Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1353

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

176 Раздел III. Основы конституционного строя не являющегося юридическим лицом, влечет за собой ответст- венность.
Механизм ответственности предусматривает предостережение,
приостановление, предупреждение, ликвидацию и запрещение экстремистской организации по заявлению Генерального проку- рора решением суда. За осуществление такой деятельности ответ- ственность несут также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Общественным объединением особого рода является Общест- венная палата РФ, создаваемая на основе Федерального закона
«Об Общественной палате Российской Федерации» от 27 декабря
2005 г. Палата обеспечивает взаимодействие граждан Российской
Федерации с федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов РФ и органами ме- стного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного кон- троля за деятельностью Правительства, органов исполнительной власти и местного самоуправления и за соблюдением свободы слова в СМИ. Она формируется на основе добровольного уча- стия в ее деятельности граждан, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. Среди целей и задач палаты — поддержка разного рода гражданских инициатив, про- ведение общественной экспертизы законов, выработка рекомен- даций органам власти и др.
Закон устанавливает полномочия этого органа по осуществле- нию общественного контроля за соблюдением свободы слова в
СМИ. В частности, Общественная палата наделена правом при- влекать граждан, общественные объединения и представителей
СМИ к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в СМИ, реализации права граждан на распространение ин- формации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, а также вырабатывать по данным вопросам рекомендации. Закон также предоставляет Об- щественной палате право давать заключения о нарушениях сво- боды слова в СМИ, которые в зависимости от содержащихся в них выводов могут направляться в регистрирующие, надзорные или правоохранительные органы, в СМИ, допустившие наруше- ния, либо непосредственно учредителям или руководству этих


Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 177
СМИ, а также иные компетентные государственные органы или должностным лицам.
Общественная палата состоит из 126 граждан, одна треть ко- торых утверждается Президентом РФ, а две трети формируются общественными объединениями. Члены палаты избирают совет
Общественной палаты и секретаря. Федеральный закон закреп- ляет гарантии и формы деятельности палаты, правовое положе- ние ее членов и проч.
Общественная палата РФ призвана способствовать становле- нию гражданского общества в России, развитию демократиче- ской активности ее граждан.

Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Глава 10. Общие положения
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   66

§ 1. Учение о свободе
Институт прав и свобод является центральным в конституци- онном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это сердцевина конститу- ционного строя.
Философской основой этого института является учение о сво- боде как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для то- го, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.
В XVIII в. происходит документальное закрепление естествен- но-правового понимания свободы.
В Декларации независимости США 1776 г. говорится: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неот- чуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, сво- бода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреж- дены среди людей правительства, заимствующие свою справед- ливую власть из согласия управляемых».
В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция)
сказано: «1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Тако- вы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угне- тению».
Эти великие документы, действующие в своих странах и по- ныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие ус- пехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, соци- альной защиты населения. Обратный результат явило собой об-

Глава 10. Общие положения 179
щество без свободы — социализм. Социалистический экспери- мент ясно продемонстрировал, что экономика и культура без свободы в конечном счете приводят к застою и деградации, уби- вают энергию и инициативу человека, останавливают социаль- ный прогресс.
Вторая половина XX в. ознаменована обострением идейно- политической борьбы вокруг прав и свобод человека. После не- скольких десятилетий безуспешных усилий заставить людей за- быть о свободе рухнули тоталитарные режимы, права и свободы приобрели прочное международно-правовое закрепление. Мощ- ными союзниками свободы и прав человека стали этика и куль- тура. Конституционные системы большинства стран мира закре- пляют соответствующие институты, признавая их основными.
Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод че- ловека и гражданина, постоянно развивается философами, поли- тологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс ме- жду свободой и социальной справедливостью, свободой и госу- дарственным регулированием. Эти соотношения стали еще более сложными в постиндустриальную эпоху, которая связана с новы- ми представлениями об идеальном обществе, справедливости и государстве. Однако никакие новации не в состоянии поколебать такие вечные ценности, как свобода и сложившиеся в муках представления человечества о неотъемлемых правах человека.
При всей своей многогранности и сложной детерминирован- ности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:
1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуж- дать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав —
главное назначение государства;
2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей.
Равенство возможностей для всех — основа свободы;
3) границы свободы могут быть определены только законом,
который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антаго- нисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;
4) часть дозволенного определяется через права человека. За- крепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один перечень прав не исчер- пывает содержания свободы;


