ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1350
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
170 Раздел III. Основы конституционного строя лали и уничтожали. Аналогичное положение существовало в гит- леровской Германии и других фашистских государствах.
Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в ка- честве государственной или обязательной всецело адресуется к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция,
ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию.
Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в сознание лю- дей в государственных школах и высших учебных заведениях, в государственных средствах массовой информации. Она не может быть критерием отбора граждан для службы в государственном аппарате и армии.
Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных вы- боров тех или иных политических сил со своей идеологией.
В этом случае должностные лица законодательной или исполни- тельной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком» и проводить соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их приверженности к той или иной идеологии,
программным установкам их партий очень трудно. Однако это ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к перестройке школь- ных и вузовских программ, к подчинению идеологическим уста- новкам государственных средств массовой информации. Недо- пустимы чистки государственного аппарата, армии и правоохра- нительных органов по идеологическим критериям. Не может быть и речи об уголовной ответственности за пропаганду циви- лизованных взглядов, теорий, идей и концепций.
В то же время негосударственные учебные заведения и средст- ва массовой информации сохраняют право пропагандировать только свою идеологию. Такая деятельность прямо отражает га- рантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.
Продолжением идеологического многообразия является поли- тическое многообразие, многопартийность, которые также закре- пляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). В демократическом го- сударстве признается, что политические партии выражают инте- ресы основных социальных групп населения.
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 171
Партии разрабатывают и представляют избирателям альтерна- тивные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, реше- ний проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выра- жающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, обычно разра- батываемые политическими партиями. Многопартийность, сле- довательно, выступает как форма политической демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.
Порядок создания политических партий, финансирования го- сударством их деятельности в избирательных кампаниях устанав- ливается законом. Такое законодательство существует практиче- ски во всех развитых странах, чем признается важная роль пар- тий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политиче- ских партий, на их деятельность распространяется принцип сво- боды общественных объединений, также закрепляемый в консти- туционном порядке (ст. 30 Конституции РФ). Отношения госу- дарства с партиями часто бывают весьма сложными, поскольку именно партии образуют оппозицию правительству — парла- ментскую и внепарламентскую. Но это не может стать основани- ем для какого бы то ни было ограничения деятельности отдель- ных партий, а тем более их запрещения.
В демократических странах встречаются различные партий- ные системы — двухпартийные, многопартийные. Это зависит от активности самих граждан, состояния их политического созна- ния. Однако ни в одной из таких стран не существует однопар- тийной системы — это признак тоталитарного государства или крайне низкого развития политической культуры. Конституция
России отвергает однопартийность, и любые попытки ликвиди- ровать плюрализм в пользу одной «руководящей и направляю- щей» силы следует квалифицировать как антиконституционный переворот. По смыслу Конституции, правомерна только такая партийная система, которая включает как минимум две полити- ческие партии. Государство не может, конечно, регулировать ко- личество партий, но оно заинтересовано в создании жизнеспо- собной политической системы, чтобы в парламентах были пред- ставлены крупные партии, выражающие устойчивые интересы широких слоев населения. Свобода создания политических пар- тий не должна служить инструментом для прихода к власти раз- ного рода экстремистов и криминальных элементов.
172 Раздел III. Основы конституционного строя
Все партии, как и другие общественные объединения, равны перед законом. Это означает, что к ним предъявляются одинако- вые требования при регистрации, устанавливается единый поря- док защиты имущества и прекращения деятельности. Но это не означает, что во всех случаях партии должны оказываться в рав- ном положении. Например, если партия не набирает установлен- ного законом количества подписей при выдвижении кандидатов,
то она лишается права требовать занесения этих кандидатов в из- бирательные бюллетени. Практически во всех странах малочис- ленные партии жалуются на дискриминацию, но чаще всего речь идет о неизбежной государственной селекции в целях создания реальных и эффективных механизмов формирования органов власти. Отдельные условия, которые в равной мере ставятся пе- ред всеми партиями, не означают нарушения равенства прав всех общественных объединений для их участия в политической жиз- ни. Также не нарушают принципа свободы деятельности законо- дательные ограничения хозяйственной деятельности партий и других общественных объединений, если эта деятельность не со- ответствует уставным целям, направлена на извлечение прибыли в личных интересах отдельных руководителей и т. д.
Правовое положение партий (институциализация) в каждой стране имеет особенности. Место и роль партий фиксируются в
Основном законе Германии («партии содействуют формирова- нию воли народа» — п. 1 ст. 21), в конституциях Испании, Пор- тугалии, Греции и др. Свобода создания и деятельности партий закреплена в конституциях или судебных решениях США, Фран- ции, Германии, Португалии и др. В то же время от них конститу- ционно требуется «уважать принцип национального суверенитета и демократии» (Франция), соответствовать «основам свободного демократического строя» (Германия). В некоторых государствах действуют законы, регламентирующие широкий круг вопросов,
связанных с образованием и деятельностью партий (Россия, Гер- мания, Австрия, Португалия, Испания и др.). В других законода- тельно регулируется только финансирование партий (Франция,
Италия, Швеция, Финляндия и др.). Законы многих стран прямо запрещают партии фашистского толка (Италия, Испания, Порту- галия и др.), но в любом случае запрещение партии возможно только судебным решением. Для предотвращения коррупции за- коны регулируют размеры частных пожертвований в партийные кассы, ограничивают предвыборные расходы партий, вводят го- сударственное финансирование партий (США, Россия и др.).
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 173
В Российской Федерации Федеральный закон «О политиче- ских партиях» (в редакции от 30 декабря 2006 г.) установил тре- бования к партиям: в партии должно состоять не менее 50 тыс.
