным законом. Он не подлежит пере- воду на другую должность или в другой суд без его заявления, да- же если речь идет о переводе в вышестоящий суд. Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систе- му, в которой судья не должен беспокоиться за свое переизбра- ние, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.
По общему правилу полномочия судьи не ограничены опреде- ленным сроком. Исключение составляют судьи районных (город- ских) народных судов, судьи военных гарнизонов (армий, флоти- лий, соединений), впервые назначающиеся на свои должности.
Они назначаются сроком на три года, по истечении которого мо- гут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Такое правило установлено в целях своеобразного испытательного сро- ка для «новичка», в течение которого он должен зарекомендовать себя как полностью соответствующий своей должности. Предель- ный возраст в должности судьи федерального суда — 70 лет.
Председатели и заместители председателей судов назначаются

Глава 25. Судебная власть 663
сроком на шесть лет; возможно неоднократное назначние, но не более двух раз подряд.
Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются решением соответствующей квашификационной коллегии судей.
За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий.
Закон предусматривает также возможность отставки судьи,
которая представляет собой почетный уход или почетное удале- ние судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.
Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. Судья не мо- жет быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в по- рядке, определяемом федеральным законом (ст. 122 Конститу- ции РФ). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транс- порт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выра- женное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приго- вором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных при- говора, решения или иного судебного акта.
Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отно- шении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:
в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Генераль- ным прокурором РФ на основании заключения судебной колле- гии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в дейст- виях судьи признаков преступления и с согласия Конституцион- ного Суда РФ;
в отношении судьи Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, су- да города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, феде- рального арбитражного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей


664 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей;
в отношении судьи иного суда — Генеральным прокуро- ром РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого,
областного суда, суда города федерального значения, суда авто- номной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
Схожий порядок установлен для привлечения судьи к адми- нистративной ответственности. Судья, задержанный по подозре- нию в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган,
если личность этого судьи не могла быть известна в момент за- держания, после установления его личности подлежит немедлен- ному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.
Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:
в отношении судьи Конституционного Суда, Верховного Су- да, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики,
краевого, областного суда, суда города федерального значения,
суда автономной области, суда автономного округа, окружного
(флотского) военного суда, федерального арбитражного суда —
судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ;
в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в соста- ве трех судей соответственно верховного суда республики, крае- вого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Ге- нерального прокурора РФ.
Заключение судьи под стражу производится с согласия соот- ветственно Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Представление в Конститу- ционный Суд или квалификационную коллегию судей вносит
Генеральный прокурор РФ.
Все это вовсе не превращает судей в некую секту «неприка- саемых». Как и другие граждане, они несут уголовную и граж- данскую ответственность за правонарушения. Но специфика су-

Глава 25. Судебная власть 665
дейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав этой категории государственных служа- щих.
1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   66

§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации
Понятие и функции конституционной юстиции. Каким бы со- вершенным ни был парламент, периодически неизбежно приня- тие им законов, которые не соответствуют или противоречат конституции страны. Во-первых, потому что законов и других нормативных правовых актов принимается много и разрабатыва- ются они парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности. Во-вторых, на принятие зако- нов оказывают влияние различные политические силы, часто ставящие свои партийные или конъюнктурные цели выше всех других. Наконец, столь сложному делу, как разработка и приня- тие законов, свойственны элементарные человеческие ошибки.
Однако вред от неконституционных законов, а тем более от ан- тиконституционных, весьма велик, ибо от таких законов размы- вается конституционный порядок и страдают права и свободы граждан.
Поэтому в западных странах уже на ранней стадии строитель- ства правового государства была осознана необходимость придать судебной власти функцию контроля за конституционностью зако- нов, а также нормативных правовых актов, исходящих от испол- нительной власти. Первым эту функцию принял на себя Верхов- ный суд США (1803 г.), который в рамках полномочий суда об- щей юрисдикции объявил один из законов неконституционным,
т. е. недействительным. Позже, уже в XX в., в Европе возникли конституционные суды, ставшие специальными судебными орга- нами конституционного контроля (так называемая конституци- онная юстиция). Ныне такие суды действуют в большинстве стран Европы.
Функцию обеспечения конституционной законности в сфере нормотворчества нельзя целиком вверять парламенту, поскольку он принимает законы и вряд ли мог бы стать эффективным сред- ством самоконтроля. Эту функцию может выполнять глава госу- дарства, но он большей частью является главой исполнительной власти, а потому контролировать законодательную власть не дол- жен. Более логично наделить правом конституционного контроля судебную власть, поскольку она независима от законодательной

