Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1355

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 10. Общие положения 191
вом страны ни одно государство не должно отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не за- фиксировано в конституции данного государства. Трудно пред- положить, что в России Федеральное Собрание откажется рати- фицировать какой-либо международно-правовой акт, закрепляю- щий новые права и свободы, а гражданам будет отказано в этих правах только по соображениям их отсутствия в Конституции.
Процессы глобализации включают неуклонное сближение меж- дународно-правового и конституционно-правового институтов прав и свобод, что в перспективе, хотя и далекой, может сделать последний излишним. Единый всемирный правовой статус чело- века и гражданина будет неотъемлемой чертой будущей цивили- зации.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   66

§ 5. Классификация прав и свобод
Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы:
1) личные; 2) политические; 3) экономические, социальные и культурные. Эта классификация помогает уяснению относитель- ной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции
России такое разделение на группы прямо не делается, но в из- ложении заметна сгруппированность прав по указанным основа- ниям. Данная классификация в достаточной мере условна, по- скольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесе- ны к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим пра- вам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.
Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу,
личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жиз- ни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства,
свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.
Политические права и свободы включают: право на объедине- ние, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избран- ным и др.
К числу экономических, социальных и культурных прав и сво- бод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчест-

192 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина ва, право частной собственности, право на труд, отдых, забастов- ку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здо- ровья, образование, участие в культурной жизни и др.
§ 6. Ограничения прав и свобод
Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуа- ции, требующие от государства ограничить отдельные граждан- ские права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто,
на каком основании, на какое время и в каких пределах может или должен это делать. Нетрудно понять, что в таком сложном деле волюнтаризм, а тем более злоупотребления недопустимы.
Конституции стран мира, допуская ограничения прав, устанавли- вают строгие основания и порядок их осуществления. Поскольку главная опасность необоснованных ограничений исходит от ис- полнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограничений основных прав только законом или на основании закона, т. е. актами, в принятии которых исполни- тельная власть прямо не участвует.
В Российской Федерации конституционное регулирование во- проса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ гласит:
«В Российской Федерации не должны издаваться законы, отме- няющие или умаляющие права и свободы человека и граждани- на». Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких ос- нований (термин «умаление», однако, следует признать юридиче- ски недостаточно ясным, скорее всего в данном контексте он оз- начает любое сокращение объема разрешаемых действий).
Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Кон- ституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Эти основания — всего шесть и ни одним больше — сами по себе не вызывают сомнений, поскольку речь идет о защите прав и интересов большинства людей от злоупотреблений со стороны меньшинства или о создании необходимых условий для реализа- ции прав и свобод. Вопрос состоит в том, что конкретно должно быть вложено в эти основания, чтобы не допустить злоупотреб-


Глава 10. Общие положения 193
лений. Как бы отвечая на этот вопрос, в данной статье указыва- ются два важных условия: 1) права могут быть ограничены толь- ко федеральным законом и 2) «только в той мере, в какой это не- обходимо».
Оба эти условия также вызывают вопросы. Во-первых, почему в столь важном деле, как ограничение конституционных прав и свобод, законодатель не прибегнул к авторитету федерального конституционного закона, который, казалось бы, является более уместным для данного случая? Во-вторых, упоминание о «мере, в какой это необходимо» порождает беспокойство в связи с воз- можностью слишком широкого толкования этого условия, что при определенном стечении обстоятельств (например, массовом психозе) может послужить основой для произвола. Конституци- онный Суд РФ в связи с этим в ряде своих постановлений обос- нован требование соблюдения соразмерности ограничений как гарантию от чрезмерных ограничений прав и свобод, выходящих за рамки необходимости.
Требуют также правового разъяснения такие основания огра- ничения прав, как «нравственность» и «обеспечение безопасно- сти государства». Любая степень неясности может привести к не- желательным для общества последствиям. Федеральными закона- ми, в которых содержатся отдельные ограничения прав и свобод,
обычно раскрываются понятия соответствующих направлений или форм деятельности государства («безопасность», «оборона»,
«оперативно-розыскная деятельность» и др.).
Следует отметить, что по смыслу приведенных статей Консти- туции в Российской Федерации возможны только общие ограни- чения прав и свобод для всего населения путем принятия закона.
Тем самым как бы исключается возможность такого ограничения в отношении отдельных лиц. В ФРГ, например, Основной закон позволяет ограничивать основные права лиц, которые злоупот- ребляют свободой печати, свободой преподавания, свободой соб- раний, тайной переписки, собственностью, правом убежища.
Объем лишения указанных прав определяется Федеральным кон- ституционным судом. Отсутствие подобной нормы в Конститу- ции РФ не означает, что в России индивидуальное ограничение прав и свобод за злоупотребление ими в принципе невозможно.
В мировой конституционной теории и практике общепризна- но, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональ- ные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки


