ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1347
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 4. Социальное государство
Так называется государство, которое берет на себя обязан- ность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработ- ных, нетрудоспособных, инвалидов и т. д.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социаль- ное государство как бы исправляет формализм понятий «свобо- да» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.
Когда после Второй мировой войны в конституциях ряда за- падноевропейских стран появилась формула «социальное госу- дарство» (ФРГ, Франция, Италия и др.), многие исследователи
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 137
считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и проч.) или к разда- че пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство — это нечто боль- шее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюд- жет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содейство- вать увеличению числа мелких и средних собственников, охра- нять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др. Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкурен- цию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную ини- циативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против бо- гатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной соб- ственности.
Функции социального государства широки. Оно создает усло- вия для поддержания полной занятости, перераспределяет доходы через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечивает людям прожиточный минимум, охраняет наемный труд, заботит- ся об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохра- нении и т. д. Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы.
Социальное государство не имеет ничего общего с тоталитар- ным социализмом, оно рассматривается как составная часть кон- цепции демократического государства, хотя в ряде таких госу- дарств конституционно не признается (США, Великобритания,
Канада и др.). Однако функции социального государства, обеспе- чивающие слияние свободы и социальной защиты, присущи и этим государствам. В США, например, уровень социального обеспечения граждан по ряду показателей выше, чем в других странах.
Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики — в этом случае в связи со сме- ной правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или
138 Раздел III. Основы конституционного строя серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой за- конодательной и административной структуры социальной дея- тельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах. Это, следовательно,
структурная реформа всей экономической и политической систе- мы, основанная на консенсусе всех политических сил (либералов,
консерваторов, социал-демократов и др.).
Такая концепция социального государства на практике суще- ственно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализ- ма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовоч- ная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей мето- дами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета зна- чительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов неуклонно улучша- ется.
В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание ус- ловий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно,
слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием ко- торой является «достойная жизнь». Однако ч. 2 ст. 7 дает некото- рую расшифровку обязанностей государства:
• охрана труда и здоровья людей;
• установление гарантированного минимального размера оп- латы труда;
• обеспечение государственной поддержки семьи, материнст- ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
• развитие системы социальных служб;
• установление государственных пенсий, пособий;
• иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практи- ке развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин
«социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расшире- ния этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожале- нию, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, суще- ственно помогало бы становлению социального государства.
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 139
§ 5. Светское государство
Такая характеристика означает, что государство и религиоз- ные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вме- шиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Россий- скому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следую- щих положениях:
• никакая религия не может устанавливаться в качестве госу- дарственной или обязательной;
• религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В противовес светскому государству, установившемуся в боль- шинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют го- сударства, в которых одна из религий признается государствен- ной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израи- ле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий
(ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некото- рыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благо- творном воздействии религии на политику и общественную мо- раль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских,
гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государствен- ной существуют другие конфессии.
В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм,
баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходи- мые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное госу- дарство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь иг- рает незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправле- нию культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные дея- тели заняли видное место во многих общественных движениях.
Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет ни- каких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказываю-
140 Раздел III. Основы конституционного строя щиеся за преобразование своих республик в исламские государ- ства.
Закрепление светского государства отнюдь не означает умале- ние или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Кон- ституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу.
В равной степени государство не должно заниматься пропаган- дой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравствен- ный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.
Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ
характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом
«О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 6 июля 2006 г.) (ст. 5) установлено, что религиозные организа- ции вправе в соответствии со своими уставами и законодательст- вом Российской Федерации создавать образовательные учрежде- ния. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных обра- зовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного само- управления предоставляет религиозной организации возмож- ность обучать детей религии вне рамок образовательной про- граммы.
Светский характер государства означает, что официальные ли- ца государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе «О государствен- ной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от
2 февраля 2006 г.) установлено, что государственные служащие не имеют права использовать должностные полномочия в инте- ресах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним, если это не входит в их обязанности (п. 3 ст. 17). Подоб- ные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия, а также многонацио- нальным составом государственного аппарата, что требует от го- сударства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям.