666 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации и исполнительной власти и непосредственно занимается право- применением.
Понятие «конституционный контроль» часто употребляется в одном смысле с понятием «конституционный надзор», хотя кон- троль и надзор — термины не идентичные. Под контролем обыч- но понимают право какого-то органа проверять деятельность вплоть до отмены актов другого, подконтрольного органа. Над- зор сводится к наблюдению, позволяющему указать на ненадле- жаще принятый или незаконный акт, который поднадзорный ор- ган должен изменить или отменить сам. Для конституционной юстиции больше подходит термин «контроль», что, однако, не означает подчинения ей законодательных и исполнительных ор- ганов.
Содержание конституционного контроля в различных право- вых системах не однозначно. Творцы этих систем, однако, еди- нодушны в том, что речь не должна идти о возможности непред- ставительного и неизбираемого органа, каким является суд, про- извольно отменять акты, которые принимаются демократически избранным представительным органом (парламентом). В право- вых государствах эту возможность увязывают с самой важной за- дачей, которой подчинены все органы государственной власти, а именно защите прав и свобод человека и гражданина. Дополни- тельно к этому судебным органам, осуществляющим конституци- онный контроль, придают функции толкования конституции, ре- шения споров о компетенции органов государственной власти,
признания действительности или недействительности всеобщих выборов, установления конституционности правоприменитель- ной практики и конкретных действий исполнительной власти и др. Таким образом, конкретная наполненность функции кон- ституционного контроля в различных странах выглядит по-раз- ному.
Ныне в зарубежных странах сложились две основные модели судебного контроля. Американская модель, основанная на опыте
США, предоставляет право выносить решения о неконституци- онности законов Верховному суду страны (это США, Канада,
Япония, Австралия, Индия, Скандинавские страны, Швейцария и др.). Здесь высший суд общей юрисдикции вправе объявить неконституционным любой закон, который подлежит примене- нию в конкретном деле. Европейская модель (Австрия, ФРГ,
Венгрия, Испания, Италия и др.) отличается тем, что специаль- ные конституционные суды рассматривают вопрос о конститу-


Глава 25. Судебная власть 667
ционности закона вне зависимости от наличия конкретного су- дебного дела. Кроме того, некоторые из них рассматривают та- кие вопросы в связи с жалобами граждан. Первая модель предусматривает конкретный контроль, а вторая — абстрактный.
Особняком стоит Франция, где конституционный совет обладает правом предварительного контроля, т. е. проверки закона до его вступления в силу.
Эта беглая характеристика современной конституционной юс- тиции призвана только обозначить самые общие корни аналогич- ного института российского конституционного права. Как видим,
правовое государство непременно наделяет судебную власть функцией конституционного контроля, хотя организационные формы осуществления этой функции могут быть разными. Кон- ституционная юстиция в Российской Федерации восприняла ос- новные черты европейской модели, главным образом из практики деятельности Федерального конституционного суда ФРГ. Кон- ституционный Суд Российской Федерации весьма схож по своим задачам с такими же судами других посттоталитарных государств
(Венгрия, Словакия, Хорватия, Белоруссия и др.), осуществляю- щих переход к демократическому правовому государству.
Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти.
Конституционный Суд был создан в Российской Федерации в
1991 г. Его предшественником можно считать Комитет конститу- ционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по
1991 г. В доперестроечный период в Советском Союзе и в России подобного рода институтов не существовало, поскольку счита- лось, что Верховные Советы принимать неконституционные за- коны не могут, а для контроля за соблюдением Конституции вполне достаточно Президиума Верховного Совета СССР. Совет- ская юридическая наука дружно критиковала западную конститу- ционную юстицию за охрану интересов буржуазии и вторжение в прерогативы законодательных органов.
Первый период российского Конституционного Суда, кото- рый внес определенный вклад в становление нового конститу- ционализма, закончился в октябре 1993 г. Конституционный Суд в этот период имел право проверять конституционность не толь- ко нормативных актов, но и действий должностных лиц, что по- стоянно втягивало его в политическую борьбу между законода- тельной и исполнительной властью. Деятельность Суда, ставшего в конце концов прямым участником бурных политических собы- тий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ.