Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1346

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 8. Основы организации государственной власти 145
видный смысл провозглашенного суверенитета состоял в стрем- лении обеспечить свою независимость в первую очередь по отно- шению к СССР. Подтверждение государственного суверенитета было внесено в преамбулу действовавшей Конституции РСФСР.
Конституция 1993 г. содержит новые подходы к суверенитету государства. За лаконичностью ст. 4 чувствуется обеспокоенность в связи с возникновением центробежных тенденций и стремле- ние обеспечить территориальную целостность государства. Поло- жение о государственном суверенитете следует сразу же за стать- ей, в которой закреплен суверенитет народа, — этим подчеркива- ется их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в сле- дующих трех положениях:
1) суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;
2) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенст- во на всей территории России;
3) Российская Федерация обеспечивает целостность и непри- косновенность всей территории.
Эти формулировки особенно важны для понимания нового российского федерализма. Они не оставляют сомнения в том, что на территории Федерации не может быть каких-либо иных суве- ренитетов, что субъекты Федерации, даже имеющие статус госу- дарства, могут рассматриваться только как обладающие само- стоятельностью в пределах своих полномочий. Это, кстати, соот- ветствует ст. 73 Конституции, которая предоставляет субъектам
Федерации «всю полноту государственной власти», но только за вычетом полномочий по предметам ведения Федерации и полно- мочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъ- ектов. Последние, таким образом, не обладают суверенитетом, и любые попытки того или иного субъекта Федерации утвердить себя как суверенное государство противоречат Конституции РФ,
да и здравому смыслу. Самопровозглашенный суверенитет несо- вместим с признанием верховенства федеральной Конституции.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г.
указано: «Конституция Российской Федерации не допускает какого- либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо мно- гонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо сувере- нитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации исключает существова-


146 Раздел III. Основы конституционного строя ние двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и неза- висимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Рос- сийской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномо- чия, а также конституционно-правовой статус и полномочия респуб- лик не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлени- ем многонационального российского народа — носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который,
реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, консти- туировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве».
В таком же соотношении находятся Конституция РФ и феде- ральные законы, с одной стороны, и все нормативные акты субъ- ектов Федерации — с другой. Положение о «верховенстве на всей территории Российской Федерации» не может означать ничего другого, как установление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с кон- ституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Российский федерализм — это не многовластие, а ясное разделение полномо- чий единой по своей природе власти между Федерацией и ее субъектами. В ст. 5 в связи с этим закрепляется положение о го- сударственной целостности и единстве системы государственной власти.
Государственная целостность — одна из основ конституцион- ного строя Российской Федерации. Она закреплена в ст. 4 (ч. 3),
5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. «б») Конституции РФ. Конституци- онный Суд РФ в постановлении от 31 июля 1995 г. отметил: «Го- сударственная целостность — важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод».
Закрепляя принцип целостности территории Российской Фе- дерации, Конституция дает ясно понять, что отделение каких-ли- бо частей территории от Российской Федерации противоречило бы Конституции и вызвало бы соответствующие меры по обеспе- чению целостности государства. Это диктуется тем, что в силу длительного развития России как единого государства, создания единого экономического пространства с участием всех народов,
изменений национального состава населения в сторону смеше- ния этносов любая часть территории России не может рассмат-


