ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1352
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
184 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Россий- ской Федерации право частной собственности относится к кате- гории прав человека, а право частной собственности на землю —
только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гаран- тий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).
В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культу- ры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает мно- го людей, которые по разным причинам или временно не приоб- ретают гражданства государства пребывания. Их положение оп- ределяется только статусом прав человека, который, однако,
охраняется каждым государством в силу его конституции и меж- дународного права.
В связи с этим конституции стран мира, следуя установив- шейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право...»,
«никто не может быть лишен...», «все», «личность». Права чело- века подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то
«гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим граж- данство данного государства, то употребляется четкая формули- ровка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологи- ческим различием стоит различие правового статуса, т. е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.
§ 4. Международно-правовой базис прав человека
После Второй мировой войны началось интенсивное осозна- ние мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превра- щаться в международную, в результате чего конституционное право стало все больше подпадать под влияние международных стандартов. Сегодня уже общепризнано, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового со- общества и являются достоянием всей цивилизации.
Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощ- рении и развитии уважения к правам человека и основным сво-
Глава 10. Общие положения 185
бодам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Ус- таве Организации Объединенных Наций. Однако потребовалось время, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декаб- ря 1948 г. (СССР и другие социалистические страны при голосо- вании воздержались).
Е5сеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и
30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Далее провозглашаются права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права, на кото- рые человек вправе претендовать как «член общества» (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.). Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека.
В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и по- литических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих ак- тах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам челове- ка, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворе- нию в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. В 1984 г. анало- гичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный между- народный кодекс прав человека и гражданина, а государства-уча- стники взяли на себя обязательство принять необходимые зако- нодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.
В идентичных преамбулах к каждом пакту отмечается, что достоинство, равные и неотъемлемые права людей являются ос- новой свободы, справедливости и всеобщего мира и что права вытекают из присущего человеческой личности достоинства.
Указывается также, что идеал свободной человеческой личности,
186 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами,
так же как и своими гражданскими и политическими правами.
Оба пакта закрепляют право народов на самоопределение, равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми правами чело- века, гарантии от нарушения или необоснованного ограничения какого-либо права человека или какой-либо из основных свобод.
Пакты также препятствуют ограничению государствами уже су- ществующих прав на их территории под тем предлогом, что в пакте не признаются такие права или признаются в меньшем объеме.
Международный пакт об экономических, социальных и куль- турных правах признает право на труд, на справедливые и благо- приятные условия труда, право создавать профессиональные сою- зы и вступать в них, право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, право семей, матерей, детей и подрост- ков на самую широкую охрану и помощь, право на достаточный жизненный уровень, право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, право на образование,
право на участие в культурной жизни.
Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает широкий круг личных и политических прав:
право на жизнь, запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, рабства, под- невольного труда, произвольного ареста или содержания под стражей, право лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение.
Закрепляется свобода передвижения и выбора местожительства,
равенство перед судом и гарантии при уголовном преследовании.
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на при- знание его правосубъектности; запрещается произвольное или незаконное вмешательство в личную и семейную жизнь челове- ка, посягательство на неприкосновенность его жилища или тайну корреспонденции.
Статьями Пакта защищается право на свободу мысли, совести и религии, право на свободное выражение своего мнения. Всякая пропаганда войны и выступления в пользу национальной, расо- вой или религиозной ненависти, представляющие собой подстре- кательство к дискриминации, вражде или насилию, должны быть запрещены законом. Пактом признается право на мирные собра-
Глава 10. Общие положения 187
ния и на свободу ассоциаций. Закреплены права мужчин и жен- щин, достигших брачного возраста, вступать в брак и основывать семью и принцип равенства прав и обязанностей супругов в от- ношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. Устанавливаются также меры по защите прав детей и признается право каждого гражданина принимать уча- стие в ведении государственных дел своей страны. Все люди рав- ны перед законом и имеют право на равную защиту закона. Пак- том предусматривается и ряд других прав и свобод человека.
Оба пакта уделяют внимание проблеме ограничения прав.
Международный пакт об экономических, социальных и культур- ных правах предусматривает, что права, изложенные в этом доку- менте, могут быть ограничены в соответствии с законом, но только постольку, поскольку это совместимо с природой указан- ных прав, и исключительно с целью способствовать общему бла- госостоянию в демократическом обществе.
Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит общего положения, которое допускает ограничения в отношении осуществления всех прав, изложенных в Пакте. Од- нако некоторые права не должны подвергаться никаким ограни- чениям, кроме тех, которые установлены законом и которые не- обходимы в интересах государственной безопасности. В связи с этим осуществление таких прав, как право на жизнь, свобода от пыток, свобода от рабства и подневольного состояния, право на защиту от лишения свободы за невыплату долга, свобода от об- ратной силы уголовного законодательства, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии, ни в ка- ком случае не может быть приостановлено или ограничено даже во время чрезвычайного положения.
Ограничение или приостановление осуществления прав при чрезвычайном положении допускается только «в такой степени, в какой это требуется остротой положения» и не может повлечь дискриминацию на основе расы, цвета кожи, пола, языка, рели- гии или социального происхождения. О таком ограничении или приостановлении осуществления прав необходимо уведомлять
ООН.
Принятый одновременно с Пактом о гражданских и полити- ческих правах Факультативный протокол предоставил возмож- ность Комитету по правам человека, созданному в соответствии с положениями этого Пакта, получать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений ка-
188 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина кого-либо из прав, изложенных в Пакте. Второй Факультатив- ный протокол (1989 г.) направлен на отмену смертной казни.