194 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина и др.)- Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), который, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было офици- ально объявлено и об этом сообщено другим государствам.
Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положе- ние может повлечь за собой отдельные ограничения прав и сво- бод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя.
При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы,
предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статьями
Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинст- во личности, право на неприкосновенность частной жизни, га- рантии против сбора информации о чьей бы то ни было частной жизни, свободу совести, свободу предпринимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой. Набор этих прав, повторяющий аналогичные положения Международ- ного пакта о гражданских и политических правах, отражает стремление защитить те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объявлением чрезвычайного положения и которые должны со- блюдаться при любых обстоятельствах.
В Конституции есть еще одна важная гарантия. Согласно ч. 3
ст. 118 «создание чрезвычайных судов не допускается»
1
. Следова- тельно, даже в условиях чрезвычайного положения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий.
Создание чрезвычайных судов обосновывалось требованиями военного времени, но гораздо чаще они становились орудием массовых репрессий в тоталитарных государствах. Такую роль в
СССР в 1930-е гг. играли разного рода «особые совещания»,
«специальные трибуналы» и т. д. Чрезвычайные суды, действуя в атмосфере общественной истерии, страха или давления со сторо- ны правящих кругов, выносили приговоры, вплоть до смертных,
без достаточных правовых оснований, детального предваритель- ного и судебного следствия и процессуальных гарантий для под-
1
Чрезвычайные суды — суды, осуществляющие ускоренное рассмот- рение уголовных дел без предоставления подсудимым необходимых га- рантий защиты.

Глава 10. Общие положения 195
судимых (так называемое упрощенное производство). Формально такие суды — там, где они периодически создаются, — могут быть включены в общую судебную систему, но обычно их созда- ние исключает какое-либо обжалование в вышестоящие суды об- щей юрисдикции. Тем самым грубо нарушаются элементарные права и свободы граждан.
В современных демократических государствах чрезвычайные суды запрещаются. Европейский Суд по правам человека при- знал не соответствующим Конвенции о защите прав человека и основных свобод («право на независимый и беспристрастный суд» — ст. 6) создание в Турции «судов государственной безопас- ности», которые включают в свой состав наряду с гражданскими судьями военного судью. В наше время к созданию чрезвычай- ных судов под различными названиями прибегают авторитарные и военные режимы.
Чрезвычайное положение — особый правовой режим, времен- но вводимый для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Такой режим меняет характер деятель- ности органов государственной власти и местного самоуправле- ния, должностных лиц и общественных объединений, допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан. Порядок введе- ния чрезвычайного положения регулируется конституциями и за- конами, соответствующий акт принимается главой государства.
Международный пакт о гражданских и политических правах
(ст. 4) указывает, что чрезвычайное положение вводится в усло- виях, когда жизнь нации находится под угрозой, о чем офици- ально объявляется; в этих условиях государство может принимать меры в отступление от своих обязательств по данному Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положе- ния, эти меры не должны влечь за собой дискриминацию исклю- чительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. О таких отступлениях государство обязано немедленно информировать Генерального секретаря
ООН. Не допускается отступление от защиты ряда прав человека
(на жизнь, против применения пыток, против рабства и др.).
В России чрезвычайное положение регламентируется Феде- ральным конституционным законом «О чрезвычайном положе- нии» (в редакции от 7 марта 2005 г.). Чрезвычайное положение
(ЧП) вводится лишь при наличии обстоятельств, которые пред- ставляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и


196 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, мас- совые беспорядки, террористические акты, блокирование или за- хват особо важных объектов или отдельных местностей, подго- товка и деятельность незаконных вооруженных формирований,
межнациональные, межконфессиональные и региональные кон- фликты, сопровождающиеся насильственными действиями, соз- дающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граж- дан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного № техногенного харак- тера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпиде- мии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных при- родных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, по- влекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значи- тельные материальные потери и нарушение условий жизнедея- тельности населения и требующие проведения масштабных ава- рийно-спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение на всей территории Российской Фе- дерации или в ее отдельных местностях вводится указом Прези- дента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Феде- рации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Указ Президента подлежит утверждению Советом Федерации.
В указе должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП; обоснование необходимости вве- дения ЧП; границы территории, на которой вводится ЧП; силы и средства, обеспечивающие режим ЧП; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень времен- ных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граж- дан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), от- ветственные за осуществление применяемых мер; время вступле- ния указа в силу, а также срок действия ЧП. Указ Президента подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опуб- ликованию.
Указ Президента, не утвержденный Советом Федерации, утра- чивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования,

Глава 10. Общие положения 197
о чем население страны или соответствующих ее отдельных мест- ностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении ЧП. При введении ЧП на всей территории Россий- ской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума про- должают свою работу в течение всего периода действия ЧП. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Феде- рации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток (допускается продление).
Закон устанавливает меры и временные ограничения, приме- няемые в условиях ЧП, силы и средства, обеспечивающие ре- жим, особое управление соответствующей территорией. Гарантии прав граждан, ответственность граждан и должностных лиц пре- дусматривают установление пределов временных ограничений,
порядок и условия применения физической силы и специальных средств, порядок задержания граждан, ответственность за нару- шение требований режима, осуществление правосудия и деятель- ность прокуратуры. Законом установлен исчерпывающий пере- чень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Он включает особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП, запреще- ние проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, забастовок, ограничение движения транспорт- ных средств и осуществления их досмотра и др. В наиболее опас- ных случаях, при попытках насильственного изменения консти- туционного строя, массовых беспорядках и других действиях, уг- рожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостанов- ление деятельности политических партий и общественных объе- динений, ограничение или запрещение продажи оружия, спирт- ных напитков, выдворение нарушителей общественного порядка,
не являющихся жителями данной местности, к месту их прожи- вания или за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет, продление срока задержания подозреваемых в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений (не более чем на три месяца). Во время действия ЧП выборы и референду- мы не проводятся.
Данный Закон предусматривает, что неправомочное примене- ние силы сотрудниками правоохранительных органов, как и пре- вышение должностными лицами своих полномочий, включая на-