Глава 8. Основы организации государственной власти 147
риваться как собственность одной нации. Сепаратизм противоре- чит ценностям правового государства и интересам самих наро- дов, тормозит экономический ^социальный прогресс, который в наше время возможен только в условиях максимальной интегра- ции народов. Эти положения выражают волю всего многонацио- нального народа России, принявшего данную Конституцию.
Конституционная цель сохранения целостности России как исторически сложившегося государства согласуется с общепри- знанными международными нормами о праве народа на самооп- ределение. Из принятой ООН 24 октября 1970 г. Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответст- вии с Уставом Организации Объединенных Наций, следует, что осуществление права народа на самоопределение «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые дей- ствия, которые вели бы к расчленению или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суве- ренных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов».
Важный аспект суверенитета — неприкосновенность террито- рии. Это положение Конституции обращено вовне государства,
оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии. Сочетание принципов неприкосновенности и целостности означает, что на- рушение или притязание на территорию любого региона являет- ся тем самым нарушением суверенитета Российской Федерации и влечет соответствующие меры с ее стороны. Понятие террито- рии Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суве- ренитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону, однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным правом.
Для понимания отношения Российской Федерации к своим границам важное значение имел Указ Президента РФ от 5 октяб- ря 1996 г., утвердивший Основы пограничной политики Россий- ской Федерации. «Пограничная политика страны, — отмечается в Основах, — направлена на обеспечение суверенитета, непри- косновенности и целостности территории, защиту национальных


148 Раздел III. Основы конституционного строя интересов Российской Федерации в ее пограничном пространст- ве». В Основах содержатся принципы пограничной политики страны: взаимное уважение суверенитета, территориальной цело- стности государств и нерушимости границ; приоритет нацио- нальных интересов Российской Федерации в пограничном про- странстве; мирное разрешение пограничных конфликтов; уваже- ние прав и свобод человека и гражданина. Отмечается, что
Российская Федерация не имеет территориальных претензий к другим государствам и что отвергаются любые территориальные притязания к России со стороны соседних государств.
Конституция прямо не устанавливает делимость государствен- ного суверенитета с мировым сообществом. Однако этот прин- цип, свойственный многим современным государствам, по суще- ству, как бы содержится в Конституции, хотя и не относится к основам конституционного строя. Так, ст. 79 гласит, что Россий- ская Федерация может участвовать в межгосударственных объе- динениях и передавать им часть своих полномочий в соответст- вии с международными договорами, если это не влечет ограниче- ния прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. В этой формулировке заложены принцип взаимности уступок полномо- чий (в соответствии с договорами) и четкие пределы таких усту- пок: не ограничивать права и свободы и не противоречить осно- вам конституционного строя.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   66

§ 2. Разделение властей
Идея разделения законодательной, исполнительной и судеб- ной властей сопровождает поиск человечеством идеального госу- дарства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов
(Аристотель, Полибий). Однако утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом государстве свя- зано с революциями XVII—XVIII вв., когда Дж. Локк (Велико- британия) и Ш. Монтескье (Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупот- ребления властью, свойственных феодальным монархиям. Пер- вые же конституции — США 1787 г., Франции 1789 г. — закре- пили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государствен- ной власти для осуществления главной функции государства —

Глава 8. Основы организации государственной власти 149
охраны свободы и прав человека. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (она является частью нынешней французской
Конституции) включает бессмертные строки: «Всякое общество,
в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16).
На протяжении XIX—XX вв. разделение властей завоевывало все более широкие позиции, превратившись со временем в обще- признанный принцип цивилизации и демократии.
Разделение властей, однако, было отвергнуто марксизмом-ле- нинизмом. В соответствии с этим учением в России, а затем и в других странах было построено тоталитарное государство, отка- завшееся от принципа разделения властей.
В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существен- но дополнен системой «сдержек и противовесов», которые позво- лили не только разделить три власти, но и конструктивно урав- новесить их. В сущности, США за всю свою историю не знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения вла- стей, особенно законодательной и исполнительной, периодиче- ски все же происходили.
Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления: парла- ментских республиках и парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодатель- ной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств. Так, ба- ланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается,
в частности, тем, что парламент может выразить недоверие пра- вительству, а глава государства может распустить парламент.
Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках.
В этих государствах признается необходимость сочетания парла- ментаризма и сильной президентской власти. Во Франции, на- пример, президент обладает широкими полномочиями и являет- ся в определенной мере носителем исполнительной власти, при осуществлении которой он, однако, не несет ответственности пе- ред парламентом. В то же время исполнительная власть принад- лежит также правительству, которое должно опираться на под- держку парламентского большинства. Схожее положение свойст- венно России.