Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1354

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

198 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина рушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствую- щую ответственность.
От чрезвычайного положения следует отличать чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, для предупреж- дения и ликвидации которых создана единая государственная система. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе- ра» (в редакции от 4 декабря 2006 г.) указывает, что эта государ- ственная система осуществляет социальную защиту населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, содействует реализа- ции прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвы- чайных ситуаций и проч.
Военное положение. Федеральный конституционный закон
«О военном положении» от 30 января 2002 г. определяет военное положение как особый правовой режим, вводимый на террито- рии Российской Федерации или в отдельных ее местностях в слу- чаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии. В период действия военного положения, вводимого указом Президента РФ
с утверждением Советом Федерации, допускается ограничение прав и свобод граждан, деятельности организаций и должност- ных лиц; на них могут возлагаться дополнительные обязанности.
В добавление к тем ограничениям прав и свобод, которые указа- ны выше применительно к чрезвычайному положению, меры во- енного положения предусматривают приостановление деятельно- сти, подрывающей в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации, привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, изъятие для нужд оборо- ны имущества у организаций и граждан, запрещение или ограни- чение выбора места пребывания или жительства, запрещение на- хождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, введение военной цензуры за почто- выми отправлениями, интернирование граждан иностранного го- сударства, воюющего с Россией, запрещение выезда граждан РФ
за пределы страны и др. Выборы и референдумы при военном положении не проводятся. На период военного положения граж- дане обязаны: выполнять требования органов государственной власти и военного управления, являться по вызову этих органов,
участвовать в выполнении работ для нужд обороны, предостав- лять необходимое имущество. Определенные обязанности возла- гаются также на организации, находящиеся на соответствующей территории.


Глава 10. Общие положения 199
Ограничения прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3
ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федераль- ных законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необ- ходимые условия для деятельности правоохранительных органов,
призванных охранять права и свободы всех граждан. Такие зако- ны, абсолютно необходимые в интересах большинства граждан,
одновременно таят опасность злоупотреблений ими, что застав- ляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответ- ствующих органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в
Российской Федерации, особенно важны законы об органах фе- деральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о государст- венной охране.
Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»
(в редакции от 27 июля 2006 г.) предоставляет органам безопасно- сти право устанавливать на конфиденциальной основе отноше- ния сотрудничества с лицами, давшими на это согласие; осущест- влять дознание и предварительное следствие по определенным делам, иметь следственные изоляторы; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, принадлежащие гражданам и орга- низациям, в определенных случаях; проверять у граждан доку- менты, удостоверяющие личность; осуществлять административ- ное задержание лиц, совершивших правонарушение, и др.
Органы ФСБ вправе производить оцепление (блокирование)
участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма,
массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в со- вершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществ- ляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом они принимают меры по обеспечению нормальной жизнедея- тельности населения и функционирования в этих целях соответ- ствующих объектов в данной местности. Эти органы также могут временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на от- дельных объектах), обязывать граждан оставаться там или поки- нуть эти участки в целях защиты жизни, здоровья и имущества


200 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина граждан, проведения неотложных следственных действий, опера- тивно-розыскных и антитеррористических мероприятий.
В целях противодействия терроризму органам ФСБ предос- тавлено право на контрразведывательную деятельность, допус- кающую ограничение конституционных прав граждан (по реше- нию суда) на срок до 180 суток, а в неотложных случаях — без предварительного судебного постановления, но с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов.
Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции от 27 июля
2006 г.) узаконивает права военнослужащих внутренних войск при исполнении возложенных на них обязанностей проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие лич- ность, если имеются достаточные основания подозревать их в со- вершении преступления или административного правонаруше- ния; задерживать и доставлять в органы милиции лиц, совершив- ших правонарушение или покушающихся на его совершение,
либо с целью установления личности; задерживать определенных лиц на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях до передачи органам милиции; производить досмотр транспорт- ных средств; производить обыск лиц, заключенных под стражу,
и др. Внутренние войска МВД участвуют в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической дея- тельности.
Закон РФ «О милиции» (в редакции от 27 июля 2006 г.) закре- пляет права милиции проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточ- ные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; получать от граждан необ- ходимые объяснения; задерживать и содержать под стражей лиц,
подозреваемых в совершении преступления; входить беспрепят- ственно в жилые и иные помещения граждан, в помещения предприятий, организаций и учреждений и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений,
и в других случаях; производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости и личный досмотр пассажиров; временно ограничивать или за- прещать движение транспорта и пешехохюв на улицах и дорогах;
осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия и др. Милиция участвует в противодействии терроризму

