ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1343
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
124 Раздел III. Основы конституционного строя эта защита обеспечивается всем конституционным строем госу- дарства.
Право на сопротивление — это «палка о двух концах», а пото- му оно упоминается в конституциях довольно редко. Но такие случаи все же есть: в Основном законе ФРГ прямо записано, что граждане «имеют право на сопротивление каждому, кто попыта- ется устранить этот строй, если другие средства невозможны».
Аналогичное право записано в конституционных документах
США, Франции и ряда других стран, оно признается как важный элемент естественного права. И в этом своем качестве безуслов- но должно рассматриваться как свойство суверенитета россий- ского народа, хотя Конституция РФ об этом праве не упоминает.
Формула Конституции «захват власти преследуется по закону» в значительной мере утопична, ибо трудно себе представить, что- бы, захватив власть, узурпатор не использовал эту власть для от- мены законов, направленных против него. Однако это не может перечеркнуть заложенного в самой Конституции и праве в целом правила: отказ от конституционных форм правления в пользу идеологической целесообразности есть государственный перево- рот, дающий народу основание для использования права на со- противление.
Осуществление власти народа происходит в двух формах: не- посредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа явля- ются референдум и свободные выборы. Право на участие в осу- ществлении власти в этих формах принадлежит только лицам,
являющимся гражданами РФ (ст. 32 Конституции). Прямое воле- изъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конститу- ции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами являются собрания избирате- лей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села,
района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого- либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или прави- тельства. Наряду с общегосударственными референдумами воз- можны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в России-
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя 125
ской Федерации установлен Федеральным конституционным за- коном «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от
30 декабря 2006 г.). Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдуме, а также права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре- ферендуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.
Другая форма непосредственного волеизъявления народа —
свободные выборы. Выборы — это участие граждан в формирова- нии органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, ко- гда являются свободными, предоставляют гражданам возмож- ность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы — важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.
Совокупность правовых норм, регулирующих порядок прове- дения выборов, образует избирательное право, являющееся со- ставной частью (институтом) конституционного права. В Консти- туции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные. Порядок выборов в Государственную Думу определен федеральным законом. Порядок выборов в органы го- сударственной власти субъектов РФ определяется их конститу- циями, уставами, а также законами в соответствии с федеральным законом. Порядок выборов в местное самоуправление устанавли- вается выборными органами местного самоуправления в соответ- ствии с федеральным законом и законами субъектов РФ.
Демократизм избирательного права исключает возможность дискриминации, т. е. отстранения от выборов каких-либо граж- дан или групп, кроме указанных в конституции, — конституци- онный уровень в данном случае необходим, поскольку речь идет об ограничении одного из основных прав граждан. В ряде стран,
как еще недавно и в нашей стране, непременными атрибутами демократизма избирательной системы рассматривались право от- зыва депутатов и наказы избирателей. Ныне в Конституции РФ
такие положения не предусматриваются.
Сложный и обширный институт избирательного права при- зван обеспечить выявление подлинной воли народа, выражение его суверенитета. Необходимые гарантии гражданам предостав- ляются Федеральным законом «Об основных гарантиях избира-
126 Раздел III. Основы конституционного строя тельных прав и права на участие в референдуме граждан Россий- ской Федерации».
Формой опосредованного осуществления власти народа явля- ются органы государственной власти и органы местного самоуправ-
ления. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, т. е. на основе выборности или подчиненности выбор- ным органам. Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе как формирования этих органов государства, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нор- мами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и быть избранны- ми в органы государственной власти и органы местного само- управления, право обжаловать действия органов власти в суде,
равный доступ к государственной службе и ряд других норм слу- жат конкретными гарантиями суверенитета народа в рассматри- ваемой области.
Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разу- меется, народ более непосредственно определяет законодатель- ную власть, поскольку представительные органы напрямую изби- раются гражданами. Однако воля народа остается системообра- зующим фактором также для исполнительной и судебной властей, поскольку они формируются выборными представитель- ными органами или выборным главой государства. Это, разуме- ется, косвенная форма выражения воли народа, но она тем не менее достаточно легитимна.
Остаются, правда, непростые проблемы осуществления кон- троля за деятельностью исполнительных органов и обеспечения независимости судов. Введение для этого бюрократического «на- родного контроля» или прямой выборности судов, как это делали тоталитарные государства, не может дать желаемых результатов.
В то же время отсутствие прямой связи с народом ведет к уходу от гласности к злоупотреблениям. Государственный механизм поэтому должен предусматривать определенные меры по контро- лю над исполнительной властью — в условиях парламентской формы правления это прямой парламентский контроль над пра- вительством, в президентской и полупрезидентской республиках контроль обеспечивается главой государства с допущением в оп- ределенной мере контроля со стороны парламента. Специфика судебной системы позволяет обеспечивать независимость и пра-
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 127
вильность работы судов через кассационное, апелляционное и надзорное обжалование приговоров и решений, а также через от- ветственность за исполнение приговоров и решений, возлагае- мую на исполнительную власть.
Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочисленных групп и слоев, не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным аппаратом, что требует профессиона- лизма. В государственный аппарат входят армия, правоохрани- тельные органы, специализированные учреждения во многих об- ластях. Контроль за деятельностью этих органов и учреждений не может быть всенародным, но может и должен быть демократиче- ским, носить гласный характер, хотя и с допущением разумной и законом обусловленной секретности. Важную роль призваны иг- рать средства массовой информации. Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе рав- ных возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демо- кратических принципов в формировании и деятельности госу- дарственного аппарата — важная сторона народовластия.
Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и ор- ганы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции правами граждан, а также соот- ветствующими полномочиями выборных органов государства.
Глава 7. Конституционные характеристики
Российского государства
В понятие основ конституционного строя входят закреплен- ные конституцией характеристики государства. Статья 1 Консти- туции России устанавливает, что Российская Федерация есть де- мократическое, федеративное, правовое государство с республи- канской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 — как светское.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 66
§ 1. Демократическое государство
Таким называется государство, устройство и деятельность ко- торого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государст-
128 Раздел III. Основы конституционного строя во — важнейший элемент демократии гражданского общества,
основанного на свободе людей. Источником власти и легитима- ции всех органов этого государства является суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить государство демократиче- ским (это делают и тоталитарные государства), главное — обеспе- чить его устройство и деятельность соответствующими правовы- ми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра- тическое государство не может не быть одновременно конститу- ционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демокра- тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша- тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи- вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо- кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Важнейшими признаками демократического государства явля- ются реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Представительная демократия — осуществление народом вла- сти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Пред- ставительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета,
введение чрезвычайного и военного положения, разрешение тер- риториальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями,
но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать ис- полнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе дан- ные органы все же наделяются отдельными конституционными
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 129
полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, сте- пени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Дру- гое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкури- рующей законодательной власти, невмешательство исполнитель- ной власти в прерогативы представительных учреждений.
В Российской Федерации представительная демократия обес- печивается выборностью Государственной Думы и конституци- онно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер,
характеризует одно суверенное государство — Российскую Феде- рацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин- ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра- тического режима права и свободы становятся реальными, уста- навливается законность и исключается произвол силовых струк- тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо- кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за- крепила все известные мировой практике права и свободы, од- нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус- ловия.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару- шения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуж- дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра- ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна- ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допус-