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 141
§ 6. Республиканская форма правления
Положением, содержащимся в ст. 1, российская Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных совре- менному государству: республики и монархии. Российская Феде- рация провозглашена республикой, что означает выборность гла- вы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Консти- туция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известны три вида республики: парламентская, пре- зидентская и полупрезидентская.
В парламентской республике глава государства (президент) из- бирается парламентом, главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет кон- троль над правительством. В случае вынесения парламентом во- тума недоверия правительство автоматически подает в отставку
(или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место. Примеры: Италия,
ФРГ.
В президентской республике глава государства (президент) из- бирается населением (гражданами) и сам формирует правитель- ство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выно- сить вотум недоверия. Президент не имеет права роспуска парла- мента. Министры не могут быть одновременно членами парламента. Примеры: США, Мексика.
В полупрезидентской республике глава государства (президент)
избирается населением (гражданами) и сам формирует прави- тельство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке ре- шается президентом. Президент имеет право роспуска парламен- та. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и пар- ламент сохраняет элементы контроля над правительством. При- мер: Франция.
Близко к этой форме правления стоит так называемая парла- ментско-президентская республика (Украина), в которой полно- мочия разделены между президентом и парламентом, но пар- ламент играет более значительную роль, в том числе и при фор- мировании правительства.
142 Раздел III. Основы конституционного строя
Это самые общие черты различных видов республиканской формы правления, которые варьируются по-разному даже в при- веденных в качестве примеров странах в рамках одной формы правления. Особенности свойственны практически каждой стра- не, поскольку никто не хочет, да и не может в силу обстоятельств слепо копировать модель другой страны. Но если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведен- ными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская респуб- лика, но с более широкими полномочиями президента.
Рассмотрим вопрос о возможности реставрации монархии в
России. В современной России имеются политические движения,
выступающие за реставрацию монархии. Каковы юридические аргументы за или против позиции монархистов?
2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола и сложил с себя верховную власть. Однако он не передал ее закон- ному наследнику — царевичу Алексею, объяснив это нежеланием расстаться с сыном, а объявил о передаче наследия брату — вели- кому князю Михаилу Александровичу и благословил его на всту- пление на престол государства Российского. Но 3 марта великий князь отказался принять верховную власть, заявив о своем реше- нии «в том случае воспринять, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании устано- вить образ правления и новые основные законы государства Рос- сийского».
Временное правительство подготовило Положение о выборах в
Учредительное собрание, утвержденное 23 сентября 1917 г., но
1 сентября провозгласило Российскую республику, на что леги- тимных полномочий, безусловно, не имело (Государственная ду- ма фактически не работала). Что касается Октябрьского перево- рота и установления советской власти в форме республики Сове- тов, то монархисты не без основания отмечают, что легитимность всех конституционных установлений этого периода более чем со- мнительна, поскольку большевики разогнали Учредительное соб- рание, которое, однако, в первый день своей работы успело про- возгласить Россию республикой. И хотя в дальнейшем в стране
(до 1989 г.) не проводились свободные выборы, референдум
1993 г. и утверждение на нем Конституции с республиканской формой правления можно считать легитимным завершением спо- ра о судьбе монархии в России. Чтобы оспорить этот вывод, мо- нархистам приходится изыскивать доказательства в пользу неле-
Глава 8. Основы организации государственной власти 143
гитимности самой Конституции РФ и президентской власти, хотя последняя была учреждена опять же всероссийским референду- мом (1990 г.) и неоднократно подтверждена президентскими вы- борами 1991, 1996, 2000 и 2004 гг.
Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления
Прочность конституционного строя в существенной степени зависит от демократизма и рациональности организации государ- ственной власти. Государственная власть отличается правомочи- ем на принуждение граждан к соблюдению правопорядка, отсюда ее фактическая способность как содействовать реализации прав и свобод человека и гражданина, так и нарушать их при ненадле- жащем использовании своих правомочий. Поэтому гражданам небезразлично, как устроена государственная власть, на каких конституционных основах покоится огромная и опасная для сво- боды государственная машина.
Конституция РФ относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, свойства и качества государственной вла- сти, как суверенитет государства, разделение властей, органы го- сударственной власти. В определенном соотношении с органами государственной власти выступает местное самоуправление.