Поскольку демократические государства рассматривают обще- признанные нормы и принципы международного права состав- ной частью своей правовой системы, пакты являются для таких государств правовыми актами прямого действия. Это тем более важно, что установленные ими стандарты шире содержания мно- гих конституций.
Важнейшим международно-правовым актом о правах челове- ка является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ра- тифицировала 30 марта 1998 г.). Участниками Конвенции явля- ются члены Совета Европы, который является межправительст- венной организацией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верхо- венства права и принцип, в соответствии с которым все лица, на- ходящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое рассматри- вается как способное и стремящееся соответствовать положени- ям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в
1996 г. принята Россия).
Конвенция закрепляет ряд личных экономических, политиче- ских и социальных прав: право на жизнь; запрет пыток, бесчело- вечного или унижающего достоинство обращения или наказа- ния; запрет рабства и принудительного труда; право на свободу и личную неприкосновенность; право на справедливое судебное разбирательство; неприменение обратной силы закона в уголов- ном праве; право на уважение частной и семейной жизни, жили- ща и корреспонденции; свободу мысли, совести и религии; сво- боду выражения мнений; свободу информации; свободу собра- ний и объединений; право на эффективное средство правовой защиты; запрет дискриминации; право на свободное вступление в брак, создание семьи и равенство супругов; свободу ассоциаций и право создавать профсоюзы; право на образование; право на свободные выборы; свободу передвижения и выбора местожи- тельства; право гражданина покидать страну и возвращаться в нее; запрет высылки иностранцев. Протокол № 6 к Конвенции содержит запрет смертной казни. В Протоколе № 7 закреплены процедурные гарантии в случае высылки иностранцев, право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстан-
Глава 10. Общие положения 189
ции, компенсации в случае судебной ошибки, право не быть су- димым дважды за одно преступление, равноправие супругов.
В 1990-е гг. был принят ряд протоколов, которыми совершенст- вуется контрольный механизм, созданный в соответствии с Кон- венцией.
Правом на обращение по поводу предусмотренных Конвенци- ей прав и свобод обладают: государство-участник (если оно пред- полагает нарушение норм Конвенции в другом государстве-уча- стнике); неправительственные организации; любое лицо; группа лиц. Однако Конвенция защищает только права отдельных лиц,
и соответственно в последнем случае участник групповой пети- ции должен доказать, какой ущерб нанесен ему индивидуально.
Специальным разделом учрежден Европейский Суд по правам человека, призванный обеспечивать соблюдение обязательств го- сударствами-членами по настоящей Конвенции.
Россия, вступив в Совет Европы, подписала протокол о при- соединении к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Тем самым она взяла на себя обязательство обеспечить своим гражданам возможность использования прав и свобод, их гарантий, предусмотренных Конвенцией; признала также юрис- дикцию Европейского Суда по правам человека и обязательность исполнения его решений.
Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой об- ласти — конвенции и рекомендации — приняты специализиро- ванной организацией ООН — Международной организацией тру- да (МОТ).
Важным каналом утверждения прав и свобод человека и граж- данина является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В Заключительном акте Совещания по безо- пасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г.,
один из разделов посвящен правам и свободам человека и содер- жит обязательство государств-участников (в число которых вхо- дит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство — участник этой организации вправе привлекать внимание других государств-участников по дипломатическим ка- налам к фактам нарушения прав человека в любом государстве,
являющемся ее участником. Сотрудничество в области прав и
190 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина свобод человека является содержанием понятия «человеческое измерение ОБСЕ». Большое внимание правам и свободам чело- века и гражданина уделяет Хартия для новой Европы, принятая в
Париже 21 ноября 1990 г.
Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующих норм в Конституции России. Часть 1 ст. 17
устанавливает: «В Российской Федерации признаются и гаранти- руются права и свободы человека и гражданина согласно общепри- знанным принципам и нормам международного права и в соответ- ствии с настоящей Конституцией». Такая формулировка означает,
что любое из прав человека, перечисленных в международно-пра- вовых актах, действует в России только в том случае, если оно не противоречит российской Конституции. При этом условии можно считать, что общепризнанные принципы и нормы международно- го права в области прав человека имеют в России прямое действие и не требуют механизма имплементации, т. е. закрепления через внутреннее законодательство.
Это тем более важно, что международно-правовые акты и конституция часто закрепляют по сути одинаковые права не в идентичных формулировках, что рождает различные толкования по поводу последствий. В Конституции РФ, например, нет нор- мы, равносильной ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, в которой закреплено «право каждого на дос- таточный жизненный уровень для него самого и его семьи, вклю- чающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерыв- ное улучшение условий жизни». К тому же со временем между- народное сообщество может принять акты о новых правах и свободах, включение которых в Конституцию России по каким- то причинам будет задерживаться или вообще признано нецеле- сообразным. Аналогичный вопрос встал в связи со вступлением
России в Совет Европы — основные европейские конвенции со- держат высокие стандарты по правам человека, что требует при- ведения в соответствие с ними внутреннего законодательства страны. Ясно, что права человека во всех таких случаях должны быть защищены, но одних международно-правовых актов для этого в отдельных случаях недостаточно.
Процесс правовой интернационализации прав человека раз- вивается быстро и в весьма эффективных формах, превращая гражданина государства в гражданина планеты. Фактически уже сейчас в силу признания международного права внутренним пра-