ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1344
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
130 Раздел III. Основы конституционного строя тить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения зако- нов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
§ 2. Федеративное государство
Государственное устройство России основывается на принци- пе федерализма. Это означает, что государство состоит из не- скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес- публики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не- зависимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек- тами международного права.
Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го- сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра- лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление.
Эта форма государственного устройства тоже имеется в Россий- ской Федерации — унитарными (по своему внутреннему устрой- ству) являются республики — субъекты РФ.
Принятие Конституции РФ в 1993 г. проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода тоталитаризма. Не- смотря на проведенную в 1990—1991 гг. определенную демокра- тизацию государственного устройства Российской Федерации,
многие проблемы решены не были. Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование пол- ной самостоятельности и даже выхода из Российской Федера- ции. Равноправие субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных отношений на демократической ос- нове.
Конституция 1993 г. закрепила Федерацию, состоявшую к то- му времени из 89 равноправных субъектов, из которых 21 — рес- публики, 1 — автономная область, 10 — автономные округа и
57 — края, области и города (Москва и Санкт-Петербург)
1
. При этом края, области и города не являются национальными по на-
1
В 2004—2006 гг. произошло объединение семи субъектов РФ в три новых (см. § 1 гл. 18 учебника).
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 131
званию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности. В то же время предусматривается свойственное правовому государству равенство всех граждан, особенно важное в республиках, где доля титульной нации составляет менее половины населения.
В новых решениях есть значительное позитивное содержание.
Во-первых, Конституция приглушила (или приостановила) раз- витие деструктивного национализма в ряде регионов, предоста- вив правовую основу для удовлетворения национальных амбиций определенным кругам вместе с жизненно важными преимущест- вами пребывания в составе Российской Федерации. Всплеск на- ционализма стал следствием неразвитости гражданского общест- ва в республиках и «неосвоенности» идеи правового государства.
Во-вторых, коренное политическое и экономическое реформиро- вание страны властно требует предоставить регионам больше са- мостоятельности, ибо управлять новыми экономическими и по- литическими процессами в масштабах столь огромной террито- рии из столицы стало невозможным, к тому же такое управление пришло в противоречие с потребностями рыночной экономики и процессами политического плюрализма.
Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:
1) Российская Федерация состоит из республик, краев, облас- тей, городов федерального значения, автономной области, авто- номных округов — равноправных субъектов Федерации;
2) республики имеют свою конституцию и законодательство,
а другие субъекты — устав и законодательство;
3) федеративное устройство основано на государственной цело-
стности, единстве системы государственной власти, разграниче- нии предметов ведения и полномочий между органами государ- ственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и само-
определении народов в Российской Федерации;
4) во взаимоотношениях с федеральными органами государ- ственной власти все субъекты Федерации между собой равно-
правны.
Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный ха- рактер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг.
Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характе- ризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъект- ности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой ус-
132 Раздел III. Основы конституционного строя тановлено, что суверенитет Российской Федерации неделим
(«распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты
Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равнопра- вия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются госу- дарствами, а другие в лучшем случае только некими государствен- ными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноцен- ным конституции, и если да, то почему они по-разному называют- ся, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Озна- чает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее за- конно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Консти- туцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что оз- начает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношени- ях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Феде- рации?
Для того чтобы не порождать конституционные кризисы, по- требуется правовое разъяснение этих вопросов через решения
Конституционного Суда или принятие федеральных законов, а возможно, они будут отрегулированы путем вошедших в силу обычаев.