§ 1. Суверенитет Российской Федерации
Государство как официальный представитель народа в состоя- нии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и ин- тересы в полном объеме только тогда, когда оно является суве- ренным. Под суверенитетом государства понимается верховенст- во и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойст- во государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.
Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. На- род является создателем и носителем суверенитета государства,
волеизъявление народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государст- венного суверенитета, ибо любое ущемление независимости го- сударства, умаление верховенства власти означает нарушение ко-
144 Раздел III. Основы конституционного строя ренных интересов народа, создает источники внутренних или ме- ждународных конфликтов.
Верховенство государственной власти — это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей па- раллельные законы и регулирующей права и свободы граждан,
т. е. исключается двоевластие и признается единственная леги- тимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых выс- шими органами государственной власти.
Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечи- вать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каж- дого государственного органа действовать в пределах своей кон- ституционной компетенции. Эта самостоятельность государст- венной власти обеспечивается отсутствием зависимости (полити- ческой, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.
Суверенитет государства — неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъ- ектности. По этой причине первые демократические конститу- ции четко закрепляли неделимость суверенитета. Например,
Конституция Франции 1791 г. устанавливала: суверенитет «един,
неделим, неотчуждаем и неотъемлем». Но после Второй мировой войны цивилизованный мир осознал необходимость создания мирового сообщества. Та же Франция в преамбуле Конституции
1946 г. (эта преамбула не претерпела изменений и рассматривает- ся как часть действующей Конституции) установила, что она «со- глашается на условиях взаимности с ограничениями суверените- та, необходимыми для организации и защиты мира». Аналогич- ные положения были включены в конституции ряда других стран, что, в частности, позволило создать Европейский Союз.
Эти тенденции обошли Россию, которая, находясь с 1922 г. в составе СССР, фактически утратила свой суверенитет и не вы- ступала как субъект международного права. Восстановление су- веренитета РСФСР (это государство было суверенным с 1917 по
1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г., когда I Съезд народ- ных депутатов принял Декларацию о государственном суверени- тете РСФСР. Хотя в Декларации выражалась решимость создать демократическое государство в составе обновленного СССР, оче-
Так называется государство, которое берет на себя обязан- ность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработ- ных, нетрудоспособных, инвалидов и т. д.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социаль- ное государство как бы исправляет формализм понятий «свобо- да» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.
Когда после Второй мировой войны в конституциях ряда за- падноевропейских стран появилась формула «социальное госу- дарство» (ФРГ, Франция, Италия и др.), многие исследователи
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 137
считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и проч.) или к разда- че пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство — это нечто боль- шее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюд- жет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содейство- вать увеличению числа мелких и средних собственников, охра- нять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др. Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкурен- цию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную ини- циативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против бо- гатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной соб- ственности.
Функции социального государства широки. Оно создает усло- вия для поддержания полной занятости, перераспределяет доходы через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечивает людям прожиточный минимум, охраняет наемный труд, заботит- ся об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохра- нении и т. д. Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы.
Социальное государство не имеет ничего общего с тоталитар- ным социализмом, оно рассматривается как составная часть кон- цепции демократического государства, хотя в ряде таких госу- дарств конституционно не признается (США, Великобритания,
Канада и др.). Однако функции социального государства, обеспе- чивающие слияние свободы и социальной защиты, присущи и этим государствам. В США, например, уровень социального обеспечения граждан по ряду показателей выше, чем в других странах.
Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики — в этом случае в связи со сме- ной правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или
138 Раздел III. Основы конституционного строя серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой за- конодательной и административной структуры социальной дея- тельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах. Это, следовательно,
структурная реформа всей экономической и политической систе- мы, основанная на консенсусе всех политических сил (либералов,
консерваторов, социал-демократов и др.).
Такая концепция социального государства на практике суще- ственно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализ- ма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовоч- ная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей мето- дами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета зна- чительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов неуклонно улучша- ется.
В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание ус- ловий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно,
слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием ко- торой является «достойная жизнь». Однако ч. 2 ст. 7 дает некото- рую расшифровку обязанностей государства:
• охрана труда и здоровья людей;
• установление гарантированного минимального размера оп- латы труда;
• обеспечение государственной поддержки семьи, материнст- ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
• развитие системы социальных служб;
• установление государственных пенсий, пособий;
• иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практи- ке развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин
«социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расшире- ния этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожале- нию, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, суще- ственно помогало бы становлению социального государства.
