ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1349
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 159
для регулирования экономики субъектами Федерации или мест- ными органами власти в пределах своего ведения.
Положение ч. 1 ст. 8 Конституции сформулировано таким об- разом, что его можно понимать и как согласие на международ- ную экономическую интеграцию, хотя в этом случае свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств потребует специальных актов, как внутренних, так и международно-право- вых.
Близким по содержанию является положение ч. 1 ст. 74 о
«свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств»,
означающее, что их движение не должно наталкиваться на тамо- женные барьеры, ограничиваться введением каких-либо пропус- ков или разрешений на ввоз и вызов, других препятствий. По су- ществу, речь идет о свободной торговле и банковской деятельно- сти, без чего немыслима экономическая интеграция. Еще в
1991 г. Указ Президента о едином экономическом пространстве
(действует в редакции Указа Президента РФ от 21 октября
2002 г.) установил общие правовые гарантии единства экономи- ческого пространства. Согласно этому Указу любые акты органов власти и решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны, признава- лись недействительными.
Поддержка государством конкуренции — лучший способ со- действия рыночной экономике. Конкуренция — самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принужде- ния и вмешательства со стороны властей. Она тем эффективнее,
чем меньше этого вмешательства и разного рода монополизма,
особенно государственного. Конкуренция помогает выявить весь потенциал человеческой энергии и инициативы, на первый взгляд кажется, что она оттесняет государство от экономики, но на самом деле требует от него поддержки и внимания, ибо ей по- стоянно угрожает монополизация. С помощью конкуренции ре- шаются проблемы экономического роста.
Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это прежде всего ликвидация государст- венного монополизма, разгосударствление, приватизация и ак- ционирование предприятий, специальные антимонопольные ме- ры, стимулирование инвестиционной активности. Такой полити- кой обеспечиваются улучшение качества и разнообразие товаров.
Свобода экономической деятельности — другой основопола- гающий принцип рыночной экономики. В сочетании с правом
160 Раздел III. Основы конституционного строя частной собственности это главный антипод тоталитарной госу- дарственной экономики с ее плановой и административно-ко- мандной системами. Свобода экономической деятельности озна- чает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовы- вать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торгов- лю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объеди- нения. Индивидуальное обогащение от такой деятельности, если она не противоправна, не только не враждебно интересам обще- ства, но как раз служит этим интересам.
В то же время свобода экономической деятельности требует от государства особенного внимания, ибо злоупотребление ею чревато социальным взрывом. Государство должно не просто га- рантировать эту свободу, но и регулировать ее использование,
придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпри- нимателя, например, не должна порождать произвол в создании условий труда для работников, нарушать права потребителей и социальную справедливость в обществе. Таким образом, провоз- глашение свободы экономической деятельности не только не ис- ключает, но предполагает детальное и систематическое государ- ственное регулирование экономических отношений.
§ 2. Собственность
Отношение к вопросу о собственности в решающей степени определяет реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему любого общества. В тоталитарном госу- дарстве господствуют государственная и кооперативная формы собственности, что ставит человека в зависимость от бюрокра- тии, принуждает к работе в коллективе, обрекает на безынициа- тивность и слепое подчинение официальным структурам. Совре- менное же гражданское общество позволяет человеку владеть всем, что он способен произвести или приобрести в соответствии с законом. Это общество вовсе не отторгает государственные и коллективные формы собственности, оно только следит за тем,
чтобы они не стали принудительными, а человек не был лишен права на индивидуальную инициативу. Правовое государство обязано признать право каждого человека на частную собствен- ность, поскольку это право составляет фундамент личной свобо- ды и опору общественной морали.
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 161
В Конституции РФ вопросу о частной собственности уделено значительное место в главе о правах и свободах человека и граж- данина. И этого, безусловно, было бы достаточно для того, чтобы гарантировать свободу каждого и незыблемость гражданского об- щества. Именно так и сделано в большинстве зарубежных кон- ституций.
Однако российская Конституция значительно усиливает пра- вовой статус частной собственности, излагая ее признание и за- щиту в главе об основах конституционного строя. При этом речь не идет об исключительном или тем более привилегированном положении частной собственности, а только о ее равном положе- нии с другими формами собственности. Если, таким образом, то- талитарное государство боится (и не без основания) частной соб- ственности, то правовое демократическое государство признает и защищает все формы собственности, что соответствует устремле- ниям его граждан.
В отличие от многих стран Конституция РФ не упоминает о возможности национализации в интересах общего блага, о необ- ходимости при этом соответствующей компенсации, о социаль- ной функции частной собственности, что открьтает путь к огра- ничению прав собственников. Но российский подход к частной собственности не чужд этих сторон социального либерализма,
основанием для признания которых служат другие основопола- гающие положения Конституции РФ (например, о социальном государстве). Жесткие либералистские формулировки Конститу- ции РФ в отношении права частной собственности, словно не допускающие каких-либо ограничений, на самом деле объясня- ются главным образом необходимостью утверждения этого права в стране, в которой оно десятилетиями принципиально отверга- лось. Но они не признают право частной собственности абсо- лютным и не исключают возможности ограничения этого права при определенных условиях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конститу- ции РФ.
Основу конституционного строя в Российской Федерации со- ставляют два основных положения, сформулированных в ч. 2
ст. 8 Конституции:
1) признаются: частная собственность; государственная, муни- ципальная и иные формы собственности;
2) все формы собственности защищаются равным образом.