§ 3. Правовое государство
Так характеризуется государство, которое во всей своей дея- тельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового го- сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж- данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственно- сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра- ва человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
Первые представления о государстве, основанном на господ- стве закона, сложились еще в Древней Греции. Сократ, Платон,
Аристотель, Полибий развивали эти представления. Например,
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 133
Аристотель указывал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. В Средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства,
которая состоит в охране прав и свобод граждан. В эпоху начав- шихся демократических революций (XVII—XVIII вв.) эти идеи легли в основу новой государственности (их развивали в Голлан- дии — Г. Гроций и Б. Спиноза, в Англии — Т. Гоббс и Дж. Локк,
во Франции — П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро, в США —
Т. Джефферсон и Т. Пэйн). Но только в XIX в. в трудах немец- ких философов Э. Канта, Г. Гегеля, а также юристов Р. фон Мо- ля, К. Т. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая стала претворяться в жизнь.
В России эту теорию развивали Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяков- ский, П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев,
С. А. Котляревский, Г. Ф. Шершеневич и др., но переход к пра- вовому государству, по сути, обозначился только после 1905 г.
Вот, например, как определял правовое государство Б. А. Кис- тяковский: «Основной принцип правового или конституционно- го государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены опреде- ленные пределы, которые она не должна и не может преступить.
Ограничение власти в правовом государстве создается признани- ем за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновен- ных и неотчуждаемых прав»
1
Советское государство за все время своего существования бы- ло антиподом правового государства, и только с принятием в
1993 г. Конституции РФ начался процесс создания этого государ- ства в России.
Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче- ского государства. И в то же время можно выделить его основ- ные признаки (тем более что в Конституции РФ это понятие не раскрывается).
1. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина,
опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязан-
1
Лекции по государственному праву (общее и особенное): Прочита- ны в Московском коммерческом институте в 1908—1909 гг. М., 1909.
С. 7.
134 Раздел III. Основы конституционного строя ность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозво- лено» — важнейший принцип правового государства. Такой под- ход к правам и свободам буквально пронизывает Конститу- цию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, состав- ляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушают основные права и свободы. Это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием право- вой культуры. Но и сами граждане не приобрели еще навыков за- щиты своих прав. В правовом государстве нельзя избежать пра- вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеис- пользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.
2. Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.
Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон- ституции России, он также обеспечивается рядом других статей,
в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су- дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод- ства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключи- тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни- кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содер- жание под стражей допускаются только по судебному реше- нию — ст. 22 и др.).
Несомненно, в ходе судебной реформы будут существенно уг- лублены и детализированы конституционные гарантии независи- мости судов и расширена их компетенция.
3. Верховенство конституции по отношению ко всем норматив- ным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верхо- венство конституции и верховенство права тождественны.
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 135
В Конституции России закрепляется принцип верховенства
Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ
имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак- ты не должны ей противоречить. Органы государственной вла- сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж- дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должно- стные лица — от главы государства до рядового чиновника —
обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан- скую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен- ным вмешательством в жизнь гражданского общества.
Немаловажно, каким путем законы должны становиться из- вестными гражданам, поскольку в тоталитарном советском госу- дарстве часто применялись неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. Ныне в Конституции уста- новлено, что законы подлежат официальному опубликованию,
неопубликованные законы не применяются. Любые норматив- ные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанно- сти человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов уста- новлен Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г.
4. Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу- дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако- ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на- циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран- тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци- ального прогресса. Этим объясняется включение данного прин- ципа в конституции многих государств.
В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна- родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле- но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации явля- ются составной частью ее правовой системы. Но в Конституции
136 Раздел III. Основы конституционного строя не содержится определения этих принципов и норм, поэтому на- до исходить из международной практики, в которой под ними понимают Устав ООН; международные конвенции, как общие,
так и специальные; международные обычаи и общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Естественно,
при этом речь идет о тех принципах и нормах, которые признаны
Российской Федерацией.
Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение Рос- сийской Федерацией договоров с другими государствами регу- лируется Федеральным законом «О международных договорах
Российской Федерации».
Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю- чает еще очень много аспектов. Это и верховенство парламента в законодательной сфере, и демократический контроль за исполь- зованием армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство государства в работу средств массовой информации, и закон- ность методов деятельности органов контрразведки, и гласность внешнеполитических шагов правительства, и многое другое. Ра- зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни- тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 66