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 139
§ 5. Светское государство
Такая характеристика означает, что государство и религиоз- ные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вме- шиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Россий- скому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следую- щих положениях:
• никакая религия не может устанавливаться в качестве госу- дарственной или обязательной;
• религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В противовес светскому государству, установившемуся в боль- шинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют го- сударства, в которых одна из религий признается государствен- ной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израи- ле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий
(ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некото- рыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благо- творном воздействии религии на политику и общественную мо- раль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских,
гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государствен- ной существуют другие конфессии.
В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм,
баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходи- мые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное госу- дарство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь иг- рает незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправле- нию культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные дея- тели заняли видное место во многих общественных движениях.
Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет ни- каких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказываю-
140 Раздел III. Основы конституционного строя щиеся за преобразование своих республик в исламские государ- ства.
Закрепление светского государства отнюдь не означает умале- ние или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Кон- ституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу.
В равной степени государство не должно заниматься пропаган- дой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравствен- ный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.
Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ
характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом
«О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 6 июля 2006 г.) (ст. 5) установлено, что религиозные организа- ции вправе в соответствии со своими уставами и законодательст- вом Российской Федерации создавать образовательные учрежде- ния. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных обра- зовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного само- управления предоставляет религиозной организации возмож- ность обучать детей религии вне рамок образовательной про- граммы.
Светский характер государства означает, что официальные ли- ца государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе «О государствен- ной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от
2 февраля 2006 г.) установлено, что государственные служащие не имеют права использовать должностные полномочия в инте- ресах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним, если это не входит в их обязанности (п. 3 ст. 17). Подоб- ные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия, а также многонацио- нальным составом государственного аппарата, что требует от го- сударства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям.
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 141
§ 6. Республиканская форма правления
Положением, содержащимся в ст. 1, российская Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных совре- менному государству: республики и монархии. Российская Феде- рация провозглашена республикой, что означает выборность гла- вы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Консти- туция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известны три вида республики: парламентская, пре- зидентская и полупрезидентская.
В парламентской республике глава государства (президент) из- бирается парламентом, главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет кон- троль над правительством. В случае вынесения парламентом во- тума недоверия правительство автоматически подает в отставку
(или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место. Примеры: Италия,
ФРГ.
В президентской республике глава государства (президент) из- бирается населением (гражданами) и сам формирует правитель- ство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выно- сить вотум недоверия. Президент не имеет права роспуска парла- мента. Министры не могут быть одновременно членами парламента. Примеры: США, Мексика.
В полупрезидентской республике глава государства (президент)
избирается населением (гражданами) и сам формирует прави- тельство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке ре- шается президентом. Президент имеет право роспуска парламен- та. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и пар- ламент сохраняет элементы контроля над правительством. При- мер: Франция.
Близко к этой форме правления стоит так называемая парла- ментско-президентская республика (Украина), в которой полно- мочия разделены между президентом и парламентом, но пар- ламент играет более значительную роль, в том числе и при фор- мировании правительства.
142 Раздел III. Основы конституционного строя
Это самые общие черты различных видов республиканской формы правления, которые варьируются по-разному даже в при- веденных в качестве примеров странах в рамках одной формы правления. Особенности свойственны практически каждой стра- не, поскольку никто не хочет, да и не может в силу обстоятельств слепо копировать модель другой страны. Но если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведен- ными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская респуб- лика, но с более широкими полномочиями президента.
Рассмотрим вопрос о возможности реставрации монархии в
России. В современной России имеются политические движения,
выступающие за реставрацию монархии. Каковы юридические аргументы за или против позиции монархистов?
2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола и сложил с себя верховную власть. Однако он не передал ее закон- ному наследнику — царевичу Алексею, объяснив это нежеланием расстаться с сыном, а объявил о передаче наследия брату — вели- кому князю Михаилу Александровичу и благословил его на всту- пление на престол государства Российского. Но 3 марта великий князь отказался принять верховную власть, заявив о своем реше- нии «в том случае воспринять, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании устано- вить образ правления и новые основные законы государства Рос- сийского».