Частная собственность является широким понятием. В это понятие включаются не только предметы, направленные на удов-
162 Раздел III. Основы конституционного строя летворение личных потребностей людей (дом, автомобиль, драго- ценности и проч.), но также промышленные, финансовые и тор- говые предприятия, преследующие цель извлечения прибыли. Их собственники (физические и юридические лица) обязаны соблю- дать законы, уплачивать налоги, но вправе распоряжаться ими по своему усмотрению (закрыть, слить, реорганизовать, продать) с соблюдением действующего законодательства. Государство не вправе вмешиваться в управление такими предприятиями.
Государственная собственность распространяется на имущест- во, различные предприятия или их часть, если эти предприятия были созданы на средства, принадлежащие государству. Субъек- тами этого права могут выступать как Российская Федерация, так и ее субъекты. В государственной собственности полностью или частично находятся некоторые заводы, торговые предприятия,
железные дороги, судоходные компании и др. Государство уста- навливает систему управления этими предприятиями.
Муниципальная собственность включает имущество город- ских и сельских поселений, а также других муниципальных обра- зований. Следует помнить, что на территории муниципальных образований находятся и объекты других форм собственности
(государственной, частной и иных). В муниципальной собствен- ности обычно находятся небольшие промышленные и торговые предприятия, жилые дома, которыми управляют органы местного самоуправления.
Упомянутые в Конституции «иные формы собственности»
включают собственность общественных объединений — проф- союзов, политических партий, различных общественных органи- заций. Это могут быть значительные объекты. Профсоюзы, на- пример, владеют гостиницами, административными зданиями,
автобазами, учебными заведениями, санаториями, домами отды- ха и профилакториями. В прошлом их собственность обладала отдельным конституционным статусом, но ныне этот статус яв- ляется общим с другими общественными объединениями. Под
«иными формами собственности» подразумеваются также такие разновидности коллективной собственности, как общая, совме- стная, общая долевая. Они отличаются от других по субъекту, но по существу выступают как все та же частная собственность.
В положении о формах собственности наиболее примечатель- ной является формула об их равной защите. Если в тоталитарном государстве откровенно отдавалось преимущество государствен- ной собственности по сравнению с общественной и личной, то
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 163
теперь этого нет. Правовое государство отвергает любые приви- легии или ограничения для какой-либо одной формы собствен- ности. Гражданский кодекс РФ установил единые принципы за- щиты права собственности независимо от формы собственности.
§ 3. Земля и другие природные ресурсы
Конституция РФ коренным образом изменила статус земли и других природных ресурсов. В тоталитарный период земля, ее не- дра, воды, леса рассматривались как обезличенное общенародное достояние, находились в исключительной собственности госу- дарства. Это препятствовало их рациональному использованию и неоправданно ограничивало права граждан. С началом реформ стало ясно, что необходимо изменить конституционный статус природных ресурсов с учетом потребностей народов и отдельных граждан. Осознание этой объективной необходимости происхо- дило в острой борьбе с консервативными силами, стремившими- ся сохранить бюрократический контроль над ресурсами и моно- польное господство колхозно-совхозной системы землепользова- ния.
Конституция закрепляет отношение к природным ресурсам не как к «общенародному достоянию», а как к «основе жизни и дея- тельности народов, проживающих на соответствующей террито- рии». Население любой территории вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти, газа, драгоценных металлов,
алмазов), кто бы ни осуществлял их добычу и использование —
государство, муниципальные органы, отдельные лица или их объединения.
В то же время земля и другие природные ресурсы не являются собственностью народов, живущих на соответствующей террито- рии, на что часто претендуют представители малых народов Се- вера. Признание ресурсов основой жизни и деятельности этих народов позволяет защищать их интересы, особенно в связи с быстрым развитием добывающих и промышленных отраслей, но не препятствует свободной конкуренции в освоении природных ресурсов.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. ука- зал, что народам, проживающим на территории того или иного субъ- екта РФ, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности,
т. е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного
164 Раздел III. Основы конституционного строя значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам РФ. Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов РФ и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.
В постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конститу- ционности Лесного кодекса РФ Конституционный Суд РФ указал,
что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспече- ния устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъек- тов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим; осуществляемые же в области использования, охраны, защиты и воспроизводства ле- сов как сфере совместного ведения полномочия Российской Федера- ции и ее субъектов распределены Лесным кодексом РФ на основе положений ст. 72 (п. «в», «г», «д», «к» ч. 1) и 76 (ч. 2 и 5) Конститу- ции РФ таким образом, чтобы при принятии соответствующих реше- ний была возможность обеспечить учет и согласование интересов
Российской Федерации и ее субъектов, в том числе по вопросам раз- граничения государственной собственности.
Сходные правовые режимы установлены в отношении других природных ресурсов Законом РФ «О недрах» (в редакции от 25 ок- тября 2006 г.), Федеральным законом «О животном мире» от 24 апре- ля 1995 г.
Субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственно- стью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, ко- торое ограничивает их использование в интересах всех народов Рос- сийской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Россий- ской Федерации.
Федеральный закон «О территориях традиционного природо- пользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г. ус- тановил правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования указанных наро- дов. Закон, в частности, указывает, что земельные участки и дру- гие природные объекты предоставляются лицам и общинам ма- лочисленных народов в «безвозмездное пользование». Допускает- ся изъятие этих участков и объектов для государственных или муниципальных нужд с возмещением убытков. Использование природных ресурсов осуществляется в соответствии с законода-