членов, при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее
500 членов, а в остальных — не менее 250. Партии, не отвечаю- щие этим требованиям Закона, подлежат преобразованию в об- щественные объединения или ликвидации. Запрещено создание и деятельность партий, цели которых направлены на насильст- венное изменение основ конституционного строя и целостности
Российской Федерации, подрыв безопасности государства, созда- ние вооруженных и военизированных формирований, разжига- ние социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Не допускается создание структурных подразделений партий в органах государственной власти и органах местного самоуправле- ния, в Вооруженных Силах, в правоохранительных и иных госу- дарственных органах, на предприятиях и в учереждениях, вмеша- тельство партий в учебный процесс. Закон устанавливает поря- док регистрации партий, которую осуществляет Министерство юстиции РФ, внутреннее устройство партии, а также государст- венную поддержку и государственное финансирование партий,
их участие в выборах и референдумах. Регламентирован порядок приостановления деятельности и ликвидации политических пар- тий (см. также § 2 гл. 12 учебника).
§ 5. Общественные объединения
В это понятие включаются как политические партии, так и разного рода общественные организации — профсоюзы, моло- дежные, женские организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всегда велико. Общественные объединения —
это проявление самодеятельности народа, его участия в общест- венной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть демократии и форма жизни гражданского общества. Кон- ституция РФ гарантирует право граждан создавать общественные объединения и свободу их деятельности (ст. 30).
Общественные объединения нуждаются в определенных, уста- новленных законом правах, и прежде всего свободно осуществ- лять свои уставные задачи. Для этого они учреждают свою прес- су, создают предприятия и другие хозяйственные единицы, бес- препятственно собирают членские взносы. Они самостоятельно
174 Раздел III. Основы конституционного строя расходуют средства из собственного бюджета, обладают жилищ- ным фондом и т. д. Государственные органы не вправе вмеши- ваться в их внутреннюю деятельность, хотя могут помогать неко- торым из них. Эти объединения участвуют в работе многих орга- нов государственной власти и государственных совещаниях.
Например, их представители участвовали в работе Конституци- онного совещания, созванного Президентом для разработки про- екта Конституции. Общественные объединения тесно сотрудни- чают с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.
Помимо этого «высшего уровня» сотрудничества, осуществля- ется привлечение общественных объединений к работе ряда ми- нистерств и ведомств. Так, профсоюзы входят в состав Трехсто- ронней комиссии по социально-трудовым вопросам, участвуют в работе Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и др. Таким пу- тем демократическое государство стремится противостоять бюро- кратизации государственного аппарата, обеспечивать гласность его работы и устойчивую связь с общественностью.
Государству небезразличны цели и задачи общественных объ- единений, поскольку некоторые объединения могут действовать в антигосударственных и антиобщественных целях. Такие объе- динения ставятся вне закона, прямо запрещаются или преследу- ются. К их числу относятся, например, террористические орга- низации, фашистские объединения и т. п. Однако ограничение права на их создание или деятельность возможно только на осно- ве конституционных или законодательных норм и только по су- ду. В Российской Федерации для проверки законности целей и действий общественных объединений введена процедура их реги- страции, осуществляемая Министерством юстиции, но отказ в регистрации дает право на обжалование в суд.
Согласно Конституции (ч. 5 ст. 13) запрещению подлежат обще- ственные объединения, цели и действия которых направлены на:
1) насильственное изменение основ конституционного строя;
2) нарушение целостности Российской Федерации;
3) подрыв безопасности государства;
4) создание вооруженных формирований;
5) разжигание социальной, расовой, национальной и религи- озной розни.
Эти пять оснований сформулированы в предельно сжатой форме, а потому требуют значительной детализации в специаль- ных правовых актах или судебных решениях. Это особенно важ-
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 175
но для того, чтобы избежать чиновничьего субъективизма в оценке целей и действий объединений. Государство правомерно стремится обезопасить себя и общество от организованного экс- тремизма, сепаратизма, терроризма, способных дестабилизиро- вать обстановку, подорвать конституционную законность и соз- дать опасность государственного переворота. Государство не мо- жет терпеть на своей территории каких-либо вооруженных формирований, кроме тех, которые подчинены правительству.
Оно обязано гарантировать спокойную жизнь Escex социальных,
расовых, национальных, религиозных групп. Одновременно эти гарантии направлены против разжигания межклассовых столкно- вений, межэтнических и межнациональных конфликтов, а в ко- нечном счете и гражданской войны. Этим целям служит Феде- ральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
(в редакции от 27 июля 2006 г.). Под определение экстремист- ской деятельности подпадают действия общественных и религи- озных объединений либо иных организаций и их руководителей,
средств массовой информации, физических лиц по насильствен- ному изменению конституционного строя, захват или присвое- ние властных полномочий, подрыв безопасности РФ, создание незаконных вооруженных формирований, публичная клевета в отношении государственных деятелей, осуществление террори- стической деятельности, возбуждение национальной, социальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, пропаганда превосходства или неполноценности граж- дан по социальным, расовым, религиозным, национальным или языковым основаниям, осуществление массовых беспорядков и хулиганских действий и актов вандализма, финансирование ука- занной деятельности и др. Закон относит к экстремистской дея- тельности, в частности, пропаганду и публичное демонстрирова- ние нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Осуществление такой деятельности, по- влекшей за собой нарушение прав и свобод человека и граждани- на, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности,
собственности, законным экономическим интересам физиче- ских и (или) юридических лиц, обществу и государству или соз- дающей реальную угрозу такого вреда, а также деятельности со- ответствующего общественного или религиозного объединения,