Временное правительство подготовило Положение о выборах в
Учредительное собрание, утвержденное 23 сентября 1917 г., но
1 сентября провозгласило Российскую республику, на что леги- тимных полномочий, безусловно, не имело (Государственная ду- ма фактически не работала). Что касается Октябрьского перево- рота и установления советской власти в форме республики Сове- тов, то монархисты не без основания отмечают, что легитимность всех конституционных установлений этого периода более чем со- мнительна, поскольку большевики разогнали Учредительное соб- рание, которое, однако, в первый день своей работы успело про- возгласить Россию республикой. И хотя в дальнейшем в стране
(до 1989 г.) не проводились свободные выборы, референдум
1993 г. и утверждение на нем Конституции с республиканской формой правления можно считать легитимным завершением спо- ра о судьбе монархии в России. Чтобы оспорить этот вывод, мо- нархистам приходится изыскивать доказательства в пользу неле-
Глава 8. Основы организации государственной власти 143
гитимности самой Конституции РФ и президентской власти, хотя последняя была учреждена опять же всероссийским референду- мом (1990 г.) и неоднократно подтверждена президентскими вы- борами 1991, 1996, 2000 и 2004 гг.
Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления
Прочность конституционного строя в существенной степени зависит от демократизма и рациональности организации государ- ственной власти. Государственная власть отличается правомочи- ем на принуждение граждан к соблюдению правопорядка, отсюда ее фактическая способность как содействовать реализации прав и свобод человека и гражданина, так и нарушать их при ненадле- жащем использовании своих правомочий. Поэтому гражданам небезразлично, как устроена государственная власть, на каких конституционных основах покоится огромная и опасная для сво- боды государственная машина.
Конституция РФ относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, свойства и качества государственной вла- сти, как суверенитет государства, разделение властей, органы го- сударственной власти. В определенном соотношении с органами государственной власти выступает местное самоуправление.
§ 1. Суверенитет Российской Федерации
Государство как официальный представитель народа в состоя- нии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и ин- тересы в полном объеме только тогда, когда оно является суве- ренным. Под суверенитетом государства понимается верховенст- во и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойст- во государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.
Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. На- род является создателем и носителем суверенитета государства,
волеизъявление народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государст- венного суверенитета, ибо любое ущемление независимости го- сударства, умаление верховенства власти означает нарушение ко-
144 Раздел III. Основы конституционного строя ренных интересов народа, создает источники внутренних или ме- ждународных конфликтов.
Верховенство государственной власти — это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей па- раллельные законы и регулирующей права и свободы граждан,
т. е. исключается двоевластие и признается единственная леги- тимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых выс- шими органами государственной власти.
Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечи- вать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каж- дого государственного органа действовать в пределах своей кон- ституционной компетенции. Эта самостоятельность государст- венной власти обеспечивается отсутствием зависимости (полити- ческой, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.
Суверенитет государства — неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъ- ектности. По этой причине первые демократические конститу- ции четко закрепляли неделимость суверенитета. Например,
Конституция Франции 1791 г. устанавливала: суверенитет «един,
неделим, неотчуждаем и неотъемлем». Но после Второй мировой войны цивилизованный мир осознал необходимость создания мирового сообщества. Та же Франция в преамбуле Конституции
1946 г. (эта преамбула не претерпела изменений и рассматривает- ся как часть действующей Конституции) установила, что она «со- глашается на условиях взаимности с ограничениями суверените- та, необходимыми для организации и защиты мира». Аналогич- ные положения были включены в конституции ряда других стран, что, в частности, позволило создать Европейский Союз.
Эти тенденции обошли Россию, которая, находясь с 1922 г. в составе СССР, фактически утратила свой суверенитет и не вы- ступала как субъект международного права. Восстановление су- веренитета РСФСР (это государство было суверенным с 1917 по
1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г., когда I Съезд народ- ных депутатов принял Декларацию о государственном суверени- тете РСФСР. Хотя в Декларации выражалась решимость создать демократическое государство в составе обновленного СССР, оче-