180 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
5) ограничение прав возможно исключительно с целью способ- ствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Разумеется, это самые общие философские постулаты и при- том имеющие прямое значение только для конституционно-пра- вовой концепции. У этого учения есть и другие аспекты, как, на- пример, связь свободы с моралью и политической культурой, без учета которых свобода вырождается в циничную вседозволен- ность или разрушительную анархию. Но это уже не сфера кон- ституционного права.
Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закреп- ляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рож- дения, а в ч. 3 — что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Та- кой подход способствует глобальной унификации прав и свобод,
обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.
Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и не- разрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возмож- ностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Кон- ституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституци- онно-правовых норм. Иное дело свобода как субъективная воз- можность совершать или не совершать какие-то действия (на- пример, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъектив- ное право», а различие объясняется только тем, что такая юриди- ческая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать,
что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) яв- ляется юридической формой реализации свободы народа и от- дельного человека в общем, философском смысле этого слова.
§ 2. Природа конституционных прав и свобод
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли сво- его постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам), он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, граж- данином которого он является, а также государства, в котором он

Глава 10. Общие положения 181
находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публич- ной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.
Подобно тому, как человек рождается на свет с головой, рука- ми, ногами, разумом и сердцем, так он рождается и свободным.
Это акт природы, а при религиозном подходе — Творца. Сово- купность основных, т. е. неотчуждаемых, прав это и есть естест- венное право.
Состояние свободы реализуется через субъективные права,
которые указывают направления и формы использования свобо- ды. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а пото- му неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для под- держания условий реализации свободы. Государство через зако- ны закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закреп- ление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.
Конституционные права и свободы — это не все права и сво- боды, которыми обладает человек, а только основные, или фунда- ментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конститу- ции РФ (ч. 1 ст. 55) по этому поводу говорится: «Перечисление в
Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других обще- признанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что ес- ли бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формули- ровку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.
Следовательно, под конституционными правами и свободами по-
нимаются наиболее важные права и свободы человека и граждани-
на, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие
высшую юридическую защиту.


182 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Конституционные права и свободы являются главным эле- ментом конституционных правоотношений. Эти правоотноше- ния возникают между человеком (гражданином) и государством,
порождая обязанность государства защищать и охранять основ- ные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гра- жданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, кото- рые государство признало естественными и неотъемлемыми.
Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции.
В то же время конституция связывает основные права и сво- боды с обязанностями человека и гражданина. Совокупность ос- новных прав, свобод и обязанностей образует конституционно- правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении ка- ждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любых законных действий.
Понимание отношений человека и государства как правоот- ношений не означает тотальной зарегламентированное™. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении за- щиты своих прав (при необходимости), а для государства —
в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и госу- дарство «выясняют отношения» по поводу конституционных обя- занностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает)
соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным. Характерно, что миллионы сознательных людей в демократических государствах за всю свою жизнь не имеют ни одного столкновения с властью.
Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
• конституционно-судебный механизм (конституционные су- ды);
• судебная защита (суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
• административные действия органов исполнительной вла- сти;
• законная самозащита человеком своих прав;
• международно-правовой механизм.

Глава 10. Общие положения 183
В ряде стран этот механизм носит более разветвленный харак- тер, будучи дополнен административной юстицией (администра- тивные суды, квазисудебные органы для рассмотрения споров между человеком и правительственными органами), а также тру- довой юстицией (для рассмотрения трудовых споров, в том числе и между работниками и государством). Однако в Российской Фе- дерации эти формы правозащитной деятельности государства по- ка не получили развития, административные споры рассматрива- ются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
§ 3. Права человека и права гражданина: в чем отличие?
Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связ- ке», однако их содержание не тождественно. Права человека про- истекают из естественного права, а права гражданина —- из пози- тивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рож- дения независимо от того, являются они гражданами государст- ва, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в се- бя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, ка- ждый гражданин того или иного государства обладает всем ком- плексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном госу- дарстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и сво- боды», синтезирующий обе группы прав и свобод.
Права гражданина — своеобразное ограничение равенства ме- жду людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают воз- можность участия в государственных делах, в выборах высших органов государственной власти, допуска в своей стране к госу- дарственной службе. Следовательно, лица, не имеющие граждан- ства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискрими- нация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить ука- занные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности.
Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обя- занностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать нало- ги и др.).