Глава 10. Общие положения 201
и обеспечении правового режима контртеррористической опера- ции. Она контролирует соблюдение правил регистрационного учета граждан, правил въезда и выезда из Российской Федера- ции, установленных для иностранцев.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»
(в редакции от 2 декабря 2005 г.) позволяет органам внутренних дел, федеральной службы безопасности, пограничной охраны,
службы внешней разведки, налоговой полиции, государственной охраны в целях борьбы с преступностью проводить гласно и не- гласно оперативно-розыскные действия; устанавливать на без- возмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфи- денциальной основе органам, осуществляющим оперативно-ро- зыскную деятельность; использовать служебные помещения,
имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц и др.
Определяя основания и порядок проведения оперативно-ро- зыскных мероприятий, Закон устанавливает правило, согласно которому проведение оперативно-розыскных меропрятий, огра- ничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграф- ных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища,
допускается на основании судебного решения. Предварительный судебный контроль за законностью и обоснованностью таких ме- роприятий является одной из важнейших гарантий, призванных защитить права и свободы граждан от произвольного и чрезмер- ного их ограничения органами и должностными лицами, осуще- ствляющими оперативно-розыскную деятельность.
Федеральный закон «О государственной охране» (в редакции от 2 декабря 2005 г.), в частности, предоставляет федеральным органам государственной охраны право задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения в местах пребывания объектов охраны; использовать в служебных целях транспортные средства организаций и граждан для пресле- дования и задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении; беспрепятственно входить в жилые помещения граждан (об этих случаях, если вхождение в помещение происходит против воли граждан, органы охраны обязаны уведомить прокурора в течение 24 часов); временно ог-


202 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина раничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах и др. (подробнее см. п. «Государственная охра- на» в § 3 гл. 22 учебника).
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (в ре- дакции от 5 марта 2006 г.), устанавливая правовой режим в зоне проведения контртеррористической деятельности, закрепляет за соответствующими лицами право: принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах; прове- рять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности; задерживать и дос- тавлять в органы внутренних дел лиц, совершивших или совер- шающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию; беспрепятственно входить
(проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помеще- ния и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности;
производить при проходе (проезде) в зону проведения контртер- рористической операции и при выходе (выезде) из указанной зо- ны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них ве- щей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей,
в том числе с применением технических средств; использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принад- лежащие гражданам и организациям независимо от форм собст- венности; использовать в служебных целях транспортные средст- ва, принадлежащие организациям независимо от форм собствен- ности, и др.
Устанавливается, что для борьбы с терроризмом Вооруженные
Силы могут применяться для пресечения полетов воздушных су- дов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами, а также для пресечения террористи- ческих актов на морских судах и для участия в пресечении терро- ризма за пределами РФ в соответствии с международными акта- ми. При этом Вооруженным Силам предоставляется право унич- тожить самолет или морское судно, если они не реагируют на радиокоманды или не подчиняются им. Решение о применении
Вооруженных Сил для борьбы с терроризмом за пределами РФ
принимает Президент РФ. Об этом он информирует Совет Феде- рации.


Глава 10. Общие положения 203
В Законе оговаривается, что для сохранения жизни и здоровья людей, захваченных террористами, возможно ведение с ними переговоров, однако подчеркивается, что при этом не должны расматриваться выдвигаемые террористами политические требо- вания. Реабилитация лиц, пострадавших в результате террори- стического акта, осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов. Также говорится, что в Российской
Федерации запрещается создание и деятельность организаций,
цели и действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма. Решение о признании конкретной ор- ганизации террористической принимает суд на основании заяв- ления прокуратуры.
7 августа 2000 г. вступил в силу Федеральный закон «О рати- фикации Европейской конвенции о пресечении терроризма».
В Закон включено заявление о необходимости применения
Конвенции таким образом, чтобы «обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности меж- дународного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи».
Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответст- вующих государственных органов, закрепленным в Конститу- ции РФ (ст. 46), в Уголовно-процессуальном кодексе, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суд действий и решений, нару- шающих права и свободы граждан.
Перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредска- зуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления за- щиты одних прав за счет ограничения других прав человека.
Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного или временного характера.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   66